Художественные материалы.pptx
- Количество слайдов: 29
Художественные материалы, инструменты и приспособления
Бумага Бума га (предположительно от итал. bambagia, либо тат. бумуг — хлопок) — материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и т. п. , получаемый из целлюлозы: из растений, а также из вторсырья (тряпья и макулатуры). Начиная с 1803 года в производстве бумаги используются бумагоделательные машины.
Форматы бумаги: В полиграфии для изготовления различной продукции используется бумага в листах и рулонах. Все форматы печатных бумаг в полиграфии стандартизированы по тем или иным видам печатной продукции: книжно-журнальные, листовые, картографические и акцидентные. Все выпускаемые размеры бумаг регламентированы ГОСТом 5773 -90.
Свойства бумаги Плотность Определяет вес листа бумаги в граммах, имеющей площадь 1 м 2. Газетная бумага имеет плотность от 45 до 60 г/ м 2, лист обычной бумаги для ксерокса имеет плотность 80 г/м 2, для изготовления визиток применяется бумага порядка 200 -250 г/м 2. Белизна Характеризует способность бумаги отражать свет. Количественно белизна выражается коэффициентом отражения, т. е. отношением интенсивности отраженного света к падающему. Белизна бумаг колеблется от 60% до 98%. Прозрачность Пропускание света через бумагу без рассеяния. Прозрачность в большинстве случаев является недостатком бумаги, т. к. делает видимым отпечаток на оборотной стороне листа. Глянцевость (противоположная характеристика - матовость) Любая бумага отражает падающий свет как рассеянно, так и зеркально. Глянцевость характеризует долю зеркального отражения в общем количестве отраженного света. У глянцевых бумаг на фоне рассеянного отражения возникает блик. У матовых сортов такой блик отсутствует.
Виды бумаги Бумага для печати Газетная бумага — рассчитана на кратковременное пользование. Она имеет желтоватый оттенок, непрочна на разрыв, так как изготовляется из небеленой целлюлозы и древесной массы. Применение этой бумаги для конструирования из-за ее непрочности выполнением лишь разового назначения. Книжно-журнальная бумага, как говорит само наименование, предназначается для печатания книг, журналов, нот, цветных литографий, эстампов. Поэтому этот вид бумаги подразделяется на типографическую, нотопечатную, литографическую, эстампную и т. д. В розничной продаже такой бумаги нет. Эта бумага гладкая, прочная на разрыв и излом, не деформируется после увлажнения и высушивания. Поэтому из старых карт хорошо получаются поделки для игр с водой: кораблики, лодочки, водоплавающие птицы и др. Обложечная или упаковочная бумага выпускается для книжных, журнальных, альбомных, тетрадных обложек. К этому же виду относят и форзацную бумагу. Из нее дети могут сделать самые разнообразные фигурки или применить как фон для композиций панно, макетов, ширм.
Крашеная бумага Настольная бумага — изготавливается из обложечной или оберточной бумаги, имеет одностороннюю окраску, как правило, мягких тонов. Может быть использована для создания композиций крупного масштаба, а также в качестве фона для размещения отдельно сделанных поделок, объединенных сюжетом. Глянцевая бумага — получается из писчей путем одностороннего крашения с последующим лощением, что создает блестящую, яркую поверхность разных тонов и оттенков. Она является прекрасным материалом для изготовления поделок приемами оригами, так как хорошо складывается. Мраморная бумага — отличается от глянцевой лишь своеобразием обработки ее поверхности мраморным рисунком — разводами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор. Такая бумага может служить фоном для наклеивания декоративных композиций, из нее складывают домики, корзины, коробочки, ящички, подставки и т. п. Шагреневая бумага — обрабатывается так же, как и мраморная, но ее дополнительно подвергают тиснению, чтобы придать вид кожи. Эта бумага плохо складывается, сгибы получаются нечеткими, они быстро расходятся, поэтому поделки, сделанные из шагреневой бумаги, неустойчивы. Ее не рекомендуется использовать в конструировании. Иногда она может быть применена для фона в декоративной композиции, выполняемой по мотивам народного орнамента.
Обойная бумага — с рисунчатой поверхностью может найти самое широкое применение в конструировании поделок крупного масштаба или служить фоном для размещения тематических композиций. Например, на бумаге с цветочным рисунком можно поместить фигурки петуха, курочки с цыплятами. Из обойной бумаги создают также композиции хороводов кукол, матрешек, петрушек, по-разному комбинируя цвета, рисунок заготовки, чтобы получить красочные сочетания фигур. Упаковочная и оберточная бумага — бывает общего и специального назначения. Бумага общего назначения используется как упаковочный материал, она отличается по составу: целлюлозная, древесная, соломенная, макулатурная, тряпичная. Оберточная специальная бумага различается по назначению: чайная, сахарная, мануфактурная, мешочная, спичечная и. т. д. Сюда же относится оберточная бумага с тисненым рисунком, текстом, фирменным знаком. Разнообразие оберточной бумаги создает большой арсенал возможностей для ее широкого применения в создании различных поделок, отличающихся красочностью, выразительностью трактовки образов предметов, игрушек и т. д.
Бумага для письма Писчая, потребительская бумага, почтовая бумага — наиболее высококачественная бумага, изготовляемая из тряпья и целлюлозы. Хорошо поддается обработке: легко складывается , хорошо окрашивается в любой цвет. Эти качества и свойства писчей бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в изготовлении поделок по типу оригами после предварительной окраски в тот или иной цвет, а детям дать возможность выбрать нужную бумагу по цвету, чтобы полностью осуществить задуманное в процессе конструирования. Бумага чертежно-рисовальная — выпускается как высшего качества, так и обыкновенная. В конструировании поделок эту бумагу используют как основу для украшения предметных, декоративных и сюжетных композиций. Калька — это бумага, пропитанная для прозрачности воском и маслом. Ее используют, чтобы показать прозрачность крыльев бабочек, стрекоз, жуков, изготовить нарядные елочные украшения, игрушки в виде фонариков, корзиночек и т. д. Подходит такая бумага также для изображения героев, персонажей сказок, мультфильмов, где она применяется с сочетании с цветной фольгой, слюдой, целлофаном, чтобы придать образ особый блеск, сделать их более нарядными, необычными, сказочными.
Бумага впитывающая К этому виду бумаги относят фильтровальную, промокательную, пергаментную, креповую, папиросную. Вся она отличается мягкостью, даже пушистостью, приглушенными цветовыми оттенками. Такая бумага пригодна для изготовления цветов, некоторых разновидностей птиц. Из впитывающей бумаги создают элементы макетов, композиций в виде поделок в виде панно, ширмы, используют ее и при оформлении детских костюмов к инсценировкам, спектаклям. Детей нужно обучать правильно обращаться с такой бумагой. Они должны знать, что впитывающая бумага быстро намокает (поэтому нельзя ее увлажнять), легко рвется, при складывании следует хорошо заделывать сгибы, даже проглаживать их теплым утюгом.
Картон Карто н (франц. carton, от итал. cartone, от carta — бумага), папка, политура (толстый, глянцевый картон, бристольский картон и т. п. ) — самая толстая бумага, толще сахарной и оберточной.
Виды картона По сфере применения картона: • дизайнерские; • полиграфические; • упаковочные;
Дизайнерский картон используется для воссоздания презентационной и имиджевой продукции, журналов, книг, упаковок, именно поэтому для изготовления этого вида картона используются самые дорогостоящие сорта сырья. Помимо всего прочего данный картон отличается от остальных широкой цветовой палитрой и большим разнообразием фактур. Полиграфический картон применяется для изготовления многоцветного изделия, требующего лишь высокое качество печати, например, дорогая подарочная упаковка, брошюры, папки и т. п. Полиграфический картон, в отличие от остальных видов картона, не обязан обладать большой жесткостью. Его главным отличительной чертой является высокое качество печати, благодаря двустороннему либо лишь наружному мелованному слою. Упаковочный картон употребляется для изготовления упаковки и тары, что обуславливает требования к данному материалу: прочность, барьерные свойства, каркасность и высокая жесткость.
Краски Кра ски — общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими). Чаще всего под словом «краски» подразумевают суспензии пигментов или их смеси с наполнителями, в связующем — олифе, ПВА-эмульсии, латексах или других пленкообразующих веществах. Краски наносят непосредственно на имеющийся материал или на грунт (живопись).
Акварельные краски Акварель — это водяные краски. Основные качества акварели — прозрачность, мягкость, чистота и яркость цвета. Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол.
Разновидности акварельных красок
Гуашевые краски Гуашь - краска непрозрачная, плотная. Высыхая, она приобретает матовую поверхность. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, ткани, картоне, фанере. Различие между гуашью и акварелью заключается в том, что гуашь включает в себя, для большей укрывистости, белила и инертные наполнители. Гуашью работают главным образом плакатисты и графики, а также некоторые художники станковисты. Гуашь широко применяется в декорационной живописи при выполнении различных эскизов. Очень часто ее используют для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха.
Темперные краски ТЕМПЕРА (от лат. "темпераре" - смешивать) - краски, предшествующие масляным. Связующим темперных красок является природная или синтетическая эмульсия, в зависимости от которой различают темперы яичную, поливинилацетатную и другие. Яичная темпера являлась основным живописным материалом вплоть до XVIII века. Высыхание темперных красок происходит в результате испарения воды; при этом краска образует стабильную эластичную плёнку, состоящую из пигмента и связующего вещества. В отличие от масляных красок, темпера характеризуется большей прочностью, её слой не образует трещин, поверхность не отслаивается. С течением времени темперная краска не морщинится и не тускнеет, она не восприимчива к воздействию нормальных перепадов температур и изменений условий влажности.
Темпера высыхает довольно быстро. Если работать тонким слоем, он высохнет так же быстро, как акварель. Более плотные слои высыхают медленнее в пределах нескольких минут ( если слой очень густой, срок высыхания значительно возрастает). Высохшую темперную краску нельзя удалить водой. Темперная краска поступает в продажу в тубах, которые производятся в нескольких вариантах ёмкости. Темперные краски в тубах как и масляные краски обладают одинаковой консистенцией. Если надо сделать краску ещё более жидкой, чем в тубах, приготовьте емкость для замеса, чтобы в дальнейшем разбавлять краску водой или специальными вспомогательными средствами.
После работы необходимо плотно закрывать краски, чтобы предотвратить их высыхание и образования на поверхности пленки. Поливинилацетатные темперные краски изготавливаются в соответствии со стандартной рецептурой, поэтому можно свободно смешивать между собой краски разных производителей.
Масляные краски МА СЛЯНЫЕ КРА СКИ— краски и основанная на них техника живописи, в которой связующим веществом пигментов являются жирные высыхающие масла растительного происхождения — льняное, ореховое, маковое, подсолнечное. Главное преимущество в работе масляными красками заключается в том, что при соблюдении технологии цвет после высыхания красочного слоя остается неизменным, сохраняя насыщенность и яркость.
Кисти Кисть - инструмент для нанесения на поверхность краски и других жидкостей, выполненный в виде пучка мягких волосков, скреплённых у основания и насаженных на рукоятку. Кисть – это не более, чем простейший инструмент, помогающий художнику выполнить задуманное. Но как и с каждым инструментом с кистями надо тоже уметь обращаться. Художественные кисти состоят из трех основных частей: волосяного пучка металлической обоймы (капсюля) деревянной ручки.
Колонковая кисть - это королева среди акварельных кистей. Колонок хищный пушной зверек из семейства куньих, в неволе не живет. Его родина - Сибирь, Китай и Корея - регионы с суровыми зимами. Волос колонковых кистей имеет коническую форму, выпирающее "брюшко" посередине длины волоса, которое заостряется до тончайшего изумительного кончика. Помимо этого, пучок колонковой кисти состоит из волосков разной длины, которые при соприкосновении наполненной кисти с поверхностью, создают капиллярный поток. С кончика кисти краска стекает непрерывным потоком и с превосходной консистенцией. На рынке художественной продукции существует несколько видов колонковых кистей. Однако, лучшие из волоса колонка - сибирского происхождения. Для изготовления кисти используется волос из хвоста. Унция высококачественного колонкового волоса дороже унции золота. Колонковые кисти имеют волос золотисто-коричневого цвета. Кисть из волоса белки имеет кончик, напоминающий острие рапиры (подобно колонковой кисти), отличные показатели контроля над текучестью (опять же как у колонковой кисти), но низкую эластичность. Высококачественный беличий волос получается от сибирской белки. Беличьи кисти разнообразны в использовании и дешевы в сравнении с колонковыми. Кисти из пони хороши для гуаши и туши. Обратите внимание: кисти из пони очень мягкие, не собираются в «хвостик» . Нужен навык для рисования такими кистями. Для маленьких детей не рекомендуют их покупать. Кисти из козы жесткие, не имеют вершинки, а потому хорошо работают с клеями и водорастворимыми красками.
Круглая кисть Самая простая форма кисти, которая есть у любого художника. С помощью такой кисти можно получать ровные мазки , варьировать их толщину с помощью нажима. Одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией с неизменной толщиной, либо линией, варьирующейся по толщине. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями. Круглая кисть с наполненной вершинкой Такую кисть удобно использовать при заливках, а также детализации рисунка. С ее помощью получаются как толстые, так и тонкие линии, в зависимости от нажима. Круглая кисть с заостренной вершинкой Эта кисть схожа с предыдущей, но будет полезна тем художникам, кому в работах важна точность и достаточно тонкие линии.
Плоская кисть с короткой выставкой У такой кисти плоская обойма и короткий волос. Ширина и длина выставки практически равны. Плоская кисть со стандартной выставкой Также, с плоской обоймой, форма пучка более квадратная, углы прямые. Сочетает в себе волоски разной длины для наилучшей маневренности: делайте смелые мазки широкой частью кисти и тонкие ребром кисти. Плоская усеченная кисть Используется для точных мазков, а также для линий и кривых типа «серпантин» . Ворс делается из щетины или синтетики. Кисть формы «лещина» Обладает достоинствами и плоской, и круглой кисти. Отличный выбор для лучшего смешивания цветов. Веерная кисть Имеет плоскую обжимку, формирующую веерный пучок. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.
Карандаши Графит – это материал, из которого изготовлен грифель карандаша. Рисунок графитовыми карандашами – самая простая техника рисования, дающая наиболее четкое изображение. Карандашом рисуют линии и выполняют работы с применением штриховки. Независимо от типа грифеля цвет графита всегда остается серым. . Меняться может только его фон: более светлый, если грифель твердый, и более темный, если грифель мягкий. Твердость грифеля обозначают буквой и цифрой в верхней части карандаша: твердость указывают буквами В и Н ( буквой В маркируют мягкие карандаши, буквой Н – твердые). Также существует промежуточный вариант ТМ или НВ, находящийся в середине по шкале твердости. Чаще других используются карандаши средней твердости и мягкие. Твердые грифели применяются для точной прорисовки и нанесения предварительной штриховки, тогда как более мягкие – для выделения самых темных деталей рисунка. Графит может быть также в виде стержней цилиндрического, квадратного или шестиугольного сечения, различной твердости и толщины.
Цветные карандаши Грифели цветных карандашей изготавливают из пигментов с добавлением в качестве связующего каолина – белой глины, которая смешивается с воском. Благодаря присутствию каолина цветные карандаши в меньшей степени, чем другие материалы для рисования, впитываются в основу. Каолин дает возможность заточить грифель, препятствует рассеиванию пигмента по основе, позволяет рисовать линии и ограничивать цветовые области. Твердые карандаши больше годятся для профессиональной работы, поскольку их можно чаще затачивать и они дольше держат заточку. Карандаши средней твердости очень удобно использовать, когда надо равномерно раскрасить относительно большой участок. Существуют еще и акварельные карандаши – разновидность цветных карандашей профессионального качества. Штрихи, сделанные такими карандашами, можно обрабатывать кистью смоченной в воде.
Уголь и угольные карандаши Это углерод растительного происхождения, дающий темно-серую, почти черную матовую линию. Уголь - абсолютно натуральный продукт, он не содержит никаких склеивающих его частицы компонентов, поэтому важно фиксировать рисунок, чтобы частицы угля со временем не осыпались. Очень важна фактура бумаги, чем она крупнее, тем более яркими получаются штрихи, поскольку больше частичек углерода остается в углублениях листа. Угольные стержни изготавливают из прутков ивы, липы или грецкого ореха. От размера и толщины прутков зависит стоимость полученного угля: чем пруток толще, тем дороже уголь. Уголь для рисования продается в виде стержней различной толщины, от 2 мм до 2 см. Наиболее качественным, но дорогим является уголь, изготовленный из цельных прутков. Существуют и менее дорогие угольные стержни, которые спрессованы из угольной пыли. Это материал высокого качества, несмотря на то, что он дешевле угля из прутков. Также есть угольные стержни, изготовленные методом прессования с добавлением в качестве вяжущего состава – небольшого количества глины. Такой стержень представляет собой правильный цилиндр диаметром 6 -7 мм и является чемто средним углем и пастелью. Эти стержни дают несколько более темную и плотную линию, более бархатистую, и выпускаются в 4 разновидностях – в зависимости от твердости. Угольные карандаши Также изготавливают карандаши с грифелем из угля, добавляя в него немного клеящего вещества, чтобы карандаши можно было заточить. Они могут быть весьма полезны для детальной прорисовки.
Пастель Пасте ль [-тэ -] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.
Художественные материалы.pptx