10.Художественное образование в Росии 2- 080 гг.ХХ века.ppt
- Количество слайдов: 41
Художественное образование в России 20 – 80 гг. ХХ века
Становление системы художественного образования в Советской России n n С 1917 года «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам, любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» (В. И. Ленин).
n Искусство было призвано служить народу, а художественное воспитание должно быть направлено на революционное преобразование общества.
n n Художественная школа требовала коренной перестройки, пересмотра содержания образования, методов и форм преподавания искусства Новая школа должна была стать школой творческого овладения знаниями и навыками. n Для этого необходимо было единство в среде художников и новый педагог-воспитатель.
n Новая художественная школа стала ареной споров, дискуссий представителей различных художественных направлений и педагогов разного толка от сторонников академического классицизма до сторонников «беспредметного изображения» .
Академия художеств n n n В 1921 г. предприняты попытки объединения некоторых течений (натурализма, импрессионизма, кубизма, и футуризма) в одно целое и создания новой программы для слушателей Академии. В проекте новой программы рисунок переставал быть основным видом в подготовке художников, ведущее место занимала живопись. Рисунок как самостоятельный вид учебной работы потерял свое значение. Методика преподавания рисунка и живописи стала частным делом преподавателя. Основным методом преподавания художественных дисциплин был метод «свободного воспитания» , требующий сохранения и развития творческой индивидуальности учащихся.
Новые методы профессионального обучения художников n n n Метод «коллективного преподавания» . Такой метод преподавания фактически приводил к нарушению всякой системы и методики преподавания. «Лабораторно-бригадный» метод предполагал самостоятельное выполнение работы группой-бригадой учащихся от постановки натуры до определения задач учебной работы. «Метод проектов» . Обучение происходило в ходе практического исполнения проекта.
n n n Уничтожение методического и гипсового фондов Перестройка во ВХУТЕИНЕ и ВХУТЕМАСЕ Критика методов работы с учащимися таких, педагогов как Филонов, Татлин, Петров. Водкин, которые пропагандировали теорию «трехцветки» в преподавании живописи, «сферическую перспективу» , «объективный метод» рисования, который строился на оптических законах.
n n n В 1925 г. первый ректор-коммунист Э. З. Эссен преподавание художественных дисциплин встало на путь реалистического искусства объявлена борьба господству «левых» в искусстве поворот к реалистическому искусству заставил взять на вооружение лучшее, что было разработано старой Академией.
n А. Зарубин Профессор И. И. Бродский в мастерской со своими учениками, 1938
Методика преподавания рисования в общеобразовательных школах в 20 -е годы n n Учителям ИЗО (рисования) предоставлялась свобода в выборе методов преподавания рисования. Широкое распространение в этот период получили новые методы преподавания рисования, такие как метод «свободного творчества» и комплексный метод обучения.
30 -е годы n n Дмитрий Николаевич Кардовский сохранение традиций русского реалистического искусства, развитие методики преподавания рисунка и воспитании нового поколения учителей рисования сыграл В основе методики преподавания рисунка разработанной Д. Н. Кардовским лежат теории и методы работы над рисунком, разработанные Дюрером, Энгром, Чистяковым.
Метод Д. Н. Кардовского. Рисунок из книги «Пособие по рисованию» , 1938.
Метод Д. Н. Кардовского. Сущность строения формы носа
n Д. Кардовский. Сидящая натурщица. Уголь, 1890 -е гг. Школа Ашбе
n Д. Кардовский. Два поворота головы. Уголь, 1890 -е гг. Школа Ашбе
n Д. Кардовский. Портрет старика. Уголь, 1923 г.
n А. Савинов Рисунок к портрету И. Л. Неслуховской. Карандаш, 1923 г.
n С. Павлов. Натюрморт. Масло 1927 г.
n n Постановления партии 1931 г. и 1932 г. "вернули советскую школу на верный путь развития". Этому в немалой степени способствовали педагогические идеи Н. К. Крупской. Дискуссии в периодической печати по вопросам преподавания искусства в школе. "Пусть дети рисуют вкривь и вкось, что за беда. Косой рисунок еще лучше может передать настроение. Но техника требует именно точности. Нельзя учить точности на кривых рисунках. Футуристы говорят: "Точности изображения пусть учит черчение, задачи искусства другие" Это неверно. Это просто желание отмахнуться от требований, выдвигаемых жизнью". n А требование было одно - подготовка учащихся для техникумов, для трудовой жизни.
n n n Предмет ИЗО переименовывается в «Рисование» . Основным видом деятельности становится рисование с натуры (до 60% времени), наряду с которым отводилось время для рисования по представлению, на темы, декоративного рисования и беседам об изобразительном искусстве, главной задачей которых являлось идейно-политическое воспитание детей. Сокращено количество часов рисования (с 2 -х до 1 ого часа в неделю), Рисование преподавалось до 6 класса, а с 7 класса начиналось изучение черчения. На уроках геометрические формы вытесняли предметы быта.
n n Рисование в школе в 30 -е годы утратило художественно-эстетические задачи, превратившись в предмет обучения графической грамоте. Воспитательные функции и функции развития творческих способностей взяли на себя внешкольные учреждения (ЦДХВД)
n n Содержание программы по рисованию 1938 года ограничилось тремя видами деятельности: рисование с натуры, по представлению, по памяти; декоративное рисование; рисование на темы. Основной задачей предмета стало научить учащихся грамотно рисовать предметы отдельные (рисование с натуры) и в обычном их окружении, как мы их наблюдаем в действительности (тематическое рисование).
Послевоенные годы n n n Теоретическое противостояние двух направлений в методике преподавания рисования, как в общеобразовательных, так и в специальных (нехудожественных) учреждениях. К первому направлению, пример "Методика рисования" (М. : Учпедгиз, 1947) - Е. С. Кондахчан стал основоположником направления в методике рисования, которое получило название - развивающего обучения рисованию. К концу 40 -х годов складывается второе, противоположное направление в методике преподавания рисования в школе, сторонники обучающего рисования, рисования дающего основу графической грамоты, рисования по законам и правилам реалистического искусства. "Рисование" (учебное пособие для институтов, готовящих геологов, географов, М. : Учпедгиз, 1949) И. И. Евдокимов.
Система художественного образования Общеобразовательная школа Внешкольное учреждение ДХШ Художественный ВУЗ Академия В начале 50 -х годов выстраивается система художественного образования с постановкой задач на каждом этапе образования n
Академическая школа Два направления в рисунке: n живописно-пластический метод (проф. Соловьев), основанный на построении рисунка тоном (влияние школы Ашбе); n линейно-конструктивный метод (А. Дейнека), построение конструкции в линиях на последних этапах появляется тон
Программа по рисованию 1959 г.
Таблица из учебника «Рисование 1 класс» n Таблица из учебника «Рисование 2 класс» n
n Таблица из учебника «Рисование IV класс»
Поиски новых подходов к художественному образованию детей в 70–е гг. n n 1968 г. книга В. Алексеевой «Изобразительное искусство и школа» авторская программа, дающая возможность стимулировать художественное развитие ребенка на уроках искусства (с 1 по 10 классы), раскрывающая перед ним духовное богатство отечественного и зарубежного искусства
n n n • • 1967 г. новые программы, разработанные НИИ ХВ, предмет - «Изобразительное искусство» . Основные виды деятельности: Рисование с натуры 50%, Декоративное рисование 20%, Тематическое рисование 20%, Беседы об изобразительном искусстве 10%.
Новаторская деятельность учителей ИЗО n n n • • • 70 -ге годы. Новая программа «Изобразительное искусство» и новая методика преподавания в школе, разработанные сотрудникам НИИ ХВ под руководством Б. П. Юсова Главные задачи предмета - не научить грамотно рисовать, а развитие эстетическое восприятие, художественно-образное мышление и на основе этого творческий потенциал каждого ребенка. Основные виды деятельности: Изображение на плоскости (живопись, графика), Изображение в объеме (скульптура, лепка), Декоративно-прикладная деятельность, Работа в пространстве (художественное конструирование), Восприятие действительности и искусства (Эстетическое и художественное восприятие)
Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б. П. Юсова Основные методы приобщения детей к искусству: 1) восприятие как средство развития зрительной памяти - основы образного мышления; 2) сравнение как средство активизации восприятия и художественно-образного мышления; 3) созидание как средство реализации творческих замыслов, развития творческой активности в процессе практической деятельности. n Активно использовать все виды искусства (музыки, литературы, театра) на уроках ИЗО, во время восприятия и практической деятельности. n В 1980 г. программа под ред. Б. П. Юсова была утверждена в качестве типовой программы Минпросом СССР, но Минпрос РСФСР не принял ее в качестве типовой. n
Программа «Изобразительное искусство» под ред. В. С. Кузина n n n Идеи всеобщей графической грамотности представляет традиционная программа «Изобразительное искусство» (НИИ школ, под ред. В. С. Кузина). Истоки программы лежат в начале 18 века, когда методы и принципы подготовки профессиональных художников были «спущены» в общеобразовательную школу на уроки рисования. Основной теоретической и практической базой обучения является классическая школа реализма, разработанная мастерами русской академической школы (П. П. Чистяков. Д. Н. Кардовский, Б. В. Иогансон, П. Я. Павлинов, В. А. Фаворский и др. ).
Структура и содержание программы «Изобразительное искусство» под ред. В. С. Кузина Виды деятельности Рисование с натуры Рисование на темы Декоративное рисование Беседы об искусстве ВСЕГО: Классы 1 2 3 4 5 6 7 9 10 14 16 16 18 14 10 8 8 8 12 8 8 6 8 8 8 - - - 4 4 35 36 36 36 4 1
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б. М. Неменского В 80 -е годы экспериментальную апробацию проходит программа под ред. Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» . n В основе программы лежат принципы программы НИИ ХВ, но программа разработана на 10 лет и имеет авторскую структуру, в основе которой лежит блочно -тематический принцип и три этапа обучения: 1 этап - Основы художественных представлений. 2 этап - Основы художественных знаний 3 этап - Основы художественного сознания. n В 1988 г. программа была утверждена в качестве типовой. n
Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративноприкладного искусства» под ред. Т. Я. Шпикаловой n n n В 90 -е годы с ростом национального самосознания и развитием интереса к народной культуре, инновационная работа методистов была направлена на разработку нового раздела в рамках программы по ИЗО, а именно раздела посвященного народному декоративно-прикладному творчеству и национальным традициям в культуре и быту. Основной задачей, наряду с обучающими и развивающими задачами, является приобщение детей к культурному национальному наследию. В основе строения программы положен принцип комплексного изучения темы (в комплекс входят занятия ИЗО, художественного труда, музыки, чтения и внеклассная работа).
Виды художественной деятельности: - основы художественного изображения; - орнамент в искусстве народов мира: построение и виды; - народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения; - художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла); - устное народное творчество; - фольклорные праздники. n
Современное состояние художественного образования в нашей стране n n Существует три типовых программы по изобразительному искусству, которые наряду с предметами «Музыка» и «Мировая художественная культура» входят в образовательную область «Искусство» Наблюдается тенденция к полихудожественному приобщению детей к культуре и творчеству.
10.Художественное образование в Росии 2- 080 гг.ХХ века.ppt