Художественная обработка металла1.pptx
- Количество слайдов: 101
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА
• Художественная обработка металла — один из старинных видов декоративно-прикладного искусства, высоко развитый у русских мастеров еще во времена Киевской Руси. Они владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Работы киевских литейщиков и златокузнецов отличались совершенством исполнения и пользовались широкой известностью за рубежом. • Литейное, кузнечное и ювелирное производство продолжало развиваться и в дальнейшем, о чем свидетельствуют многочисленные находки археологов, обнаруженные в Старой Рязани, на территории Владимиро-Суздальского княжества, в Новгороде, в Твери и в ряде других мест. Эта отрасль декоративно-прикладного искусства вновь достигает расцвета в XIV—XVII вв. , в эпоху образования Русского государства. Крупными центрами художественной обработки металла становятся Москва, Ярославль, Великий Устюг. В XVI—XVII вв. наблюдается бурное развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Металл широко начинают использовать в архитектуре. В период барокко и классицизма в Москве и Петербурге создаются специализированные мастерские и фабрики (бронзолитейное предприятие Шопена и др. ). Всесторонне подготовленные мастера художественной обработки металла группируются при крупных оружейных заводах: тульском, сестрорецком, златоустовском. В то же время выпуском чугунного художественного литья занимаются партикулярные предприятия, принадлежащие Бибарсову, Нарышкину, Баташовым, Демидовым. • Наряду с фабрично-заводской промышленностью развивается мелкое кустарное производство: кузнечно-слесарное и литейное в Павловской слободе бывшей Нижегородской губернии, чеканное в Ярославской, Вятской и Владимирской губерниях, ювелирное — в районе с. Красное близ Костромы, а также в Рыбной слободе бывшей Казанской губернии и в окрестностях Бронниц под Москвой. • К традиционным металлообрабатывающим предприятиям, восстановленным в советское время, относятся фабрики: «Северная чернь» , «Ростовская финифть» , Красносельская ювелирная фабрика, филиал Бронницкой ювелирно-художественной фабрики в подмосковном селе Синькове, художественные цехи при машиностроительном заводе имени Ленина и Каслинском машиностроительном заводе, и т. д.
ЛИТЬЕ • Художественное литье – один из древнейших способов обработки металлов, заключающийся в заливке их расплавов в специально приготовленные формы. В древние времена для изготовления сложных изделий художественного литья использовали формы из глины. Мастерством художественного литья хорошо владели скифы. Широкое развитие художественное литье получило в Древней Руси и достигло расцвета в конце 12 начале 13 в. Производили медные бронзовые изделия – предметы домашнего обихода, украшения, оружие (стрелы, наконечники копий). В русских летописях за 1607 г. упоминают о литых колоколах, установленных в Новгороде. Русские мастера литейщики освоили также производство литых бронзовых пушек (15 век), что имело большое значение для защиты государства.
СКАНЬ • Скань (филигрань) способ изготовления художественных изделий из крученой или гладкой проволоки, иногда уплощённой посредством вальцовки. Материалом служит серебро, реже применяется золото. Элементы сканного узора соединяются при помощи пайки. Скань может быть ажурной или напайной, в последнем случае сканный узор напаивается на поверхность изделия. • На XV—XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин. • В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России.
ЗЕРНЬ • Зернь оформление отдельных элементов изделий напайкой металлическими шариками ( «кернерами» ) диаметром от 0, 5 до 1 4 мм. Применяется в сочетании со сканью.
ЭМАЛЬ • Эмаль (финифть) декоративное покрытие, накладывающееся на поверхность металлических изделий. По своему составу используемые в художественной промышленности эмали подразделяются на холодные (т. е. не требующие обжига) и горячие. Холодная
РОСПИСЬ ПО ЭМАЛИ • Роспись по эмали — выполнение орнаментальных и сюжетных изображений на металлических пластинках, покрытых одноцветной эмалью. В качестве фонового покрытия чаще всего используется глухая эмаль белого цвета. Роспись производится жаростойкими керамическими красками и закрепляется посредством повторного обжига.
ЗОЛОТАЯ НАВОДКА. Древнерусская техника исполнения икон с золотым рисунком на бархатисто черном фоне медной основы; употреблена в клеймах соборных врат в Новгороде, Суздале, Костроме, Александрове; основана на граверном протравливании лакового покрытия, для нанесения рисунка соединением ртути с золотом.
ЧЕКАНКА • Чеканка (торевтика) — обработка металла путем выколотки или плющения. Работа производится специальным чеканочным молотком. Чеканка может служить самостоятельным способом изготовления художественных изделий, при этом используется листовой материал. В этом случае могут выполняться плоскорельефные или объемные изделия. • Уже в домонгольской Руси было известно несколько разновидностей чеканных работ: плоскостные, рельефные композиции, а также узоры, выполненные особой, орнаментально пуансонной техникой (пуансон – стальной стержень в форме чекана, на боевой части которого выгравирован фигурный элемент). О высоком развитии этого искусства в Древней Руси можно судить по находкам археологов и случайно обнаруженным кладам. • Для северных городов в IX X вв. была характерна пуансонная чеканка. В Новгородской области найдены тонкие пластинки из серебра с различными пуансонными орнаментами в виде небольшого кружка или треугольника. Нередко среди новгородских, псковских, смоленских и суздальских изделий можно встретить довольно сложные узоры из прерывистых линий, выполненные особым пуансоном – зубчатым колесом со многими делениями. • Среди находок оковка турьего рога из так называемой Чёрной Могилы – высокого кургана в районе Чернигова (X в. ). На золотистом фоне отчетливо проступают фигуры людей, птиц, различных сказочных чудовищ (рис. 1). Качество изготовления рельефов позволяет судить о высоком художественном
ОКОВКА ТУРЬЕГО РОГА ИЗ ЧЁРНОЙ МОГИЛЫ. X В. СЕРЕБРО
ШЛЕМ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА (1216 Г. )
КРАТИРЫ МАСТЕРОВ БРАТИЛЫ И КОСТЫ
ГРАВИРОВКА • Гравировка — оформление художественных изделий поверхностной порезкой. Гравировка выполняется вручную специальными резцами — штихелями.
МЕТАЛЛ, ЛИТЬЕ, ГРАВИРОВКА. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, НАЧАЛО XX ВЕКА
НАСЕЧКА • Насечка — выполнение узора путем инкрустации. Насечка производится по стали или слоновой кости серебром, золотом или медью. Техника насечки состоит в выборке контурных или локальных углублений на поверхности изделия с помощью штихеля и в забивке металлической проволоки или пластинок, используемых для инкрустации.
ЧЕРНЕНИЕ • Чернь (ниэло) выполнение графического узора на поверхности серебряных изделий путем наплавления черневого состава. В состав черни входят сернистые окислы серебра, меди и свинца. Синевато черный черневой сплав обладает металлическим блеском, значительной прочностью и пластичностью, соединяется с серебряной основой изделия. Наносится на поверхность изделий с тисненым или гравированным узором, после чего изделие подвергается обжигу. плавленная чернь, растекаясь, заполняет углубления узора, излишки черни удаляются с помощью опиловки и шлифовки.
ДАВИЛЬНЫЕ РАБОТЫ • Давильные работы — вытягивание пустотелых объемных изделий концентрической формы на вращающейся болванке.
НАКАТКА • Накатка — способ нанесения рельефного рисунка или фактурной разделки на изделия концентрической формы. Накатка производится путем сопряжения вращающейся заготовки, закреплённой в патроне токарного станка, со стальным колесиком, на поверхности которого выгравирован соответствующий рельефный узор.
ШТАМПОВКА • Штамповка — обработка металла посредством тиснения или удара. Производится на механических прессах со сменными приспособлениями — штампами. Основными элементами штампов являются ударный или рубящий инструмент — пуансон и мат стальное ложе, повторяющее конфигурацию изделия. Путём штамповки осуществляется вырубка плоских заготовок листового металла, выгибка или вытягивание объемных форм, тиснение рельефных изображений.
КОВКА • Художественная ковка черных (железных) сплавов — один из древнейших способов обработки металлов. Его истоки на Руси связаны с производством орудий труда славянскими племенами, населявшими нашу страну в. н. э. (возникновение Древнерусского государства) кузнечное ремесло достигло высокого уровня. Из черного металла изготовляют самые разнообразные изделия: орудия труда, бытовую утварь, оружие, ювелирные изделия. Советские археологи насчитывают более 150 видов предметов, выполненных кузнечной техникой, причем каждый из них имел различные формы и размеры. Древнерусские кузнецы владели всеми приемами свободной ковки, сварки, термической обработки, горновой пайки медью. При том уровне техники все это требовало от мастера большого опыта и навыка, так как различить, например, сорта стали (мало и высокоуглеродистой) можно только по цвету и характеру искры или излому, а сте пень нагрева при ковке, закалке и сварке — по цвету каления (на глаз); о температуре отпуска стали кузнец судил по цветам побежалости и т. п. Кузнец ремесленник был не только исполнителем, создающим изделия и владеющим всем комплексом техно логических и производственных знаний и навыков, но и творцом, изобретателем конструкции и форм изделий, включая и их художественно декоративные качества, которые в древнерусских изделиях нераздельно слиты с функ циональными и утилитарными особенностями изделий. Важно отметить, что изделия древнерусских кузнецов не только те, которые служили украшением костюма (перстни, пряжки, застежки, браслеты, цепочки, подвески) или украшением конской сбруи, но и оковки, петли на ларцы и сундуки, дверные замки, мечи, путы, шлемы, боевые топоры, всевозможная бытовая утварь и множество других железных кованых изделий по своим высоким художественным качествам современным искусствоведением относятся к области прикладного искусства и рассматриваются как художественное произведение. Древнерусское кузнечное ремесло росло, расширялась номенклатура изделий,
ТРАВЛЕНИЕ • Травление — снятие поверхностного слоя металла посредством химической обработки (с помощью кислот и щелочей), Травление служит промежуточной операцией, применяющейся для удаления окалины или для обезжиривания изделий перед пайкой или нанесением гальванопокрытий. Способом глубокого травления (химического фрезерования) выполняются различные плоскорельефные изображения.
ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА • Начало гальванопластики (электроосаждения металлов) в России, впрочем, как и во всем мире связано с именем Б. С. Якоби (1801 1874 гг. ). Якоби родился в Германии – здесь его звали Мориц Герман. В 1835 году он переехал в Россию, г. Дерпт (ныне Тарту), где получил звание экстраординарного профессора гражданской архитектуры Дерптского Университета. Из Дерпта в 1838 г. он переехал в Петербург, принял русское гражданство и женился на русской женщине – Анне Кохановской. Здесь же он сменил немецкое имя Мориц Герман на русское Борис Семенович.
Художественная обработка металла1.pptx