Скачать презентацию Художественная культура древних цивилизаций План 1 Скачать презентацию Художественная культура древних цивилизаций План 1

Художественная культура древ-них цивилизаций 1 [Автосохраненный] [Автосохраненный].pptx

  • Количество слайдов: 51

Художественная культура древних цивилизаций Художественная культура древних цивилизаций

План • 1. Изобразительное искусство в период древних цивилизаций Востока. • 2. Культура античности. План • 1. Изобразительное искусство в период древних цивилизаций Востока. • 2. Культура античности.

 • Культура Древнего Египта. • Географическое положение. На западе и востоке высятся голые • Культура Древнего Египта. • Географическое положение. На западе и востоке высятся голые скалы и простираются безводные пустыни. Только вдоль вытянутой строго с юга на север узкой долины Нила, расширяющейся при впадении в Средиземное море, располагаются пригодные для обработки под сельскохозяйственные культуры земли. Единственный источник влаги — Нил. Во время ежегодных разливов он приносит удобрение — плодородный ил. Но собирать два урожая в год позволяли только огромные затраты труда. • Примерно к концу V тысячелетия до н. э. в долине Нила, между Средиземным морем и первым порогом, возникло около сорока небольших примитивных государственных образований, объединявших ряд общин и поселений – номы.

Слева направо: ливиец, нубиец, азиат и египтянин (кожа окрашена иллюстратором XIX в. ) Слева направо: ливиец, нубиец, азиат и египтянин (кожа окрашена иллюстратором XIX в. )

 • Датировка. • Древнее царство (конец IV—III тысячелетие до н. э. ), охватывает • Датировка. • Древнее царство (конец IV—III тысячелетие до н. э. ), охватывает время правления от III до VI династии. • Среднее царство (до XVI в. до н. э. ). • Новое царство (до конца' XI в. до н. э. ). • Поздний период (XI—IV вв. до н. э. ) • Эллинистическим период (IV—I вв. до н. э. ). В 30 г. до н. э. Египет был завоеван римлянами и стал римской провинцией. Пирамида Хефрена и Большой Сфинкс

 • Религия. • По представлениям египтян, все люди при рождении наделяются Ба — • Религия. • По представлениям египтян, все люди при рождении наделяются Ба — душой и Ка — двойником. Двойник — это нечто вроде покровителя, который заботится о человеке после его смерти. Когда человек умирает, Ба и Ка отделяются от него, и воскрешение его возможно лишь в том случае, если тело будет сохранено и ему будет предоставлено все необходимое. • Посредством всевозможных обрядов, заклинаний и амулетов усопший отождествлялся с богом Осирисом, владыкой загробного мира, предательски убитым братом Сетом. Точно так же, как Осирис был воскрешен силой заклинаний своей сестрой и супругой Исидой, любой умерший, над которым все обряды совершали жрецы, должен был воскреснуть и обрести вечное блаженство. Загробный суд Осироса.

 • Верховного бога своего пантеона, бога Ра, египтяне изображали в виде человека с • Верховного бога своего пантеона, бога Ра, египтяне изображали в виде человека с головой сокола, увенчанной золотым солнечным диском. • В египетский пантеон входили: Птах — бог города Мемфиса, создатель мира, Атум — сын Птаха, Шу — бог ветра, его жена Тефнут — богиня мирового порядка, Геб — бог земли и Нут — богиня неба. Тот — бог луны и мудрости с головой ибиса и Сешет — покровительница письменности и геометрии, богиня Сохмет — дочь Ра и жена Птаха, она защищала Ра от злых демонов и карала людей за их грехи, в гневе насылала засуху, эпидемии, мор, войны и т. д. Была еще Хатхор, другая дочь Ра, — богиня любви, добра, веселья, пляски, музыки, покровительница материнства и воплощение женственности; очень почитался Хапи — добрый и щедрый бог Нила, повелитель разливов. Осирис и Исида с младенцем Гором

 • Литература и письменность • Мифы, как стихотворения, символически, в образно-художественной форме передают • Литература и письменность • Мифы, как стихотворения, символически, в образно-художественной форме передают представления египтян о законах природы, красоте, о смысле жизни, о том, каким должен быть, по их понятиям, справедливый государственный уклад • Фактически в каждом номе страны складывались свои собственные версии одних и тех же сказаний и мифов, по-разному передающие одни и те же религиозные события. Разница между вариантами сказаний усиливалась тем, что и сами сказания влияли друг на друга: происходило заимствование сюжетов и образов, смешивались различные представления. • Древние египтяне селились на восточном берегу Нила; западный берег был отдан «вечности» — потустороннему бытию: там строили пирамиды и гробницы. Этот обычай имел в основе свою символику: как солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, так и люди — «скот бога Ра» — проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в «Поля камыша» — загробный «рай» , место успокоения, блаженства и вечной жизни.

 • Кроме мифов, в египетской литературе существовали и другие жанры: сказки, стихи, поучения, • Кроме мифов, в египетской литературе существовали и другие жанры: сказки, стихи, поучения, пророчества и т. п. Большинство всех произведений — религиозного содержания. Даже медицинские книги и частная переписка пронизаны идеями божественного. • Один из интереснейших погребальных сборников, найденный в Фиванских гробницах, — «Книга мертвых» . Книга не имеет определенной формы и сюжета, по большей части это тексты, которые считались необходимыми для покойника и потому клались с ним в могилу. В книге множество магических заклинаний, правил поведения при переходе в потусторонний мир, молитв, обращений к божествам и т. п.

 • Одновременно с появлением письменности у шумеров на рубеже IV—III тысячелетия до н. • Одновременно с появлением письменности у шумеров на рубеже IV—III тысячелетия до н. э. возникла и письменность египтян. Первые знаки-слова изображали краской на горшках и черепках. • В период первых двух династий эти знаки-слова умножались; они стали обозначать различные хозяйственные отношения, торжественные события и военные походы. Известно, что звуковые комбинации появились довольно давно. Они были перемешаны с рисуночной письменностью. Изображение числа встречается уже в самом начале египетской истории. Из этого можно сделать вывод, что человек вначале научился считать и лишь потом писать.

 • Иероглифика — рисуночное письмо, самый древний вид египетской письменности. • Иератика — • Иероглифика — рисуночное письмо, самый древний вид египетской письменности. • Иератика — то же, что скоропись, — развилась из иероглифического письма. Этим видом письма записывались жреческие книги, составлялись военные донесения, счета, деловые письма и т. п. • Эпистолографика — народное письмо — появляется в VII в. до н. э. , вариант еще более упрощенной скорописи, при помощи которой записывались светские литературные тексты.

 • В 1799 г. Был найден розеттский камень. Его нашёл неподалеку от города • В 1799 г. Был найден розеттский камень. Его нашёл неподалеку от города Розетты в дельте Нила во время земляных работ один из солдат Наполеона. • Французский ученый Жан Франсуа Шампольон (1790— 1832) 14. 09. 1822 г. Ему удалось прочитать впервые два древних имени фараонов — Рамсес и Тутмос. • Это подтвердило ранние предположения Шампольона о том, что иероглифы — не символы, не слова-знаки, а алфавит, звуковой алфавит. • Египетское письмо содержало более 800 знаков. Египетский язык оказался очень развитым и гибким. Писались иероглифы во все стороны, но при этом соблюдался ряд правил.

 • Головы людей, птиц, животных, изображенных на иероглифах, всегда были повернуты в ту • Головы людей, птиц, животных, изображенных на иероглифах, всегда были повернуты в ту сторону, откуда надо начинать чтение. • Второе правило: выписываемые знаки образовывали квадрат. Слова в предложении не отделялись друг от друга. Точек, запятых и других знаков препинания египтяне не знали.

ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ • В начале IV тысячелетия до н. э. в Юго-Западной Азии один ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ • В начале IV тысячелетия до н. э. в Юго-Западной Азии один за другим образовались культурные центры. Они стали источником возникновения цивилизации, которую принято называть по долинам рек Тигра и Евфрата, определивших ее ареал: цивилизация Двуречья (Месопотамии). Руины Вавилона. Фото 1975 г.

 • Терминами «Вавилония» и «Ассирия» принято обозначать два главных государства, по которым можно • Терминами «Вавилония» и «Ассирия» принято обозначать два главных государства, по которым можно судить о месопотамской цивилизации. Центральная часть Вавилонии располагалась вниз по течению Евфрата от современного Багдада. Политическое и культурное влияние Вавилонии распространялось вверх по течению обеих рек: по Евфрату — до Мари и дальше, по Тигру — до Ашшура. Висячие сады Амитис. Были построены в начале VII века до н. э

 • Территорию Ассирии определить трудно. Лишенная естественных границ, она постоянно то расширялась, то • Территорию Ассирии определить трудно. Лишенная естественных границ, она постоянно то расширялась, то суживалась. От районов вдоль среднего течения Тигра Ассирия распространялась на восток к предгорьям, вверх и вниз по течению Тигра, а на югозападе простиралась вплоть до большой излучины Евфрата. В течение примерно тысячелетия Ассирия держала в напряжении весь Ближний Восток. Взятие ассирийцами города

Ассирийская держава около 654 г. до н. э. Ассирийская держава около 654 г. до н. э.

 • Обитателями Месопотамии на юге считаются шумеры, вавилоняне и халдеи, а на севере • Обитателями Месопотамии на юге считаются шумеры, вавилоняне и халдеи, а на севере — ассирийцы, хурриты и арамеи. • Первые доступные для прочтения месопотамские документы (из Уру-ка, Ура и Джемдет-Насра) написаны по-шумерски. Шумеры представляли собой лишь одну из нескольких этнических групп; к ним принадлежали и протоаккадцы, говорившие на каком-то раннем семитском диалекте. Реконструкция ворот Иштар в Пергамском музее Ашшурбанапал и его царица за столом (или «Пир Ашшурбанапала» ). На дереве висит голова эламского царя, захваченного Ашшурбанипалом в недавнем походе. Зарисовка барельефа из Британского музея.

 • Религия. • Храмы строились так, чтобы ярче продемонстрировать мощь божества и лучше • Религия. • Храмы строились так, чтобы ярче продемонстрировать мощь божества и лучше охранять служителей и сокровища. Однако до сих пор нет ответа на важные вопросы, связанные с назначением храма. • Анализируя сохранившиеся памятники, можно сделать вывод, что влияние религии на отдельных царей и на общество в целом не имело в Месопотамии существенного значения. Религия не предъявляла сколько-нибудь серьезных притязаний ни на тело, ни на время, ни на богатство человека. • Смерть воспринималась как нечто само собой разумеющееся, а участие граждан в культе городского божества было чрезвычайно ограниченным: они были просто зрителями на некоторых траурных или праздничных публичных церемониях.

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46 м, высоту до 30 м. Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46 м, высоту до 30 м.

 • Божество в Месопотамии воспринималось людьми как ужасное, повергающее в трепет явление, наделенное • Божество в Месопотамии воспринималось людьми как ужасное, повергающее в трепет явление, наделенное неземным устрашающим сиянием. • Мифы о богах и их деяниях, об окружающем мире и о его возникновении были главными и любимыми литературными темами месопотамской цивилизации. • Самым могущественным орудием месопотамского заклинателя духов был медный тимпан (вид ударного инструмента вроде маленького барабана или бубна), обтянутый шкурой черного быка. • Жреческие обязанности сводились главным образом к обслуживанию идола и его храма. Жрецы несли положенную службу, не только принося жертвы богу, но и воспевая его в гимнах. Изображения божества играли в культе центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копий изображений. Божество считалось, как правило, присутствующим в своем изображении, если оно обладало определенными специфическими чертами и атрибутами, и ему поклонялись так, как было установлено и освящено традицией данного храма. Если изображение выносили из святилища, с ним вместе удалялся и бог, выражая таким образом свой гнев против города или страны.

 • Как правило, изображения богов делались из ценных пород дерева, и там, где • Как правило, изображения богов делались из ценных пород дерева, и там, где тело не было скрыто одеждами, его покрывали золотыми пластинками. У богов были характерные глаза из драгоценных камней; боги облачались в пышные одежды особого стиля, дополнявшиеся головными уборами — тиарами и нагрудными украшениями (пекторалями), облегающими грудь и плечи. Одежды сменялись во время церемоний соответственно с требованиями ритуала. • Изображениям богов всегда придавался человеческий облик и пропорции; исключения делались редко, и только для второстепенных божеств. Изображение бога можно было увидеть, когда во время торжественной процессии его проносили по обширным дворам храмового комплекса или городским улицам. Таким своеобразным способом закреплялась культовая связь города со своим богом. Иштар - богиня плодородия и плотской любви, войны и распри

 • Ашшур — городской бог одноименной столицы Ассирии. Когда его город стал самой • Ашшур — городской бог одноименной столицы Ассирии. Когда его город стал самой могущественной политической державой на древнем Ближнем Востоке, жрецы наделили его всеми атрибутами повелителя Вселенной, творца и организатора космоса и сделали «отцом богов» . • Богини месопотамского пантеона — это или богини-матери (например, Баба и Мама), или супруги богов без особых отличительных черт (например, Царпаниту и Ташмету), или фигуры, связанные со смертью и потусторонним миром. Таковы царица подземного мира Эрешкигаль или богиня Гула, известная как великая врачевательница, но первоначально, как указывает ее атрибут, собака — богиня смерти. • Иштар была непохожа на других богинь. Иштар была вооруженной богиней, дарующей победу царю, которого любила. В то же время она была наделена свойствами, делавшими ее покровительницей, движущей силой и олицетворением плотской любви, богиней плодородия. В Месопотамии ее городом был Урук, где сначала она была известна как дочь, а позднее — как жена Ану.

Бог-рыба (отождествляется с Дагоном), барельеф из Хорсабада (ныне в Лувре) Бог Энки (Эа) Мардук Бог-рыба (отождествляется с Дагоном), барельеф из Хорсабада (ныне в Лувре) Бог Энки (Эа) Мардук и его дракон с Вавилонской цилиндрической печати Фрагмент ассирийского барельефа с изображением Ашшура

 • Поклонялись символам, олицетворяющим принадлежность к богу, — это были либо символы космических • Поклонялись символам, олицетворяющим принадлежность к богу, — это были либо символы космических явлений, такие, как солнечный диск, полумесяц, восьмиконечная звезда Иштар, либо церемониальное оружие определенного типа — палицы с львиной головой, жезлы, украшенные головой барана, либо предметы обихода — копье Мардука, сталос (рогатая тиара) Ану, плуг или светильник. • Животные, обычно сопровождавшие богов, также становились символами: собака Гулы, сложные чудовища мушхушшу (лев-змея-орел) и козарикка (коза-рыба), представляющие соответственно Мардука и Эа. Символы божеств с кудурру Мардук-апла-иддина I: 1 — Син, 2 — Иштар, 3 — Шамаш, 4 — Ану, 5 — Энлиль, 6 — Эа, 7 — Нинкарраг (Гула), 8 — Ишхара, 9 — Нергал, 10 — Забаба, 11 — Набу, 12 — Нинурта, 13 — Нуску, 14 — Адад, 15 — Мардук, 16 — Бау, 17 — Шукамуна (касситское божество), 18 — Иштаран

Литература и письменность • Месопотамии получила распространение клинопись. Кли нопись — наиболее ранняя из Литература и письменность • Месопотамии получила распространение клинопись. Кли нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. • Цивилизации древнего Ближнего Востока оставили нам записи трех типов. Это прежде всего тексты, сохранявшие информацию для использования ее в будущем, затем записи, передающие сиюминутные события, и, наконец, «церемониальные надписи» . Туппум — глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н. э

 • Зако ны Хаммура пи (аккад. Ninu ilu siruum — заглавие, данное нововавилонскими • Зако ны Хаммура пи (аккад. Ninu ilu siruum — заглавие, данное нововавилонскими переписчиками по первым словам текста)— законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750 -х годах до н. э. и являющийся одним из древнейших правовых памятников в мире. Основной текст свода сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке, высеченной на конусообразной диоритовой стеле, которая была

 • Использование письма для регистрации научных данных началось в Месопотамии с глубокой древности. • Использование письма для регистрации научных данных началось в Месопотамии с глубокой древности. Уже в старовавилонский период имелись записи предсказателей о гаданиях по внутренним органам животных. Наблюдения над особенностями исследуемых органов в них четко отделены от истолкования, которое давалось на основе прецедентов либо выводилось путем умозаключений. Спустя примерно тысячу лет появились столь же точные описания движения планет среди созвездий, восходов и заходов Солнца и Луны. Эти наблюдения позволили позже установить определенные закономерности в движении небесных тел, которые месопотамские астрономы выразили математически. Вавилонская карта мира с сопроводительным текстом

 • Эпос о Гильгамеше, мифическом герое, занимает, пожалуй, важнейшее место среди месопотамских эпических • Эпос о Гильгамеше, мифическом герое, занимает, пожалуй, важнейшее место среди месопотамских эпических произведений. • Имя Гильгамеш (шумерский вариант — Бильгамес) в переводе предположительно означает «предок-герой» . Документы, обнаруженные в последнее время, позволяют считать Гильгамеша реальной исторической личностью, пятым правителем I династии города У рука (конец XXVII— начало XXVI в. до н. э. ). Вскоре после смерти Гильгамеш, очевидно, был обожествлен. В эпических текстах конца III тысячелетия до н. э. он — потомок солнечного бога Уту. Со XI тысячелетия до н. э. Гильгамеш стал считаться судьей в загробном мире, защитником людей от демонов, иногда — основателем градостроения.

 • Архитектура • С III тысячелетия до н. э. отличительной чертой месопотамских городов • Архитектура • С III тысячелетия до н. э. отличительной чертой месопотамских городов было обязательное наличие укреплений. • В шумерских городах существовало четкое членение на собственно город, пригород и лежащую вне его гавань. • Стены городов в Древней Месопотамии были не только разделительной линией обороны — ими определялся весь характер городской архитектуры. Высота, длина и расположение стен свидетельствовали о значении и могуществе города, а монументальность ворот Демонстрировала его богатство. Вавилон. План основной части города по данным топографических источников и археологических раскопок

 • Монументальная конструкция ворот была связана также с тем, что возле них находился • Монументальная конструкция ворот была связана также с тем, что возле них находился как бы «гражданский центр» . У каждой части города были ворота, по названию которых можно было определить вид деятельности горожан. Например, «Ворота металлистов» , «Овечьи и козьи ворота» , «Рыночные ворота» и т. п. • Центру города не придавалось особого значения. Какую бы геометрическую форму ни получали окружающие укрепления, никакого городского центра, образованного дворцом, храмом или рыночной площадью, обычно не наблюдалось. • В древних городах прослеживается тщательное разграничение территории между храмом, дворцом и воротами. Дорога Процессий перед вступлением в основную часть Вавилона (реконструкция). Впереди — ворота Иштар, по бокам — стены замков. Вид с севера. Пергамский музей.

 • Жителей, поселившихся за пределами ограды, как правило, охраняла вторая линия стен. Такой • Жителей, поселившихся за пределами ограды, как правило, охраняла вторая линия стен. Такой город можно назвать городом-цитаделью. Он мог возникнуть в результате разрастания маленького поселения. Внутренний город с дворцом и храмом когда-то вмещал всех жителей, внешний же город мог быть построен тогда, когда население выросло и возникла необходимость увеличить размеры самого города и даже включить в него пригороды. • Различие между городом на холме и городом. Цитаделью заключалось в существовании стены, которая окружала храм и дворец, образуя город внутри города и отгораживая их от жилищ простых горожан. • Дворец и храм цари отделяли от подданных не только стеной, окружавшей цитадель; они также поднимали уровень участка земли, на котором строилась крепость. Вавилонская улица.

 • Изобразительное искусство. Скульптура • В вавилонском искусстве совсем не встречается изображений Погребальных • Изобразительное искусство. Скульптура • В вавилонском искусстве совсем не встречается изображений Погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина — в той действительности, которую открывает ему жизнь. • Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история Египта. Более динамично и вавилонское искусство. Столь же монументальное по размерам, оно практически лишено египетской статичности и уравновешенности. Рельефы и росписи дворцов, статуи царей и скульптуры животных — все полно движения.

2. Культура античности. • Античность — от латинского слова «антиквус» , что значит «древний» 2. Культура античности. • Античность — от латинского слова «антиквус» , что значит «древний» . • Впервые этот термин появляется в XV в. , в эпоху Ренессанса, что в переводе с итальянского означало «Возрождение» .

Карта союзов греческих государств в 362 г. до н. э. Карта союзов греческих государств в 362 г. до н. э.

 • ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ • Крито-микенское искусство • Крит находился на скрещении самых оживленных • ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ • Крито-микенское искусство • Крит находился на скрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья. Кносс, Фест - столицы самостоятельных царств, поддерживали между собой дружественные отношения → стен вокруг поселений не возводили. • Здесь создаются большие жилые комплексы — первые дворцы, резиденции царей. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. В комплекс сооружений включены хозяйственные помещения, значительная часть Дворца отводится для женщин. Красная колоннада Кносского дворца Во второй половине XVIII в. до н. э. центром критского государства становится город Кносс. Самый знаменитый памятник- Кносский дворец (20 тыс мкв), расположенный на высоком холме.

Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н. э. Фреска Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н. э. Фреска «Парижанка» , жрица божества, XV век до н. э.

 • Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Художники покрывали стены яркой и красочной • Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративной росписью. • Фреска — роспись по сырой штукатурке. • Критские художники высекали вазы, украшавшие дворцы, исполняли Акробаты с быком. Фреска Кносского дворца. 1 -я половина XV в. до н. э. миниатюрные изображения на перстнях и печатях. • С угасанием цивилизации Крита в XIV в. Ахейцы, населявшие полуостров Пелопоннес, восприняли критскую до н. э. средоточием эгейской культуру и сплавили ее со своей, добавив культуры становятся крепости ей оригинальные и самобытные черты. материковой Греции — Микены, Тиринф, Пилос.

 • Ахейцы строили свои поселения на высоких холмах, которые называли «акрополи» , то • Ахейцы строили свои поселения на высоких холмах, которые называли «акрополи» , то есть «верхние города» . Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. • От ворот дорога поднималась на вершину холма, где находился царский дворец. В центре его расположен мегарон — парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. За пределами Крепости, у подножия холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники. Львиные ворота в Микенах

 • Для умерших владык в скалах высекали прямоугольные могилы. В конце XIX в. • Для умерших владык в скалах высекали прямоугольные могилы. В конце XIX в. великий немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми» . • Позднее начинается сооружение купольных гробниц — толосов. Наиболее знаменитая из этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» . Так звали мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая. Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами. Щедрые дары сопровождали владык в загробную жизнь: парадное оружие, золотые кубки, чаши. Генрих Шлиман

 • В середине XII в. до н. э. микенская держава была сметена нашествием • В середине XII в. до н. э. микенская держава была сметена нашествием с севера - дорийцами, родственными ахейцам племенем. • Богатое наследие эгейской цивилизации не было полностью утрачено. На ее основе обитатели материковой Греции — эллины — создали свою собственную культуру. • Эллинская культура, периоды: • 1. XI—VIII вв. до н. э. – гомеровский; • В это время на смену родовому строю приходит социальное неравенство складывается классовое общество. Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии. Сосуды и вазы расписывались геометрическими рисунками. Они располагались горизонтально и четко отделялись один от другого. Протоаттический лутрофор. 700— 680 гг. до н. э.

 • 2. VII— VI вв. до н. э. , получил название архаического. • • 2. VII— VI вв. до н. э. , получил название архаического. • Применяются железные орудия, строятся дороги, возводятся мосты, сооружаются водопроводы. Совершенствуется металлургия и техника литья. • Греки создают свою математику, астрономию и медицину, зарождается философия, «наука всех наук» . Появляются первые исторические и географические труды. • В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхила, Софокла и Еврипида, произведения которых вошли в сокровищницу мировой литературы. Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре

 • Классический период (V—IV вв. до н. э. ). • С первых десятилетий • Классический период (V—IV вв. до н. э. ). • С первых десятилетий V в. до н. э. культура Древней Эллады вступает в пору своего высшего расцвета. • Культурное главенство Афин было признано всем греческим миром. Театр стал формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Греческая трагедия в образах мифов отразила героическую борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывало представление о том, каким должен быть человек. • Эллинистический период ( вторая половина IV — середина I вв. до н. э. ). • В середине IV в. до н. э. греческие полисы попадают под власть новой могучей державы — Македонии. • Возрастает интерес к индивидуальному миру человека.

 • Религия • Греческая религия не имела единой организации и учения, а состояла • Религия • Греческая религия не имела единой организации и учения, а состояла из общинных культов различных божеств, которые не были всемогущими, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности или географическим областям. Часто эти представления варьировались от региона к региону. • • • Божества: Демиурги (прародители) Боги первого поколения Боги второго поколения Боги третьего поколения (Боги Олимпа) Боги четвёртого поколения.

 • Арес — сын Зевса и Геры, бог кровавой войны • Гефест — • Арес — сын Зевса и Геры, бог кровавой войны • Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела • Гермес — сын Зевса и плеяды Майи, бог путешественников, купцов, ремесленников, воров и глашатаев • Афина — дочь Зевса и Метиды (богини разума и мудрости), богиня мудрости, честной и справедливой войны, искусств и ремесел • Аполлон — сын Зевса и Лето, бог стрельбы из лука, охоты и войны, искусств и врачевания, музыки и пророчеств, света • Артемида — дочь Зевса и Лето, богиня стрельбы из лука, охоты и войны • Афродита — богиня любви и брака, порождение Урана (Неба), оскопленного своим сыном Кроносом, и морской пены • Дионис — бог плодородия, виноделия и вина