Египет.pptx
- Количество слайдов: 62
Художественная культура древнего мира
Эпоха древних цивилизаций охватывает более чем трехтысячелетний период в истории мировой культуры. Начало этого периода связано с появлением первых государственных образований в Египте и Шумере (конец IV тыс. до н. э. ). Конец эпохи древности совпадает с падением античного Рима и переходом к Средневековью (V век н. э. ). Корни культуры древности лежат в культуре первобытного общества, однако обе культуры значительно отличаются друг от друга. Прежде всего, с наступлением эры цивилизаций изменились условия жизни людей – возникли города, появились письменность, государственная власть, первые религиозные системы. Художественная культура древнего мира это уже не первобытный синкретизм, в котором существовали лишь зародышевые элементы будущих видов и жанров искусства, а достаточно сложная система с новыми формами художественного творчества – культовой и светской архитектурой, многожанровой литературой, развитой скульптурой. В древних культурах происходил постепенный распад первобытного религиозноморально-познавательно-художественного синкретизма на самостоятельные сферы духовной жизни: религию, науку, мораль, право, искусство и пр. Главной особенностью художественного творчества во всех древних цивилизациях была его теснейшая связь с религией и культом. Потому большая часть сохранившихся до нашего времени памятников искусства древности имеет культовый характер – это храмы и святилища, усыпальницы и гробницы, статуи богов и богинь, разнообразные произведения религиозной литературы и др. Другими отличительными чертами искусства древних цивилизаций (особенно искусства древнего Востока) является его глубокий традиционализм (система канонов), символизм и огромная роль магии и мифа (унаследованная от первобытных времен) Основными видами творчества в древности были архитектура и скульптура, которые на протяжении этого периода переживали определенную эволюцию.
Древний Восток 1. Культура древнего Египта
Египетская цивилизация — одна из самых древних на земле. Она просуществовала, сравнительно мало изменяясь, почти три тысячи лет и создала замечательную культуру. Древнеегипетскую культуру принято подразделять на несколько этапов. Особого расцвета политико экономическая и культурная жизнь Древнего Египта достигла в эпохи Древнего (ХХХ ХХIII вв. до н. э. ), Среднего (XXII XVIII вв. до н. э. ) и Нового Царств (XVI XI вв. до н. э. ). Памятники древнеегипетского искусства весьма многочисленны — во первых, благодаря сухому климату Нильской долины, а во вторых — благодаря тому долговечному материалу, из которого были созданы замечательные шедевры архитектуры и скульптуры, — камню различных пород.
1. Достижения культуры. Этапы развития. Расшифровка египетских иероглифов. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиоз ные медицинские, научные и , литературные тексты хранились в скрипториях ( «домах жизни» ) при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц. Египет — роди на исторической повести, сказки, басни, любовной лирики. Велики достижения Египта в области математики и астрономии. Египтяне определили площадь круга и поверх ность полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный кален дарь, разделили сутки на 24 часа.
Геродот с огромным уважением писал о достижени ях египтян: «Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжителъность года, разделив его на 12 частей по временам года. Это открытие, по сло вам жрецов, египтяне сделали, наблюдая небесные светила. . . Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней сверх этого числа, причем у них круговращение времен года приходится на одно и то же время» . Египетский год начинался 19 июля с восходом Сириуса, когда начинался разлив Нила и продолжался до следующего разлива. Год делился на 3 времени года: разлив, посев, жатва. В древнеегипетском году: 10 дней = одна неделя 4 месяца = 1 сезон (120 дней) 3 недели = один месяц 3 сезона = 1 год (360+5 священных дней) Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора.
Эти дни, как и дни других религиозных праздников, были выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также считался выходным. Дни считались благоприятными и неблагоприятными. В неблагоприятные дни египтяне соблюдали особую осторожность и носили множество магических амулетов. Время древние египтяне отсчитывали, начиная со вступления на престол правящего фараона. А определяли время с помощью водяных часов, похожих на песочные. Система мер в Древнем Египте была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть. Семь ладоней шириной в 4 пальца равня лись одному локтю. В локте также были более мелкие деления, равные ширине одного пальца. Карнакская клепсидра, изготовленная в эпоху Аменхотепа III (XIV в. до н. э. ), но восходящая к XVII-XVI вв. до н. э. Внизу видно отверстие, через которое вытекала вода
Основные исторические этапы развития Древнего Египта Истоки египетской цивилизации лежат в глубокой древности. Почти пять тысяч лет назад, когда на территории нашей страны были еще непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств, которое просуществовало три тысяче летия. Но когда закладывались фундаменты европейских соборов, Египет — в про шлом великая страна — исчез из памяти цивилизованных народов, превратился в страну феллахов. На протяжении всего средневековья жители Европы знали о Египте лишь по отдельным упоминаниям из Библии и по произведениям греческих и латин ских авторов.
Систематическое изучение Египта началось лишь в XIX веке. Для удобства изуче ния культуры ученые разделили историю Древнего Египта на несколько условных пе риодов и эпох. Многочисленные династии были объединены в большие группы, кото рым были даны названия царств. Что же касается дат, то они и сегодня не отличаются особой точностью, особенно даты ранней эпохи. Поэтому при датировке начального периода египетской истории могут быть ошибки почти в сто лет. Если изобразить периодизацию Древнего Египта в виде схемы, то по рисунку три царства, три подъема культуры напоминают символ этой страны — Великие пирамиды в Гизе.
Как же удалось составить периодизацию египетской истории? Ученые смогли это сделать лишь после расшифровки египетских иероглифов, кото рые долгое время оставались тайной для специалистов. Первые образцы письменности в Египте появились между 3300 — 3100 гг. до н. э. и на зывались ИЕРОГЛИФЫ, что в переводе с греческого означает «священные письмена. Сами египтяне называли иероглифы «божественная речь» и придавали письменам важ ное религиозное и магическое значение, считая, что искусство письменности было даро вано Тотом — богом мудрости. Люди, специально обученные искусству чтения и письма, назывались писцами. Их профессия обеспечивала им высокое положение в обществе. Если знакомая нам пиктограмма служила для записи целого сообщения, то иерог лифыобозначали слово или слог. Например, вот как обозначали:
Овладеть таким искусством было очень трудно — ведь нужно запомнить около 700 знаков. Поэтому египтяне постепенно перешли к знакам, обозначавшим звучание слов или слогов (причем воспроизводили на письме только согласные звуки, а гласные чи тающий должен был «додумывать» сам). Иероглифы могли быть записаны слева направо, справа налево или сверху вниз. Если животные или люди обращены влево, значит читать надпись надо слева направо.
Процесс письма был медленным. Собственно иероглифы в полной форме применя лись для записей религиозных текстов и государственных документов. Для повседнев ных записей со временем появилась скоропись — иератическое письмо и еще более уп рощенное демотическое письмо (использовалось в Поздний период). Писали древние египтяне кисточкой и чернилами на папирусе, который изготовля ли из особого тростника, росшего по берегам Нила. Они делали также записи на че репках глиняных сосудов или плитках известняка, известных как остраконы.
Кто же сумел разгадать тайну египетских иероглифов? Время сохранило множество надписей, сделанных египтянами, но поглотило тайну их прочтения. Последний образец иероглифической надписи относится к 397 г. до н. э. Поэтому уже в начале нашей эры иероглифы считались непонятными рисунками, ко торые надо не читать, а объяснять. Разгадать тайну иероглифов удалось благодаря плоской каменной плите из черного базальта размером с поверхность письменного стола, найденной 2 августа 1799 года близ города Розетта в долине Нила. На этом камне было высечено три надписи: ввер ху — иероглифами, под ней — демотическим письмом, а ниже — на греческом языке! В конце греческой надписи было указано, что оба верхних текста являются ее точным переводом.
Долго бились ученые над загадкой иероглифов. Наконец, нашелся человек, кото рый сумел прочесть текстрозеттского камня. Это был французский лингвист ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН (1790 1832). В 1822 году он заставил «заговорить» письменность, которая молчала тысячелетия. Было ему тогда 32 года, и 25 лет из них он занимался мертвыми языками Востока и историей Древнего Египта. Шампольон предположил, что иероглифы могут означать буквы и звуки, а не только предметы в целом. Он основывал свои выводы на том, что слова внутри овальных рамок, называ емых картушами, представляют собой имена правителей. Имя Птолемея, которое не сколько раз упоминалось в греческом тексте, было своеобразным ключом к разгадке других иероглифов. ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН Розеттский камень
2. Религиозно-мифологические представления древних Египтян Основная концепция религии Древнего Египта сложилась почти за 4000 лет до н. э. На протяжении долгих веков Египет воодушевляло страстное желание добиться воскрешения после смерти. В отдаленной древности считалось, что после смерти человек продолжает бытие по образу и подобию земной жизни. По представлениям египтян, все люди при рождении наделяются Ба – душой и Ка – двойником.
Ка мыслился двойником человека, его жизненной силой. В виде Ка изготовляли статуэтки, помещавшиеся в гробницу, которую называли «жилищем Ка» .
Ба изображали в виде сокола с головой человека и тоже представляли жизненной силой: когда Ба покидает тело, вылетая через рот, то человек умирает.
Когда человек умирает, Ба и Ка отделяются от него, и воскрешение его возможно лишь в том случае, если тело будет сохранено и ему будет предоставлено все необходимое. Вот почему египтяне так заботились о сохранении тела покойника. Сначала они зарывали трупы в сухой песок окаймляющих Нил пустынь, что в условиях местного климата обеспечивало довольно длительную консервацию. Затем с появлением гробниц, умерших предохраняли от тления при помощи специальных растворов, а так же повязок и бинтов, пропитанных ароматическими смолами. В конце концов длительный опыт позволили достичь того высокого уровня бальзамирования, благодаря которому до наших дней сохранились мумии многих фараонов и тысяч их подданных.
В погребальные камеры внутри пирамид помещались не только саркофаги с мумией фараона, но и всевозможные вещи и пред меты, могущие пригодиться ему в потус тороннем мире. Как хорошо известно, египетские гробницы часто подвергались грабежам и опустошениям: воров при влекали находящиеся в них мно гочисленные драгоценности. Но грабите ли обязательно уничтожали и мумию, дабы она не ожила и не отомстила им, когда вернется душа Ба. Поэтому строи тели пирамид на случай утраты мумии всегда ставили в гробнице ее подобие — каменную статую двойника — Ка, имев шую черты портретного сходства с умер шим фараоном.
В Древнем Египте существовал культ животных. Хотя греки и уважали егип тян больше других народов, но они не понимали, как эти мудрые люди могут поклонятся быкам, кошкам, крокодилам, баранам и считать их богами наравне со своими царями. Каждый город почитал своего бога или богиню, которые часто были звероликими, и своего священного животного. Такой большой пантеон египетских богов восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему — зверю, покровителю племени. Богов часто изображали в облике человека, но с головой животного. Например, бога мертвых Анубиса — с голо вой шакала, бога письма и мудрости Тота — с клювом ибиса, богиню войны и паляще го солнца Сехмет — с мордой львицы. Может быть, поэтому египетские художники были столь изысканными мастерами анималистического жанра.
1— Кошка — священное животное богини Бастет 2 — Удод. Роспись гробницы в Бени Хасане. 3— Шакал — священное животное Анубиса (дерево) 4— Ибис — священное животное Тота (алебастр, бронза) 5 — Сохмет — богиня материнства и разрушительной силы солнца (бронза б — Анубис — бог мертвых и бальзамирования. 7 — Тот — бог мудрости. Визирь и писец богов 8 — Себек — бог воды.
Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов, которые имели разные имена, а некоторые даже назывались по разному утром и вечером. Например, бог Солнца: восходящего — Хепр, в зените — Ра, перед закатом — Атум. И хотя у каж дого города был свой верховный бог, в больших религиозных центрах первоначально воздавали почести небольшому числу богов, которые позднее составляли некие ком плексы, «божественные девятки» .
Образцовое девятибожие родилось в Гелиополе. Во главе всего пантеона стоял бог Солнца — Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и победивший мрак. Он со здал первых богов: бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. От них произошла вто рая пара: бог земли Геб и богиня неба Нут, у которых родились Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Эти боги составляют знаменитую «гелиопольскую девятку» — эннеаду. «Гелиопольская девятка» почиталась во всем Египте и присутствовала в религиоз ных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Древнего Египта
«Великая девятка» богов в Гелиополе — Эннеада
Мифы Древнего Египта можно разделить на три значительных цикла — это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. У древних египтян существовало немало МИФОВ О СОТВОРЕНИИ МИРА. Со гласно одному из них, он возник из вечной тьмы и первоначально представлял собой океан. МИФЫ О СОЛНЕЧНЫХ БОЖЕСТВАХ тесно связаны с мифами о сотворении мира. Солярные мифы отражают представления о смене времен года и о борьбе Солнца с мраком и злом, олицетворенным в образах чудовищ и различных страшных жи вотных, особенно змей. С прекращением знойного ветра пустыни Хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнечного ока — дочери Ра Тефнут. Поссорившись с Ра, Тефнут в образе львицы удалилась в Нубию, и ее уход вызвал наступление засухи. Чтобы вернуть ее, Ра посылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павиа нов. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая ее пением и танцами
В наиболее знойное время года Солнце, считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи. По приказанию Ра его любимая дочь Сехмет или Хатор в образе львицы стала пожирать людей. Остано вить разгневанную богиню смогли лишь хитростью, напоив ее красным пивом. В мифах о борьбе Солнца с силами мрака наиболее страшным врагом Ра является владыка подземного мира огромный змей Апоп. Миф повествует, что днем Ра плывет, освещая Землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывет со своей свитой по подзем ному Нилу. Однако Апоп, желая погубить Ра, выпивает воду Нила. Между Ра и Апопом начинается борьба, победа в которой неизменно остается за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра же продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле. Существует так же миф, согласно которому Ра Солнце в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея Апопа и отрезал ему голову.
Третий цикл мифов связан с культом бога Осириса МИФ ОБ ОСИРИСЕ И СЕТЕ очень древний, но литературную форму обрел лишь во времена Среднего царства, а европейцам стал известен из сочинений Плу тарха. Так в этом мифе культ богов тесно переплетается с культом мертвых. Древние египтяне верили в загробную жизнь. Смерть для них означала не конец человеческого существования, а переход в иной мир, в Царство Запада. Загробная жизнь по их представлениям была построена по образу и подобию земной, только лучше. Спустя 70 дней после смерти покойник восставал к новой жизни и мог отправлять ся в Страну Вечности. Но попадал туда лишь тот, кто вел на земле праведную жизнь. После смерти египтянин подвергался ряду испытаний. Он должен был перебраться через реку Мертвых, пройдя через 12 охраняемых врат, переплыть через огненное' озеро. Чтобы преодолеть эти препятствия, в гробницу клали особые амулеты и «Книгу мертвых» , в которой перечислялись все опасности и давались советы.
Если покойный проходил все препятствия, то попадал на место последнего суда, «Чертог обеих истин» или Зал Суда Осириса. На троне в Зале Суда сидел бог Осирис, по обе его руки стояли богини Исида и Нефтида. Перед ними — трибунал из 42 х богов. В центре зала находился своеобразный «детектор лжи» в виде весов. На одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую — страусовое перо, символ богини справедливости Маат. По одну сторону весов сидело чудовище Амемит ( «Пожирательница» ) с телом гиены и бегемота, львиной головой и пастью крокодила. Вводил умер шего в зал Анубис. Каждый из богов задавал по одному вопросу. Анубис вел «прото кол» , записывая ответы. Вопросы и ответы на «последнем суде» были своеобразным правилом жизни, мо ральным кодексом древних египтян. Ответы всегда были отрицательные. Например: . . Я не причинял зла людям. Я не мучил животных. Я не подсылал никому убийц. Я не нанес обиды. .
При ложном ответе чаша с сердцем ( «совестью» ) умершего шла вверх, так как была легче истины. Последнее слово оставалось за Осирисом. Если усопший вел греш ную жизнь, ему выносился приговор и его пожирало чудовище. Если приговор был благоприятный, то умерший вступал в Царство Осириса и жил там уже вечно. Но царство Осириса не освобождало от необходимости работать. На этот случай в могилу клали статуэтку «ответчика» , которая должна была выполнять за своего хо зяина в Загробном мире всю работу. В царстве Осириса нужна была посуда, одежда, постель — все, что было у челове ка в земной жизни. Поэтому египтянин еще при жизни готовился к вступлению в иной мир. «Вся жизнь египтянина состояла из приготовления к смерти» . Так подробно о заупокойном культе египтян мы знаем из письменных источни ков: «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вы резанные на стенах погребальных камер и пирамидах фараонов Древнего царства. «Тексты саркофагов» — ритуальные тексты, которые размещались с периода Среднего царства на стенках саркофагов и обеспечивали вечную жизнь в царстве мерт вых. «Книга мертвых» — составленные с периода Нового царства свитки папируса с заклинаниями и изречениями, которые должны были помочь умершему вступить в за гробное царство.
Архитектура Сооружения Египта имели сверхчеловеческий размер и являлись образцом проявления количественности в стиле. Египетская архитектура отличалась геометризмом форм, строгой симметрией, ритмическим повторением идентичных образов, огромными размерами, несоизмеримыми с фигурой человека. Своей грандиозностью, тяжестью, пафосом, величием вечности архитектура Древнего Египта оказывала гипнотическое действие, подавляла сознание человека, а «чувство подавленности есть начало благоговения» (К. Маркс)
Основным строительным материалом Древнего Египта был камень. Дерево, как привозной материал, было очень дорогим. Египтяне были мастерами добычи и обработки камня разных пород. Блоки подгонялись к другу идеально, без раствора. Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений, домов вечности. Ведь что такое земная жизнь, против вечности? . Для фараонов сооружались пирамиды, для вельмож – мастаба, а для бедных крестьян – насыпь из песка. Возводились эти сооружения на западном берегу Нила, там где заходит Солнце, в Царстве Мертвых. Мастаба (по арабски – скамья) служила гробницей для знати и была предшественницей пирамид.
Самыми величественными и впечатляющими памятниками древнеегипетской архитектуры являются знаменитые пирамиды — грандиозные усыпальницы фараонов, реализовавшие идею о беспредельном могуществе богов и их сыновей на земле правителей Египта. Сооружение пирамид — яркое свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественность царской власти. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры и являются ее настоящим символом. Эти грандиозные каменные исполины свидетельствуют, наконец, об удивительных познаниях древних египтян в области архитектуры и строительства, математики и астрономии и прочих науках.
В Древнем Египте возводились разные типы пирамид, вначале — ступенчатые (самая известная из них и к тому же самая ранняя — ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре — XXVIII в. до н. э. ). Архитектор Имхотеп.
Именно с творения Имхотепа началась новая эпоха в строительстве гробниц. Древнего Царства – Эпоха Пирамид, которые являются знаком вечности, символом мощи, богатства, значимости фараонов. Поэтому еще при жизни фараоны начинали строить себе гробницы. Пирамида в Медуме
Известны также пирамиды с ломаными гранями (например, пирамида в Дашуре).
Большинство же пирамид в Египте — это правильные, пирамидальные сооружения классической формы, с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В ближайшем пригороде Каира — Гизе — находятся три величайшие египетские пирамиды, построенные фараонами IV династии — Хуфу (около 147 м в высоту), Хафрой (около 143 м) и Менкаура (около 66 м).
Именно эти пирамиды древние греки отнесли к первому (единственно сохранившемуся до наших дней) из «семи чудес света» . Пирамиды в Гизе были построены в XXVII в. до н. э. Самая большая из них — фараона Хуфу (греки называли его Хеопс)— сложена из 2 300 000 каменных блоков массой около 2, 5 тонн каждый. Сохранились имена архитекторов пирамид Хуфу и Джосера. Это — ХЕМИУН И ИМХОТЕП. Последний был в Египте обожествлен и считался покровителем ремесел, искусств и мудрости. Пирамида Хуфу (Хеопса)
Великие египетские пирамиды из Гизе имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Ученые пред полагают, что форма пирамиды означала вечность — фундаментальный принцип древнеегипетского искусства, а соотно шение граней пирамид олицетворяло бо жественную гармонию Вселенной. Сама высокая пирамида Хуфу (Хеопса), 147 метров. Сторона квадратного основания = 233 метра Площадь основания около 54 тысяч квадратных метров. Общий объем всего сооружения более 2 500 000 кубометров. Сложена пирамида из 2 300 000 каменных глыб весом свыше двух тонн каждая. Глыбы со всех сторон гладко отшлифованы. Внутри пирамиды имеется несколько очень длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Цель их – сбить с толку грабителя.
Египтологи считают, что правила измерения, расчеты пропорций, углов наклона граней и других величин со ставляли в Египте священную тайну жрецов. Пирамиды — это не отдельно сто ящие сооружения, а часть архитектурно го ансамбля, вклю чавшего в себя (кро ме пирамид ) еще пирамиды спутницы (гробницы вельмож и сановников), а также заупокойные хра мы — место поминовения и принесения жертв в честь обожествленного фараона. Поминальные (заупокойные) храмы в эпоху Древнего Царства пристраивались к пирамиде с восточной стороны Заупокойный комплекс фараона Джоссера, зодчий Имхотеп.
В древнеегипетской архитектуре известны два основных типа погребальных сооружений: надземные (пирамиды) и подземные (так называемые скальные гробницы). Первый тип был характерен для эпохи Древнего Царства, а второй — главным образом для Нового Царства. В эпоху же Среднего Царства существовал особый промежуточный тип, сочетавший в себе принцип небольшой пирамиды и скальной гробницы.
Кроме усыпальниц древнеегипетская архитектура была представлена величественными храмами в честь много численных богов и фараонов, а также дворцами правителей. Самые знаменитые из них были сооружены в эпохи Среднего и Нового Царства. Это — храм фараона Ментухотепа I в Дейр эль Бахри (XXI в. до н. э. ) и заупокойный храма царицы Хатшепсут в Дейр эль Бахри. Заупокойный храм Ментухотепа I представлял собой две ступенчатые террасы , окруженные крытыми колоннадами. В центре верхней террасы на крыше храма стояла маленькая пирамида с основанием 20 на 20 м. За храмом начинался небольшой двор с колоннадой и в нем был укрыт вход в погребальную камеру. Храм почти полностью разрушен. .
Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дэйр аль Бахри
Храмовая архитектура Нового Царства отличается гигантскими размерами и необычайной роскошью отделки. Таковы, например, знаменитые фиванские храмы в честь бога Амона: Карнакский и Луксорский. Древнеегипетский храм начинался с аллеи сфинксов: эти каменные исполины оказывали большое психологическое воздействие на направлявшегося в храм человека. Аллея сфинксов обычно начиналась от берега Нила. У входа в храм сооружались пилоны — высокие и плоские башни с наклонными стенами, перед ними высились обелиски, стояли статуи фараонов и богов.
За пилонами находился колонный двор, за ним шел гипостиль (колонный зал). Капители древнеегипетских колонн имели характерную форму — либо связок папируса, либо бутонов лотоса. И, наконец, в конце храма находилась его святая святых — святилище, где храни лась статуя божества. Входить туда имели право только жрецы и фараон.
Колонный зал Карнакского храма был подобен каменному лесу — там вы сились 134 огромные колонны, каждая высотой в 20 м и диаметром 5 м. Стены и потолки храма были украшены мно гоцветными росписями, орнаментами и иероглифическими надписями.
Карнакский храм
Колоннада Карнакского храма
Храм Амона Ра в Луксоре. Зодчие Аменхотеп младший, Майа и др.
Храм наиболее гармоничный и совершенный. Он отличается четкой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе – колоннада из 14 колонн 20 и метров высоты с капителями в виде раскрытых метелок папируса. Всего колонн в храме около 150
Кроме фиванских наиболее вели чественными храмовыми сооружения ми эпохи Нового Царства были храмы Рам сеса. II (в Абу Симбеле)
и Рамсеса III в Медине Абу
В эпоху Нового Царства египтяне отказались от строительства пирамид, и гробницы фараонов начали высекать в скалах в виде анфилад подземных помещений. Таковы знаменитые гробницы фараонов в Долине Царей в Фивах.
Среди них выделяется своим великолепием знаменитая гробница Тутанхамона, открытие которой в 1922 году английской археологической экспедицией стало настоящей сенсацией XX века. В этой, очевидно, по счастливой случайности не тронутой грабителями гробнице оказались золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг и золотая погребальная маска фараона, массивный золотой трон, многочисленные драгоценности, дорогое оружие, замечательные алебастровые вазы и многое другое. Общий вес золота, обнаруженного археологами только в одной гробнице Тутанхамона, ничем не примечательного и не совершившего ничего значительного фараона, к тому же умершего совсем молодым, превысил тонну!