Художественная культура Античности.ppt
- Количество слайдов: 50
Художественная культура Античности Древняя Греция Древний Рим
Вопросы для рассмотрения • Природные, социальные и религиознодуховные факторы развития древнегреческой культуры • Основные черты, достижения и мировое значение культуры Древней Греции • Особенности культуры Древнего Рима
Античность от лат. antiquus – древний греко-римская древность, культурное наследие Древней Греции и Рима.
Античный мир цивилизация в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и сопредельных стран Конец 3 тысячелетия до н. э. – сер. 5 века н. э.
Переодизация истории и культуры Древней Греции • • • Крито-Микенский – к. III – II тыс. до н. э. Гомеровский – XI-IX вв. до н. э. Архаический – VIII-VI вв. до н. э. Классический – V-IV вв. до н. э. Эллинистический – к. IV в. до н. э. – 30 -е гг. I в. до н. э.
Территория Древнегреческой цивилизации • Балканское, Фракийское, Малоазийское побережья Эгейского моря + острова
Греческая народность • • Ахейцы Дорийцы Ионийцы Эолийцы один язык осознание принадлежности к одной цивилизации
параметры новой системы духовных ценностей • рационализм мышления древних греков, • осознание ценности человеческой личности, • прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой, • чувство неразрывной связи гражданина и полиса, • понятие свободы, как высшей нравственной ценности.
Религиозная система • • • политеизм, антропоморфизм, различные культы космизм, природное начало.
Греческие Боги • могущественны, но не всемогущи, • подчиняется высшей силе – судьбе. • близки человеку, (антропоморфные образы, могут вступать с людьми в брачные отношения. • главное назначение – помогать человеку в его трудной жизни, а не использовать его лишь для служения себе
Олимпийский Пантеон (от греч. pan - все и theos – бог) • • • Зевс и Гера, Посейдон и Деметра, Гермес и Афина, Арес и Афродита, Аполлон и Артемида, Гефест и Гестия.
статуи победителей Олимпийских игр. •
Полис • • город-государство, экономическая основа - земледелие, автаркия, развитые товарные отношения по площади 10 на 10 км. , 5 -10 тыс. населения, социально-неоднороден
Главная особенность полиса • наличие гражданского коллектива – объединения полноправных граждан. • гражданином полиса мог быть лишь человек, имеющий земельный участок в его границах • Высший орган власти и управления полисом – народное собрание (агора)
Особенности культуры Древней Греции • полнота, разнообразие и известная законченность всех составных частей культуры (литературы, искусства, философии); • гуманитарная направленность культуры; • большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество последующих поколений.
Древнегреческий театр • возник на основе народных песен и плясок в честь бога Диониса. • Из обрядовых песен, которые пели, одевшись в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос – козел, ода – песня); • из озорных и веселых – комедия.
Составляющие театрального сооружения • Театрон – места для зрителей • Скена – «гримерка» • Орхестра - сцена
Авторы - классики • Эсхил (трагик) - «Персы» , «Прикованный Прометей» ; • Софокл (трагик) - Царь Эдип» , «Антигона» , «Электра» ; • Еврипид (трагик) - «Медея» , «Ипполита» , «Ифигения в Авлиде» • Аристофан (комедиограф) - «Мир» , «Женщины в народном собрании» , «Всадники»
Ордерная система архитектуры • Ордер – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка • Архаический период - дорический и ионический. • Классический период - коринфский
Дорический орден
Ионический ордер
Коринфский ордер
Ордеры
храм Парфенон (храм Афиныдевы - воздвигнут в 447 -438 гг. архитекторами Иктином и Калликратом)
Эрехтейон (храм Посейдона Эрехтея – воздвигнут в 421 -406 гг. до н. э. ).
Греческая скульптура • Материал: мрамор, бронза, слоновая кость, дерево, золото, глина • Изобразительный канон: лицо – продолговатое, прямая переносица, глаза миндалевидной формы, пухлые губы, серьезное, спокойное выражение • Идея мимесиса (подобия)
Мирон «Дискобол»
Фидий «Зевс» , «Афина-дева»
Пракситель «Афродита Книдская» , «Гермес с младенцем Дионисом»
Леохар «Аполлон Бельведерский» , «Артемида»
Живопись • открытие правил линейной перспективы • обогащение живописных приемов светотенью • Зарождение станковой картины (использование темперы (краска, смешанная на основе яйца или желтков, соков растений, или вода+клей) для письма по грунтованным доскам).
Наука • Философия -материалистическая концепция Демокрита, идеалистические системы Сократа и Платона, философская теория Аристотеля. • История – Геродот ( «отец истории» ) описывает греко-персидские войны, Фукидид - «История Пелопонесской войны» в восьми книгах
эллинистическая культура • греческое оформление в сочетании с местными традициями • общегреческий язык – койне, как средство межнационального общения • новое мировоззрение – космополитизм ( от греч. слова «космополитес» - гражданин мира)
культура древнего Рима • период Республики (с 509 г. до н. э. по 31 г. до н. э. ) • период Империи (30 г. до н. э. по 476 г. н. э. )
этруски • искусство градостроения, • настенная монументальная живопись, • скульптурный и живописный портрет.
культурное наследие Рима • скульптурный портрет • монументальные инженерные сооружения • многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными перекрытиями • высокохудожественные стенные росписи (Помпейские)
Тосканский ордер
Помпейские росписи стили • инкрустационный, (II в. до н. э. ) - имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы • Архитектурно – перспективный (80 – е гг. до н. э. ) стены оставались гладкими и расчленялись живописно – иллюзорно • Ориентализирующий(период империи) строгость, изящество и чувство композиции • декоративный стиль(с сер. I в. н. э. ) –пышность, декоративность, богатство орнаментальных мотивов
Капитолийская волчица
скульптурный портрет • с начала I в. до н. э. • точное воспроизведение индивидуальных черт лица • парадные придворные портреты в полный рост - «августовский классицизм» - нач. I в. н. э.
• • • «Брут» (конец III - начало II в. до н. э. )
триумфальная арка Тита (80 -85 гг. )
триумфальная колонна Траяна (110 – 113 гг. )
храм Пантеон (ок. 118 – 125 гг. )
фаюмские портреты I – III вв. н. э.
Характерные черты древнеримской культуры • широкое использование достижений покоренных народов наряду с собственной культурной традицией; • динамизм и изменчивость; • воплощение идеи величия Рима, культа императора, военно-исторической памяти; • гигантизм; утилитарная или развлекательная направленность при меньшей художественности; • большая зависимость художника от заказчика; • рациональность, функциональность, прикладной характер • меньше одухотворенности и эмоциональности (по сравнению с Греческой культурой)