Скачать презентацию ХРИСТИАНСТВО Христианство состоит из трех основных направлений православие Скачать презентацию ХРИСТИАНСТВО Христианство состоит из трех основных направлений православие

203598.ppt

  • Количество слайдов: 17

ХРИСТИАНСТВО Христианство состоит из трех основных направлений: православие, католицизм, протестантизм. В мире насчитывается около ХРИСТИАНСТВО Христианство состоит из трех основных направлений: православие, католицизм, протестантизм. В мире насчитывается около 1, 5 млрд последователей христианства. Широко распространено в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде регионов Дальнего Востока. Возникло во 2 -й половине I в. н. э в восточных провинциях Римской империи первоначально в среде евреев. В центре христианства находится образ богочеловека – Иисуса Христа.

ХРИСТИАНСТВО Христианство состоит из трех основных направлений: православие, католицизм, протестантизм. В мире насчитывается около ХРИСТИАНСТВО Христианство состоит из трех основных направлений: православие, католицизм, протестантизм. В мире насчитывается около 1, 5 млрд последователей христианства. Широко распространено в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности, - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде регионов Дальнего Востока. Возникло во 2 -й половине 1 в. н. э в восточных провинциях Римской империи первоначально в среде евреев. В центре христианства находится образ богочеловека – Иисуса Христа.

СОВРЕМЕННОЕ ХРИСТИАНСТВО Распределение представителей Христианства по континентам (в % от численности сторонников религии) 3 СОВРЕМЕННОЕ ХРИСТИАНСТВО Распределение представителей Христианства по континентам (в % от численности сторонников религии) 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА Христианство возникло в I веке н. э. в восточной части Римской империи ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА Христианство возникло в I веке н. э. в восточной части Римской империи - Палестине ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА Начавшийся кризис античных порядков породил всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности Усиление антагонизма не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками Существующие Римская религия и различные религиозные учения Востока не могли дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяли утверждать идею всеобщей справедливости, равенства и спасения ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА Отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и, тем самым, породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей Провозгласило равенство всех людей как грешников Призвало к переустройству мира, выразив, тем самым, реальные интересы бесправных и порабощенных Дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороги 4

ИДЕЙНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ХРИСТИАНСТВА Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных ИДЕЙНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ХРИСТИАНСТВА Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ Неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 г. до н. э. – ок. 50 г. н. э. ). Нравственное учение Римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э. ). Суть учения: достижение свободы духа Филон соединил понятие Логоса в возможно только посредством осознания библейской традиции, трактуемое как божественной необходимости; если же творящее слово, постигаемое в свобода не будет вытекать из откровении, и в эллинистической божественной необходимости, она традиции, рассматривающей Логос в окажется рабством. качестве внутреннего закона, Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, направляющего движение Космоса. нравственные нормы, общечеловеческие Логос – это священное Слово, ценности. Утверждение позволяющее созерцать Сущее. общечеловеческих ценностей зависит не Иного пути познания Бога не от государственных требований, а существует, только через Логос – Слово. всецело от общительности. 5

РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСТВА В 313 г. эдиктом императора Константина I было официально прекращено преследование христиан РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСТВА В 313 г. эдиктом императора Константина I было официально прекращено преследование христиан и признана свобода вероисповедания в Римской империи ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХРИСТИАНСТВА III в. - начало IV в. борьба за полную легальность, за признание равноправия с прочими религиями окончательный отказ от всех «крайностей» первоначального христианства дальнейшая разработка собственной догматики и обрядности еще большая централизация церкви (местные соборы) и рост влияния клира борьба против старых и новых ересей изменения в социальном составе верующих Церковь как организация приобретает относительную самостоятельность и становится обладателем особых интересов по отношению как к верующим, так и государству. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. 6

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Её догматического Предания и канонического права. Таких Соборов было семь: I-й Вселенский (I Никейский) Собор (325 г. ) Утвердил истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Составил первые семь членов Символа веры и зафиксировал преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. IV-й Вселенский (Халкидонский) Собор (451 г. ) Утвердил истину о том, что две природы во Христе соединены «неслиянно и неизменно» , «нераздельно и неразлучно» . V-й Вселенский (II Константинопольский) Собор (553 г. ) Умиротворил монофизитскую смуту. Для II-й Вселенский облегчения присоединение монофизитов к (I Константиропольский) Собор (381 г. ) Православию осудил заблуждения трёх Завершил формирование Тринитарного учителей ( «трёх глав» ). догмата. Утвердил истину о единосущии Св. Духа «от Отца исходящего» со Отцом и Сыном, составил пять остальных членов VI-й Вселенский (III Константинопольский) Символа веры и зафиксировал преимущество Собор (680 -681 гг; 692 г. ) Константинопольского епископа как второго Осудил ереси монофелитов. Утвердил истину о по чести после Римского – «потому что город том, что Иисус Христос как истинный Бог и сей есть второй Рим» ". истинный Человек имеет две воли, но его человеческая воля не противна, а покорна Божественной. III-й Вселенский (I Эфесский) Собор (431 г. ) Открыл эпоху христологических споров VII-й Вселенский (о Лице Иисуса Христа). Утвердил истину о (II Никейский) Собор (787 г. ) том, что обе природы во Христе соединены в Раскрыл догматическую сущность иконы и одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась). утвердил обязательность иконопочитания. Вселенская Православная Церковь остановилась на семи Вселенских Соборах. Западная Римско-Католическая Церковь продолжает своё догматическое развитие и насчитывает уже 21 Собор (причём последние 14 Соборов также именует Вселенскими). Протестантские конфессии не признают Вселенских Соборов. 7

ИИСУС ХРИСТОС Иису с Христо с - согласно Никейскому христианскому символу веры второе лицо ИИСУС ХРИСТОС Иису с Христо с - согласно Никейскому христианскому символу веры второе лицо (ипостась) Троицы, Бог - Сын (Божественный Логос) и человек (то есть совмещающий в себе природу божественную и человеческую, полностью Бог и полностью человек), распятый на Кресте, а затем воскресший и вознёсшийся на небо. Христиане верят в то, что Иисус является Сыном Божиим, Сыном Человеческим (так Он сам себя именовал, согласно евангелистам), Агнцем (Жертвой) мира, Господом Вседержителем, заботливым Отцом и Создателем всех и всего, Предвечным Словом, Сладчайшим Женихом, Премудростью Божией, Солнцем правды, Мздовоздаятелем, обещанным Мессией, на основании различных пророчеств Ветхого Завета. В Евангелиях от Матфея и от Луки указаны разные родословные Иисуса Христа. Из обеих родословных Иисуса Христа родословной принято считать список, приводимый в Мф. 1: 1 -16. Со времён Реформации широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Лука прослеживает родословную Иисуса по материнской линии (Лук. 3: 23 -38), через Марию. Согласно христианству, появление Иисуса - исполнение давнего пророчества о Мессии - Сыне Божием. Иисус был непорочно рождён от Святого Духа Девой Марией, в городе Вифлеем, где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения Иисус был увезён родителями в Египет. После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет. 8

ДЕЯНИЯ ХРИСТА В 30 -летнем возрасте Иисус вышел на общественное служение, которое начал с ДЕЯНИЯ ХРИСТА В 30 -летнем возрасте Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3: 21 -22). После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» . Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека. Выдержав все искушения дьявола Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению. Поселившись в Капернауме, он выступил с проповедью о покаянии и начал учить, что Он - Сын Божий, что Ему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте и, что Его тело - есть пища, необходимая всем для вечной жизни Он подтвердил и расширил закон Моисея: потребовал от всех максимально, - всем существом своим, - любить Бога; затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя; и любить себя как творение Божие и Его образ (посредством частого причащения). Христос со своей проповедью путешествовал по Галилее, Самарии, Десятиградьи, Тире, Сидоне. Иудеи многократно пытались убить Его, но Спаситель чудесным образом оставался невредим, пока «не пришёл Его час» распятия на кресте, ради которого Он и воплотился. Он собрал вокруг себя группу из 12 ближайших учеников - апостолов для распространения христианской церкви по всему миру. Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославился как пророк и целитель неизлечимых болезней, а также воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5. 000 человек и др. 9

БИБЛИЯ – «СВЯЩЕННАЯ» КНИГА ХРИСТИАН Основа христианского вероучения (греч. – книги) ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (39 БИБЛИЯ – «СВЯЩЕННАЯ» КНИГА ХРИСТИАН Основа христианского вероучения (греч. – книги) ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (39 книг) НОВЫЙ ЗАВЕТ (27 книг) Признается как иудейской, так и христианской религией Пятикнижие Моисеево (законодательные книги) «Бытие» - рассказывает о сотворении мира, об Адаме и Еве, всемирном потопе и древне- еврейских патриархах «Исход» - повествует об исходе евреев из Египта, о Моисее и полученных им от Бога заповедях, о начале организации культа Яхве Признается только христианской религией Писания (исторические повествования) Книга притчей Соломоновых Пророки Пророков Даниила и Черекииля Книга Песни Песней Псалтырь (Псалмы, книга религиозных гимнов, припис ываемых царю Давиду) Иеремия Книги 12 «малых пророков» : Авдия, Аггея, Осия, Амоса и других Евангелий 21 апостольское послание От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Откровение Иоанна Богослова Книги Царств «Левит» - представляет собой свод религиозных догм, правил и ритуалов Деяния святых апостолов «Числа» и «Второзаконие» - посвящены истории евреев после египетского плена , , - послание Иакова; - первое послание Петра; - второе послание Петра; - первое послание Иоанна; - второе послание Иоанна; - третье послание Иоанна; - послание к Титу; - послание к Евреям; - послание к Филимону; - послание к Колоссянам; - послание к Римлянам; - послание к Филиппийцам и др. 10

ХРИСТИАНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ Основу христианского вероучения составляет Символ веры, составленный «Отцами церкви» и утвержденный на ХРИСТИАНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ Основу христианского вероучения составляет Символ веры, составленный «Отцами церкви» и утвержденный на Никейском (325 г. ) и Константинопольском (381 г. ) Вселенских соборах Учение о душе Учение о Душа - сверхъестественных существах сверхъестественная часть человека, в отличие от Существуют три группы тела, не подчиняется сверхъестественных законам природы и не существ: Троица, ангелы зависит от тела, а значит, и бесы. может существовать и без тела. Учение о почитании пророков, апостолов и Учение о первом евангелистов пришествии Иисуса Учение о двойной Как и в иудаизме, так и в Христа природе Иисуса Христа христианстве верующие Первое пришествие Иисус Христос, согласно должны почитать Иисуса Христа было в вероучению, Бог и пророков. 753 -м году от основания человек – одновременно, города Рима. т. е. Богочеловек. Учение о загробной жизни Учение о втором Главной идеей этого Учение об искуплении. пришествии Иисуса учения является идея о Иисус Христос своими Христа существовании в страданиями и своей Время второго загробной жизни рая и смертью искупил грехи пришествия - ада. всех людей. божественная тайна. Учение о Библии Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. 11

ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТ основные средства Одежды священников Религиозное искусство Церковное здание /храм/ Кресты Крестное знамение ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТ основные средства Одежды священников Религиозное искусство Церковное здание /храм/ Кресты Крестное знамение Иконы ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТ ОБРЯДЫ ПОСТЫ КУЛЬТ РЕЛИКВИЙ ТАИНСТВА Литургия Крещение Проповедь КУЛЬТ СВЯТЫХ Причащение Молитва /семь/ Брак Святые Ранги Пророки Ангелы 9 чинов Апостолы Святители 3 лика Покаяние /исповедь/ Преподобные Мученики КУЛЬТ МОЩЕЙ Елеосвящение Священство /хиротония/ Паломничество к святым местам ПРАЗДНИКИ Пасха Двунадесятые Миропомазание /конфирмация/ Переходящие Непереходящие Средние Степени священства Епископы Дьяконы Праведные Церковная утварь Малые Пресвитеры 12

Таинство Крещения Таинство священства Таинство покаяния Совершается при посвящении Одно из главных таинств, (исповеди) Таинство Крещения Таинство священства Таинство покаяния Совершается при посвящении Одно из главных таинств, (исповеди) человека в духовный сан и состоит символизирующих Состоит из двух важных в возложении рук вышестоящего принятие человека в лоно актов. служителя культа на голову христианской церкви. Первый - исповедание посвящаемого. Обряд крещения грехов – отчет верующего происходит в форме перед омовения. священнослужителем в нарушении им заповедей божьих или церковных предписаний. Таинство причащения Второй – отпущение или святой евхаристии грехов, которое (благодарственной правомочен делать только жертвы) священнослужитель Верующим дают съесть определенного ранга. специально выпеченный хлеб – просфору, который они запивают глотком Таинство миропомазания красного вина из особого Это таинство происходит сосуда – потира. Считается, в форме крестообразного что во время обряда смазывания тела человека совершается таинство (лба, глаз, носа, губ, ушей, преосуществления, т. е. груди, рук, ног) особым хлеб превращается в тело ароматическим маслом Иисуса Христа, а вино – в (миром). Суть – чтобы Таинство елеосвящения сохранить душевную (соборования) кровь. чистоту, полученную в Обряд совершается над больным крещении, чтобы человеком и состоит в смазывании возрастать и укрепляться в лба, щек, губ, рук, груди жизни духовной, нужна освященным деревянным маслом – Таинство брака особенная помощь Божия, елеем и чтением молитв с обряда бракосочетания которая и подается в просьбами Бога послать больному таинстве миропомазания. или венчания выздоровление. 13

По своей значимости и степени торжественности богослужения подразделяются на великие, средние и малые. Праздники По своей значимости и степени торжественности богослужения подразделяются на великие, средние и малые. Праздники великие, или двунадесятые (называются так, потому что их двенадцать), - это Благовещение, Рождество, Крещение, Сретение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица), Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Успение Богородицы и Воздвижение Креста. Великие праздники подразделяются на «неподвижные» , т. е. имеющие фиксированную дату, и «переходящие» , день празднования которых зависит от дня Пасхи. Праздник праздников, или «велик день» – это Пасха, воспоминание воскресения Иисуса Христа из мертвых Пасха Рождество Христово Вознесение Господне – отмечается как вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения. Крещение Господне (Богоявление) – установлен в честь крещения в Иордане Иисуса Христа Иоаном Крестителем Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – в основе евангельский рассказ о посещении Христом и его учениками Иерусалимского храма, откуда он изгнал менял и торговцев Сретение Господне – евангельский рассказ о благословлении родившегося Иисуса в Иерусалимском храме как Бога Преображение Господне – посвящено евангельскому рассказу о преображении Христа на горе в присутствии его учеников Рождество пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Благовещение и Успение Богородицы – посвящены матери Иисуса Христа Троица (Пятидесятница) – посвящена новозаветному рассказу о сошествии на пятидесятый день после Пасхи Святого Духа на апостолов Воздвижение Креста Господня – посвящен найденному кресту, на котором был распят Иисус Христос на Голгофе 14

ЭВОЛЮЦИЯ И РАСКОЛ ХРИСТИАНСТВА Рост христианского космополитизма и формирование основных догматических представлений I век ЭВОЛЮЦИЯ И РАСКОЛ ХРИСТИАНСТВА Рост христианского космополитизма и формирование основных догматических представлений I век н. э. – возникновение христианства. Конец I в. - начало II в. - поражение еврейских восстаний против Римской империи, обособление иудаизма Начало IV в. - начало активной поддержки новой религии императором Римской империи Константином (ок. 285 -337 ) Возникновение первых автокефальных (самостоятельных) церквей. Константинопольская Александрийская Антиохийская Иерусалимская отделились Кипрская 324 г. начало превращения христианства в государственную религию Римской империи Грузинская Дальнейшее разделение церквей 1054 г. Католическая 325 г. в г. Никее собран первый вселенский собор христианских церквей Православная разделение (XVI в. ) Католическая Протестантская 15

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА II – V вв. Персия III – VI вв. Великобритания IV – РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА II – V вв. Персия III – VI вв. Великобритания IV – нач. V вв. германские племена в Европе IV в. Аравия 324 г. Римская империя IV – VI вв. народы Азии (Кавказа) V в. Франция VI в. Скандинавия VII в. славянские народы 988 г. - Крещение Руси 16

Христиане верят в Бога – творца мира; Иисуса Христа – единородного Сына Божия, его Христиане верят в Бога – творца мира; Иисуса Христа – единородного Сына Божия, его боговоплощение и искуплением им грехов человека (распятие и смерть); Воскресение Иисуса Христа, его телесное вознесение и его второе пришествие; Троицу, ангелов, бесов, пророков, апостолов, евангелистов; Загробный мир (ад и рай); Таинство крещения; Бессмертие души и воскресение мертвых; в Церковь католицизм – РКЦ; православие - 15 АПЦ; протестантизм – самостоятельные течения Верховная сущность Бог (в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух) Нормы морали Служение Богу – высший нравственный долг (Бог – всемогущ); Заповеди (ветхозаветные, новозаветные и евангелистские «заповеди блаженства» ); Ценности (материальные и духовные); Гуманность ( «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ) Христианство основано в I веке в восточной части Римской Империи (Палестине). Основатель – Иисус Христос Культ христианина Молитва; Таинства Пост; Праздники; Обряды; Богослужение (литургия); Чтение священных книг; Культ креста, икон, святых и мощей; Миссионерство; Пропаганда учения Священные книги Библия