Христианский храм.ppt
- Количество слайдов: 40
Христианский храм: сравнительный анализ Западноевропейской и Византийско-Русской модели храма Докладчик: Харунжева А. А. ГД-510
Разделение церкви Признание христианской Церкви и прекращение гонений на нее в IV веке, а затем принятие христианства в Римской империи как государственной религии положили начало новой эпохе в истории Церкви и церковного искусства. Церковное искусство в Западной Церкви пошло своим путем. Здесь наиболее распространенной основой храмовой архитектуры осталась базилика. А в Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.
Значение катакомбных храмов в развитии христианской модели Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений, сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма. Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абсидой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконостасом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престолом. В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой - солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря плошадку, затем следовала средняя часть храма, далее — его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору. В центре солеи устраивался полукруглый амвон, с которого обычно произносились проповеди. Люминарии представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения. Образ небесного свода впоследствии стал играть купол, а свет проникает в храм через световой барабан. Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.
Искусство Византии Поначалу византийское искусство было подражательным и питалось различными источниками — античными и восточными. Византия — это государство, которое возникло на обломках античной рабовладельческой цивилизации в восточной части Римской империи в результате ее распада. Но постепенно, по мере укрепления Византийской империи в VI в. и упрочения позиций церковных кругов, искусство стало приобретать свое оригинальное лицо.
Храм Св. Софии (532 -537 гг. ) Базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.
Храм Св. Софии, план (532 -537 гг. )
Храм Св. Софии (532 -537 гг. )
На смену древнейшим христианским храмам, строившимся в виде базилик, начиная с V века стали появляться центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм (круглые, граненые, крестообразные и др. ) возводились как крещальни (баптистерии) и мартирии — постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий, а также места погребения мучеников.
Сан-Витале (527 -547 гг. ) Базилика построена в форме восьмиугольного мартирии византийского типа
Традиционный Византийский храм Ближе к Х в. огромные соборы типа базилик вытесняются церквами крестовокупольного типа, имеющими в плане форму вписанного в квадрат креста и увенчанными одним либо несколькими куполами.
Десятинная церковь (991 -996 гг. ) Первый Христианский храм на Руси Первоначально это был традиционный византийский четырёхстолпный храм с тремя апсидами и нартексом. Скорее всего, он был пятиглавым. До наших дней от церкви сохранились только фундаменты, позволившие восстановить её первоначальную планировку.
Киевская София В конце Х века основным типом византийского храма стал его крестовокупольный вариант. К этому времени опыт создания огромных купольных базилик, по подобию константинопольской Софии, был, скорее всего, утрачен. Поэтому передать эти знания на Русь, греки уже не могли. В результате все первые русские каменные храмы по своему типу являются крестовокупольными. Однако идеальным образцом храма для Руси навсегда остался именно константинопольский Софийский собор, в котором послы князя Владимира почувствовали себя "на небесах". Не зря, первые великокняжеские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке носят имя Святой Софии Премудрости Божией. Новгородская София
Самобытность Русского храма Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной. Чернигов. Борисоглебский собор.
В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви. Дмитровский собор во Владимире. 1191 год.
Схема русского православного храма
Схема здания православного храма
Планировка православного храма
Словарь православного храма Абсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь. Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Барабан световой — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода. Куб — основной объем храма. Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма. Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу. Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли. Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель. Подклет — нижний этаж здания. Поребрик — декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы. Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику. Портал — архитектурно оформленный вход в здание. Рустовка — декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней. Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний. Шатер — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века. Ширинка — прямоугольная впадина в стене. Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. Яблоко — шар на завершении купола под крестом. Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
10 -12 в. Полукруглая арка Романика 12 -16 в. Стрельчатая арка Готика
Особенности архитектуры романского собора: • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства • Увеличение хора или восточной алтарной части храма • Увеличение высоты храма • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам. • Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Планировка романского храма
Романский свод Монастырская цекровь в Клюни. Романский крестовый свод: 1 - торцевые ребра; 2 - диагональные ребра; 3 - замок; 4 -распалубка.
Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь.
Аббатство Мария Лаах, Германия
Собор Сант Амброджо, Милан
Особенности архитектуры готического собора: • Трансепт втягивается в основной силуэт храма (Исключение – Английский готический собор) • Стрельчатые арки и окна, окно «роза» , витражи • Обилие узких и высоких башен и колонн, • Богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) • Многоцветные витражные стрельчатые окна. • Богатый скульптурный декор, отделяющийся от стены. • Система контрфорсов и аркбутанов • Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Планировка готического собора
Устройство стены готического собора
Крестовый свод (quadripartite rib vault) Готические своды Простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки (sexpartite rib vault) Усложненный вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок Звездчатый свод, (lierne vault, Stellar vault) Следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды. Веерный свод (fan vault) Создается нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии ( «распластанная готика» ). (netvault) Нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.
Готические своды Веерный свод — образуется нервюрами (ожива и тьерсерона), исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность. Типичен для английской готики. Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода. Свод крестовый готический — крестовый свод, представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, на которые опираются распалубки, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Основной признак готического — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. Распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра. Нервюрный свод — свод на каркасе из нервюр, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.
Готические своды Пример веерного и крестового готического свода
Готический собор в Реймсе
Сент-Шапель, Франция
сравнительный анализ Западноевропейской и Византийско-Русской модели храма
Использованные ресурсы 1. Детская Энциклопедия, Том 12 Искусство, М. : «Педагогика» , 1977 (Искусство Византии стр. 84 ) 2. Народный каталог православной архитектуры [электронный ресурс] URL: http: //sobory. ru/lib/pervye_russkie_hramy. html 3. Искусство средневековья в Западной и Центральной Европе [электронный ресурс] URL: http: //ickust. claw. ru/shared/icks/1380. htm 4. Архитектура православного храма [электронный ресурс] URL: www. golddomes. ru/cerkov 2. shtml 5. Происхождение Христианских Храмов [электронный ресурс] Православие и мир, URL: http: //www. pravmir. ru/proisxozhdenie-xristianskix-xramov/ Википедия, свободная энциклопедия [электронный ресурс] , статьи: • Архитектура Византии • Православный храм • Романская архитектура • Готика • Каркасная система готической архитектуры • Перекрытие • Свод • Крестово-купольные храмы Древней Руси URL: http: //ru. wikipedia. org/