6 христианская философия.ppt
- Количество слайдов: 12
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Возникновение христианской философии В первой половине 1 века н. э. на Ближнем Востоке из недр индуизма - религии евреев возникло христианство. Индуизм был первой монотеистической религией в истории. Монотеизм - это вера в одного Бога. Важной чертой иудаизма является мессианство. Считается, что со временем на земле появится посланник Божий — Меч сия (спаситель), который откроет людям волю Бога и приведет мир к новому счастливому состоянию.
Возникновение христианской философии l l Особенностью иудаизма является и его национальный характер. Иудаизм представляет собой религию одного народа, который считает себя избранным на том основании, что Бог через Моисея дал ему Закон — правила поведения, нормы. Связь новой христианской религии с иудаизмом проявилась, в частности, в том, что священное писание христиан — Библия (от гр. ЫЬИа — книги) — включала как собственно христианские произведения, образовавшие Новый Завет, так и священные книги последователей иудаизма — Ветхий Завет.
Христианство предлагало людям совершенно иную «систему координат» : мы на земле — только странники, а «отчизна наша — на небесах» . Поэтому не накопление богатств, власть, плотские радости и пр. имеют настоящее значение, а духовная чистота, смирение и, конечно же, любовь. Христианство изменило существовавшую ранее систему норм и ценностей. Недаром христианские народы называют период времени после рождения Христа новой эрой. Учитывая колоссальное влияние, которое оказало христианство на европейскую культуру, всю западную цивилизацию очень часто называют христианской цивилизацией.
Развитие христианской философии 1). Христианство распространялось чрезвычайно быстро, популярности в немалой степени способствовал характер религии: приверженцем христианства мог стать и раб, и римский сенатор, и грек, и еврей. Но главным было, конечно, что христианство предложило людям новые, более высоко нравственные ценности. 2). Первоначально христианство распространялось среди бедняков. Но затем и многие состоятельные и образованные люди приняли новую веру. Именно из их среды появляются первые –апологеты защитники нового учения. В своих произведениях (апологииях), доказывающих истинность христианства
Юстин Из дошедших до нас произведений апологетов наиболее ранними являются сочинения Флавия Юстина (II в. ) — грека из палестинского города Сихем. Юстин стремился показать, что многие идеи христианства уже встречались у древних философов: христиане, как и стоики, верят, что этот мир погибнет, как и Платон, они уверены в бессмертии души, как многие древние мыслители, они утверждают, что целью жизни является спасение души и т. д. В 165 г. Юстин был казнен, как верующий в Христа, поэтому в литературе его часто называют Юстином-мучеником.
Климент Александрийский Климент родился в середине II в. в Афинах, но большую часть своей жизни провел в Александрии. Его взгляды сформировались под влиянием стоицизма, затем он принял христианство и стал священником. Тем не менее, Климент Александрийский на всю жизнь сохранил интерес и уважение к философии в своих сочинениях доказывал, что философия и религия не противоречат другу, наоборот, многие философские учения являются своеобразной «подготовительной школой» для того чтобы человек пришел к вере. Он рассуждал так: философия за несколько веков существования не дала людям бесспорной истины, философы спорят друг с другом, ищут, — стало быть, еще не нашли» . Все в дело в «спорливом - и любопытствующем уме философов, они пытаются с помощь своего слабого разума постичь то, что находится за его пределами.
Становление церквей l l l Несмотря на гонения, христианских общин становилось все больше. Постепенно начала формироваться церковь — организация, объединяющая верующих и выполняющая роль посредника между ними и Богом. Указом императора Константина в 313 г. христианство было уравнено в правах с другими религиями. С именем императора Константина связано и еще одно переломное для истории христианства событие: в 325 г. в он созвал I Вселенский собор.
Становление церквей Церковным собором называется собрание епископов и других представителей христианских церквей для выработки общих положений в богослужении и вероучении. В зависимости от того, собираются ли на соборы священников отдельной страны или всех христианских церквей, соборы бывают поместные и вселенские. Константин собрал первый такой собор, который принял символ христианской веры — то есть свод тех положений, вера в которые и делает человека христианином. Это было чрезвычайно важным событием в истории христианства.
Патристика – учение отцов церкви На смену Древнему миру пришла эпоха Средневековья, начавшаяся приблизительно в V в. Если в античности считали, что истиной надо овладевать, то средневековый мир пребывал в уверенности, что истина уже открыта в Священном Писании. Выявление этой истины и выработка основ христианского богословия стали возможными благодаря деятельности мыслителей, которых называют отцами церкви. Они создали базу для последующего развития христианской философии, их труды были признаны основополагающими для богословия и получили название патристики (от лат. патер — отец), — то есть они стали своего рода «классиками» христианства.
Августин Блаженный Аврелий Августин (354— 430) родился в небольшом городке Тагаста в Северной Африке. Его мать была христианкой, а отец — язычником. Хотя мать с самого начала хотела приобщить сына к христианству, путь Августина к вере был долгим и непростым. Этот путь он потом описал в одном из самых знаменитых своих произведений — в «Исповеди» .
Взгляды Августина Блаженного l l l Августин был против всех разновидностей пантеизма, то есть единства Бога и мира. Бог, по Августину, сверхприроден. Разум, по Августину, есть взор души, которым она сама бой, без посредства тела, созерцает истину. Августин по-новому поставил вопрос о времени. Августин признал, что невозможно представить время без существования мира. Значит, сделал он вывод, Бог создал время и мир вместе. Что же такое время? Оно текуче, и его характеристики относительны. Сутки состоят «из ночных и дневных часов: всего 24. По отношению к первому часу остальные — будущее; по ношению к последнему — прошлое» .