Скачать презентацию Христианская философия Философия европейского Средневековья Скачать презентацию Христианская философия Философия европейского Средневековья

Христианская философия.pptx

  • Количество слайдов: 22

Христианская философия (Философия европейского Средневековья) Христианская философия (Философия европейского Средневековья)

 • • • • Важнейшие исторические даты 3 в. до н. э – • • • • Важнейшие исторические даты 3 в. до н. э – перевод Ветхого (Септуагинта) 1. в. н. э создание Евангелий (Нового завета) Конец 1 в. –начало гонения на христиан 313 г. – признание христианства в Миланском эдикте 325 г. -Никейский символ веры; перенос столицы из Рима в Визант (Константинополь); 4. в перевод Иеронимом на латынь Библии (Вульгата) 395 г имп. Феодосий поделил Римскую империю на Восточную (Византия) и Западную Римские империи 410 г. – падение Рима 10 в. - крещение Руси Владимиром 11 в. - разделение Восточной и Западной Церквей 15 в. – попытка объединения Церквей 1453 г. –падение Константинополя 16. – рождение протестантизма, а в России патриаршества

Основные моменты христианского мировоззрения • Теоцентризм – миропонимание, в котором единственным источником сущего является Основные моменты христианского мировоззрения • Теоцентризм – миропонимание, в котором единственным источником сущего является Бог. • Способ отношения к миру – через веру. Вера – сфера духовного опыта, центром которого является Бог. • Христианский монотеизм. Бог един и единственный. «Я есмь Я сущий» • Бог –абсолютное бытие, Он трансцендентен (Сверхсущее), не постижим ни разумом , ни тем более чувством. • Бог –творец Сущего. Идея творения (креационизм) – главная онтологическая идея христианства. • Божественная сущность воплощается в трех ипостасях (Божественная Троица): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой • Библия – источник божественного знания (Откровение), является объектом веры. Познание – приобщение к откровению через веру. Откровение – главная гносеологическая идея. • Человек творится по образу и подобию и отделяется от всего тварного мира. «И поставил Я тебя над всеми тварями земными» . (Средневековый антропоцентризм)

Мировоззренческие позиции, определяющие соотношения Бога и мира(природы, бытия, космоса) • Гилозоизм – одушевленность природы, Мировоззренческие позиции, определяющие соотношения Бога и мира(природы, бытия, космоса) • Гилозоизм – одушевленность природы, природные объекты имеют души. (Мифология, Фалес, восточные онтологии) • Пантеизм – Бог равен Природе, бытию, слит с ними. (Ксенофан, стоики, Возрождение, Спиноза) • Деизм – Бог является перводвигателем, источником возникновения мира, но дальше не участвует в нем, а мир существует по своим законам. (Аристотель, Декарт, Ньютон) • Теизм – Бог творит мир и присутствует в мире. Бог не только содатель, но и держатель бытия. Все сущетсвующее зависит от Бога. (Средневековая христианская философия)

Первые века христианства I - III вв. н. э. Филон Александр ийский Гностициз Валентин, Первые века христианства I - III вв. н. э. Филон Александр ийский Гностициз Валентин, м Федот Ориген Апологетик Климент а Александр ийский, Тертуллиан Логос Единое Бог Премудрос ть Бога (Гносис) Благо Зло Библия Логос, Душа, Дух Что есть единосущий Бог? (Монизм) Едино или двойственно начало в мире? (Дуализм) Что есть Бог как Дух, как Логос как Сын Божий? Откровен ие Вера Философ ия Какова роль веры и разума в постижении Откровения?

Средневек Патристика Афанасий овье восточная Великий Василий IV- XIV вв. (Отцы Великий, Првослави Григорий Средневек Патристика Афанасий овье восточная Великий Василий IV- XIV вв. (Отцы Великий, Првослави Григорий я) Богослов, Иоанн Златоуст Патристика западная(о тцы католициз ма) Иероним Аврелий Августин Григорий Великий Богослов ы Дионисий, Григорий Нисский, Иоанн Дамскин Григорий Палама Время, творение (креацио низм), вера, разум Каково соотношени е веры и разума? Как все возникло ? Что есть время?

Учение Филона (ум. ок. 40 г. ) • Соединяет иудейский монотеизм с идеями греческой Учение Филона (ум. ок. 40 г. ) • Соединяет иудейский монотеизм с идеями греческой философии (платонизм и стоицизм). • Бог- всемогущее существо, высшее, бестелесное, всегда равное себе абсолютное начало. Чистый ум, благо, красота. • Бог творит мир свободно и по плану. • Творение мира опосредовано Логосом (Сын Божий) и идеями, с помощью которых творится телесный мир. • Материя – хаотичное, бесформенное начало, олицетворение зла.

Гностицизм (1 -3 в. в. ) • Гностицизм – религиозное объединение, синтезирующее греческий рационализм Гностицизм (1 -3 в. в. ) • Гностицизм – религиозное объединение, синтезирующее греческий рационализм и восточный мистицизм • Гносис – абсолютное знание, достигается иррациональным, мистическим путем. • Плерома( полнота) – обиталище духовных сущностей. • Бог - Единое мировое начало - олицетворение Добра, света • Материя – олицетворение Зла, мрака. • Мир – борьба двух начал. Дуализм- учение о двойственных началах сущего, не сводимых и противостоящих другу. • Человек –обитатель темного, материального мира. • Познание есть путь приобщения к божественному. Совершается как познание внутреннего «Я» , самопознания. • Гносеологический оптимизм – утверждается возможность

Учение Оригена (185 - 253) Три уровня смысла Библии Телесный –буквальный; Душевный – моральный Учение Оригена (185 - 253) Три уровня смысла Библии Телесный –буквальный; Душевный – моральный Духовный – философско-мистический Теология. Бог един и всемогущ. Он создал несколько видов духов: ангелов, демонов и людей. Те, кто не стремится или противоречит Богу помещаются в мир земной и становятся одушевленными существами. Освобождаясь от грехов, они имеют возможность вернуться к Богу, т. е. спастись. (Сотериология – учение о спасении души) Философия необходима для объяснения истин христианского вероучения. Логика особенно важна для понимания смысла и непротиворечивости Троицы. Бог создал человека свободным, чтобы дать место добродетели и пороку, порицанию и похвале,

Аврелий Августин (354 -430 Онтология. Религиозный идеализм • Бог –высшее бытие, субстанция –самообусловленная сущность. Аврелий Августин (354 -430 Онтология. Религиозный идеализм • Бог –высшее бытие, субстанция –самообусловленная сущность. Он есть Единое и Благо. Троица есть Единое, Мировой ум (Логос), Мировая душа. • Бог творит мир из ничего по своей благой воле. До акта творения ничего не было кроме Бога. • Сотворенный мир устроен иерархически. Внизунеодушевленные предметы и неразумные существа. Во главе – человек как богоподобное существо. • Субстанциально добро (благо), зло не субстанциально, это недостаток добра. • Мир один, в момент творения возникает время. Время объективное течет от творения к моменту страшного Суда. (Учение о Страшном суде - Эсхатология) • Время субъективное дано в переживании настоящего. Прошедшее и будущее – модусы настоящего. Прошедшее

Гносеология Августина • Бог есть Истина и Логос. • «Верую, чтобы понимать. Понимаю, чтобы Гносеология Августина • Бог есть Истина и Логос. • «Верую, чтобы понимать. Понимаю, чтобы верить» . Противопоставление веры и разума как двух способов поиска истины. • Вера окрыляет человека, дает озарение – непосредственное видение истины. Разум является важным источником получения знаний, он нуждается в поддержке веры. • Виды знания: от Бога • от чувственного соцерзания(интуиции) «Вне себя не выходи, а сосредоточься в самом себе, ибо истина живет во внутреннем человеке» • от рассудка через диалектику и логику. • «Мы учимся не посредством внешних слов, а от внутренним образом звучащей истины (Христа), присущей нашему уму» .

Учение о душе и благодати • Богоподобие человека в его бессмертной душе, главной проявление Учение о душе и благодати • Богоподобие человека в его бессмертной душе, главной проявление которой –разумная воля. • Воля – сфера свободы человека, она предопределена к добру, но часто выбирает грех, зло. • Божественное предопределение – благодать, предопределяет волю одних людей добру, а других – ко злу. • Спасение души зависит от воли человека, которая должна стремиться к Богу, очиститься от грехов. • (Сотериология- учение о спасении души) • Обладатели доброй воли и стремящиеся к Богу – потомки Авеля, их души спасутся. Они образуют Церковь – прообраз града Божьего. • Те, кто стремится ко греху- потомки Каина. Они обитают в граде земном. В жизни они наслаждаются властью и богатством, а после смерти их души попадут в ад.

Средневек Схоластика Боэций, овье ранняя Ансельм IV- XIV вв. Кентербер ийский , Эриугена, реалисты Средневек Схоластика Боэций, овье ранняя Ансельм IV- XIV вв. Кентербер ийский , Эриугена, реалисты Схоластика Пьер поздняя Абеляр, Фома Аквинский, номиналис ты (Дунс Скот, Оккам) Как Силлогиз логически м, доказать Универса бытие Бога? лии и Как партикул существуют ярии общие понятия? Эссенция, экзистенц ия, субстанц и, акциденц ии, трансцен Каково соотношени е истин веры и истин разума? Как существует Творец и

Периоды средневековой христианской философии • Апологетика – обоснование основ христианской веры, защита от обвинений Периоды средневековой христианской философии • Апологетика – обоснование основ христианской веры, защита от обвинений со стороны язычников • Патристика – учение отцов церкви, создание христианской церкви, канонического богословия • Схоластика – систематическое, упорядоченное философское осмысление и рациональное разъяснение богословских проблем

Формы распространения философии • В раннехристианских государствах в школах (Схолах) преподавались: теология и 7 Формы распространения философии • В раннехристианских государствах в школах (Схолах) преподавались: теология и 7 «свободных искусств» . Тривиум Квадриум Грамматика Арифметика Музыка Риторика Диалектика (Логика) Геометрия Астрономия

Университеты • Первый университет возникает в Болонье (Италия) в 11 в. В Париже (Сорбонна) Университеты • Первый университет возникает в Болонье (Италия) в 11 в. В Париже (Сорбонна) 13 в. , Падуя 13 в. , Неаполь 13 в. , Прага 14 в, Краков 14 в. , Вена 14 в. • Схоласты объединяются вокруг университетов. Распространяется университетская, т. е. схоластическая ученость • 15 в. начало эры книгпечатания открывает «вселенную Гутенберга» • В первых университетах преподают теологию, правоведение, медицину. • 1755 г – основание МГУ им. М. В. Ломоносова

Спор об универсалиях • Универсалии – понятия, обозначающие общее в вещах и явлениях, абстрактные Спор об универсалиях • Универсалии – понятия, обозначающие общее в вещах и явлениях, абстрактные сущности, которым не соответствуют отдельные конкретные предметы. • Спор об универсалиях: что существует общее(абстрактное) или единичное(конкретное)? • Позиция реалистов: Общие понятия существуют реально, они первичны по отношению к конкретным предметам. (Ансельм Кетнетерберийский, Шартрская школа) • Позиция номиналистов: Общие понятия – имена (nomen –имя) вещей, обозначают родо-видовые свойства. Прежде сущестсвуют единичные вещи. (Росцелин, Оккам, Турский, Дунс Скот) • Позиция концептуализма: Общие понятия – есть абстракции ума, но им соответствует общее в вещах. (Пьер Абеляр)

Онтология Фомы Аквинского (1221 -1274 гг. ) • Бог отождествляется с бытием. «Бог есть Онтология Фомы Аквинского (1221 -1274 гг. ) • Бог отождествляется с бытием. «Бог есть чистый акт без примеси потенциального» • Акт бытия, через который все вещи(телесные субстанции) получают существование(экзистенция), составляет сущность (эссенция) Бога. • Только в Боге сущность и существование совпадает. В Нем нет никакой другой сущности, отличной от акта бытия, никакого «что» . • Бытие вещи – некая определенность, «то-то» . Оно есть сущность плюс существование. Глагол «есть» указывает на конечное, ограниченное определенной формой бытие. Вещи всегда в какойто мере «недосуществуют» , становясь более конкретной сущностью. • В противоположность вещам бытие Бога бесконечно и невыразимо.

Проблема веры и разума (знания) • Назначение философии – быть преамбулой веры. У них Проблема веры и разума (знания) • Назначение философии – быть преамбулой веры. У них один предмет- Бог, человек, мир. Вера и разум познают их разными путями. • Вера совершенствует разум, а философия – теологию. Философия – гимнастика рацио. • Вера не должна противоречить разуму. • Часть истин Откровения (догмат троичности Бога, первородного греха) сверхразумны, должны приниматься на веру. Другие (существование Бога, бессмертие души) рационально постижимы. Откровенное (сверхразумное) и естественное (рациональное) не могут противоречить другу, т. к. и то и другое истинно. Естественное помогает постичь истины Откровения. • Однако двух истин быть не может, в случае конфликта решающими являются критерии Откровения.

Доказательства бытия Бога Ансельм Кентерберийский (отец схоластики) Апостериорное(после опыта): все различается степенью совершенства. Должно Доказательства бытия Бога Ансельм Кентерберийский (отец схоластики) Апостериорное(после опыта): все различается степенью совершенства. Должно существовать то, что самое высшее, совершенное, большее и благое. Априорное (до всякого опыта)или онтологический аргумент. «Бог есть нечто, превосходящее по величине все мыслимое» . Фома Аквинский (опираясь на Аристотеля) Бог как 1) причина всех причин, 2) мерило совершенства (формы), 3) первопричина движения 4) источник целесообразности 5) необходимость быть для того, чтобы что-то могло быть и не быть

Позиция Фомы Аквинского в споре об универсалиях • Умеренный реализм Универсалии существуют трояко: - Позиция Фомы Аквинского в споре об универсалиях • Умеренный реализм Универсалии существуют трояко: - «до вещей» в божественном разуме как идеи, прообразы вещей - «в вещах» как их сущности - «после вещей» в человеческом разуме как понятия, как результат абстрагирующей деятельности ума

Учение У. Оккама (1288 -1349) • Теория «двух истин» - есть истины веры и Учение У. Оккама (1288 -1349) • Теория «двух истин» - есть истины веры и истины разума. Происходит размежевание теологии и философии. Разделение светской и религиозной власти в обществе. • Истины религии недоказуемы рационально. Теология – не наука, а положения, связанные верой. Сфера разума – познание естественного, «книги природы» . Лозунг «Верю и понимаю» . • Утверждает позицию номинализма. Бог не нуждается в существовании опосредующих идей или общих понятий, а творит множество вещей, имеющих свою индивидуальную конкретную сущность. Именно единичные вещи должна изучать наука, а универсалии следует исключать из познания. • Бритва Оккама: «Не следует умножать сущности сверх необходимого»