Иисус Христос.pptx
- Количество слайдов: 40
ХРИСТИАНСКАЯ АПОЛОГЕТИКА – ЭТО РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (людей), потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его (Бога), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они (люди) безответны. (Послание к Римлянам 1: 19, 20)
МЫ СИЛЬНЫ ЗА ИСТИНУ, А НЕ ПРОТИВ НЕЕ. • Апологетика — это искусство разумной защиты какой-либо точки зрения. Не только у христиан, но и у представителей других религий и сект (и даже у атеистов) есть свои апологеты.
ЦЕЛИ: • Защита нашей веры в Личностного Бога; • Защита непротиворечивости и целостности христианской религии, разумности Библии как Слова Божьего; • Формирование у христиан целостного библейского мировоззрения.
ТЕМЫ • 1) Хронология жизни Христа • 2) Небиблейские свидетельства об Иисусе • 3) Доказательства воскресения Христа • 4) Как христианство изменило мир к лучшему?
ТЕМА 1: ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА: • 1. Год Рождества Христова • 2. День Рождества Христова • 3. Продолжительность жизни Христа • 4. Продолжительность служения Христа • 5. Дата смерти Христа
1) ГОД РОЖДЕСТВА ИИСУСА ХРИСТА • Понятие нашей христианской эры, введенное римским аббатом Дионисием Малым в VI веке и ставшее общеупотребительным двумя веками позже, в правление Карла Великого, считает датой Рождества 25 декабря 754 г. от основания города Рима. • Почти все специалисты по хронологии считают, что Дионисий ошибся, по меньшей мере, на четыре года.
СМЕРТЬ ИРОДА • Как сказано в Мф. 2: 1 (ср. Лк. 1: 5, 26), Христос родился «во дни царя Ирода» Первого или Великого, который, по словам Иосифа Флавия, умер в Иерихоне в 750 A. U. , перед самой пасхой, после тридцати семи лет царствования. • 13 марта 750 A. U. , за несколько дней до смерти Ирода, произошло лунное затмение (По словам Иосифа Флавия: «И в ту ночь было лунное затмение» )
ЗВЕЗДА И ВОЛХВЫ • Еще одно подтвержденное астрономией хронологическое указание находится в Евангелии от Матфея 2: 1– 4, 9, это звезда волхвов, которая появилась перед смертью Ирода и которая, естественно, должна была привлечь внимание астрологов Востока своей связью с ожидаемым пришествием великого Царя евреев. • Это ожидание естественным образом родилось из пророчества Валаама о «звезде, восходящей от Иакова» (Чис. 24: 17), а также из мессианских пророчеств Исайи и Даниила — и со времени рассеяния евреев господствовало повсюду на Востоке • В прежние времена эту звезду считали либо пролетавшим метеоритом, либо чисто сверхъестественным феном, который невозможно объяснить путем астрономических вычислений и который, вероятно, могли видеть только волхвы.
• Кеплер наблюдал в 1603 — 1604 г. соединение Юпитера и Сатурна, которое стало еще более редким и блистательным, когда в марте 1604 г. к ним добавился Марс. Осенью того же года (10 октября) Кеплер наблюдал рядом с Сатурном, Юпитером и Марсом новую, необычайно яркую неподвижную звезду, которая появилась «в триумфальном великолепии, словно какой–нибудь всевластный монарх, посетивший крупный город в своих владениях» . • Своим гениальным умом Кеплер понял, что этот феномен может привести к определению года рождения Христа. Путем точных вычислений ученый установил, что подобное соединение Юпитера и Сатурна с последующим присоединением Марса и, возможно, какой–то необычной звезды повторялось в 747 и 748 A. U. в созвездии Рыб.
• Иудейские астрологи придают особое значение соединению Юпитера и Сатурна в знаке Рыб и связывают его с пришествием Мессии. Высокообразованный иудейский рабби Абарбанель в своем толковании Книги Даниила более чем за полвека до расчетов Кеплера, пишет, что такое соединение имело место за три года до рождения Моисея (2365 г. от сотворения мира) • Многие полагают, что соединение Юпитера и Сатурна было предварительным знамением и совпало по времени с рождением Иоанна Крестителя в октябре 748 г. , а новая звезда Кеплера — это звезда Мессии, появившаяся годом позже. • Однако, волхвы нашли Мессию в Вифлееме, значит, очевидно, Он и Его родители еще не успели его покинуть после переписи. Следовательно, звезда зажглась раньше рождения и к приходу Христа на землю в Вифлеем пришли
ПЯТНАДЦАТЫЙ ГОД ПРАВЛЕНИЯ ТИБЕРИЯ • Лука (Лк. 3: 1, 23) сообщает нам важные и несомненно точные сведения о правителях, находившихся у власти в тот момент, когда Иоанн Креститель и Христос приступили к своему общественному служению, — по обычаю левитов, это происходило в возрасте тридцати лет. Иоанн Креститель начал свое служение «в пятнадцатый год правления Тиверия» , а Иисус, Который был всего на шесть месяцев младше Иоанна (см. Лк. 1: 5, 26), принял крещение и начал проповедовать в возрасте «лет тридцати» .
• Тиберий воцарился как соправитель Августа в 764 A. U. (во всяком случае, не позднее начала 765 A. U. ), а как независимый правитель — 19 августа 767 A. U. (14 г. по Р. Х. ); следовательно, пятнадцатый год его правления приходится либо на 779 A. U. , если считать от начала совместного правления (как, вероятно, и поступил Лука), либо на 782 A. U. , если считать от начала независимого правления (как обычно делали римляне). • Отсчитав тридцать лет назад от 779 или 782 A. U. , мы можем определить, что Иоанн Креститель, который был старше Христа примерно на шесть месяцев, родился в 749 или 752 A. U. Без сомнения, предпочтение следует отдать первой дате — она согласуется со словами самого Луки о том, что Христос родился при жизни Ирода (Лк. 1: 5, 26).
ПЕРЕПИСЬ КВИРИНИЯ • Перепись Квириния упоминается в Лк. 2: 2. Лука дает нам еще одну хронологическую точку отсчета, когда мимоходом замечает, что Христос родился приблизительно во время той переписи, которую распорядился провести цезарь Август и которая была «первой в правление Квириния [Кирения] Сириею» . Лука упоминает об этом обстоятельстве как о причине путешествия Марии и Иосифа в Вифлеем. • Однако вышеупомянутое утверждение Луки явно противоречит тому факту, что правление и перепись Квириния начались в 6 г. по Р. Х. , то есть через десять лет после рождения Христа. Перепись, о которой здесь идет речь, — очевидно, та самая, которую Лука упоминает в Деян. 5: 37: «После него во время переписи явился Иуда Галилеянин» .
СОРОК ШЕСТЬ ЛЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА ИРОДОВА ХРАМА • Апостол Иоанн в Ин. 2: 20 дает нам еще одну дату — он цитирует слова иудеев, сказанные в первый год служения Христа: «Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? » . • Полностью ремонт храма был закончен только перед своим разрушением в 70 г. н. э. , т. е. он строился более чем 80 лет. • От Иосифа Флавия мы узнаем, что Ирод начал перестраивать Иерусалимский храм на девятнадцатом году своего правления, если считать с момента, когда его возвели на трон римляне, или в на пятнадцатом году, если считать со дня смерти Антигона и завоевания Иерусалима (717 A. U. ). В любом случае это был 735 год. • 735+46=781 год – первый год служения Христа • 781 -30=750 год – год Рождества.
• Политическую карьеру Ирод начал в 48 году до н. э. как 25 летний губернатор (тетрарх)Галилей • Нашествие Парфян в 40 г. До н. э. вынудило Ирода оставить Галилею и бежать на юг сначала в Иерусалим, затем в Идумею, откуда он через Египет отплыл на корабле в Рим. Там он, заручившись поддержкой Марка Антония, был представлен римскому сенату и «избран» новым царем Иудеи. • Из Италии Ирод в 39 г. До н. э. прибыл в Птолемиаду, где при поддержке римских властей собрал войско из наемников и еврейских беженцев для противостояния парфянской экспансии и освобождения Иерусалима (Иудейские древности, кн. 14, гл. 15: 1). После поражения парфян римляне усилили наемную армию Ирода 11 -ю регулярными легионами под предводительством Сосия, которым и удалось в 37 г. До н. э. взять Иерусалим.
ДАТА РАСПЯТИЯ • Христос был распят во время консульства двух Геминов (Ц. Рубеллия Гемина и Ц. Фуфия Гемина), которые занимали этот пост с 782 по 783 A. U. (28 — 29 г. по Р. Х. ). Об этом говорит Тертуллиан в связи с кропотливыми вычислениями дат рождения и смерти Христа на основе семидесяти седмин Даниила. • Оставляя, как это следует сделать, три года на Его публичное служение и тридцать три года на Его жизнь, мы приходим к выводу, что Иисус родился в 750 или 749 A. U.
ВЫВОД • Таким образом, на основании различных замечаний, оброненных тремя евангелистами, и вышеупомянутого утверждения Тертуллиана мы приходим, по сути, к одинаковым выводам, что свидетельствует о достоверности евангельского повествования в противовес мифологической теории. Тем не менее, поскольку нам не известна точная дата и учитывая погрешности расчетов, разногласия по поводу даты рождения Христа не устраняются полностью. Самая ранняя возможная дата — 747 A. U. (7 г. до Р. Х. ), самая поздняя — 750 A. U. (4 г. до Р. Х. ).
2) ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИИСУСА • Единственное указание на время года, когда родился наш Спаситель, заключается в том, что пастухи тогда находились со своими стадами в поле (Лк. 2: 8). Это обстоятельство может соответствовать любому времени года, но только не зиме, а потому не свидетельствует в пользу традиционной даты, хотя и не опровергает ее окончательно. В Палестине (где есть только два времени года, засушливое и влажное, или лето и зима) период, когда скот находится на пастбищах, по словам талмудистов, начинается в марте и заканчивается в ноябре, когда стада приводят с пастбищ домой и держат в хлеву до конца февраля.
3) ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ХРИСТА • Как принято считать сегодня, Христос прожил тридцать два или тридцать три года. Расхождение в один–два года объясняется разными мнениями о продолжительности Его публичного служения (этот вопрос будет детально рассмотрен). Христос умер и вновь воскрес в полном расцвете сил, в пору человеческой зрелости, и таким остается в памяти Церкви. • Ириней (ученик Поликарпа, который, в свою очередь, был учеником апостола Иоанна) — наиболее надежный свидетель апостольских преданий, сохранявшихся среди отцов церкви, — придерживался несостоятельного мнения, что Христос дожил до зрелого возраста сорока или пятидесяти лет, проповедовал более десяти лет (начиная с тридцатилетнего возраста) и что Он, таким образом, прошел через все этапы человеческой жизни, чтобы спасти и освятить «старцев» наравне с «младенцами, детьми,
4) ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ ХРИСТА • Оно началось с крещения Христа Иоанном Крестителем и завершилось распятием. • Относительно того, какой период времени разделял эти два события, есть три теории (не считая личного и явно ошибочного мнения Иринея): один год, два года или три года и несколько месяцев. Эти теории называют, соответственно, двупасхальной, трипасхальной или квадрипасхальной схемой — в зависимости от количества праздников пасхи, выпадавших на этот промежуток времени.
• 1) Двупасхальная система устанавливает продолжительность публичного служения в один год и несколько недель или месяцев. • 2) Таким образом, выбирать следует между трипасхальной и квадрипасхальной схемами. Решение зависит в основном от истолкования безымянного «праздника иудейского» (Ин. 5: 1) — был ли он пасхой или каким–то иным праздником. • Трипасхальная теория лучше согласуется с синоптическими евангелиями, а квадрипасхальная теория дает больший простор для хронологического упорядочения слов и чудес нашего Господа. Последняя была взята на вооружение большинством авторов, составлявших согласованный текст евангелий.
5) ДАТА СМЕРТИ ГОСПОДА • Когда Христос страдал на кресте, была пятница пасхальной недели в месяце нисане. Нисан — первый из двенадцати лунных месяцев иудейского года, и на него приходится весеннее равноденствие. • Синоптические евангелия явно решают этот вопрос в пользу 15–ого, поскольку все они утверждают (независимо друг от друга), что наш Господь участвовал в пасхальной трапезе в положенный день, именуемый «первым днем опресноков» , то есть вечером 14–го или даже в ночь на 15–е. • Эта точка зрения подкрепляется астрономическими расчетами, показывающими, что в 30 г. по Р. Х. , вероятном году распятия Христа, 15 нисана действительно выпало на пятницу (7 апреля); и в период с 28 по 36 г. по P. X. это случилось всего однажды — за исключением, возможно, еще одного раза в 33 г. Следовательно, распятие Христа должно было произойти в 30 г. по Р. Х.
В ИТОГЕ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМИ ДАТАМИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ НАШЕГО ГОСПОДА ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ: • 1. Рождение Христа: 2 -ая половина 749 или начало 750 г. от основания Рима, то есть 2 -ая половина 5 или начало 4 г. до н. э. 2. Крещение Иисуса: 780 г. от основания Рима, то есть 27 г. н. э. 3. Период публичного служения: 780 - 783 гг. от основания Рима, то есть 27 - 30 гг. н. э. 4. Распятие: 15 ниссана 783 г. от основания Рима, то есть 7 апреля 30 г. н. э.
ТЕМА 2: НЕБИБЛЕЙСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ХРИСТЕ • Иосиф Флавий: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния (παραδόξων έργων ποιητής) и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к Себе многих иудеев и еллинов. То был Христос (ό Χριστός ούτος ήν). По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любил Его, продолжали любить его и теперь. На третий день Он вновь явился им живой (έφάνη γαρ αύτοίς τρίτην έχων ήμέραν πάλιν ζών), как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах (άλλα μυρία θαυμάσια) боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют Его последователи, именующие себя христианами по Его имени»
• Философы Мара, Светоний, Тацит, Плиний, Лукиан и Лампридий в своих сочинениях упоминают о Христе в контексте христианской религии.
ТЕМА 3: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА • О воскресении Христа из мертвых сообщают четыре евангелия, о нем говорится в посланиях, в него верит весь христианский мир, и каждый «день Господень» воскресение Господа празднуют как исторический факт, как чудо, ставшее венцом и божественным итогом всего Его служения, как основание всех надежд верующих, как залог их собственного будущего воскресения. В Новом Завете оно изображено деянием Всемогущего Отца, воскресившего Сына из мертвых, и деянием Самого Христа, имевшего власть отдать жизнь и опять принять ее. Вознесение было достойным завершением воскресения.
• Фундаментом Христианской Церкви является воскресение ее Основателя. Без этого события Церковь никогда бы не появилась на свет, а если бы и родилась, то умерла бы вскоре после рождения. Чудо воскресения и существование христианства так тесно связаны, что крах одного означает неизбежное крушение другого. Если Христос воскрес из мертвых, то и все остальные Его чудеса не подлежат сомнению, а наша вера несокрушима; если же Он не воскрес, то Он умер напрасно и наша вера тщетна.
• Таким образом, воскресение Христа — это вопрос, который определяет истинность или ложность христианской религии. Это либо величайшее чудо, либо величайшее заблуждение в истории.
• Христос предсказал и Свое распятие, и Свое воскресение, но первое было камнем преткновения для Его учеников, а последнее — тайной, которую они не смогли понять до тех пор, пока все не произошло. Они, без сомнения, ожидали, что Иисус вскоре установит на земле Свое мессианское царство. Именно этим объясняется их полное разочарование и глубокое уныние после распятия. В результате предательства товарища, торжества священнической иерархии, непостоянства народа, смерти и погребения их возлюбленного Учителя они за считанные часы утратили свои мессианские надежды и оказались под градом оскорблений и насмешек со стороны врагов. Два дня они провели в страхе, на грани отчаяния.
• Но на третий день в учениках произошла полная перемена: уныние сменилось надеждой, робость — отвагой, сомнения — верой. Они с риском для жизни начали проповедовать Евангелие воскресения перед лицом неверующего мира. Эта перемена коснулась не одного–двух, а всех учеников; она не была следствием легковерия, но произошла вопреки сомнениям и колебаниям; она была не поверхностной и кратковременной, но радикальной и окончательной; она повлияла не только на судьбу апостолов, но и на всю мировую историю.
• Но перед нами встает вопрос: можно ли объяснить этот внутренний переворот в жизни учеников, оказавший огромное влияние на судьбы человечества, не связывая его с внешним переворотом, произошедшим в истории Христа; иными словами, была ли вера в воскресшего Христа, о которой открыто говорили ученики, истинной и непритворной, не была ли она лицемерной ложью или искренним самообманом?
СУЩЕСТВУЕТ 4 ТЕОРИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИХ ВОСКРЕСЕНИЕ: • 1. Историческая точка зрения, изложенная в евангелиях и разделяемая всеми конфессиями и сектами христианской церкви. Воскресение Христа было реальным, хотя и чудесным событием, оно вполне соответствовало Его личности и предшествующей жизни и было исполнением Его собственного пророчества.
• 2. Теория мошенничества. Апостолы выкрали и спрятали тело Иисуса и обманули весь мир. • Опровержение: • 1) если римские солдаты, которые по просьбе священников и фарисеев сторожили гробницу, заснули, они не могли видеть воров и никогда не сообщили бы о своем воинском преступлении; если же они или хотя бы некоторые из них бодрствовали, то предотвратили бы кражу; • 2) что же касается учеников, они в тот момент совсем пали духом, были слишком напуганы, чтобы отважиться на столь дерзкий поступок, и слишком честны, чтобы обмануть весь мир; • 3) наконец, ими же самими придуманная ложь не придала бы ученикам мужества и силы духа, которые были им нужны, чтобы с риском для жизни проповедовать воскресение.
• 3. Теория обморока. Иисус не умер, но лишь истощил Свои жизненные силы, которые вновь вернулись к Нему благодаря нежной заботе друзей и учеников или (как некоторые ошибочно полагают) благодаря Его собственным медицинским навыкам; вскоре после этого Он тихо умер Своей смертью. • Опровержение: • Недолгий остаток жизни искалеченного Иисуса, нуждавшегося в медицинской помощи, Его естественная смерть и окончательное погребение, лишенное даже ореола мученической славы, которым было окружено распятие, не только не возродили бы в учениках веру, но, в конечном итоге, лишь усугубили бы их уныние и привели бы их в полное отчаяние; • + Иисус был истощён на кресте и глупо предполагать, что
• 4. Теория галлюцинации. Воскресение Христа имело место лишь в воображении Его друзей, которые приняли субъективное видение или сон за реальное событие и, таким образом, обрели смелость проповедовать веру в воскресение перед лицом смертельной опасности. Их желание породило веру, вера породила факт, и она же, однажды родившись, со всей силой религиозного поверия начала распространяться от одного человека к другому, по городам и селениям. • Опровержение: • 1) Первый несокрушимый довод против иллюзорности воскресения и в пользу его объективной реальности — пустая могила Христа. Если Он не воскрес, значит, Его тело либо было украдено, либо оставалось в гробнице;
• 2) ) Если Христос в действительности не воскрес, то Его слова, обращенные к Марии Магдалине, ученикам из Еммауса, неверующему Фоме, к Петру при море Тивериадском, ко всем ученикам на горе Елеонской, — такие же религиозные сказки; • 3) Если видения воскресшего Христа были плодом воспаленного воображения верующих, невозможно объяснить, почему они неожиданно прекратились на сороковой день (Деян. 1: 15) и впоследствии не возвращались ни к одному из учеников? • 4) Главный недостаток гипотезы галлюцинации заключается в том, что она изначально невозможна. Она требует от нас чрезвычайного легковерия.
• Д–р Баур из Тюбингена (ум. 1860), ведущий критик среди скептически настроенных церковных историков и корифей тюбингенской школы, в конечном итоге пришел к следующему выводу (изложенному в пересмотренном издании его «Церковной истории первых трех веков» , вышедшем в свет вскоре после его смерти, в 1860 г. ): «Ничто, кроме чуда воскресения, не могло бы развеять сомнения, грозившие загнать саму веру в вечную ночь смерти» .
ТЕМА 4: КАК ХРИСТОС ИЗМЕНИЛ МИР К ЛУЧШЕМУ? • 1) Христианство и ценность человеческой жизни • 2) Благотворительность • 3) Образование и наука • 4) Права человека • 5) Медицина • 6) Рыночные отношения • 7) Святость семейных отношений • 8) Искусство • 9) Цивилизация для варваров
ВЫВОД: • Христос – реальная историческая личность, влияние которой на историю воистину неоценимо.
ОБЪЯВЛЕНИЯ: • 1) Следующая встреча – 18. 01. 2014 • 2) Наша группа социальных сетях vk. com/clubapologetov • 3) Если Вы интересуетесь естественными науками, философией, историей и знаете, что рассказать клубу апологетов, обратитесь ко мне: Сергей - +375 33 300 50 12
Иисус Христос.pptx