Химия и ремёсла.pptx
- Количество слайдов: 12
Химия и ремёсла. { Химические реакции в художественном творчестве и ремёслах.
Краски - это более общее, неточное название цветных веществ (пигментов, красителей). В виде красок выступают суспензии из пигментов в плёнкообразующих веществах и применяются в качестве защитных и декоративных покрытий, а также изобразительном искусстве. Они содержат наполнители, растворители, пластификаторы, отвердители. Самое первое красящее вещество, которое было применено как краситель — сажа. Мел и охры стали известны около 30 тыс. лет назад. Примерно б тыс. лет назад художники начали применять в качестве пигментов 2 малахит, лазурит и киноварь. В V в. до н. э. к ним добавились также свинцовые белила, сурик, глёт.
Первоначально рисунки создавались только с помощью пигментов — мелко истолчённых твёрдых окрашенных веществ. Позднее в их состав стали вводить связующие вещества (кровь животных, яичный желток) — так получили краски. До наших дней дошли изображения, возраст которых исчисляется сотнями, а то и тысячами лет — и всё это благодаря долговечности минеральных красок. Обширную группу природных пигментов составляют охры (от греч. «охрос» — «бледный» , «желтоватый» ). Химический состав краски включает гидратированные (включающих в химическом составе воду) оксиды железа (Fe 2 O 3 • Н 2 O; Fe 2 O 3 • 3 Н 2 О). При прокаливании охра теряет кристаллизационную воду, и пигмент превращается в красящее вещество красного оттенка. В наше время охры используются в производстве резины, цемента, бумаги, пластмассы, однако их 3 постепенно вытесняют синтетические жёлтые железооксидные пигменты
В качестве зелёного пигмента долго использовалась так называемая богемская земля — минерал авгит (Ca, Na) (Mg, Fe 2+, Fe 3+, Al, Ti) [(Si, Al)2 O 6]. Затем стали готовить краски на основе оксида хрома(Ш) и его гидрата. С открытием в 30 -х гг. XX в. фталоцианинов хромовые красители были почти вытеснены ими. Monday, February 12, 2018
Белые пигменты составляют более 60 % всех современных красящих веществ. Их применяют для изготовления лакокрасочных материалов не только белого, но и других цветов, а также в производстве пластмасс, бумаги, строительных материалов, керамики и др. В древности широко применялись свинцовые белила — основной карбонат свинца 2 Pb. СО 3 • Pb(ОН)2. На протяжении многих веков люди ничего не знали о токсичности свинца, поэтому свинцовые белила входили в состав даже некоторых косметических средств. Сейчас свинцовые белила практически полностью заменены диоксидом титана, цинковыми белилами (оксидом цинка), литопоном (смесью сульфида цинка и сульфата бария).
Помимо минеральных красок в древности широко применялись краски растительного и животного происхождения. Они обладают большим количеством оттенков, но гораздо менее долговечны. В качестве красителей издавна использовались сок крушины, шафрана, черники, резеды, вытяжки из коры дуба, ольхи. Любимую краску древнеримской знати — пурпур добывали из желёз средиземноморского моллюска иглянки. Улиток измельчали и полученным соком пропитывали ткань. На воздухе этот сок приобретал пурпурный цвет. Правда, одежды из ткани такого цвета были доступны лишь патрициям: для получения 1 г красителя требовалось переработать более 8 тыс. моллюсков. Высоко ценили также карминовый краситель (кошениль) извлекаемый из червеца карминоносного. 200 тыс. жучков давали всего лишь 1 г красящего вещества.
Из Индии в Европу попал другой краситель - индиго. Первоначально его получали из листьев индигоферы. Из 100 кг листьев выходило 3 кг индиго. В середине XIX удалось синтезировать «анилиновый красный» , или фуксин (от названия красных цветков фуксии). При нагревании в запаянной трубке анилина C 6 H 5 NH 2 с дихлорэтаном СН 2 Cl—СН 2 Сl получилось вещество красного цвета, окрашивающее шелк и шерсть. Тогда же было получено красновато-фиолетовое вещество, позднее названное мовеином (от фр. mauve — «мальва» ) за сходство с окраской цветов мальвы. Промышленное производство мовеина стало началом развития анилинокрасочной промышленности.
В древние времена природный минерал синего цвета лазурит (или ляпис-лазурь) Na 3 Ca[Al. Si. O 4]3 S ценился дороже золота. Краска из этого истолчённого в мелкий порошок камня называлась ультрамарином. Позднее сплавлением каолина с карбонатом натрия и серой (или сульфатом натрия и углём) стали получать искусственный ультрамарин. Химический состав краски "ультрамарин": Na 8 Al 6 Si 6 O 24 S. Другая известная минеральная краска синтетического происхождения — «прусская лазурь» K[Fe. III(CN)6], впервые полученная в 1704 г.
Если в состав краски входят минералы, содержащие оксиды марганца, то получаемое красящее вещество имеет коричневый цвет (вспомните, когда долго постоит марганцовка, то постепенно раствор становится коричневатым из-за наличия оксида марганца Mn. O 2). Такие пигменты называются умброй. Пигмент тёмно-красного цвета — железный сурик — это оксид железа (III) с примесями силиката алюминия и кварца. Сурик — пигмент универсальный, устойчивый к свету, поэтому он широко используется для окраски деревянных и металлических предметов, а также цемента. О взрывчатых свойствах нитроцеллюлозы известно практически каждому школьнику. Но не все знают, что её применение началось благодаря перепроизводству взрывчатых веществ после Первой мировой войны в. карандаши
Карандаш состоит из деревянной оболочки, в которую заключён грифель – это такая палочка в середине карандаша. А грифель уже в свою очередь состоит из такого материала как графит. Графит добывают в земной коре. Графит (от др. -греч. γράφω — пишу) — минерал из класса самородных элементов, одна из аллотропных модификаций углерода. Он состоит из мельчайших слоёв, слои могут по-разному располагаться относительно друга. Слои состоят из шестиугольных слоёв атома углерода.
Фломастер - этот пишущий инструмент состоит из резервуара с чернилами, стержня и корпуса, одна сторона которого закрывается заглушкой, вторая – колпачком. Стержни подразделяются на тефлоновые (признаны самыми долговечными, тонкими и прочными), нейлоновые и лавсановые. Чернила получают путем растворения концентрированного красителя в воде со специальной добавкой, предотвращающей высыхание. Резервуар для чернил устроен по типу сигаретного фильтра, состоит из нейлоновых или хлопковых волокон, которые впитывают чернила и передают их на пишущую головку стержня. Материалом для производства оболочки фломастера выступает полипропилен. Получают корпус, колпачки и заглушки методом литья деталей в пресс–формах. Собирает все составные части фломастера автоматический конвейер.