90fdd6de55e37dcf1df8df9cfc8f9323.ppt
- Количество слайдов: 31
Химические вещества и материалы в живописи
Цель работы: Интеграция и взаимосвязь по темам «Химические вещества и материалы в живописи» и «Мировая художественная культура» . Расширение кругозора по данной теме. Задачи: 1. Систематизировать знания по теме химические вещества в живописи. 2. Рассмотреть взаимосвязь химии и живописи. 3. Создать условия для формирования и развития у уч-ся умения самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, конспектами и источниками информации. 4. Предоставить возможность уч-ся применять знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в повседневной жизни. Методы: Информационно - творческий, среднесрочный, межпредметный, индивидуальный. Приемы: Работа с литературой, видеоматериалами, материалами из Интернета, синтез, сравнение и систематизация.
Живопись - это искусство изображать предметы на какой-либо поверхности (стены, доски, холста) красками с ближайшею целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Жанры живописи: n · исторический; n · бытовой, n · батальный, n · портрет, n · пейзаж, n · натюрморт.
Исторический жанр – это жанр, отражающий определенные исторические события. «Кровавое Воскресенье» «Война 1812 года» Картины Евгения Сорокина «На Колчака»
Бытовой жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни. Бытовые жанровые сцены известны в искусстве с древнейших времен, они выделились в особый жанр в феодальную эпоху и в период формирования буржуазного общества. Торг. Сцена из крепос – Быт народов Поволжья. Дом «Премудрость народного быта» тного быта Павловой. Середина XIX в. Алексей Виницианов
Батальный жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. В произведениях батального жанра главное место занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого. Битва при Тайбуре 1837 г. Автор: Э. Делакруа
Портрет – это отдельное художественное произведение, изображающее конкретного человека или группу людей, изображение человека в живописи или в скульптуре, воспроизводящее оригинал в точности, со всеми чертами внешности и индивидуального характера. Александр Алешин. Графика Портрет девушки. Портрет. Автор: Сальватор Дали.
Пейзаж – это жанр станковой живописи и графики; изображение естественной или преобразованной человеком природы, видов рек, лесов, полей, городов и многого другого «Пейзаж с хижиной» Иван Агеев Морской пейзаж «Отражение» «Восход солнца в холмах» «Вечерний закат»
Натюрморты – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Натюрморт с традескацией и голубой миской Натюрморт Вячеслава Петухина Натюрморт Евгения Тыщенко
Красящие вещества Природные Красные – красные натуральные земли. Лиловые – жженая красная земля. Зеленые – зеленая земля Черные – земляная чернь, древесная чернь Искусственные Известковые белила, свинцовые белила, вохра, желть, черлень, киноварь, ражгиль, багор, лазорь, Веницейский голубец, празелень и мн. др.
Несмотря на небольшое количество основных красок, древнерусские художники путем умелого смешения, а так же виртуозного наложения одной краски на другую достигали необычайно богатой цветовой гаммы.
Растворение красок на растительных клеях—пшеничном, пшенично-ячменном и льняном производилось следующим образом: тонко измельченный пигмент смешивали с жидким растительным клеем в деревянном ковше или небольшой липовой кадке и тщательно размешивали. Смешение пигмента с клеем производилось обычно за 2— 3 часа до начала живописной работы.
Красочные пигменты древнерусских стенописей. Она насчитывала всего 27 основных пигментов, из которых 16 представляли собой природные земляные и 10 природные минеральные краски и искусственные.
Приготовление пигмента Все пигменты, применявшиеся в стенной живописи, тонко измельчались следующим образом: тщательно просеивались через решета и сита, отмучивались и очищались от различных механических примесей и крупных частиц; после отмачивания их растирали. Многочасовое растирание красок, предварительно смешанных с водой, производилось на плите из твердого камня, каменным курантом, имеющим форму конуса, поверхность основания которого была гладко отполирована. На отполированную поверхность плиты насыпали некоторое количество пигмента и смешивали его с водой; полученную таким образом полужидкую массу тщательно растирали курантом посредством кругообразных движений. Растекающуюся краску собирали шпателем на середину плиты и вновь растирали. Чем дольше пигмент растирался, тем он становился тоньше и лучше.
пигмент получают из: окраска Красные жженая красная земля красный Зеленые зеленая земля зеленый Черные земляная чернь, древесная чернь черный Льняное масло добывается из семян льна Маковое масло добывается прессованием семян мака золотисто - желтый белый Ореховое масло из орехов различных пород деревьев слабо – окрашенный желтый Подсолнечное масло из семян подсолнечника Вохра, грецкая Природная земляная краска Шишгиль Из незрелых ягод колючей крушины Блягиль Из растения красильная резеда ярко светло – желтый Бакан Из насекомого кошениль красный светло – желтый золотисто – желтый
Химические вещества Цвет пигмента Название пигмента Са Белый Известковые белила Рв желтый Свинцовые белила, желть Fe Темно - красный багор Sв желтый желть S синяя ярко – красная Лазорь Ражгиль Аs ярко – красная Ражгиль Al синяя Лазорь Голубец Si синяя светло - зеленая Лазорь Голубец Празелень Na синяя Лазорь Сu синяя зеленая Голубец Ярь Зелень К синяя Голубец Ni синяя Голубец
Белые – известковые белила. Синие – тонкое измельченное медное стекло, обыкновенная смальта. Зеленые – в основе была медь и хром в виде соединений Cu. CH 3 OO 2 – ацетат меди и Ci 2 O 3 – оксид хрома. Темно – синяя глазурь – содержалась в качестве красящего вещества – оксида кобальта, - то вещество, которое и сейчас используют при варке стекла, чтобы сделать его синим. Желтые – натуральная сиена, светлая желтая охра, темная желтая охра. Коричневые – жженая желтая охра.
Известковые Свинцовые называвшиеся стенными или настенными белилами представляют собой тонко измельченную, просеянную и хорошо стертую на каменной плите выдержанную старую известь состоящие из углекис -лого свинца и водной окиси свинца РЬСО 3+РЬ(ОН)2.
Желть - обыкновенная представляет собой свинцовую краску золотисто-желтого цвета, являющуюся окисью свинца (РЬО); она имеет ромбическое кристаллическое строение. Бывает двух видов: натуральная природная желть, встречающаяся при разработке серебряных рудников, и искусственная, получаемая при прокаливании свинцовых белил. Желть веницейская - натуральная краска красивого желтого цвета - представляет собой продукт вулканических извержений Везувия в Италии. По своему составу она является свинцовой солью сурьмяной кислоты Pb(Sb. O 3)2. Веницейская желть, иногда называемая
Чернило копченое - чернило копченое, называемое также сажей копченой или просто чернилом, представляет собой обыкновенную угольную древесную чернь - краску черного цвета различных оттенков - от синевато-черного до рыжевато-черного, приготовляемую посредством пережигания в печах древесины сосны, ели или липы. В стенной живописи древесная чернь применялась в XVI—XVII вв. в значительном количестве. В результате микрохимического анализа красочного слоя древнерусских стенописей древесная чернь была обнаружена во многих росписях. Чернило земляное: древнерусские художники применяли в стенной живописи черную земляную краску, называвшуюся ими „чернило земляное» . Эта краска добывалась в XVII в. в г. Звенигороде, близ Саввинского монастыря, из реки Разварни. Симон Ушаков и работавшие с ним мастера употребляли земляное чернило в стенных росписях Грановитой палаты в 1684 г. И Степан Рязанец в 1660 г. также употреблял земляное чернило. Чернило земляное представляет собой минеральную чернь - натуральную земляную краску, являющуюся глинистым сланцем с большим содержанием
Вохра - древнерусские художники называли желтую охру - натуральную земляную краску, представляющую собой продукт выветривания железной руды и полевого шпата. Красящим началом желтой охры являются соединения железа в виде гидрата окиси и безводной окиси, железа. Горелая грецкая вохра - горелая грецкая вохра, применявшаяся древнерусскими художниками в стенной живописи, представляет собой жженую натуральную греческую охру, т. е. сиенскую жженую землю - краску превосходного красновато-коричневого цвета получаемую прокаливанием натуральной сиенской земли. Горелая вохра - употреблявшаяся древнерусскими художниками для стенной живописи горелая вохра представляет собой краску коричневого цвета различных оттенков, получаемую посредством прокаливания желтых вохры при различной температуре.
Другие виды пигментов Черлень - одной из наиболее часто применяемых древнерусскими художниками красок была черлень - натуральная красная земля, состоящая в основном из окислов железа и его сульфатов. Различали три разновидности черлени: немецкую, псковскую и черлень-слизуху. Киноварь - древнерусские художники применяли в стенной живописи два сорта киновари. Натуральная горная киноварь, являющаяся кристаллической сернистой ртутью (Hg. S), называлась или веницейской или доброй киноварью и искусственная киноварь, по своему составу являющуюся также кристаллической сернистой ртутью {Hg. S) и получаемую посредством сплавления 2 частей ртути с 4 частями серы или 1 части ртути с 4 частями серы. Ярь-медянка двухосновная или обыкновенная, ярь-медянка - представляет собой медную краску ярко-зеленого цвета, по своему составу являющуюся уксусно-медной солью: Сu(ОН)2. Сп(СН 3 СОО)2
Ражгиль - краска ярко-красного цвета, представляет собой натуральный сернистый мышьяк (As. S), встречающийся в природе в виде минерала реальгар. Багор - обладает темно-красным цветом лилового оттенка. По своему составу является почти чистой, безводной окисью железа. Приготовляется путем прокаливания обыкновенных красных земель. Лазорь - называвшаяся в старину лазорью латинской, лазорью доброй и лазорью персидской, представляет собой натуральный ультрамарин - краску превосходного ярко-синего цвета, материалом для приготовления которой служит минерал лазурит, называемый также ляпис-лазурью, или лазурным синим камнем. По своему химическому составу натуральный ультрамарин является двойной кремнекислой солью натрия и алюминия с включением серы; его химическая формула: 3 Na. Al. Si. О 4. Na 2 S 3. Веницейский голубец - представляет собой натуральную горную лазурь, встречающуюся в природе в виде минерала азурита. Горная лазурь обладает превосходным ярко-синим цветом. По своему составу она является основной углекислой солью меди: 2 Сu. СО 3. Сu(ОН)2.
Голубец - это часто применяемая древнерусскими мастерами краска является не чем иным, как хорошо известной западноевропейским художникам XVI—XVII вв. смальтой, Голубец - краска голубого или синего цвета, являющаяся силикатом кобальта. В ее состав входит до 60% кремневой кислоты (Si. HO 2), 6, 7% закиси кобальта (Со. О), 16, 5%, углекислого калия (К 2 СО 3), 8, 6% глинозема (Аl 2 О 3) и незначительное количество закиси никеля, железа, мышьяковистой кислоты и извести. Празелень – натуральная земляная краска различных оттенков - от светлозеленого до темного, являющаяся продуктом выветривания силикатов типа роговой обманки, известной под именем минерала амфибол или авгит. Химический состав зеленой земли определяется формулой R'OSi. O 2 где R' является кальцием, железом или магнием. Зелень - В XVII в. зеленью называлась натуральная горная зелень, получаемая из минерала малахита; по своему составу она является углекислой основной медью: Cu. CO 3. Cu(OH)2. Гуашь - в переводе с французского означает «водяная краска» . В технике гуаши художники пишут по бумаге, картону, фанере. Но при высыхании гуаши возникают трудности - краски после высыхания бывают светлее.
Веницейская ярь - краска великолепного темно-зеленого цвета, представляет собой наилучший сорт ярь-медянки, а именно: кристаллическую рафинированную нейтральную ярьмедянку состава Сu[(СН 3. СОО)+Н 2 О], называемую также дистиллированной ярью; получается посредством растворения основной ярь-медянки в уксусной кислоте и последующей кристаллизации. Акварель - один из самых поэтичных видов живописи. Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит затертости, неясности. В полной мере акварель утвердилась в странах Европы в конце 17 -18 вв. Особенно прославился У. Тернер, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и др. Пастелью - называют карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Его получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, желатином). Работают в этой технике на бумаге, картоне, холсте.
Гор Портрет римлянина Вторая половина I в. до н. э. Богоматерь Одигитрия Богоматерь Федоровская Один из самых удивительных видов живописи - энкаустика. Это живопись расплавленными твердыми красками, связующей основой которых является воск. Христос Вседержитель 6 век. Синай. Монастырь Святой Екатерины.
Среди важнейших техник живописи, масляная - наиболее «молодая» Легенда приписывает ее создание великому нидерландскому художнику Яну Ван Эйку (1390 -1441 гг. )- придворному живописцу бургонского герцога Филиппа Доброго, жившему в г. Бюрге. Средневековая живопись на масле, состоявшая из одного масла и красок, была по своей сущности близка современной; тем не менее она не пользовалась популярностью у живописцев своего времени и применялась лишь в редких случаях. Ян Ван Эйк
Фресковая живопись Способ письма красками, разведенными на воде, называется чисто фресковой живописью. Фреска (происходит от итальянского fresco – «свежий, сырой» ) - почти не применялась на Руси. Это живопись темперой по сырой или по сухой штукатурке. Высыхая, он выделял влагу в виде силикатной воды, которая соединялась с красками и закрепляла их.
Фресковая живопись Триумф Святого Игнатия Лойолы. Автор: А Поццо Живопись Бонампака. Начало IX в. «Спящий Путто» Автор: Гвидо Рени Интерьер церкви Николы Мокрого «Три богатыря» Сохраненная традиция
1. Музыка, однажды воплотившая в картине, продолжает звучать в шедеврах живописи, потрясая воображение и заставляя склониться перед искусством народов, создавших грандиозные памятники своего времени. 2. Химия и искусство тесно взаимосвязаны между собой. 3. Вещества и материалы используемые в живописи делят на природные и искусственные. 4. Недостаточно знать виды красок, виды грунтов, необходимо уметь различать виды живописи и технику их использования. 5. Для исследования произведений живописи используют химические методы.