Херувимовы - династия священнослужителей.pptx
- Количество слайдов: 14
"Херувимы" по наследию Священнослужители в 4 -х поколениях
Херувимов Ксенофонт Владимирович 1882 г. р. , служил в духовенстве, как и его отец Владимир, дед и прадед. Херувимов Владимир Иванович, служил в духовенстве, однако не имел больших чинов, потому что не имел высшего образования и он приложил все силы, чтобы его единственный сын Ксенофонт (имя ему дали по церковному календарю) окончил Высшее духовное учебное заведение – семинарию в г. Харькове. Сам отец Владимир прожил около 80 лет, где-то на средней Волге, возможно в г. Саратове (или близ него). Дед Ксенофонта Владимировича Иван был попом и служил в церкви в д. Пятково. Прадед также служил в церкви в чине дьякона.
Фамилия «Херувимов» была подарена кому-то из предков этого рода в связи с тем, что все они служили в Церкви. Один из них получил кличку «Херувим» , а соответственно его детей стали называть «Херувимовы» .
Когда Ксенофонт Владимирович получил семинарский диплом, отец наградил его путёвкой на пароходе по Волге. Здесь он и познакомился со своей будущей женой Паршиной Зинаидой Алексеевной. Она совершала круиз по великой русской реке со своей матерью также по поводу окончания института благородных девиц в Смольном г. Петербурга.
Ксенофонта Владимировича после окончания семинарии распределили в г. Тобольск, который славился обилием церквей и высокой православной культурой. Через год он посватался к Зинаиде Алексеевне, они поженились и провели свадебное путешествие на том же пароходе, совершавшем круизы по Волге. Херувимов К. В. был широко образованным человеком, знал историю, литературу, архитектуру. Он неоднократно бывал за границей. Кроме общей культуры имел обширные знания в области сельского хозяйства, ветеринарии и медицины. Он был интереснейшим человеком, но не зазнавался. Во время, свободное от церковных обязанностей, которые были для него самыми важными, он активно работал на своем подворье, выращивал овощи и фрукты, разводил редких животных.
Например, в г. Тобольске он вырастил стадо индюков и всем раздавал индюшат, утверждая, что индюки растут быстрее и мясо их более диетическое, чем куриное. А также вырастил впервые в этом северном городе помидоры, арбузы и дыни. А ведь тогда климат был гораздо суровее нынешнего. Его хобби была селекция, он всё в своём саду делал сам, выращивая и улучшая сорта растений, а его птичья ферма славилась на всю округу. Имея обширные знания и общительный характер, он помогал местным крестьянам. Обучал их грамоте и мог дать любой совет и в области духовной жизни, и в жизни практической: по выращиванию растений и уходу за домашними животными.
Перед революцией, где-то в 1914 -1916 г. г. правящий архиерей благословил отца Ксенофонта служить в с. Армизон, где и родился у него сын Николай. В духовенстве все было очень строго, и никто ничего не мог себе выбирать. Куда благословил старший по званию, туда и отправлялся служить священник. В Армизоне отец Ксенофонт был главный среди священников, он был настоятелем и у него был самостоятельный приход. Отец Ксенофонт быстро вошёл в жизнь села, прихожане его полюбили. И хотя в 1919 году большевики запретили ему совершать церковные службы, местные крестьяне, завидев его, по-прежнему кланялись и говорили: «Здравствуй батюшка» . Несмотря на запрет властей, он тайно крестил ребятишек, отпевал усопших.
• • Отец Ксенофонт не был противником новой власти. В Священном Писании говорится, что всякая власть от Бога. Вот и образованный священник старался найти положительные стороны в окружающей жизни. Он не отвергал революцию, он даже был как бы «за» . Он думал, что придет народ к власти, потянется к знаниям, возьмет всё хорошее, что накоплено в культуре и обществе. Сам он неоднократно предлагал себя в качестве учителя в школе. Однако его искренние подвижнические порывы были напрасны, новая власть их отвергла. Ведь главным для нее было не просвещение народа, а внедрение в его сознание большевистской идеологии. А для исполнения этого священник, даже лояльно настроенный, не годился. Да и лояльности его не верили. Однако в условиях большого дефицита грамотных людей, крестьяне все-таки ходили к нему. Он не отказывал в помощи, ни как священник, ни как человек: кого-то он обучал грамоте, давал книги (он всеми силами сохранял библиотеку), делал контрольные заочникам, писал заявления и жалобы. Не гнушался и тем, чтобы зарабатывать на жизнь семьи делал табуретки и столы в своём крохотном сарайчике.
После 1919 г. семья жила в небольшом доме с очень скромным подворьем и, естественно в колхоз их тоже не принимали. А ведь всё стало колхозным, и даже корову некуда было выгнать. Никто не знает конкретно за что, в 1937 году весной, ночью, подъехал «черный ворон» и его забрали. Говорили, что за жалобы и заявления, которые он составлял другим, и за единоличное хозяйство. А скорее всего за то, что этот образованнейший и добродетельный человек, священник не только по сану, но и по духу не вписывался в идеологию, которую формировали Советы… При аресте в доме был совершен обыск, и было найдено 5 золотых монет, которые отец Ксенофонт хранил как память для потомков, как коллекционные и не потратил даже при очень большой бедности, в которой жила семья. Духовные книги были уничтожены, при обыске их осатаневшие люди просто рвали и топтали, а часть вещей и книг были конфискованы.
Оба сына Ксенофонта Владимировича, Николай и Константин в тот момент учились в г. Ялуторовске в педагогическом училище. После ареста отца их отчислили, не дав закончить курс несмотря на отличную учебу. Их считали детьми «врага народа» . Жена Ксенофонта Владимировича Зинаида Алексеевна часто писала Сталину с просьбой, чтобы детей восстановили в училище. Но ответа не получала. Когда вышла статья Надежды Константиновны Крупской «Дети за отцов не отвечают» , Зинаида Алексеевна опять написала Сталину, уже ссылаясь на эту статью. После этого их восстановили. Через год после отчисления.
Что стало с отцом Ксенофонтом Херувимовым, никто не знал. Он был арестован «без права переписки» , поэтому родственникам ничего не говорили. Только в 1943 г. матушке Зинаиде пришла какая-то бумага, в которой было написано, что ее муж был осужден на 10 лет и отбывал наказание где-то на востоке, где и умер от истощения и остановки сердца. Однако в 1959 году по запросу Николая Ксенофонтовича Херувимова пришла бумага, при чтении которой он рыдал, и никто больше этой бумаги не видел. Николай Ксенофонтович ничего не рассказал своим родным, мы узнали все гораздо позднее, после его смерти. Видимо ему было очень тяжело говорить на эту тему, да и время еще не пришло.
В «Книге Расстрелянных» написано: Херувимов Ксенофонт Владимирович. 1882 г, рожденный с. Суерка, Упоровского района. Окончил духовную семинарию. Житель д. Ук-Бигила Ялуторовского района. Арестован 18. 5. 1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 15. 8. 1937 г. Расстрелян в Тюмени 19. 8. 1937 г. Реабилитирован 1. 8. 1959 г. Выходит, что ни на каком Востоке он не был, а расстрелян всего через 3 месяца после ареста. Семья долго не знала о его смерти. Зинаида Алексеевна сначала надеялась, что он жив, а потом просто просила, чтобы ей показали, где его могила. Но и это ей не сообщили. Из воспоминаний семьи. Кучкульдинова Полина Михайловна – правнучка Херувимова Ксенофонта Владимировича. 20 апреля 2015 г.
Генеалогическое древо
Спасибо за внимание!