Презентация по Худ. Культуре..ppt
- Количество слайдов: 10
Ханский дворец (Бахчисарай) Работу выполнила: Ибрагимова Фериде ученица 10 -В класса Судакской общеобразовательной Школы № 2 Учитель: Касперович Анжелика Ивановна
Ханский дворец в Бахчисарае — подлинный шедевр восточной архитектуры — имеет долгую и богатую на события историю. Дворец является ровесником Бахчисарая, поскольку город начал строиться одновременно с резиденцией правителей Крымского ханства.
§ В конце XV — начале XVI века в правление хана Менгли-Гирея I было принято решение о возведении новой ханской резиденции в долине реки Чурук-Су. В это же время (1519) встречается и первое письменное упоминание о Бахчисарае (в переводе с татарского «дворец-сад» ). Архитектурный стиль дворцового комплекса наследует традиции османского зодчества ХVI-ХVII веков. Резиденции восточных правителей значительно отличаются от пышных и монументальных дворцов Европы. В них иная эстетика: в легких, напоминающих беседки дворцовых постройках, окруженных садами, с множеством фонтанов и цветников, с обилием растительного орнамента на стенах, воплощено мусульманское представление о том, как выглядит райский сад. Именно эта идея — олицетворение рая на земле — была главной для архитекторов и строителей Бахчисарайского дворца. На протяжении последующих веков существования Крымского ханства дворец постоянно строился и перестраивался, значительные восстановительные работы потребовались после сильнейшего пожара 1736 года — Хан-Сарай был практически возведен заново. В комплекс дворца входят: Большая и Малая дворцовые мечети, гаремный корпус, Соколиная и Сторожевая башни, конюшенный корпус и баня Сары-Гюзель, ханское кладбище и дюрбе Диляры-Бикеч. А во время экскурсии по дворцу вы увидите: покои хана, зал Дивана, летнюю беседку, портал Але-виза, Золотой кабинет и знаменитый фонтан слёз. § По легенде, именно на этом месте несколько веков назад увидел сын Менгли. Гирея схватку двух змей, одна из которых чуть не погибла, но чудом выжила, что напомнило молодому хану о несчастной судьбе рода Гиреев пострадавшего от золотоордынцев. Наблюдая за раненой змеей, он увидел, как она погрузилась в воду, стала двигаться быстрее, и вода чудесным образом залечила ее раны. Сын Менгли-Гирея счел это за счастливый знак, рассказал отцу - и действительно, спустя некоторое время они узнали о том, что ордынский хан наголову разбит Оттоманской Портой. Старый хан приказал на месте смертельной схватки змей выстроить дворец, а над входом изобразить это сражение в память потомкам. . .
Большая дворцовая мечеть — это одна из крупнейших мечетей в Крыму. Время ее постройки доподлинно неизвестно, известно лишь, что она была восстановлена после пожара 1736 года мастером Омером (во время правления хана Селямет-Гирея). Фасад мечети, выходящий на реку Чурук-Су, был отделан под мрамор и расписан каллиграфическими арабскими надписями. С этой стороны находился главный вход в мечеть, который предназначался для жителей города. Над четырехскатной черепичной крышей возвышаются два минарета, с которых пять раз в день служители мечети муэдзины призывали мусульман совершать намаз.
§ Внутри мечети — никаких украшений, только на южной стене расположены окна с цветными стеклами, наполняющие помещение неярким светом. На стенах с трех сторон — хоры (балконы), поддерживаемые колоннами, с них ведут вниз две винтовые лестницы. В глубине второго этажа находится ханская ложа, богато украшенная фаянсовыми плитками и росписью. В нее ведет отдельный вход со двора. «Простые смертные» совершали намаз в общем зале. На южной стене расположена специальная ниша — михраб. Во время молитвы нужно было обращаться к ней лицом, так как в этом направлении находится священный город мусульман Мекка. Малая дворцовая мечеть — одно из ранних сооружений, датированное XVI веком. Роспись мечети относится к более позднему времени (XVII-XVIII вв. ), купол же был расписан мастером Омером в конце XVIII века. Росписи представляют собой исключительно растительные и геометрические орнаменты, так как ислам запрещает изображать людей и животных. В этой мечети исполнять религиозные ритуалы могли только представители ханской семьи и ближайшие сановники.
Самым высоким сооружением архитектурного комплекса является Соколиная башня (Тоган-Кулеси). Нижний этаж башни каменный, верхний же выполнен из дерева, на нем находится небольшая смотровая площадка, с которой ханские жены и сестры, скрытые от посторонних глаз деревянными решетками, могли наблюдать за тем, что происходило на дворцовом дворе. Кроме того, ханы держали здесь соколов для охоты.
§ Также на территории комплекса сохранился гаремный корпус — в нем жили жены и наложницы хана. От огромного гарема сейчас остался всего один небольшой флигель, в его комнатах воссозданы интерьеры, в которых жили ханские жены и наложницы, а также женская прислуга и малолетние сыновья ханов. Ханский гарем состоял из четырех больших корпусов, к концу XVIII века насчитывавших в общей сложности 73 комнаты. К приезду Александра I, который побывал в Бахчисарайском дворце в 1818 году, большую часть обветшалых помещений снесли, и сейчас музейные экспозиции размещены в трех комнатах сохранившегося гаремного корпуса.
Но главной достопримечательностью дворца-музея, безусловно, является воспетый А. С. Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан» Фонтан слёз. Первоначально он находился возле стен дюрбе Диляры-Бикеч, любимой жены хана Крым-Гирея, в память о которой фонтан и был сооружен иранским мастером Омером в 1764 году. Перед приездом Екатерины II фонтан перенесли в Фонтанный дворик, где он расположен и сейчас.
§ Диляра-Бикеч ( «прекрасная княжна» ) была польской княжной, похищенной татарами и попавшей в гарем Крым -Гирея. Хан по-настоящему полюбил ее, но красавицаполячка погибла во цвете лет от руки другой жены правителя — ревнивой Заремы. Безутешный Крым-Гирей приказал построить в память о любимой женщине фонтан, ставший впоследствии символом человеческой скорби и горя, коварства и любви. Гордое звание резиденции крымских владык Хан-Сарай утратил в 1783 году и стал просто достопримечательностью, правда, популярной и даже не для всех доступной: дворец посещали в основном российские императоры, члены их семей и приближенные. . . А когда отгремела революция, крымскотатарский культурный деятель Усеин Боданинский уговорил Временное правительство устроить во дворце Музей истории и культуры крымских татар, вскоре превратившийся в известный экскурсионный объект.
§ В одном из корпусов Ханского дворца в 1996 году был открыт художественный музей. Здесь хранится немало картин, посвященных Крыму и Бахчисараю, написанных известными русскими живописцами К, Ф. Богаевским, Ф. Я. Алексеевым, К. М. Ивановым, Н. Г. Чернецовым, А. В. Куприным, В. К. Яновским. Сегодня дворец в Бахчисарае — один из самых популярных музеев в Украине — является частью Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника. Площадь комплекса — более 4 гектаров, хотя при Гиреях дворец занимал более обширные площади. В 1787 году, когда шла подготовка к приезду в Бахчисарай императрицы, во дворце затеяли грандиозную реставрацию, погубившую единство стиля сооружений дворца: часть зданий просто переделали в европейском духе, а часть — вообще снесли. Лишь в результате реставраций, проводимых в 60 -х годах XX века, изуродованному архитектурному комплексу удалось частично вернуть первоначальный облик.
Презентация по Худ. Культуре..ppt