Теории.Толпа, масса, публика.ppt
- Количество слайдов: 8
www. themegallery. com LOGO Толпа, масса, публика: становление категории
Густав Лебон (1841 -1931) § основатель «психологии толпы» § Исходная позиция Лебона: современная эпоха существенных изменений. § Толпа не есть собрание индивидов, а это нечто принципиально иное. § Толпа есть единое образование, единое существо, наделенное своей коллективной душой. § Черты толпы не имеют ничего общего с теми чертами, которыми наделены составляющие ее индивиды. Это не сумма индивидов, не некое усредненное из этих отдельных индивидов образование. § Толпа временный организм, наделенный коллективной душой. § Исчезновение в толпе сознательной личности и общая направленность чувств людей, соединенных в толпе, составляют отличительные признаки толпы. www. themegallery. com LOGO
Лебон о личности и толпе. § индивид в толпе благодаря ее многочисленности приобретает сознание непреодолимой силы. § Толпа анонимна, следовательно, не несет ответственности за свои поступки, а человек, не чувствующий свою ответственность, позволяет инстинктам брать верх над разумом. § В толпе всякое чувство заразительно. • Парализация сознания, человек становится рабом бессознательной деятельности. • В толпе весьма велика роль внушения. вывод: человек в толпе спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации, он становится существом инстинктивным, т. е. варваром. www. themegallery. com LOGO
Толпа: § толпа легко превращается и в жертву, и в палача. § Толпа редко подчиняется эгоистическим побуждениям, а, как правило, бескорыстна и подчиняется общественным интересам. • Толпа управляется бессознательным. • Для нее характерна изменчивость и импульсивность. • Она легко поддается внушению. • Одно из ее основных отличий это неспособность к критическому мышлению. • у толпы отсутствует чувство ответственности • Толпа консервативна. • Толпе свойственны и самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости. Толпа способна на очень возвышенное проявление этих чувств, вплоть до самопожертвования. www. themegallery. com LOGO
Г. Тард (1843 -1904) § Толпа как социальная группа принадлежит прошлому, это нечто низшее. § Под публикой он понимает "чисто духовное собирательное целое", в котором индивиды не собраны, как в толпе, воедино, будучи физически разделены друг от друга, связаны воедино духовной связью, а именно общностью убеждений и страстей. § Возникновение публики предполагает более значительное умственное и общественное развитие, чем образование толпы. §Толпа захватывает человека целиком, она более эмоциональна, чем публика, поэтому и более нетерпима. §Публика поддается изменениям. §Публика, по Тарду, менее слепа и значительно более долговечна, чем толпа. www. themegallery. com LOGO
Публика и толпа. § Публика это огромная рассеянная толпа с неопределенными и постоянно меняющимися контурами, внушаемая на расстоянии. § Публика и толпа нетерпима, пристрастна, требует, чтобы все ей уступали. И толпе, и публике присущ дух стадности. И та, и другая напоминает по своему поведению пьяного. Толпы не только легковерны, но порой и безумны, нетерпимы, постоянно колеблются между возбуждением и крайним угнетением, они поддаются коллективным галлюцинациям. § Действия публики не столь прямолинейны как толпы, но и те и другие слишком склонны подчиняться побуждениям зависти и ненависти. § Тард считает, что было бы ошибочно приписывать прогресс человечества толпе или публике, так как его источником всегда является сильная и независимая, отделенная от толпы, публики мысль. www. themegallery. com LOGO
Интерпретация «массы» § Во второй половине XX века в западной науке окончательно § § § складывается неоднозначность в трактовке понятия «массы» . По оценке Д. Белла, в запад ной науке сложилось, как минимум, пять различных концептуальных интерпретаций «массы» . Под массой понималось: «недифференцированное множество» , типа совершенно гетерогенной аудитории средств массовой информации в противовес иным, более гомогенным сегментам общества (Г. Блумер); «суждение некомпетентных» , низкое качество современной цивилизации, являющееся результатом ослабления руководящих позиций просвещенной элиты(X. Ортега и Гассет); «механизированное общество» , в котором человек является придатком машины, дегуманизированным элементом «суммы социальных технологий» (Ф. Г. Юнгер); «бюрократическое общество» , отличающееся широко расчлененной организаци ей, в которой принятие решений допускается исключительно на высших этажах иерархии (Г. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм); общество, характеризующееся отсутствием различий, однообразием, бесцельно стью, отчуждением, недостатком интеграции (Э. Ледерер, www. themegallery. com LOGO X. Арендт).
www. themegallery. com LOGO
Теории.Толпа, масса, публика.ppt