музеи и школы.ppt
- Количество слайдов: 9
Взаимодействие музеев и школ в России и за рубежом
Взаимодействие музея и школы определяется общностью решаемых задач и одновременно спецификой их осуществления каждым из этих социальных институтов. Представления о цели и способах сотрудничества музея и школы менялись в зависимости от господствующей идеологии и образовательных концепций.
Этапы взаимодействия музея и школы
1 этап: 1870 -1890 -е гг. - середина 1920 -х гг. Общедоступные музеи рассматривались как средство внешкольного образования, прежде всего, учащихся. Речь шла о переосмыслении цели образования, во главу которого ставилась идея развития, с помощью предметного метода. Мировая педагогика дала всходы в виде мощного экскурсионного движения, появились музеи, ориентированные преимущественно на образовательные задачи - педагогические, школьные, детские. Стали формироваться традиции взаимодействия музея и школы. Выделяющаяся в качестве самостоятельного направления, культурно-просветительная деятельность музея была в значительной степени ориентирована на учащихся и учителей, подтверждением чему является организация первых экскурсий преимущественно для них. Школа служила стимулом для развития музея, став фактором становления его культурно-просветительной деятельности. Взаимодействие музея и школы, как мы видим, носило вполне гармоничный характер.
2 этап: 1930 -1970 гг. Происходит формирование школоцентристской концепции музея. Музей, который снова становится средством переустройства образования, должен был в ответ на решения партии и правительства превратиться в «подлинную лабораторию политехнической школы с широкой организацией исследовательских работ, с широким доступом школьников к самому процессу собирания, подготовки и обработки материала» . Взаимодействие начинает приобретать характер подчинения музея учебно-воспитательному процессу в школе: отсюда термин - школоцентризм. Предпринимаются попытки внедрения новых форм работы с учащимися. Такой, в частности, является экскурсия-урок, первое упоминание о которой относится к 1934 г. «Музейный урок - это обычный нормальный урок, отличающийся от рядового только тем, что он проводится не в помещении школы, а в музее и на музейном материале» .
3 этап: 1980 - начало 1990 -х гг. На смену школоцентристской концепции музея с ее иллюстративностью и поучающей дидактикой постепенно приходит осознание его как уникального центра образования культурой, передающего научный, художественный, исторический опыт от поколения к поколению. Взаимодействие музея и школы начинает рассматриваться как равноправное сотрудничество на основе осознания и углубления их функциональных различий в рамках единой задачи - осуществить присутствие личности в культуре, создавая необходимые предпосылки для целостного и свободного развития человека.
4 этап: конец 1990 -х – 2000 -е гг. Происходит интеграция школьной и музейной педагогики в рамках единого учебного заведения.
Взаимодействие музеев и школ за рубежом Успешное взаимодействие музея и школы во многом обеспечивается поддержкой их контактов со стороны государственных структур. Например в США Американской ассоциацией музеев была обоснована программа музейной педагогики, на основе которой Государственный комитет по образованию принял национальную программу «Музей и образование» . Музеи получили официальный статус образовательного учреждения. В 1994 г. , после публикации доклада о проблемах гуманитарного образования «Нация на грани риска» , принимаются Национальные стандарты преподавания художественных дисциплин, которые актуализируют обращение к музею.
Спасибо за внимание!!!