Высокое Возрождение.pptx
- Количество слайдов: 118
Высокое Возрождение Чинквеченто конец XV — 1527 г.
Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире — не только о земле, но и о космосе. В художественном творчестве это отразилось не только в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Изобразительный язык, который в эпоху Раннего Возрождения, по определению некоторых исследователей, мог показаться слишком «болтливым» , стал обобщенным и сдержанным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлетами и последующим кризисом.
Архитектура
Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на базе предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Крупнейшим представителем архитектуры Высокого Возрождения стал Донато Браманте (1444— 1514).
Донато Браманте (1444— 1514)
Милан. Церковь Санта-Мария дель Грацие
Часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме
Собор святого Петра в Риме
Бельведерские дворики В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503— 1545) и Сан Дамазо (ок. 1510)
Лестница Бельведера. Ватикан
Брамантово окно Тип окна с полуциркульным, арочным завершением, включенным в обрамление прямоугольного формата
Живопись
Леонардо да Винчи 1452 -1519
Картина Верроккьо «Крещение Христа» . Ангел слева (левый нижний угол) — творение кисти Леонардо.
Мадонна с гранатом. 1469
Благовещение, 1472— 1475
Мадонна Бенуа. 1478
Дама с горностаем, 1489– 1490 гг. «Дама с горностаем» - это семнадцатилетняя Чечилия Галлерани
Мадонна в скалах, 1483— 1486
Мадонна Литта, 1490— 1491
Тайная вечеря (1498) Фреска Тайная вечеря дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и. . . солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796 г.
Леонардо да Винчи считал, что “хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души”. В Джоконде создал неповторимый по тонкости психологический портрет Человека. Портрет прекрасной флорентийки воплощает нравственный и эстетический идеал эпохи Возрождения. В облике этой женщины предстает перед нами одухотворенное ''лицо'' эпохи, озаренное чувством собственного достоинства, богатством интеллекта, глубиной душевных переживаний. Мона Лиза (1503— 1506)
Картон к фреске «Битва при Ангиари» , 1503— 1506 Леонардо да Винчи и Микеланджело было поручено создать две огромные фрески для зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине.
Портрет Жиневры де Бенчи. 1474 -76
Мадонна с веретеном
Вакх. 1511 -1515 гг.
Иоанн Креститель. 1515 -1516 гг.
Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Витрувианский человек — золотое сечение в изображении человека
Автомобиль
Чертеж летательной машины
Летательный аппарат
Парашют
Арбалет
Скорострельное оружие
В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определённой планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило им подняться в небо. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся тот, кто устремлён к звезде» , — писал Леонардо.
Микеланджело Буонарроти Микела нджело де Франче ско де Нери де Миниа то де ль Се ра и Лодо вико ди Леона рдо ди Буонарро ти Симо ни 1475 -1564
Битва кентавров, 1492 Мраморный рельеф имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Смысл сюжета – победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Скульптор создал компактные и напряженные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче
Пьета На облачении Богоматери Микеланджело в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело, флорентинец» .
Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Богоматерь, дочь своего Сына» . Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этого глубокой богословской мысли.
Мраморная статуя впервые была представлена изумлённой флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. Статуя изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло новшество, предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение. Давид, 1501 -1504
Образ Давида обладал особым смыслом для флорентийцев. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. В результате вторжения французов в 1494 Медичи были изгнаны, и на 4 -е года во Флоренции установилась фактическая теократия проповедника Савонаролы. В 1498 в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола Савонарола был приговорены к сожжению на костре. Скульптура была задумана для ниши собора на большой высоте, но церковь запретила, т. к. фигура была обнаженная. Пропорции фигуры были рассчитаны на сокращение, отсюда пропорции выглядят неправильными при осмотре вблизи. Но комитет граждан постановил, что скульптура должна охранять главный вход в здание правительства, палаццо Веккьо, перед которым теперь находится ее копия.
Мадонна Дони, ок. 1507
2 -й вариант проекта гробницы папы Юлия II. Гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. У основания должны были находиться статуи апостола Павла, Моисея и пророков, символы двух путей достижения спасения. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. В результате были завершены только три статуи.
«Моисей» — мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Папа Юлий сравнивал себя с Моисеем. Моисей, 1515
Восставший (скованный) раб Умирающий раб
По мнению Микеланджело, фигуры просто заключены внутри мраморного блока, и задача художника - освободить их, удалив избыток камня. Часто Микеланджело оставлял скульптуры незаконченными.
Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в материи духа восходит к неоплатоникам. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Самые поразительные по силе воздействия произведения, которые кажутся «неоконченными» , намеренно оставлены такими, потому что именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно, ибо тело – тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Создателю. В течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние. Молодой Микеланджело находился под воздействием оптимистической философии гуманизма и верил в безграничные возможности человека.
Гробница папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи
В 1505 году Микеланджело был вызван в Рим к Римскому Папе Юлию II для выполнения фресковой росписи свода Сикстинской Капеллы. Работая лежа на высоких лесах прямо под потолком, Микеланджело в период с 1508 по 1512 год создал самые прекрасные иллюстрации к некоторым библейским сказаниям. На своде папской часовни он изобразил девять сюжетов из Книги Бытия, начиная с Отделения Света от Тьмы и включая Создание Адама, Создание Евы, Искушение и Грехопадение Адама и Евы, и Вселенский потоп. Вокруг основных картин чередуются изображения пророков и сивилл на мраморных тронах, другие старозаветные персонажи и праотцы Христа.
3. Жертвоприношение Ноя
4. Грехопадение
6. Сотворение Адама
Физическая энергия переходит в духовную, сила которой передается крайней напряженностью тела.
7. Сотворение рыб
Страшный суд, 1537— 1541
Страшный суд стал отражением растущего пессимизма Микеланджело. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представляет его горькую «подпись» . У левой ноги Христа находится фигура св. Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из Страшного суда). Лицо на снятой коже св. Варфоломея – автопортрет художника.
Капелла Медичи Во Флоренции Микеланджело выполнил между 1519 и 1534 годами заказ семейства Медичи на возведение двух гробниц в ризнице церкви Сан Лоренцо. В зале с высоким купольным сводом художник воздвиг у стен две великолепные усыпальницы, предназначенные для Лоренцо Де Медичи, герцога Урбино и для Джулиано Де Медичи, герцога Немурского.
Усыпальница Джулиано Де Медичи, герцога Немурского. Две сложных могилы задумывались как представление противоположных типов: Джулиано личность активная, открытая. Над его могилой скульптор поместил аллегорические скульптуры Утра и Вечера.
Усыпальница Лоренцо Де Медичи, герцога Урбино. Лоренцо - личность, заключенная сама в себе, человек задумчивый, замкнутый. Над могилой Лоренцо скульптор поместил аллегорические скульптуры Утра и Вечера.
Скорченный мальчик
«Пьета с Никодимом» Флорентийского собора, или «Пьета Бандини» (1547 -1555)
С конца 1540 -х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). Мертвое тело Христа держит св. Никодим и с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина. В отличие от Пьеты собора св. Петра, эта группа более плоскостная и угловатая, внимание сосредоточено на изломанной линии тела Христа. Расположение трех незаконченных голов создает драматический эффект, редкий в произведениях на этот сюжет. Возможно, голова св. Никодима была еще одним автопортретом старого Микеланджело, а сама скульптурная группа предназначалась для его надгробия. Обнаружив трещину в камне, он разбил работу молотком; позднее она была восстановлена его учениками.
Пьета Ронданини
Собор Св. Петра (Микеланджело построил западный фасад и барабан с куполом) (1546 -1564)
Сонет № 60 И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, — и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит. Жду ль радости, тревога ль сердце давит, Мудрейшая, благая донна, — вам Обязан всем я, и тяжел мне срам, Что вас мой дар не так, как должно, славит. Не власть Любви, не ваша красота, Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений В злосчастии моем несут вину, — Затем, что смерть с пощадою слита У вас на сердце, — но мой жалкий гений Извлечь, любя, способен смерть одну. Микеланджело
Рафаэль Санти 1483 -1520
Мадонна Конестабиле
Мадонна с Младенцем и святыми - Святым Иеронимом и Святым Франциском, или Мадонна Фон дер Ропп
Мадонна на лугу, или Мадонна в зелени
Мадонна дель Гандука
Распятие. 1502 -1503 гг.
Обручение Марии
Парадные залы (станцы) Ватикана
В 1508 г. по приглашению папы Юлия II приезжает в Рим, и немедленно приступил к выполнению чрезвычайно почётного заказа - росписи парадных залов (станц) Ватикана. В Риме, где создано или собрано столько великих памятников искусства, эти фрески производят одно из самых сильных и неотразимых впечатлений. В них раскрылся блестящий дар Рафаэля-монументалиста. В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие ("Диспут"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила") (1509 -1511 гг. ), а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты. В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество. Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди величественных архитектурных декораций и пейзажа. Художник показывает мир, где человек величествен, мудр, уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о совершенном человеке, свободном и благородном. На его фресках люди сильной воли и высокого достоинства. Художник предстает здесь как создатель героического стиля, прославляющего величие, грандиозность творимой им культуры.
Диспут. Спор о Причастии. Фреска
Афинская школа
6. Пифагор 12. Сократ 13. Гераклит Эфесский (Микеланджело) 14. Платон (Леонардо да Винчи) 15. Аристотель 16. Диоген 18. Евклид или Архимед с учениками 22. Апеллес (Рафаэль)
Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. В её центре фигуры величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и чернокудрого вдохновенного Аристотеля. О различии их философских доктрин свидетельствуют указующие жесты: Платона - на небо, Аристотеля - на землю. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окруженный учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. Погружен в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображен Микеланджело). Неподалёку от Платона беседует со слушателями Сократ, а на ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген. У края фрески Рафаэль изобразил самого себя и живописца Содому, который до него начал работать в станце.
Платон и Аристотель. Фрагмент фрески Афинская школа.
Автопортрет
Парнас
Пожар в Борго. Фреска
В первой из станц, у окна, размещена фреска "Пожар в Борго". Она изображает пожар, разразившийся в районе Борго в 87 году, который был погашен папой Львом IV, осенившим крестом бушевавшее пламя. Считается, что на этой фреске Рафаэль изобразил самого себя карабкающимся на стену.
Освобождение Святого Апостола Петра из темницы
В Риме полностью расцвел гений Рафаэля. К тридцати годам Рафаэль становится знаменитостью, создает непревзойденные по монументальности, размаху, совершенству композиции и глубине содержания фрески, которые вошли в последствии в историю мирового искусства. Рафаэль не открывал новых миров, в отличие от Леонардо и Микеланджело он не смущал современников дерзновенностью своих исканий: он стремился к высшему синтезу, к лучезарному завершению всего, что было достигнуто до него, и этот синтез был им найден и воплощен.
Сикстинская мадонна
"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. "Сикстинская мадонна" - самая знаменитая картина Рафаэля. Рафаэль создавал ее в 1515 -1519 гг. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - легко ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Держа в руках своего младенца, она спускается на землю к людям, и движение ее, едва уловимое, передано Рафаэлем с исключительным мастерством. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, Святой Сикст, облаченный в парчу, охваченный благоговением и восторгом при виде мадонны. Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка. Левую руку прижал к груди, разделяя ее тревогу. Правую руку протянул к зрителю и чуть вверх, вытянув указательный палец. Принявший мученическую смерть в 258 г. н. э. и причисленный к лику святых, папа Сикст, покровитель монастыря, как бы просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Справа - Святая Варвара, которая считалась покровительницей города Пьяченцы. Она изображена прелестной юной девушкой. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.
В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Внизу, на переднем плане, подперев пухлыми ручонками головы, стоят два мальчикаангелочка с крылышками, как у бабочек, и смотрят вверх отрешенным, мечтательно-задумчивым взором. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность. Спокойно сидящий на руках у мадонны младенец полон недетской серьезности, взгляд пристальный и внимательный. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.
Иоанна Арагонская
Преображение
Преображение
Последним полетом Икара оказалась неоконченная картина "Преображение": противоречивая, распадающаяся, насыщенная драматизмом и динамикой. Ему уже хочется не только радовать и возносить зрителя, но и будоражить и волновать его. . . Это творение мастера может рассматриваться как художественное завещание художника, жизнь которого была насыщена волнениями, вдохновением, поисками. Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 г. Весь Рим оплакивал тридцатисемилетнего Рафаэля. В полном расцвете творческих сил умер выдающийся художник, признанный главой римской художественной школы. "Когда тело его было выставлено в той зале, где он работал, в головах его был поставлен алтарный образ, на котором только что было им закончено Преображение для кардинала Деи Медичи, и при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя. Картину же эту кардинал после смерти Рафаэля поместил на главном алтаре в церкви Сан Пьетро ин Монторио. . . " (Вазари). Похоронен он в римском пантеоне. Могилу украшает мраморная статуя мадонны с надписью: "Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть". Несмотря на раннюю смерть, в возрасте 37 лет, Рафаэль оказал огромное влияние на творчество художников, как своего времени, так и последующих веков.