ОК 2012 лек 6.ppt
- Количество слайдов: 50
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ
Что такое ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (словари): Особенность. Яркость. Качественность. Совершенство. Полнота высказывания. Стройность. Гармоничность. Рукодельность. Тонкая нюансировка деталей. Стильность. На украинском: «богатозначность» . В просторечье: «ни убавить, ни прибавить» . Предполагает проявление особого мастерства, умения, искусности.
Что такое ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ / НЕВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ или УМЕЛО / НЕУМЕЛО сделанное – применительно к работе с линией, пятном, цветом?
? ?
Предельно «упорядоченное» сочетание может быть так же скучно, невыразительно, как и предельно «лохматое» , невыстроенное.
Отсюда можно заметить: работа с формой идет на границе хаоса и упорядоченности, структурной четкости и живописности.
Сколько «соли» , а сколько «сахара» вопрос вкуса, чувства меры, опыта автора, умения рискнуть.
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / СВОБОДА ЯСНАЯ СТРУКТУРА / БОГАТСТВО (СВОБОДА!) СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ / СВОБОДА
Композиция начинается с расчленения некоего аморфного, нерасчлененного целого на части и детали.
ТЕМА (словарь Даля): «Задача, о которой рассуждают и которую разъясняют» . То, что положено (в основу). То, что выбрано. Объект художественного изображения.
Итак: «Темой» в формальной композиции может стать любое качество формы (геометрия, размер, положение в пространстве, масса, цвет, текстура, фактура) – ЕСЛИ ЭТА ТЕМА ВНЯТНО ОПРЕДЕЛЕНА И ЗАДАНА АВТОРОМ САМОМУ СЕБЕ. (Не путать с сюжетными, изобразительными и др. «темами» : «тема кораблика» или «тема любви» - вне области формальной композиции).
Все ли темы сочетаются между собой? Какие сочетания дают выразительные эффекты?
АКТИВНЫЙ КОНТРАСТ – ОСНОВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В КОМПОЗИЦИИ
Контраст – различие качеств, доведенное до предельной степени. Контрасты – основа внутренней энергетики композиции ( «разрывают» изнутри, придают остроту, напрягают видимое). Важно научиться ВИДЕТЬ контрасты, как прием (способ) создания композиции.
Вертикаль – горизонталь.
Более широко: контраст направлений движения (1).
Контраст статических и динамических форм (2).
Контраст устойчивых и неустойчивых форм (3).
Жесткие – мягкие формы (4).
Массивные – легкие формы (5).
Плотные – воздушные формы (5 а).
Большое – маленькое контраст размеров (6).
Светлое – темное (7).
Цветовой контраст (8) - на основе цветовых гармоний.
Цветовой контраст - на основе символических значений цвета I IV III II II IV I
Контраст фактур и текстур (9).
«Целостная гармоническая структура композиции может, таким образом состоять из нескольких, предельно противоположных комплексов. Эти противоположности могут быть даже дисгармоничными. И тем не менее их правильное применение придаст произведению достоинство высшей гармонии» . (Кандинский)
КОНТРАСТЫ: 1/ НАПРАВЛЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ 2/ СТАТИКА И ДИНАМИКА 3/ ЖЕСТКИХ И МЯГКИХ ФОРМ 4/ МАССИВНЫХ И ЛЕГКИХ ФОРМ 5/ УСТОЙЧИВЫХ И НЕУСТОЙЧИВЫХ ФОРМ 6/ КОНТРАСТ РАЗМЕРОВ (маленькое – большое) 7/ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО 8/ ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ 9/ КОНТРАСТ ФАКТУР, ТЕКСТУР, МАТЕРИАЛОВ
Упражнение 1 Создать композицию из предложенных фигур: 1. выбрать способ объединения 2. использовать все возможные контрасты
Контрасты размеров:
Контрасты масс:
Контрасты направлений движения:
Контрасты «светлое – темное» :
КВАДРАТ использовать НЕЛЬЗЯ!
Как соединить? - ПЕРЕСЕЧЕНИЯ, НАКЛАДКА
Как соединить? - РИТМ
Упражнение 2 Перед нами разные по геометрическим характеристикам фигуры Они еще не воспринимаются нами как некое целое. Задача это целое из них сложить Необходимое количество определить самостоятельно
Ось Симметрия Структура (ячейки) Метрический ряд Ритмический ряд Соподчинение (группировка вокруг доминирующей формы) Наложение и врезка
КОНТРАСТЫ: НАПРАВЛЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА МАССИВНЫХ И ЛЕГКИХ ФОРМ КОНТРАСТ РАЗМЕРОВ (маленькое – большое) СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО
ОК 2012 лек 6.ppt