Об итоговом сочинении- 2017.ppt
- Количество слайдов: 43
Выпускное сочинение в 11 классе 2017 ГОД
Комментарий разработчиков Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Время написания – 3 часа 55 минут. Объём сочинения – не менее 350 слов (2 – 2, 5 страницы размера А 4). Менее 250 слов – работа считается невыполненной. Выбор текстов – не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Оценка сочинения Оценка: зачёт/ незачёт. Для получения зачёта за сочинение в целом необходимо получить зачёт по критериям 1 и 2, а также дополнительно зачёт хотя бы по одному из критериев 3, 4, 5. Критерии оценивания: 1. Соответствие теме; 2. Аргументация. Привлечение литературного материала; 3. Композиция; 4. Качество речи; 5. Грамотность.
Направления и темы сочинений 2015 года 1. «Недаром помнит вся Россия…» (к 200 летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова). 2. Вопросы, заданные человечеству войной. 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе. 4. Спор поколений: вместе и врозь. 5. Чем люди живы? 1. Как противостоять ударам судьбы (по одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова). 2. Произведение о войне, которое Вас взволновало. 3. Способна ли природа воспитывать человека? 4. Почему тема «отцов и детей» присутствует во многих произведениях литературы? 5. Чем опасно равнодушие?
Направления и темы сочинений 2016 года 1. Что такое «любовь к жизни» ? 1. Любовь 2. Путь 2. На пути к благородной цели все ли средства хороши? 3. Дом 3. Как связаны понятия «дом» и «отечество» ? 4. Время 4. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? 5. Год литературы 5. Почему некоторые книги люди перечитывают?
Тематические направления сочинения 2017 года: 1. Разум и чувство 2. Честь и бесчестие 3. Победа и поражение 4. Опыт и ошибки 5. Дружба и вражда
«Разум и чувство» гармоничное единство или сложное противоборство Важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки Герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
ум с и чувствовали, что « геро Какие литературные сердцем не в ладу» ? Кого из литературных героев м ожно назвать «разумным человеком» ? Наско лько он интересен как личность? рдца? ию се героев жил по велен Кто из литературных героев живое течение жизни пытался объяснить разумными доводами, теориями, утверждениями? К чему это привело?
«Честь и бесчестие» Быть верным голосу совести, следовать моральным принципам нравственный выбор Идти путём предательства, лжи, лицемерия
Кого из литературных героев м ожно назвать честным, а кого - бесчестным? Кто из литературных героев с горечью понял, к чему приводит потеря чести? акие есть» и «совесть» ? К ия «ч ак соотносятся понят К этом дения позволяют об е литературные произв поразмышлять?
«Победа и поражение» социальноисторический аспект психологический аспект нравственнофилософский аспект Неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Почему на жизненном пути человеку иногда трудно отличить победу от поражения? Кто из литературных героев это испытал? Кто из литературных героев понял, что самая трудная победа – это победа над собой? В каких произведениях писатели размышляют о цене победы – страны, человека?
«Опыт и ошибки» цена ошибок опыт, предотвращающий ошибки Ценность духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути ошибки непоправимые, трагические
Кто из литературных героев умел осознавать свои ошибки и в этом осознании обогащать свой духовный опыт? Для кого из литературных героев ошибки оказались непоправимыми? Кто из литературных героев ум ел понять и простить ошибки другого человека? Как литературные герои «проживали» свои ошибки, преодолевали их?
«Дружба и вражда» пути достижения взаимопонимания между людьми теплота человеческих отношений или неприязнь людей перерастание дружбы во вражду или наоборот человек, способный ценить дружбу или сеющий вражду
Кого из литературных героев м ожно назвать настоящими друзьями? Как проя влялась их дружба? Кого из литературных героев можно назвать человеком, сеющим вражду? е ревращени лп ев пережи ро атурных ге р от? Кто из лите то - наобор к о вражду, а дружбы в
Общая структура сочинения-рассуждения Вступление: Основная часть -основной вопрос сочинения; -основная мысль сочинения; -определение основного понятия тем аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и её развёртывание на основе анализа аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и её развёртывание … Заключение (вывод): обобщающая мысль, которая еще не
Варианты вступления к сочинению аналитическое вступление биографическое определение основного понятия темы основная мысль сочинения основной вопрос (вопросы) сочинения историческое личностное выражение своего отношения, мнения
Любое вступление может начинаться с цитаты ЦИТАТА Вступление
Пример аналитического вступления с цитатой Тема «Личность Печорина» «Я знаю всё, но только не себя…» средневековый поэт Франсуа Вийон. сказал Поразительно, как это верно! Зачастую человек оказывается тайной для самого себя, перелистывает «страницы своей души» как увлекательную и неизвестную книгу. Один из наиболее загадочных героев русской литературы, несомненно, Григорий Александрович Печорин
Структура аргумента Мысль, идея по поводу прочитанного. Развёртывание этой мысли в процессе обращения к тексту: размышление над текстом литературного произведения, но не пересказ.
Варианты привлечения текста Прямое цитирование Непрямое цитирование (косвенная речь) Упоминание имён персонажей Упоминание значимых деталей Упоминание событий Эпизодическое использование сжатого пересказа
Алгоритм написания сочинения на литературную тему
1. Выбор и анализ темы сочинения О чём писать? Какие слова (понятия) в теме определяют её своеобразие? Каковы границы темы?
Способы анализа темы сочинения: Задать вопрос к теме или тему переформулировать в виде вопроса. Возможно, тема сформулирована в виде вопроса – это и есть основной вопрос сочинения. Найти опорные слова (понятия) в теме и разобраться в их смысле.
2. Определение основной мысли сочинения (главного тезиса) Какой будет основная мысль моего сочинения (главный тезис, который я буду доказывать, разворачивать, иллюстрировать)?
Главная мысль сочинения – это ответ на основной вопрос: Тема семьи в отечественной или мировой литературе Основной вопрос сочинения: Что есть семья в и какую роль играет сила семейного единения в человеческой жизни? Основная мысль (главный тезис): Семья – духовная взаимосвязь людей, лад как воплощение гармонии, любви и заботы. Сила семейного единения даёт чувство защищенности от любых невзгод и превратностей судьбы.
3. Отбор литературного материала Какие произведения я выберу для раскрытия темы? Что в этих произведениях непосредственно связано с темой сочинения?
4. Создание структуры сочинения как его смысловой основы Какие микротемы (аргументы) будут в основной части? В какой последовательности их расположить?
Основной вопрос сочинения «Смысловое древо» Частный вопрос, связанный с основным вопросом. Ответ на него.
Кластер Основное понятие темы, или основной вопрос, или основная мысль сочинения
5. Создание текста сочинения Как развить каждую микротему на основе рассуждения над текстом литературного произведения?
Человек подчиняется времени или противостоит ему? Смысловая основа сочинения
Вступление
Заключение
6. Самопроверка Насколько сочинение соответствует особенностям жанра сочинения-рассуждения и критериям оценивания?