ПрезентацияВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.ppt
- Количество слайдов: 22
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Формирование музыкально- теоретических понятий на уроках музыки» Исполнитель: Миронов А. А.
ОГЛАВЛЕНИЕ • Введение • Глава I. Психолого-педагогические основы развития мышления • 1. 1. Природа и виды мышления • 1. 2. Теоретическое и эмпирическое мышление • 1. 3. Специфика развития образного мышления. • Глава II. Особенности формирования музыкально-теоретических понятий • 2. 1. Психолого-педагогические основы обобщенных понятий и представлений. • 2. 2. Специфика музыкального искусства как интонационного искусства. • 2. 3. Особенности формирования интонационных и теоретических понятий. • Заключение • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ • Традиционная педагогика ориентировала на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний. • Принципы гуманистической педагогики, гораздо важнее создать среду учения, которая способствовала развитию способностей ребенка. • Ребенка нужно учить тому, как он должен думать, а не то что он должен думать. В этом случае исчезнут всякие недоразумения. • Мышление человека - это активная познавательная деятельность и внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Мышление является высшим познавательным процессом. • Формирование музыкально теоретических понятий является средством интеллектуального развития учащихся, их познавательных сил и творческих способностей. • Проблема «Формирования музыкально-теоретических понятий» составляет актуальность нашего исследования • Актуальность данной проблемы побудила обобщить и исследовать тему «Формирования музыкально-теоретических понятий в процессе развития музыкального мышления» , •
• Целью исследования является выявление и обобщение учебно-методического материала связанного с проблемой формирования музыкально-теоретических понятий в процессе развития музыкального мышления. • Объектом исследования – учебно-воспитательный процесс музыкального образования школьников. • Предмет исследования - специфика формирования музыкально-теоретических понятий как средство развития музыкального мышления. • Задачи исследования: • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. • Рассмотреть специфику музыкального искусства как искусства интонационного. • Выявить специфику формирования музыкально-теоретических понятий в процессе музыкального образования учащихся. • Определить методы и приемы формирования музыкально теоретических понятий. • Сформировать выводы и методические рекомендации по теме исследования.
• В соответствии с поставленными целью и задачами в работе были использованы следующие методы исследования: • - теоретический анализ психолого-педагогической, музыковедческой и специальной музыкально-педагогической литературы; • - анализ методических пособий для студентов педагогических вузов; • - обобщение материала, полученного в результате исследования данной проблемы, формирование выводов. • Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательном процессе будут преломлены проблемы: • - понимания музыкального искусства как искусства интонируемого смысла; • - специфики формирования музыкально-теоретических понятий в процессе развития восприятия произведений музыкального искусства, то и развитие музыкального мышления учащихся будет развиваться более успешно и продуктивно.
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 1. 1. ПРИРОДА И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ • Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. • Первая особенность мышления - его опосредованный характер. Человек познает одни свойства через другие. Неизвестное через известное. • Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение все свойств предметов, связанных друг с другом. • Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. • Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
• Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ • Наглядно-образное - мыслительный процесс связан с человеком и с окружающей действительностью. • Наглядно-действенное мышление - мыслительный процесс связан с практической преобразовательной деятельностью человека, с реальными предметами. • Абстрактное мышление - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. • Практическое мышление – это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени). • Аналитическое (логическое) – мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер. • Реалистическое - мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики.
• Аутистическое - мышление связано с реализацией желаний человека. • Продуктивное - это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное - это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию. • Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических и теоретических. • Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. • Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнении анализ, синтез, абстракция и обобщение. • Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. • Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ • Мышление осуществляется в двух основных формах - в опоре на эмпирические и теоретические понятия. • Мышление, осуществляемое с помощью абстракции обобщений формально- логического характера, приводит к образованию эмпирических понятий. • Область мыслительных процессов в данном случае ограничена сравнением конкретно- чувственных данных с целью выделения общих признаков и опознанием конкретно чувственных объектов при включении их в тот или иной класс. • Функции эмпирического мышления: • Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. • Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. • В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их. • Главная задача эмпирического мышления - классифицировать и упорядочить познаваемые объекты.
• Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. • Теоретическое мышление – это мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. • Теоретическое мышление - это процесс идеализации одной из сторон практической деятельности и воспроизводства в ней всеобщих форм вещей. • Основные мыслительные особенности: • - предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью; • - данный предмет становится объектом последующих мыслительных преобразований; • - формируется система мысленных связей, в которую «помещается» этот предмет.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ • Образное мышление обеспечивает формирование обобщенных представлений об окружающем мире, его социальных ценностях. • В музыке элементами языка являются вовсе не звуки как таковые, и даже не звуки определенной высоты и длительности, но системообразующие связи, - это называется интонацией. • Мышление в образах есть сложный психический процесс, в котором представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира. • Образное мышление выполняет свою основную гносеологическую функцию, обеспечивающую познание наиболее существенных сторон и, закономерных связей объектов действительности. • Образ гораздо теснее, чем понятие, связан с чувственным отношением человека к окружающему миру и наполнен личностным смыслом. • Образ и понятие дают обобщенные знания о действительности, которые выражаются не только словом, но и невербальными формами.
• Развитие образного мышления зависит от специфики научного содержания учебного предмета, форм и средств его усвоения, конкретных методических приемов. Поэтому, формирование образного мышления идет разными путями, принципиально отличающимися друг от друга. • Образное мышление, таким образом, рассматривается как важнейший компонент любой творческой деятельности, основанной на использования подвижных, гибких ассоциаций, что не допускается при оперировании понятиями в их строго научном содержании • Содержанием образного мышления выступают различные чувственные впечатления, которые интегрируются в целостный образ • Развития восприятия-мышления понятие фиксирует результат достаточно длительного развития ощущения объекта, который определяется такими этапами, как: • а) первичный этап художественного восприятия объекта, этап «интонационных ощущений» ; • б) этап формирования «интонационных представлений» , основу которого составляет ряд «интонационных стержней» , своеобразного «интонационного проспекта» для развития восприятия мышления; • в) высший этап стадии художественного обобщения и восприятия замысла этап композитора, «интонационных образов» .
Выводы по первой главе • Начальный этап развития мышления отождествляют с обобщением. • Второй этап развития мышления связан с речью • На третьем этапе один предмет называется несколько словесными обозначениями. • связь обобщения и действия, наглядность, конкретность и опора на единичные факты. • В школьном возрасте мышление прогрессирует. Связано это с интеллектуальными задачами, которые стоят перед учеником. Возникает переход от конкретных к абстрактным понятиям, обогащается содержание понятий и совершается переход от поверхностных связей к глубоким. • Основу мышления составляют понятия, как универсальная форма знаний; любое знание есть сплав понятия и образа; своеобразие процесса формирования музыкально – теоретических понятий заключается в обобщении чувственных и образных форм мышления
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ 2. 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОБЩЕННЫХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ • Учебно-познавательная деятельность преследует освоение конкретных учебных дисциплин. Содержание любой учебной дисциплины связано с выделением основных понятий и идей этой науки. • Естественно, учебно-познавательная деятельность и связанное с ней мышление будущего специалиста, не тождественны мышлению ученого, композитора, художника, так как в данном случае не создаются понятия, а «присваиваются» в процессе такой деятельности • Мышление как активный процесс отражения мира в форме понятий, суждений, умозаключений. • Процесс образования понятий означает переход к высшим формам интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях. Образование понятий является основным ядром, вокруг которого располагаются все изменения в мышлении. •
• Понятие - это одна из форм отражение мира на ступени познания, связанной с применением языка. Форма обобщения при восприятии и анализе предметов и явлений. Понятием так же называют мысль, представляющую собой обобщение предметов некоторого класса по их специфическим признакам. • Каждая наука оперирует определенными понятиями, в которых концентрируются накапливаемые наукой знания. • Понятие есть результат деятельности и углубленного познания предмета, возникающее в сложной деятельности мышления как следствие многократного оперирования суждениями, умозаключениями в их обобщении. • Мыслить о предмете с помощью понятий - значит включать данный предмет в сложную систему опосредующих его связей и отношений.
2. 2. СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ИНТОНАЦИОННОГО ИСКУССТВА • В исследованиях Асафьева сущность интонационной природы музыкального искусства раскрыта как выражение содержательной функции музыки, а процесс интонирования освещается во всех трех взаимосвязанных формах проявления: композиторском, исполнительском и слушательском. • «Мысль, интонация, формы музыки - все в постоянной связи: мысль, чтобы стать звуковыраженной, становится интонацией, интонируется» Асафьев. • Интонировать - значить пребывать в определенной системе звукоотношений» . • Воспринимать музыкальное произведение как развертывающийся звуковой процесс, в котором все обусловлено, все закономерно. • Во-первых, осмысленное, одухотворенное, содержательное «произнесение» музыки Асафьев называл интонированием. • Во-вторых, ученый утверждает, что вслед за композитором включается в этот процесс исполнитель, слушатель. • В-третьих, понимание термина «интонация» Асафьев, прежде всего, трактует в широком смысле слова позволяет говорить о выразительных средствах музыкального искусства в их художественном значении.
• В узком смысле слова «интонация» понимается как интонирование осмысленного музыкального оборота, чистота воспроизведения мелодической линии как эмоционально образного элемента музыкальной речи. • В-четвертых, придавая должное значение временной природе музыкально искусства, Б. В. Асафьев подчеркивал процессуальность как неотъемлемое качество музыки. • Очевидным становится факт направленности и необходимости развития интонационного мышления будущего специалиста в процессе теоретической и методической подготовки посредством освоения семантики средств музыкальной выразительности.
2. 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ • Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу» ) — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. • Музыкальная интонация опирается на специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее организуют. • Музыкальное мышление оперирует в основном образными категориями. • Вне эмоций музыки нет; вне эмоций нет, следовательно, и музыкального мышления. • Эмоциогенная природа музыкального мышления отнюдь не препятствует оперированию определенными системами теоретических категорий и понятий. • Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями. • Игра на музыкальном инструменте, способствует протиканию музыкально- мыслителных процессов.
• Характерной особенностью тезауруса является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введения понятия в обучении существует проблема его удержания и углубления. • Подросток переходит к запоминанию в понятиях, а не в образах. • Формирование тезауруса является, необходимым условием для боле или менее «адекватного» восприятия музыки. • Одновременное сочетание нескольких факторов, (понятийное мышление, логическое мышление, повышенный интерес к музыкальному искусству в связи с его абстрактностью, наличие эмоциональной стороны) дает возможность для формирования музыкального тезауруса. • Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. • Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики. • Формирование музыкально-теоретических понятий должно осуществляться на интонационном и теоретическом уровне.
Выводы по второй главе • Музыкальное мышление имеет принципиально творческий характер, оно продуктивно даже в тех формах, которые постороннему наблюдателю кажутся пассивными. • Музыкальное мышление как разновидность художественного мышления представляет собой интонационное мышление. • Музыкальное мышление является частным видом художественного мышления, поскольку. Главным в передаче содержания музыкального произведения является интонация. • Формирование и развитие музыкального мышления учащихся должно основываться на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений. • Основным критерием продуктивности музыкального мышления является познание художественного смысла, содержания, выраженного в акустической и временной музыкальной форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ • Обобщая результаты исследования проблемы, можно сделать вывод о том, что формирование теоретических понятий на прямую связано с музыкальным мышлением. • На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были выявлены особенности формирования музыкально-теоретических понятий. • В первую очередь педагог должен обратиться к личности учащегося, развивая его мотивацию в обучении. Смысл музыкального произведения должен рассматривается через интонацию, жанр и стиль историко – культурных контекстов эпох. • Рассмотрев специфику музыкального искусства как интонационного, сложилось представление о том, что понятие должно сформироваться на чувственном – интонационном уровне. Учащийся, слушая то или иное музыкальное произведение, в его чувственном сознании рисуется образ, который доводит до его сердца чувства, способные его взволновать. • На основе вызванных чувств, которые взволновали учащегося, у него развивается образное мышление. В образном мышлении само движение мысли осуществляется в виде чередования образов, их преобразования, получения новых. Отсюда возникают интонационные понятия, или понятия – образы. На основе развития образного восприятия и формирования интонационных понятий, можно формировать теоретические понятия как таковые.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
ПрезентацияВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.ppt