Презентация ВКР Дубровая.pptx
- Количество слайдов: 24
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА на тему: Фотопублицистика как искусство (по материалам русских журналов начала XX века) Исполнитель Дубровая А. С. Руководитель к. ф. н. , доц. Перевалова Е. В.
Цель данной работы: рассмотрение фотографической периодики конца XIX – начала XX веков, определение места и роли фотоиллюстраций на страницах журналов данного периода и выявление специфических особенностей работы известнейших фотожурналистов и фотопублицистов.
Задачи, решенные в ходе работы: изучена история возникновения фотографии; определены место и роль искусства в фотожурналистике к началу XX века; рассмотрен массив фотографических изданий рубежа веков, как специализированных, так и массовых иллюстрированных; дана характеристика исследуемым фотожурналам, выявлена и определена роль фотографии в рассмотренной периодике; рассмотрена фотографии; проведен анализ фотопубликаций и снимков; выявлены и описаны типичные черты и задачи публицистической деятельности фотожурналистов на основе полученных данных. деятельность наиболее выдающихся мастеров
Фотожурналистика и фотопублицистика появились не случайно. Во второй половине XIX века российское общество ощутило необходимость в новом способе познания и отражения политических, экономических и социальных процессов. Возросшие в конце XIX века технические возможности и появившаяся содержательно-стилистическая база явились основными предпосылками становления фотопублицистики. Именно фотография удовлетворяет требованию наглядности, она позволяет зрителю почувствовать себя свидетелем события. Фотография усиливает все то, что написано текстом, и становится своего рода рычагом воздействия, который позволяет вызвать у аудитории больший эмоциональный отклик. Совокупность этих компонентов и определила появление и развитие фотожурналистики в России.
Специализированная фотографическая периодика
Центральные темы большинства специализированных журналов: фотографическая техника и фототехнологии, обзор специальной литературы и выставок, известия о деятельности фотографических обществ, фотоконкурсы и объявления. Публицистические статьи начали отвоевывать журнальное пространство только в начале XX в. , в связи с упрощением процесса съемки и общеевропейским подъемом теоретической мысли в области эстетики и искусствознания. Проблемы художественности и картинности фотографического изображения стали актуальными для профессионалов и любителей фотографии позже, ближе к первой трети XX века, когда техническая сторона фотографирования стала достаточно освоена.
Популярные иллюстрированные еженедельники
Журналы и газеты рубежа ХIХ-ХХ веков нуждались в информации, именно «информационный голод» аудитории становится стимулом к трансформации материала на страницах периодики того времени. Фотография начинает иллюстрировать текст. Фотоиллюстрации на страницах журналов делают материал наглядным, более эмоциональным и воздействующим на аудиторию. Читатель получил возможность побывать на месте событий, пережить их вместе с фотожурналистом. Фотографии не только дали аудитории больше подробностей и деталей, но и показали отношение и гражданскую позицию самих фотографов, фотожурналистов.
Ю. Ф. Фрицше и его снимок листьев растений
Фотопортреты Н. В. Гоголя и А. Герцена работы фотографа Сергея Левицкого
На примере работ пионеров фотографии невозможно говорить о публицистичности и попытке влияния на аудиторию. Целью деятельности Левицкого, Грекова, Деньера и многих других фотографов было фиксирование окружающего мира. Первые опыты в фотографическом деле явились важным этапом для дальнейшего становления фотографии и фотопублицистики, в частности.
Конец XIX – начало XX века – один из самых насыщенных событиями всероссийского и мирового масштабов. Отечественные фотографы стали запечатлевать те актуальных события и перемены, которые происходили в жизни страны и общества. Фотопублицисты хотели обратить внимание общественности на существующие проблемы, добиться их решения. При большом разнообразии тем, наиболее важные, такие как нищета, социальное неравенство, голод, война, повторялись в работах разных фотожурналистов, однако каждый из них имел свою манеру съемки.
Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове. Фото М. Дмитриева
Народная столовая. Фото М. Дмитриева
Фотопублицистов интересовало всё: виды местностей и архитектура, неординарные события и повседневный быт, богатые и бедные, горожане и жители деревень и многое другое. Во время русско-японской войны задачей фотокорреспондентов было донесение до современников и сохранение для потомков героики и будней того времени. Работам были свойственны типизация и обобщение.
Серия «Подаяние» . Фото А. Карелина
Группа судебных приставов. Фото М. Дмитриева
«Грузчики» и «Под навесом» . Фото М. Дмитриева
В фотопублицистике документальность и художественность смешиваются и перекрывают друга. Фотография существует в единстве всех её сторон – идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической. Фотографы хотели запечатлеть все многообразие России, ее многонациональность и мультикультурность, привлечь внимание к острым социальным проблемам и исправить их, найдя отклик у зрителей в лице всего общества.
Разносчик газет. Молочница. Швейцар. Фото К. Булла
Типы Дагестана. Фото С. Прокудина-Горского
Эмир Бухарский. Фото С. Прокудина-Горского
Работа на Бакальском руднике. Фото С. Прокудина. Горского
Фотопублицистика, безусловно, обладает потенциалом для дальнейшего изучения. Интерес к появлению и дальнейшему ее развитию не может быть утерян, напротив, очередное исследование поможет углубить понимание процессов, происходивших тогда и происходящих сейчас, сопоставить их, выявить определенные тенденции. Таким образом, изучение фотопублицистики, история ее возникновения и становления, изучение ее особенностей, – все это имеет большое социокультурное и историческое значение, дает обширное представление о событиях и закономерностях, происходивших в мире и позволяет анализировать современную ситуацию.
Презентация ВКР Дубровая.pptx