русский постмодернизм Ивлева.pptx
- Количество слайдов: 11
Выполнила студентка 401 группы Ивлева Ксения
Постмодернизм – это, прежде всего, особое мировосприятие, в основе которого лежит осознание относительности всех истин, исчерпанности ресурсов разума, скептицизм, тотальный плюрализм, принципиальная установка на открытость, размывание всех границ и ограничений, отмену всех табу.
С конца 1960 -х по конец 1980 -х годов сложился литературный мир, параллельный "союзписательской" словесности. Многочисленные неформальные кружки и литературные клубы полностью игнорировали официальную словесность, но обеспечивали непрерывность литературного процесса поверх цензурных барьеров. Именно в этой среде происходило последовательное развитие модернистской и постмодернистской эстетики, формально отсутствовавшей в спектре публикуемой словесности.
Постмодернизм вышел на литературную сцену как готовое направление, вне исторической динамики, как единое, монолитное образование, хотя фактически русский постмодернизм 1980 - 1990 -х годов представляет собой сумму нескольких тенденций и течений.
Исчезновение реальности под потоком симулякров и превращение мира в хаос одновременно сосуществующих и накладывающихся друг на друга текстов, культурных языков, мифов, взаимно уничтожающих и заглушающих друга, то, что был ошеломляющим открытием для Битова, Венедикта Ерофеева, Саши Соколова, для постмодернистов 1980 - 1990 -х стало исходным фактом, точкой отсчета. Однако из этой точки исходят различные векторы литературной эволюции.
Во-первых, это концептуализм, или соцарт. Это течение последовательно расширяет постмодернистскую картину мира, вовлекая все новые и новые культурные языки. Концептуализм преимущественно ориентирован на переосмысление языков власти. Концептуализм в литературе представлен прежде всего такими авторами, как Д. А. Пригов, Лев Рубинштейн, Владимир Сорокин, и в трансформированном виде - Евгением Поповым, Анатолием Гавриловым, Зуфаром Гареевым, Николаем Байтовым, Игорем Яркевичем и др.
Во-вторых, это течение, которое можно определить как необарокко. Сходство между барокко и постмодернизмом давно обсуждалось в литературоведении. Исследователи, сопоставляющие барокко и постмодернизм, обращают внимание прежде всего на характерный для барокко "панзнаковый подход" к действительности - восприятие мира как текста, вещи как знака. Эстетика повторений: диалектика уникального и повторимого, полицентризм, регулируемая нерегулярность, рваный ритм. Эстетика избытка - эксперименты по растяжимости границ до последних пределов, монструозность (Л. Рубинштейн). Перенос акцента с целого на деталь и/или фрагмент: избыточность деталей, "при которой деталь фактически становится системой « (Т. Толстая, Соколов). Хаотичность, прерывистость, нерегулярность как господствующие композиционные принципы, соединяющие неравнозначные и разнородные тексты в единый метатекст ( Ерофеев, Соколов).
Именно на территории поэзии состоялась первая атака постмодернизма на рубежи официальной культуры. Еще в 1982 - 1986 годах происходят публичные выступления и появляются первые публикации И. Жданова, А. Еременко, А. Парщикова, позднее в центр внимания выдвигаются такие поэты, как Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, Е. Шварц, В. Друк, В. Коркия, Н. Искренко, Т. Щербина, И. Кутик, В. Кальпиди. Возникла даже своеобразная "популярная версия" новой поэзии, представленная поэтами-"иронистами" И. Иртеньевым, В. Салимоном, В. Вишневским.
Если первые публикации этих поэтов состоялись в «тамиздате» , а в основном в «самиздате» начала 1980 -х (единственное, пожалуй, исключение - сборник Ивана Жданова «Портрет» , вышедший в издательстве «Современник» в 1982 году), то в период «гласности» постмодернистские стихи сначала появились в «экспериментальных» изданиях типа «Испытательного стенда» журнала «Юность» или экспериментального выпуска журнала «Урал» , в альманахах "Зеркала» (1989), «Весть» (1989), «Вестник новой литературы» ; позднее вышли персональные сборники всех сколько-нибудь заметных представителей этого направления.
Описывая поэтику литературного концептуализма, И. Е. Васильев выделяет следующие наиболее важные компоненты: 1. Главным героем выступает сам язык, его метаморфозы. Это не обязательно советский идеологический язык, но самые разнообразные властные, т. е. авторитетные, общезначимые, общепринятые структуры сознания, оформившиеся в «окаменелых» языковых формах; 2. Произведениям концептуалистов присуща метатекстовость, т. е. направленность текста на самого себя. Это либо рефлексия по поводу собственного создания, либо теоретизация художественного строя, наукообразие в подаче материала; 3. Автор деиндивидуализируется, избегает способа прямого высказывания (т. е. лирического самораскрытия и исповедальность), собственно личных оценок, серьезного и ответственного слова. Он говорит опосредованно, заменяя свой голос чужими голосами, цитатами, мнениями других людей.
Черты постмодернистского восприятия: 1. Тотальная ирония. Насмешка возможна над чем угодно, над любыми святынями, она не ведает почтения ни к чему. 2. Формируется мышление, которое не оперирует устойчивыми понятиями: целое- часть; мужское-женское; запад-восток; капитализм-социализм. 3. Рождается концепция действительности, лишенной логики и смысла, представляющей собой конгломерат случайностей. 4. В оценках преобладают тотальный релятивизм и плюрализм без берегов. Осуществляется деканонизация, относящаяся ко всем канонам и ценностям.