по суд.этике.ppt
- Количество слайдов: 25
Выполнила: ст-ка 1 курса 105 гр. Пасынкова А. Ю. Преподаватель: Почивалова Ж. Г. Челябинск 2010 г
Введение В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Судьи должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершил правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами. Нравственные, этические требования, предъявляемые к судье, самым тесным образом переплетаются с его процессуально-правовыми обязанностями. Есть очень мудрое и меткое выражение, которое гласит: «честный судья – справедливый судья» . О чем это говорит? О том, что судья должен быть не только профессионалом своего дела, но, в первую очередь, высоконравственным, честным и порядочным человеком. Такой судья никогда не переступит порог беззакония, внутренней совести, а решения его будут справедливыми и обоснованными. Это имеет исключительное значение, поскольку мы говорим о высоком статусе судьи, значимости выполняемой им миссии.
Глава 1. Профессиональная культура судьи • • • Рассматривая профессиональную деятельность судьи, которая включает в себя понятие профессиональной культуры судьи, ученые-правоведы выделяют следующие аспекты: профессиональный аспект - обеспечение подлинной независимости судей в профессиональной деятельности. институциональный аспект - организация судебной деятельности, необходимость установления действенных правовых рычагов, способных предотвратить судебный произвол. нравственный аспект - моральные качества и нравственные требования к личности судьи. «Какой бы профессией ни владел человек, каким бы специалистом он ни был, деятельность его станет общественно полезной, если в ее основе лежат нравственные принципы» . К компонентами профессиональной культуры судей можно отнести: – наличие широкого юридического мировоззрения, т. е. глубокие знания законодательства, его принципов, задач, целей; – высокая профессиональная (юридическая) подготовка, предполагающая четкое знание правовых норм и наличие навыков профессионального опыта, необходимого для правильного их применения; – устойчивое внутреннее убеждение в необходимости строгого соблюдения закона; – нравственные установки судей.
Значение деятельности судей таково, что его поведение и решение может восстановить, возвысить достоинство человека или загнать его вглубь, и даже умертвить. Вот почему судьи во всех случаях должны быть олицетворением искусства добра и справедливости. Создавать условия, воспитывать и требовать, чтобы они были таковыми – неустанная задача государства и общества в целом. Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает свое мастерство и шагает в ногу с достижениями теоретической и практической юриспруденции.
Судьи должны обладать не только большим профессиональным опытом, но и высоким уровнем правовой культуры. Однако еще встречаются случаи, когда лицо, поступающее на должность судьи, не до конца осознает той ответственности, которая возлагается на него при отправлении правосудия. Некоторые из таких судей восприняли конституционный принцип независимости судьи как свою личную безответственность и независимость от всего, в том числе и от интересов общества и государства. Специфика деятельности суда такова, что даже один незаконный приговор или решение, один нечистый на руку судья может существенно навредить репутации правосудия в целом. Именно поэтому проблема формирования достойного кадрового потенциала судов, повышения общественного авторитета суда стала для нас задачей номер один. В современной обстановке целесообразно обратить особое внимание на такие критерии отбора кандидатов на должность судей, как высокие этико-моральные качества, безупречная репутация, полное осознание специфики профессии судьи.
Затрагивая вопрос о коррупционных правонарушениях, необходимо выделить два основных блока. Первый - это мотивация, и второй – общественные условия, в которых они реализуются. Любое коррупционное правонарушение начинается с мотива и стимула. Стимулом для коррупционных проявлений чаще всего выступает недостаточный уровень заработной платы. В то же время коррупционные проявления имеют место даже там, где есть достаточно высокий уровень заработной платы и среди тех, кто достаточно обеспечен. Именно в этом случае затрагивается вопрос о духовных ценностях каждого гражданина и общества в целом. Какие ценности имеет общество, какая идеология существует, каков реальный разрыв между формальными и неформальными стандартами поведения? Все это ключевые моменты мотивационной части коррупционного явления. Таким образом, можно констатировать, что правовая культура и высокий уровень профессиональной культуры каждого судьи играют решающую роль в предупреждении коррупционных и других правонарушений в судебной системе. Профессиональная культура судьи тесно связана с его нравственными качествами. Для судьи важно сохранить баланс между человечностью (добротой) и строгостью (справедливостью). И здесь первостепенную роль играет осознание судьей своего долга, его убеждения и самовоспитание. Эта задача как личностная, так и государственная. Стоит отметить, что эти качества не достигаются быстро, а постепенно воспитываются и формируются в процессе судебной деятельности.
• • • В то же время складывалось положение, когда добросовестные судьи были абсолютно не защищены от необоснованных и произвольных обвинений и даже клеветы в свой адрес в связи с осуществлением ими правосудия. Это также недопустимо. На основе проведенного анализа и полученных результатов, можно сделать вывод о том, что краеугольным камнем в системе противодействия коррупционным правонарушениям выступает профессиональная культура судей, а в целом высокая правовая культура. К числу антикоррупционных мер можно отнести следующие: формирование гражданского общества и высокой правовой культуры у населения; качественное повышение требований к профессиональной культуре судей; четкое и неуклонное соблюдение кодекса судейской этики и морали; обеспечение полной независимости и повышение престижа суда (судей); максимальная прозрачность деятельности судей для общественности, населения, средств массовой информации; существенное повышение оплаты труда судей и одновременно требовательности к ним.
Профессиональная культура — необходимое условие сознательного осуществления судьей своего долга перед обществом вершить правосудие, что способствует развитию прогрессивных взглядов, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления судей являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, предупреждения и профилактики правонарушений, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Глава 2. Нравстенно-психологические требования к личности судьи Само законодательство содержит нравственные требования к деятельности судов. Так, Всеобщая декларация прав человека исходит из того, что суд должен быть равным для всех, справедливым и беспристрастным. Международный пакт о гражданских и политических правах говорит, кроме того, о суде компетентном. Но суд справедливый, беспристрастный и компетентный способны вершить те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны, высококомпетентны. Справедливость в правосудии предполагает наличие многих условий, начиная от содержания законов и до общественнополитической обстановки. Но она невозможна там, где сам судья руководствуется неосознанной обязанностью действовать и принимать решения справедливо, а какими-то другими мотивами, не обладает развитым чувством справедливости. Где же человек может "научиться" быть справедливым, чтобы судить затем других людей? Таким "университетом" является сама жизнь.
Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование. Принимая присягу, российский судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть. Судья должен быть честен. Честность – важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности – ложь, лицемерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное исполнение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполагает честность судьи как человека. Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи – повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи – справедливое правосудие. Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо личных мотивов, – не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.
Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, принятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны. Судья должен быть гуманен. Сказанное выше о нравственных качествах судьи опирается на нормы действующего законодательства, которое предъявляет к кандидатам в судьи и судьям нравственно-правовые требования, обязательные для исполнения. Психологические качества судей тесно связаны с их нравственными качествами. Н. В. Радутная производила опрос судей о желательных для судьи качествах. Судьи назвали: человечность, беспристрастность, принципиальность, выдержку, эрудицию. В числе нежелательных упоминались предвзятость, подозрительность, властность, бестактность. Из перечня личностных качеств, содержавшего около 30 позиций, в первую очередь были выбраны собранность, принципиальность, уравновешенность, человечность, дисциплинированность, вежливость, сдержанность. Анализ психологических позитивных качеств, которыми необходимо обладать судье – предмет самостоятельной науки. Здесь уместно лишь отметить, что личность каждого человека, в том числе деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств. При этом важно, чтобы они были позитивны и реализовывались в практической деятельности.
Итог: Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гарантии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь возникает опасность так называемой профессиональной деформации, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности. Высокие нравственные качества, необходимые судье формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо судье.
2. 1. Кодекс чести судьи Российской Федерации Одним из реальных плодов российской судебной реформы стало принятие нравственного кодекса представителей судебной власти. Совет судей Российской Федерации 21 октября 1993 года принял документ, который называется Кодекс чести судьи Российской Федерации. Это Кодекс профессиональной судейской этики, имеющий своеобразную природу. Он содержит положения чисто нравственного свойства и регулирует нравственную деятельность судьи как при исполнении профессиональных функций, так и во внеслужебной деятельности. Кодекс акцентирует внимание именно на чести судьи. Он исходит из признания особого отношения к судье со стороны общества и отношения судьи к самому себе, в котором моральная ценность личности связана с общественным положением человека, представляющего судебную власть, достоинством людей этой профессии. Достаточно дискуссионный вопрос о пределах действия правил профессиональной этики решен в Кодексе чести судьи Российской Федерации вполне определенно: он "устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности".
Кодекс характеризует социальное значение соблюдения нравственных норм судьями. Судья должен избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц. Таким образом, высоконравственная деятельность судьи и его положительные моральные качества рассматриваются как необходимые условия и предпосылки доверия общества к судебной власти, веры в ее справедливость. Но, к сожалению, в Кодексе прямо не сказано, что они необходимы в первую очередь для справедливого правосудия. А именно справедливость суда и судей главным образом обеспечивает и авторитет судебной власти, и престиж судей, и их репутацию в качестве объективных и беспристрастных служителей закона. Трудно говорить о добродетелях судей тогда, когда они творят несправедливость.
Судья должен быть свободным от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности. Речь здесь идет, конечно, не о том, что судья избавлен объективно от воздействия общественного мнения, что вообще невозможно, или же от критики. Свобода судьи означает здесь его внутреннее состояние, способность противостоять "общественному мнению", не бояться возможной критики, если они противоречат представлениям судьи о законном и справедливом разрешении конкретного дела, совести судьи. Поддержание своей квалификации на высоком уровне Кодекс чести рассматривает как нравственную обязанность судьи. Судья, ее не выполняющий, становится некомпетентным. Кодекс чести судьи уделяет внимание необходимости обеспечить высокую культуру общения со стороны представителей судебной власти. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда В Кодексе чести судьи РФ как официальном документе, по сути, впервые говорится о профессиональной тайне судьи. Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей. Судья действует в гласном суде. Кроме того, судья при производстве по делу может стать обладателем государственной, военной, коммерческой тайны, сведений, составляющих врачебную тайну или касающихся интимной жизни тех или иных лиц. Гласность судопроизводства не освобождает судью от обязанности не разглашать такого рода информацию.
Кодекс чести судьи запрещает действия, нарушающие корпоративную солидарность судей. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и действия своих коллег. Подобные действия могут подорвать авторитет судебных решений и отрицательно сказываются на репутации самого судьи, который поступает "не потоварищески". В общении со средствами массовой информации Кодекс рекомендует "с уважением и пониманием" относиться к их стремлению освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, но "если это не будет мешать проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд". Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности. Участие судьи в общественной деятельности возможно, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей. Кодекс чести судьи обязывает судью "избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство".
2. 2. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его взаимодействие с профессиональным долгом Судья не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства. Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью. Судья несет личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью. В глазах общества судья - непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать, таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния. Нравственный долг судьи - не идти слепо по пути "собственного сознания", считал его "лучшим доказательством всего света" и хотя бы оно подтверждалось внешними обстоятельствами дела, а свободно, вдумчиво и тревожно исследовать, в чем кроется истинный источник этого доказательства.
2. 3. Совесть - форма нравственной самооценки Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. Деятельность суда - правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д. Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения.
2. 4. Место нравственного долга и совести в деятельности судьи Деятельность судьи носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Всякое решение, всякое действие судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны.
Заключение Доверие к судье есть необходимое условие его деятельности. Особенно важна в нравственном отношении область изучения поведения судьи, ибо исполнение судьей своего служебного долга - охранение независимости своих решений и стремление вложить в них всю доступную ему справедливость - не исчерпывают еще всей полноты его задачи. В деятельности судьи, однако, должны сливаться правовые и нравственные требования. Правила для внешних деяний в своем практическом осуществлении неминуемо отражают на себе и внутренний строй души того, кто их осуществляет, ибо в каждом судебном действии наряду с вопросом, что следует произвести, возникает не менее важный вопрос о том, как это произвести. Чтобы не быть простым орудием внешних правил, действующим с безучастной регулярностью часового механизма, судья должен вносить в творимое им дело свою душу и наряду с предписаниями положительного закона руководиться безусловными и вечными требованиями человеческого духа. . .
Таким образом, складывается ряд этических правил, образовывающих необходимую нравственную сторону в деятельности судьи: 1) в своей деятельности судьи должны руководствоваться принципами профессионального поведения; 2) такие принципы должны быть сформулированы в Кодексе судейской этики и предлагать судьям рекомендации, как поступать в тех или иных случаях, как преодолеть препятствия и трудности, с которыми они сталкиваются, для сохранения независимости и беспристрастности; 3) каждый судья должен делать все, чтобы поддерживать независимость судебного органа как на институциональном, так и на индивидуальном уровне; 4) судьи должны быть честными как при исполнении своих обязанностей, так и в частной жизни; 5) судьи должны всегда быть беспристрастными и восприниматься таковыми другими людьми; 6) судьи должны исполнять свои обязанности без какого-либо предпочтения и без действительной либо видимой предвзятости; 7) их решения должны приниматься с учетом всех обстоятельств дела, основываться на применении соответствующих норм права и исключать влияние любых, не имеющих отношения к делу обстоятельств; 8) судьи должны уважать всех участвующих в судебном разбирательстве лиц, а также лиц, на которых это разбирательство может повлиять; 9) судьи должны осуществлять свои обязанности с должным уважением к принципу равноправия сторон, избегая предвзятости и дискриминации, поддерживая баланс между сторонами и обеспечивая каждой стороне справедливое рассмотрение; 10) судьи должны проявлять осмотрительность во взаимоотношениях со средствами массовой информации, сохранять свою независимость и беспристрастность, воздерживаясь от какого-либо использования в личных целях своих отношений со СМИ, а также от каких-либо необоснованных высказываний по делам, которые они разбирают; 11) судьи должны поддерживать высокий уровень профессиональных знаний; 12) судьи должны иметь высокий уровень профессионального сознания и работать без задержек для того, чтобы выполнить требование о вынесении судебных решений в разумный срок; 13) судьи должны посвящать основную часть своего рабочего времени выполнению судебных функций, включая связанную с этим деятельность; 14) судьи должны воздерживаться от какой-либо политической деятельности, которая может подвергнуть сомнению их независимость и нанести ущерб их беспристрастности.
Поэтому следует изучать не только судебную технику и судебную практику, но и судебную этику как учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности. Думается, что необходимость преподавания основных положений судебной этики чувствуется очень многими из тех, кто вступил в практическую жизнь на заре великих реформ и кто имел незабываемое счастье участвовать в первых годах деятельности нашего нового суда. Последующие поколения не испытали уже того возвышенного духовного настроения и строгости к себе, с которым тогдашние пионеры и нынешние ветераны судебного дела брались за святое дело отправления правосудия. Надо вновь разъяснить эти идеалы, надо поставить на первое место нравственные требования и задачи. Это дело университетского преподавания. В практической жизни среди злободневных вопросов техники и практики об этих началах придется им услышать уже редко. Отыскивать их и раздумывать о них в лихорадочной суете деловой жизни уже поздно. С ними, как с прочным вооружением, как с верным компасом, надо войти в жизнь. Когда человека обступят столь обычные низменные соблазны и стимулы действий: нажива, карьера, самодовольство удовлетворенного самолюбия и тоска неудовлетворенного тщеславия и т. п. , когда на каждом шагу станут грозить мели, подводные камни и манить заводи со стоячей водой, тогда не будет уже времени, да, пожалуй, и охоты запасаться таким стеснительным компасом. Недаром говорит, творец "Мертвых душ": "Забирайте с собою, выходя в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, - забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!". Вот почему желательно, чтобы в курс уголовного судопроизводства входил отдел судебной этики, составляя живое и богатое по своему содержанию дополнение к истории и догме процесса.