Виды редакторского чтения текста.pptx
- Количество слайдов: 15
Выполнила: Е. Угольникова, студентка 2 курса ИДи. Р
Чтение Ознакомительное Углубленное Шлифовочное
— быстрое, беглое скольжение по тексту, цель которого — оценить текст как целое, сосредоточив внимание на его содержании.
Задачи ознакомительного чтения: осмысление темы текста, его основной мысли (идеи); определение соответствия текста задачам и направлениям опубликования, издания, деятельности компании и т. д. ; определение жанровой специфики текста; понимание авторской манеры, стиля.
Техника этого чтения: беглость чтения — чтение не по буквам, слогам, словам, а целыми строками и абзацами; увеличение скорости восприятия содержания (в 3 -4 раза по сравнению с обычным спокойным чтением): примерно 400 -600 слов в минуту; необходимость обучения элементам скорочтения, освоения его техники, преодоления стереотипа «вялого» чтения; систематическая тренировка в скорочтении (лучше по специально разработанной системе).
— неспешное, сосредоточенное, предельно внимательное чтение, цель которого — постижение смысла текста через понимание значимости внешней формы выражения этого смысла. Это ключевой этап редакторского анализа. Именно углубленное прочтение считают подлинным прочтением текста.
Задачи такого чтения: внимательное восприятие каждого слова как знака, имеющего значение и создающего различные смыслы в тексте; выявление неудач и просчетов автора, понимание причин, вызвавших их; оценка структурной стороны текста, его композиции; разработка возможного варианта плана расположения материала (редакторского плана текста); оценка каждой детали текста, каждой подробности с позиции целого текста; оценка всех способов графического решения (оформления) текста, установление оснований для каких-либо шрифтовых или цветовых выделений, рубрикаций;
определение функции каждого знака препинания в создании общего смысла текста; определение функции заголовка, подзаголовка; соотнесение их смысла с общим смыслом текста, замыслом автора; прогнозирование восприятия смысла произведения адресатом (читателем, слушателем); выработка системы критических замечаний к тексту с их комментариями.
Техника углубленного чтения предполагает объемный, глубокий взгляд на текст, интенсивную мыслительную деятельность редактора, которую составляют: движение читающего по тексту от предложения, фразы к целому тексту с целью определения значимости каждой отдельной фразы, предложения в создании текста, его смысла; переключение внимания редактора как зрителя с отдельного кадра на целое произведение, с крупного плана на фон; постоянный возврат к прочитанному, соотнесение друг с другом фрагментов текста; осмысление, обдумывание сложных мест, сверка со справочной литературой, то есть стремление к тому, чтобы не оставалось ничего непонятного, неясного, приблизительного в тексте (в этом углубленное чтение схоже с научным исследованием); параллельная с чтением работа над редакторскими замечаниями, что требует большой концентрации внимания на читаемом: редактор в ходе чтения текста должен оценить каждую часть, фрагмент текста и при необходимости сформулировать замечания к ним.
— контрольное чтение, взгляд на текст с разных точек зрения, проводится на завершающем этапе работы над текстом. Цель чтения — контроль правильности и целесообразности употребления всех элементов текста.
Задачи: уточнение используемого фактического материала; проверка корректности цитирования; проверка орфографической и пунктуационной сторон текста; приведение к единообразию стиля изложения, устранение стилистических сбоев; упорядочение ритмико-композиционной стороны текста.
Техника проведения шлифовочного чтения: «скольжение» по всему тексту или избирательное чтение, подчиненное определенной задаче (например, проверке правильности написания фамилий, инициалов, географических наименований или уточнению дат, сверке цифровых данных, уточнению значения терминов или иноязычных слов); работа со справочными материалами: энциклопедиями, словарями и справочниками, справочно-информационными изданиями, документами, мнениями компетентных специалистов и другими авторитетными источниками.
Первым читателем текста должен быть редактор, который представляет интересы читателя и работает с текстом, исходя из этого. При подготовке текста он должен уметь доказать, обосновать объективность своих замечаний к тексту и предложить оптимальный вариант правки. Важные составляющие профессионализма редактора: знание причин, по которым в тексте могут возникнуть дефекты, тщательный контроль за соблюдением основных требований, предъявляемых к публикуемым текстам.
Накорякова К. М. Литературное редактирование. М. : Издательство «Икар» , 2004. – 432 с