* Выполнила: Бажина М. А. Гр: ИЗО-41
* *сплошная стена, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения (наоса) православного храма. Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточнохристианской культуры. Получив особое развитие на Руси, он стал национальным символом, воплощающим идею православного храма. Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля
* *Из Византии алтарная преграда пришла на Русь и здесь трансформировалась в многоярусный иконостас. В русских храмах домонгольского периода (XI-XII вв. ) иконостас обычно представлял собой деревянную балку — тябло, на которую ставились иконы. Иногда среди икон был деисис, написанный на одной доске и помещавшийся над Царскими вратами. (В экспозиции Третьяковской галереи экспонируются два таких деисиса XII в. ). Деисис — это образ предстояния Христу, главная идея храмовой молитвы.
* * Древнерусские храмы в основном были деревянные, их неудобно было расписывать, и потому иконы в них стали играть большую роль, чем в Византии. Иконы группировали по сюжетам и расставляли на тяблах. Но ранее XIV в. о высоком иконостасе ничего не известно. Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, состоящий из трех ярусов (по-древнерусски — чинов): местного, деисиса и праздничного. Согласно летописи, его создавала в 1405 г. артель во главе с Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым. Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля
* * В состав иконостаса стали включать страстные ряды — изображение Страстей Христовых и апостольских; пядничный ряд (иконы размером с "пядь", т. е. кисть руки), обычно это богородичные иконы или образы святых. Над верхним рядом появляется ярус серафимов и херувимов. Иногда в иконостас дополнительным чином ниже местного ряда включали изображения греческих мудрецов, предсказавших явление Христа (церковь в Останкино). Большой Московский собор 1666 -1667 гг. постановил завершать иконостас Распятием. иконостас Большого собора Донского монастыря
* * Иконостас Успенского собора Горицкого монастыря.
* * иконостас Петропавловског о собора Санкт. Петербурга, исполненный в 1720 -е гг. по рисунку И. Зарудного
* * период эклектики иконостас Освященный в 1883 году Храм Христа Спасителя в Москве
* Кирилловская церковь. Владимирский собор. Киев
* Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия
* *На сегодняшнее время в российских храмах можно видеть обилие самых разнообразных стилистических тенденций: византийских, древнерусских, барочных, из которых трудно вычленить одно направление. Нынешняя ситуация является идеальной для свободы творчества: каждый храм может создавать иконостас по индивидуальному проекту, исходя из местных особенностей и эстетических запросов общины.
*В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви. Однако если храм есть литургическое пространство, включающее в себя собрание верных, то иконостас показывает становление церкви во времени от Адама до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом преображенном мире. «Евхаристия» , представленная в декорации царских врат, будучи образом возобновляющегося в богослужении спасительного события, произошедшего некогда на Тайной вечере, объединяет и охватывает все времена, соединяет временное и вечное, земное и небесное.
* Главное украшение собора – пятиярусный иконостас. Оклады икон украшены резьбой по дереву и покрыты позолотой. Рисунок резьбы исключительно богат, пышен, похож на кружевную вязь. Основной мотив – цветы, виноградная лоза. В центре иконостаса – Царские Врата. Иконостас по вертикали разделен на три части. Иконы в центральной части в два раза больше остальных. Здесь по канону установлены иконы Спаса и Богоматери.
*
* * иконостасе городского Спасо. Преображенского собора (ныне музей), датированный 1801 годом. По своей ярчайшей барочной архитектуре этот иконостас не имеет аналогов на Русском Севере.
* Храм Воскресения Христова, известный также как Спас-накрови
* *Иконостас Владимирского собора Задонского Рождество. Богородицкого мужского монастыря.
* Иконостас храма Живоначальной троицы в Троеце. Лысково.
* *Иконостас Никольской надвратной церкви Вятского Успенского Трифонова монастыря.
* * Иконостас в Троице-Гледенском монастыре. Строительство позолоченного деревянного иконостаса продолжалось 8 лет в конце XVIII века. Он не совсем канонический, тут заметно влияние западной живописи и католического церковного убранства. Каждую фигуру в иконостасе можно разглядывать подолгу, изумляясь искусству резчиков по дереву.
* * Когда-то в Дятьково уже стоял храм с хрустальным иконостасом, но был разрушен после Октябрьской революции. Чудом сохранившийся хрустальный подсвечник в человеческий рост, и небольшая хрустальная пластина от алтаря стали основой для создания нового иконостаса. Чтобы отлить на заводе все 100 тысяч хрустальных деталей, ушло целых два года. Автор проекта, художник Евгения Вольнова, не потребовала за работу ни копейки: хрустальный иконостас, как, впрочем, и весь храм, создавался на добровольные пожертвования. На создание уникального иконостаса ушло 15 тонн хрусталя. Чтобы он играл всеми цветами радуги, мастера за каждым элементом иконостаса поместили небольшие зеркала. . .