Розанов (Шашков).ppt
- Количество слайдов: 17
Выполнил: Шашков Владимир, 722 гр.
Выявить эстетическую позицию В. В Розанова как литературного критика и религиозного философа.
Выявить своеобразие русской классической литературы в оценке В. В. Розанова; Обозначить позицию критика в отношении классиков 1/3 XIX в. – Пушкина, Лермонтова, Гоголя – и их значение в формировании русской ментальности, шире – историческом пути России.
«Пушкин и Гоголь» (1891) «О Лермонтове» (1898) «А. С. Пушкин» (1899) «Кое-что новое о Пушкине» (1900) «Русь и Гоголь» (1909) «Возле русской идеи» (1911)
<…>Русская литература открыла читателю эру нового нравственного миропонимания<…> <…>Русское воззрение на вещи, на лицо человеческое, на судьбу человеческую… все это выше, одухотвореннее, основательнее и благороднее<…>
<…>Вся сосредоточенность мысли, вся глубина, все проницания у нас относятся исключительно к душе человеческой, к судьбе человеческой, и здесь по красоте и возвышенности, по верности мысли Русские не имеют соперников<…>
<…>Гоголь и Лермонтов - необыкновенные точки в истории русского духовного развития<…> <…>Оба они имеют параллелизм себе в жизни здешней и какой-то нездешней. Но родной их мир — именно не здешний. Отсюда некоторое их отвращение к реальным темам<…>
<…>Лермонтов - метеор, свалившийся на землю<…> <…>Материя Лермонтова была высшая, не наша, не земная<…> <…>Если бы он [Лермонтов] прожил еще несколько лет, он бы «выключил» Гоголя из русской литературы, и вся история России совершилась бы иначе<…> <…>И в пророческом сне я скажу, что мы потеряли “спасение России”. Потеряли. И до сих пор не находим его. И найдем ли — неведомо<…>
<…>Нет русского современного человека, частица души которого не была бы обработана и прямо сделана Гоголем<…> <…>Гоголь в русской литературе — это целая Реформация, у него необыкновенное чутье слова, неповторимый дух языка, особая завершенность и отделанность каждой фразы<…>
Содержание Пустое, ненужное, неинтересное, не представляющее никакой важности. Форма Гениальная до степени недоступной решительно ни одному нашему художнику, по яркости, силе впечатления, удару в память и воображение, она превосходит даже Пушкина, превосходит Лермонтова. У Гоголя невозможно ничего забыть. Никаких мелочей. У него все состоит из мелочей, но они сделаны так, что каждая из них не уступит Венере Медицейской.
<…>Творения Гоголя представляют своего рода мозаику слов, где нет живых лиц, лишь одни крошечные восковые фигурки, абсолютно неподвижные, безжизненные<…>
<…>Сущность Пушкина - в совершенной естественности в нем русского, возвеличившегося до величайшей, до глубочайшей и высочайшей общечеловечности<…> <…>Пушкин открыл русскую душу — вот его заслуга<…>
<…>Пушкин — это ясность, уравновешенность и какая-то странная вечность<…> <…>Гений Пушкина нельзя объяснить, как нельзя объяснить чудных свойств алмаза<…>
В Пушкине Русь увенчала памятником красоту русской души. Он возвел в идеал и свел к вечному запоминанию русскую простоту, русскую кротость, русское терпение; наконец, русскую всеобъемлемость, русское всепонимание, всепостижение.
Повышенная эмоциональность, образность, метафоричность языка Полярность и полемичность точек зрения на природу одних и тех же явлений Включение в инструментарий философской лексики