Русский портрет XVIII века (Никитин, Антропов, Аргунов).ppt
- Количество слайдов: 20
ВЫПОЛНЕНО УЧИТЕЛЕМ ПО МХК ДЕРГАЧЕВОЙ Н. В.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ Что такое парсуна и когда на смену ей пришёл портретный жанр? Четыре знаменитых художника XVIII века. Любимый портретист Петра Великого.
ЦЕЛЬ Сформировать знания об уникальном феномене русской культуры XVIII века. Задача Познакомиться с творчеством выдающихся художников XVIII века и их шедеврами.
« Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уровень с Европой» . Художник и искусствовед И. Э. Грабарь
ПЕТР I Общеизвестно, что русское светское искусство с понятием личного авторства и не религиозным сюжетом возникает в XVIII веке, когда реформы Петра Великого захватывают не только государственную, политическую и экономическую сферы, но и сферу искусства. Антропов А. П. Портрет Петра I. 1770 г. Холст, масло. 286 х 159 Государственный Русский музей
ПАРСУНА Жанр портретов в русском “Парсуна” — искаженное изобразительном искусстве слово persona, произведение, восходит к «парсуне» сочетающее приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. . При Петре Великом портрет назывался “персоной”, и только к середине 18 -го века окончательно вошел в обиход термин “портрет”. Царь Федор Иоаннович
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. ПОРТРЕТ ЯКОВА ТУРГЕНЕВА. 1690 -Е ГГ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
«Портрет царицы Марфы Матвеевны» представляет собой парсуну в ее чистом виде. Изображению свойственна статичность и наивность формы, но присутствует уже попытка светотеневой моделировки. По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство.
ПОРТРЕТ Живописная парсуна - одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья и родоначальница в России светского портрета - феномена Нового времени. Начало подлинно светской живописи – 10 -е гг. XVIII века, когда И. Н. Никитин, обучившись живописи за границей создал свои первые портреты. Также яркими создателями русских портретов являются А. П. Антропов и И. П. Аргунов И. П. Портрет К. А. Хрипунова, 1757 г. Останкинский дворецмузей творчества крепостных, Москва.
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ НИКИТИН (1680 -1742) . х онны ерс — «п к н кити удожни и ой тич Н имый х ическ ки и от ван Н ер» , люб го патри , «дабы И е ст ми ел ма , предмет странца арода д I о н етра и перед ин з нашего П т ии не ордос то есть. И Петр г ыл ы» и, ч ан» б Ив знал е мастер м исец исто ком воп ры и т доб ся: «ж м портре вропейс ал и е ошиб русск ровня и в м первы йского у. опе слова го евр е это л смыс
О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате. Екатерина I, 1717 г.
Портрет царевны ы. Прасковьи Ивановн 1714. Холст, масло. 88 х 67, 5 Государственный Русский музей
ы Портрет царевн вны. Натальи Алексее. Не позднее 1716 Холст, масло. 102 х 71 Государственная я, яковская галере Треть Москва.
Портрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее 1716. Холст, масло. 65 х 53 (овал) Третьяковская галерея, Москва
ьс я явная связ ваетс еще прослежи летия. Их отличает В портретах сто конца XVII ы, парсунами е темные фон окого , глухи глуб сткое письмо же я, отсутствие жени тность изобра вность светотеневой плоскос усло остранства и лировки. пр моде
. И. Портрет графа Г -е Головкина. 1720 гг. , 9 Холст, масло. 90 х 73, 4 Третьяковская. галерея, Москва
ои вные св гла охранил й реализм с Никитин сти: общи ых ивописн обенно ос ту ж и прямо тик. и живопис арактерис х Портрет Петра I. Первая половина 1720 -х (? ). Холст, масло. Диаметр 55 (круг), Государственный Русский музей.
Одной из лучших работ художника не без оснований считают Портрет «Портрет напольного а гетмана» . История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете.
ин был В августе 1732 года Никит хранение арестован в Петербурге за еофана тетради с пасквилем на Ф под вича. Никитин находился Прокопо лв ем Тайной канцелярии, бы следстви одиночном заключении в до 1737 Петропавловской крепости да по года. В ноябре того же го ан в ору был бит плетьми и сосл пригов за Тобольск «на вечное житье л караулом» . В 1741 году бы ата, Ф. ован. По свидетельству бр помил пути ина, художник скончался по Никит из ссылки. Петр I
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия; Большая Советская энциклопедия; www. wikipedia. ru