Франц.шестерка.pptx
- Количество слайдов: 21
Выдающиеся французские композиторы (XIX-XX вв) Э. Сати Д. Мийо А. Онеггер Ф. Пуленк
Эрик Сати (1866– 1925) - экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1 й четверти XX столетия. Громкая слава пришла к нему благодаря его независимой и вызывающей позиции по отношению к академическому искусству и музыкальным авторитетам. Он любил поражать своих слушателей нестандартными музыкальными каламбурами, названия его произведений носили гротескных и ироничный характер.
Эрик Сати (1866– 1925) Эрик Сати родился в семье француза и шотландки 17 мая 1866 года. Проучившись несколько лет в консерватории, он бросает учебу и добровольцем идет в армию. Эрик Сати до своего пятидесятилетия был практически неизвестен широкой публике. Его творчество стало известно благодаря Морису Равелю, устроившему цикл концертов в 1911 году, и русским сезонам Дягилева, где на премьере балета Сати «Парад» состоялся большой скандал, сопровождавшийся дракой в зрительном зале и криками «Долой русских! Русские Боши!» .
Эрик Сати (1866– 1925) Сати первым ввёл последовательности аккордов, построенных по квартам; этот прием впервые появился в его произведении «Сын звезд» . Такого рода нововведения были сразу использованы практически всеми французскими композиторами. Эти приёмы стали характерными для французской музыки направления модерн. В 1892 году Сати разработал собственную систему композиции, суть которой заключалась в том, что для каждой пьесы он сочинял несколько — часто не более пятишести — коротких пассажей, после чего просто пристыковывал эти элементы друг к другу.
Эрик Сати (1866– 1925) Слава настигла Эрика после балета «Парад» , который он написал для Сергея Дягилева. Премьера балета состоялась 18 мая 1917 года и вызвала среди публики бурную реакцию и злостную критику. «Парад» представлял собой последовательность цирковых номеров, где были и фокусники, и акробаты, и танцующая лошадь в исполнении актеров. Пикассо помог оформить спектакль в кубистическом духе, а музыка Эрика Сати как нельзя кстати подходила под постановку. Нарочитый примитивизм и подчеркнутое пренебрежение к красоте звучания, введение в партитуру звуков автомобильных сирен, стрекота пишущей машинки и других шумов вызвало шумный скандал в публике и нападки критики, что не обескуражило композитора и его друзей. В музыке «Парада» Сати воссоздал дух мюзик-холла, интонации и ритмы бытовых уличных мелодий.
Эрик Сати (1866– 1925) Молодые композиторы «Шестерки» испытывали сильное воздействие Сати. В композиторе жил беспокойный бунтарский дух, призывавший к ниспровержению традиций. Сати увлекал молодежь смелым вызовом обывательскому вкусу, своими независимыми, эстетическими суждениями. Последние годы жизни Сати провел в уединении, живя в Аркее. Он порвал всякие отношения с «Шестеркой» и собрал вокруг себя новую группу композиторов, которая получила название «Аркейская школа» . (В нее входили композиторы М. Жакоб, А. Клике-Плейель, А. Соге, дирижер Р. Дезормьер). Основным эстетическим принципом этого творческого союза было стремление к новому демократическому искусству. Смерть Сати прошла почти незамеченной. Только в конце 50 -х гг. наблюдается подъем интереса к его творческому наследию, появляются грамзаписи его фортепианных и вокальных сочинений.
Эрик Сати (1866– 1925) Сати родился в семье портового маклера. В 18 лет Сати поступает в Парижскую консерваторию, некоторое время изучает там гармонию и другие теоретические предметы, берет уроки игры на фортепиано. После армии знакомится с К. Дебюсси, В 1898 г. Сати перебирается в пригород Парижа Аркей. Он поселился в скромной комнате на втором этаже над маленьким кафе, и никто из друзей не мог проникнуть в это убежище композитора. За Сати укрепилось прозвище «Аркейский отшельник» . Он жил в одиночестве, избегая встреч с издателями, уклоняясь от выгодных предложений театров. Время от времени он появлялся в Париже с каким-нибудь новым сочинением.
Дариюс Мийо (1892– 1974) — французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог, один из участников «Шестерки» . Мийо считается одним из самых плодовитых композиторов XX века — ему принадлежат 443 сочинения, не считая неизданных. Творчество композитора отмечено влиянием джаза и современных ему музыкальных течений.
Дариюс Мийо (1892– 1974) Мийо: «Я могу утверждать, что не существует такого проявления современной музыкальной мысли, как бы свободна она ни была, которое не восходило бы к установившейся традиции и не открывало бы логического пути для будущего развития. Каждое произведение — только звено цепи, и новые находки мысли или техники письма служат лишь добавлением к прошлой музыкальной культуре, без чего любое изобретение было бы нежизнеспособным» . Ø Дариюс Мийо родился 4 сентября 1892 года на юге Франции в Экс-ан-Провансе в семье торговца. Дебютировал Дариюс в 1913 году в концерте «Независимого музыкального общества» своим Первым струнным квартетом (1912) В 1916– 1918 годах Мийо едет в Бразилию в качестве секретаря посла Франции. На всю жизнь в памяти Дариюса запечатлелся оригинальный бразильский фольклор, красочный быт страны.
Дариюс Мийо (1892– 1974) По возвращении в Париж в 1918 году Мийо вскоре становится одним из участников «Шестерки» . С 1936 года вместе с членами «Шестерки» Мийо принимал участие в деятельности Народной музыкальной федерации Наряду с Онеггером, Мийо — один из самых значительных современных композиторов Франции и уж точно самый плодовитый. Им создано более 500 сочинений: 16 опер, 10 балетов, 12 симфоний, 34 концерта, 18 квартетов, 23 кантаты и многие другие сочинения. Среди композиторов «Шестерки» Мийо был самым деятельным, успешно совмещал композиторское творчество, дирижерскую и музыкальную практику.
Дариюс Мийо (1892– 1974) «Музыка Мийо не объективна, а духовна. Она объединяет все и всех на основе человеческих чувств. Благодаря ей, все предметы, растения, животные, сами люди, взятые как индивидуумы, становятся свидетелями драмы Человека, драмы вечной и неизменной. . . » . Поль Коллер. Природа музыкального дарования Мийо богата, но не однородна. В своих сочинениях он предстает лириком и сатириком, трагиком и эпиком. Конкретность мышления предопределяет реалистичность его искусства. Д. К. Самин.
Артюр Онеггер (1892 -1955) - швейцарско-французский композитор, музыкальный критик Выдающийся французский композитор А. Онеггер — один из наиболее прогрессивных художников современности. Вся жизнь этого разностороннего музыканта и мыслителя была служением любимому искусству. Ему он отдавал свои разносторонние способности и силы на протяжении почти 40 лет.
Артюр Онеггер (1892 -1955) Артюр Онеггер родился 10 марта 1892 года в портовом городе Гавре, в семье швейцарского коммерсанта, уже давно обосновавшегося во Франции. Окончил Парижскую консерваторию. Однако, несмотря на творческие связи с «Шестеркой» , композитора всегда отличала самостоятельность художественного мышления, что и определило в итоге основную линию развития его творчества. Уже в середине 20 -х гг. Онеггер начал создавать свои лучшие произведения, глубоко человечные и демократичные. «Я прожил большую часть своей жизни во Франции…, здесь я учился, как всякий добропорядочный француз. Но всё же я пожизненно ощущаю в себе швейцарский элемент, некий глубоко укоренившийся атавизм, то, что Дариус Мийо иронически называл моей „гельветической чувствительностью“. — (Arthur Honegger. „Je suis compositeur“. Paris, 1951).
Артюр Онеггер (1892 -1955) Творческий путь композитора был сложным. В начале 20 -х гг. он вошел в творческую группу музыкантов, которую критики назвали «Французской шестеркой» (по числу ее участников). Пребывание Онеггера в этом содружестве дало существенный толчок к проявлению в его творчестве идейных и художественных противоречий. Ряд сочинений Онеггера открывают его глубокую религиозность (композитор был протестантом) — оратории «Царь Давид» и «Жанна д’Арк на костре» , Третья «Литургическая» симфония. Последние годы Онеггер прожил в Париже. В 1953 году он был принят во Французскую Академию и был удостоен звания Великого Офицера Ордена Почётного легиона. В течение нескольких лет композитор преподавал в Нормальной школе Альфреда Корто.
Артюр Онеггер (1892 -1955) Основные произведения: Оперы • «Юдифь» (1925, вторая редакция — 1936) • «Антигона» (1926) • «Орлёнок» (1935, совместно с Жаком Ибером) и др. Балеты • «Правда — ложь» (1920) • «Скейтинг ринк» (1921) и др. Оратории и кантаты • «Царь Давид» (1921— 1924) • «Крики мира» (1931) • «Жанна д’Арк на костре» (1935) • «Пляска мёртвых» (1939) • Рождественская кантата (1953) Оркестровые сочинения Симфонии Концерты • Концертино для фортепиано с оркестром (1924) • Концерт для виолончели с оркестром (1929) • Камерный концерт для флейты, английского рожка и струнных (1948) Камерные сочинения Ансамбли Сонаты и сонатины Сочинения для фортепиано Музыка к Фильмам: • 1946— Привидение / Un revenant Онеггер — автор нескольких эссе о композиторах (в частности о Стравинском), критических статей, автобиографической книги «Я — композитор» .
Артюр Онеггер (1892 -1955) Свое творческое кредо Онеггер раскрыл не только в музыкальном творчестве, но и в литературных трудах: его перу принадлежат 3 музыкально-публицистические книги. При большом разнообразии тем в критическом наследии композитора центральное место занимают проблемы современной музыки, ее общественного значения. В последние годы жизни композитор получил всемирное признание, был почетным доктором Цюрихского университета, возглавлял ряд авторитетных международных музыкальных организаций. И. Ветлицына Онеггер — большой мастер, один из немногих современных композиторов, которым свойственно чувство величественного. Э. Журдан-Моранж
Франсис Пуленк (1899– 1963) — один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза «Шести» . В «Шестерке» — самый молодой, он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом «Моя музыка – это мой портрет» Ф. Пуленк. «Франсис Пуленк — это сама музыка» , — писал о нем Д. Мийо, — «я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью» .
Франсис Пуленк (1899– 1963) Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать — прекрасная музыкантша — была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кеклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых — И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки с « Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.
Франсис Пуленк (1899– 1963) В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, шансон. музыкой. отметил «ясность. . . и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость — и конкретность изложения» . В 30 -е гг. расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты. Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера «Груди Терезия» (1944 г. , на текст фарса Г. Аполлинера) — веселая, легкая и фривольная опера-buffа — отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы — в ином жанре.
Франсис Пуленк (1899– 1963) ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС (La voix humaine) — музыкальная трагедия Ф. Пуленка в 1 д. , либретто Ж. Кокто. Премьера: Париж, театр «Опера-комик» , 17 февраля 1959 г. Первое исполнение в России — концертное, под управлением Г. Рождественского, 1965 г. ; театральная премьера: Москва, Большой театр, 28 июня 1965 г. , с участием Г. Вишневской. .
Франсис Пуленк (1899– 1963) «Человеческий голос» — музыкальная монодрама. Женщина, оставленная возлюбленным, в последний разговаривает с ним по телефону. О его ответах слушатель может догадаться по реакции героини. Внешнего действия в опере нет, все сосредоточено на раскрытии внутренней драмы. Выразительная вокальная партия, в которой мелодия гибко передает оттенки чувств и душевного состояния героини, богатый тембрами оркестр раскрывают тему страдания женщины, ее тоски по счастью. Опера Пуленка — произведение высокого гуманизма и драматической силы. Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара.