Выд.деят.рос.кино.3..pptx
- Количество слайдов: 101
Выдающиеся деятели Российского кинематографа. Часть 3.
Любовь Петровна Орлова – русская и советская актриса театра и кино. Лауреат двух сталинских премий. Народная артиска СССР. (1902 – 1975)
Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в подмосковном Звенигороде (ныне Московская область) вдворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов, потомственный дворянин, служил в военном ведомстве и имел высокие царские награды. Мать Евгения Николаевна Сухотина (отец Сухотин Николай Николаевич, начальник Николаевской Академии Генерального штаба, член Государственного совета, генерал от кавалерии), происходила из старинного дворянского рода, состоящего в родстве с семейством графа Л. Н. Толстого. В доме Орловых хранилась книга «Кавказский пленник» , подписанная лично писателем и подаренная маленькой Любови Орловой как родственнице.
Родители хотели, чтобы дочь научилась актёрскому мастерству, так как Любовь была талантливой девочкой с самого рождения. В домашнем спектакле Любови Орловой досталась роль репки. В гостях у семьи Орловых часто бывал Фёдор Шаляпин, когда он увидел домашний спектакль с участием Орловой, он подошёл к Любови и сказал, что её ожидает грандиозная актёрская слава в будущем, и посоветовал родителям актрисы записать свою дочь в театральную студию. Но родители, понимая её музыкальный талант, не только и не столько не хотели, чтобы знатная дворянка стала актрисой, но и не верили в её будущее на сцене из-за того, что она была инвалидом с детства - человеком с ограниченными возможностями здоровья изза. Болезни Меньера, и мечтали только, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу.
В 1919— 1922 годах Любовь Орлова училась в Московской консерватории по классу фортепиано. Из -за трудного материального положения и, возможно, также проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена. С 1922 года по 1925 год учится на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно берёт уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра. С 1920 года по 1926 год работает преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы: «Унион» (позднее — кинотеатр Повторного фильма), «Арс» , «Великий Немой» , «Орфеум» и выступает концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс» .
В 1933 году состоялась судьбоносная встреча Любови Орловой с молодым начинающим режиссёром Григорием Васильевичем Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе. Она стала его женой, он снял её в своих фильмах. В один из весенних дней 1933 года художник Пётр Вильямс посоветовал Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала 31 -летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день он познакомился с Любовью. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у Александрова после этого не осталось. Но он заставил её делать пластические операции, чтобы лицом и фигурой она была ещё больше похожа на Марлен Дитрих. Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930 -х годах немыслим без участия Л. П. Орловой. Во многом благодаря высокому артистическому мастерству, чрезвычайно выигрышной внешности Орловой, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930 -е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам. Типаж Орловой — человек нового времени, энергичный, оптимистический, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.
В то же время, как отмечал известный театровед и критик Виталий Вульф, «…Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в „Веселых ребятах“ у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960 -х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в „Голубом ангеле“. В „Цирке“ Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке. »
Любовь Орлова в фильме «Веселые ребята» , 1934 год
Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Роли Орловой в фильмах «Веселые ребята» , «Цирк» , «Волга-Волга» , «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью. В 1934— 1945 годах — работала актрисой на киностудии «Мосфильм» . В 1945— 1949 годах — актриса Государственной студии киноактера, параллельно певица «Гастрольбюро» . Во время Великой Отечественной войны Орлова выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском. Чтобы отомстить ей за это, ей вручили букет роз с отравленными шипами, и она заболела тяжёлым заражением крови и спаслась только чудом благодаря вмешательству Сталина, поднявшего на ноги не только советскую, но и британскую медицину. В 1949— 1955 годах — актриса Театра-студии киноактера (ныне Государственный театр киноактёра).
Любовь Орлова в фильме «Цирк»
Роли в кино: 1933 — Любовь Алёны — миссис Эллен Гетвуд, жена американского инженера 1934 — Петербургская ночь — Грушенька 1934 — Весёлые ребята — Анюта 1936 — Цирк — Марион Диксон 1937 — Наш цирк (короткометражный) — Марион Диксон 1938 — Волга-Волга — письмоносица Дуня Петрова ( «Стрелка» ) 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ксения Лебедева, сотрудница авиационного института 1940 — Светлый путь — Таня Морозова «Золушка» 1941 — Боевой киносборник № 4 — письмоносица Дуня Петрова ( «Стрелка» ), ведущая сборник
1941 — Дело Артамоновых — танцовщица Паула Менотти 1943 — Одна семья (не вышел на экраны, в 1990 -х гг. демонстрировался по телевидению) — Катя 1943 — Каспийцы (документальный) 1947 — Весна — актриса Вера Шатрова / учёный Ирина Никитина 1949 — Встреча на Эльбе — Джанет Шервуд, журналистка 1950 — Мусоргский — Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки 1952 — Композитор Глинка — Людмила Ивановна, сестра композитора 1960 — Русский сувенир — Варвара Комарова (мисс Барбара) 1974 — Скворец и Лира — Людмила Грекова ( «Лира» )
Григорий Александров, Любовь Орлова и. Виктор Талалихин на съемках «Боевого киносборника № 4» , август 1941 года
Любовь Орлова выступает перед солдатами на фронте, 1944 год
Фильм «Веселые ребята» Весёлая музыкальная история о похождениях талантливого пастуха-музыканта Кости Потехина. Будучи принятым за модного заграничного гастролёра, простодушный Костя произвёл сенсацию в Московском мюзик-холле, благодаря чему стал дирижёром джазового оркестра, а домашняя работница Анюта — певицей. Жанр – музыкальная комедия Режиссер – Григорий Александров Автор сценария – Григорий Александров, Владимир Масс В главных ролях – Леонид Утесов, Любовь Орлова, Мария Стрелкова; Композитор – Исаак Дунаевский; Киностудия «Мосфильм» 1934 год
«Цирк» — советский комедийный музыкальный художественный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Григорием Александровым по сценарию, основанному на пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и. Валентина Катаева «Под куполом цирка» . Авторы пьесы убрали свои имена из титров из-за несогласия с режиссёрской трактовкой. Кадр из фильма: Марион Диксон (Любовь Орлова), Иван Мартынов (Сергей Столяров) и негритенок (Джеймс Паттерсон).
Действие происходит в СССР в 1930 -е годы. Американский цирковойаттракцион «Полёт на Луну» приезжает на гастроли в СССР. Звезда номера Мэрион Диксон пользуется огромным успехом у советских зрителей. Но, зная факты её личной жизни, создатель номера немец Франц фон Кнейшиц шантажирует и эксплуатирует её. Руководство советского цирка начинает готовить собственный оригинальный номер, который может по эффектности затмить американский. Фон Кнейшиц, чтобы не потерять контракт, устраивает «диверсию» против советских артистов, а когда его план рушится — пытается опозорить Мэрион перед публикой. В итоге интригана с позором прогоняют, а Мэрион и её маленький сыннегритенок находят в СССР свою новую Родину и любовь.
Жанр – комедия Режиссер – Григорий Александров Авторы сценария - Илья Ильф Валентин Катаев Евгений Петров Композитор – Исаак Дунаевский Мосфильм, 1936 год
Музыка Исаака Дунаевского. «Песня о Родине» — одна из самых популярных и узнаваемых советских мелодий, звучавшая как марш во время демонстраций и парадов. В 1930 -х годах обсуждалась возможность сделать эту песню гимном Советского Союза. Мелодия песни «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер» не вошла в фильм и впоследствии была использована в картине «Дети капитана Гранта» . «Выходной марш» «Песня на пушке» ( «Мэри верит в чудеса…» ) «Песня о Родине» ( «Широка страна моя родная» ) «Весь век мы поём» «Лунный вальс» «Колыбельная»
Фильм «Волга – Волга» События фильма разворачиваются вокруг небольшой провинциальной группы артистов из города Мелководска, которые направляются в Москву на конкурс художественной самодеятельности под названием «Московская Музыкальная Олимпиада» . Большинство сцен фильма происходят на колёсном пароходе, плывущем по Волге. Главными в этой группе артистов являются: письмоносица по прозвищу «Стрелка» (Любовь Орлова — жена режиссёра Александрова) из самодеятельного ансамбля, исполняющего народную музыку) и Алексей Трубышкин (Андрей Тутышкин), руководитель симфонического оркестра, играющего классическую музыку. Алексей хвалится Стрелке своей игрой на трубе, а Стрелка исполняет песню, которую якобы сочинила Дуня и просит его оценить эту песню. Алексею не нравится песня и они ссорятся. Всё это происходит на пароме, который сломался на реке. Стрелка на этом пароме везла телеграмму — молнию: начальнику управления мелкой кустарной промышленности города Мелководска — Бывалову (Игорь Ильинский), бюрократу и карьеристу, мечтающего о службе в Москве. Пришлось эту телеграмму зачитывать с парома.
Оказалось, что в ней содержалось приглашение в Москву на Музыкальную Олимпиаду. Но Бывалов был уверен в том, что в Мелководске нет талантов, которые могли бы достойно выступить на конкурсе такого высокого уровня. Однако Стрелка и Алёша настаивают, чтобы выступление состоялось. Перед Бываловым стали показывать свои вокальные способности артисты Мелководска. Из-за каждого угла на него то и дело выскакивали танцоры, гармонисты или ложкари, а на площади его оглушил фанфарами оркестр Трубышкина. Даже милиционер (Алексей Долинин), к которому в отчаянии обратился за помощью Бывалов, вместо обычного свиста начал извлекать из своего свистка соловьиные трели. В конце-концов Алексей нашел правильный подход к Бывалову, предложив отправить своих музыкантов под его, Бывалова, «чутким руководством» на пароходе «Севрюга» . Но и Стрелка, не желая уступать первенство Алексею, собрала своих соратников и окольными путями стала пробираться в столицу, чтобы представить песню о Волге (которую она написала сама, но всем сказала, что
Её коллектив идёт, едет и плывёт окольными путями — сначала пешком, потом на плотах, а затем — на старинном, чудом державшемся на плаву парусном судне. Оба судна садятся на мель, по вине лоцмана (Владимир Володин). Тем не менее, парусное судно нагоняет бываловский пароход. В дороге Стрелка, вместе со своими друзьями, разучивала песню о Волге. Руководители ансамблей нечаянно меняются местами, и оба коллектива принимают решение совместно исполнять на олимпиаде песню Стрелки о Волге. Музыканты симфонического оркестра записывают мелодию на именных листках Бывалова. Во время шторма листки улетают. Песня немедленно обретает оглушительную популярность, а Стрелку товарищи обвиняют в плагиате. В Москве Бывалова считают автором песни, однако он вынужден признаться и организовать поиски Дуни, так как все считают, что это она автор песни. На Олимпиаду привозят всех Дунь из Мелководска, все они показывают свои таланты: поют и пляшут, но автора среди них нет. Затем Стрелка признаётся в авторстве песни и получает заслуженную награду
Жанр – комедия Режиссер – Григорий Александров Автор сценария – Григорий Александров, Николай Эрдман В главных ролях - Любовь Орлова, Игорь Ильинский, Андрей Тутышкин, Композитор – Иссак Дунаевский; Мосфильм, 1938 год
Фильм «Весна» Режиссёр Аркадий Громов (роль исполняет Николай Черкасов) для своего будущего фильма решает ближе познакомиться с жизнью учёных — как ему поначалу кажется, «отшельников» , отрёкшихся от всего земного, — и с этой целью приходит в Институт Солнца. Актриса Вера Шатрова, как близнец, похожа на прототип своей героини, учёной Института, Ирины Никитиной (обе роли играет Любовь Орлова). Благодаря удивительному сходству Никитина и Шатрова постоянно оказываются в самых невероятных
Жанр – комедия Режиссер – Григорий Александров Автор сценария - Григорий Александров Морис Слободской Александр Раскин В главных ролях – Любовь Орлова, Николай Черкасов (играл Ивана Грозного) Композитор – Исаак Дунаевский Мосфильм, 1947 год
Фаина Георгиевна Раневская (1896 – 1984) Одна из величайших актрис 20 века. «Королева второго плана»
Фильмография 1934 — Пышка — госпожа Луазо 1937 — Дума про казака Голоту — попадья 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного 1939 — Подкидыш — Ляля 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии 1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома 1941 — Мечта — Роза Скороход 1941 — Как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша 1943 — Новые похождения Швейка ( «Солдатская сказка» ) — тётушка Адель 1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца» ) — Софья Ивановна, директор музея
1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины 1945 — Слон и верёвочка — бабушка 1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка 1947 — Золушка — мачеха 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская 1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина 1963 — Так и будет (телеспектакль) 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, «королева Марго» , спекулянтка 1965 — Первый посетитель — старая дама 1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Бранд, директор цирка
Художественный фильм «Подкидыш» Мать в своё отсутствие просит присмотреть за пятилетней Наташей её старшего брата, но тот, занятый пионерским поручением, не замечает, что девочка ушла из квартиры. Непоседливая девочка знакомится с детсадовскими детьми и приходит в детский сад за ними, но, пока заведующая звонит вмилицию, уходит гулять снова. Затем оказывается рядом с квартирами холостого геолога и пожилой дамы — зубного врача, которые проявляют искреннее участие к девочке, и геолог даже хочет её удочерить, но Наташа снова уходит, пока тот препирается с соседкой по поводу методов воспитания. Далее девочка выскакивает на проезжую часть, погнавшись за кошкой. Ей бежит на помощь школьный товарищ её брата, девочка Нина, которая хочет отвести её в милицию, но инициативу перехватывает семейная пара — Ляля и Муля. Ляля, властная женщина мещанского толка, очарованная прелестным ребенком, решает оставить девочку себе, и Муля, привыкший быть «под каблуком» у жены, не может отговорить её от такого серьёзного шага. Тем временем брат Наташи, обнаружив её отсутствие, мечется по улицам Москвы в поисках. В конце концов девочка нашлась, а люди, которые познакомились с ней, впоследствии будут с радостью вспоминать доставленные ею счастливые хлопоты.
Жанр комедия Режиссёр Татьяна Лукашевич Автор сценария В главных ролях Рина Зелёная, Агния Барто Ростислав Плятт Рина Зелёная Фаина Раневская Вероника Лебедева Оператор Семён Шейнин Композитор Николай Крюков Кинокомпания Мосфильм Длительность 68 мин Страна СССР Язык Русский Год 1939
Кадр из фильма. Ляля (Ф. Раневская), Муля (П. Репнин) и Наташа (В. Лебедева) на улице Горького.
«Золушка» Жанр Фильм-сказка Режиссёр Надежда Кошеверова Михаил Шапиро Автор Евгений Шварц сценария В главных Янина Жеймо ролях Василий Меркурьев Фаина Раневская Эраст Гарин Алексей Консовский Оператор Евгений Шапиро Композитор Антонио Спадавеккиа Кинокомпания Киностудия «Ленфильм» Длительность 84 мин. Страна СССР Язык Русский Год 1947
Художественный фильм «Свадьба» Фильм, созданный по одноимённому водевилю А. П. Чехова, рассказам "Свадьба с генералом", "Перед свадьбой", роману в 2 -х частях "Брак по расчету", сценке "Жених и папенька", является язвительной сатирой на обывательские нравы мещан дореволюционной России. Мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Даша, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов (Эраст Гарин), ежедневно обедавший у них и зарекомендовавший себя женихом, жениться вовсе не собирается. С большим трудом удалось отцу Дашеньки уговорить амбициозного жениха сделать предложение. Жених согласился, поставив условием обязательное присутствие на свадьбе генерала.
И вот, наконец, свадьба. В торжественный момент прибыл главный гость — генерал. Скандал разгорелся в самый пик веселья, когда выяснилось, что генерал — вовсе не генерал, а всего лишь капитан второго ранга (подполковник). Свадьба расстроилась. Благодаря замечательной режиссуре и великолепной игре блистательных актёров в несложном сюжете картины подчас начинают звучать поистине трагические нотки.
Жанр комедия Режиссёр Исидор Анненский Автор Исидор Анненский сценария В главных Эраст Гарин ролях Зоя Фёдорова Алексей Грибов Фаина Раневская Оператор Юрий Екельчик Композитор Валерий Желобинский Кинокомпания Тбилисская киностудия Длительность 64 минуты Страна СССР Язык русский язык Год 1944
Николай Афанасьевич Крючков Народный артист СССР (1965) Герой Социалистического Труда (1980) Лауреат Государственной премии СССР (1941 - за исполнение роли Клима Ярко в фильме "Трактористы") Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за актерскую работу" (1973) Лауреат премии "НИКА" в номинации "Честь и достоинство" (1990)
Художественный фильм «Трактористы» Жанр мелодрама комедия Режиссёр Иван Пырьев Автор Евгений Помещиков сценария В главных Марина Ладынина ролях Николай Крючков Борис Андреев Пётр Алейников Оператор Александр Гальперин Борис Арецкий Композитор Дмитрий Покрасс Даниил Покрасс Кинокомпания «Мосфильм» Длительность 88 мин. Страна СССР Язык русский язык Год 1939
Художественный фильм «Свинарка и пастух» Свинарку Глашу и конюха Кузьму из колхоза в Вологодской области посылают на сельскохозяйственную выставку в Москву. Кузьма пользуется успехом у девушек, ухаживает за Глашей, но недалёк, и думает только о московских магазинах. Глаша по наказу бабушки старательно изучает опыт других свиноводов. Случайно на выставке она встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула, и они полюбили друга. Они договариваются снова встретиться на ВСХВ через год. По возвращении в колхоз Глаша добивается постройки нового свинарника, ухаживает за свиньями, изобретает кормилку для поросят. Кузьма только ходит по деревне с гармонью и надоедает Глаше. Мусаиб с собакой вступает в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары. Мусаиб шлёт письма Глаше. Но никто не может их прочитать. Кузьма вызывается помочь и даёт Глаше фальшивку, в которой написал, что Мусаиб женился. Кузьма утешает несчастную Глашу. Их свадьба назначена на Петров день. На ВСХВ Мусаиб узнаёт о свадьбе Глаши и едет в её село. Он успевает приехать перед началом свадьбы и объясняется с Глашей. Та с позором прогоняет Кузьму.
Жанр Режиссёр Автор сценария В главных ролях Оператор Композитор Кинокомпания Длительность Страна Язык Год комедия Иван Пырьев Виктор Гусев Марина Ладынина Владимир Зельдин Валентин Павлов Тихон Хренников Мосфильм 88 мин СССР русский язык 1941
Художественный фильм «Женитьба Бальзаминова» Советский художественный фильм 1964 года, снятый по мотивам трилогии А. Н. Островского «Праздничный сон до обеда» , «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» , «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдёшь, то и найдёшь)» .
Действие фильма происходит в Москве, в XIX веке. Мелкий чиновник Миша Бальзаминов (Георгий Вицин) и его маменька (Людмила Шагалова) мечтают о браке по расчёту. Бальзаминов с утра пораньше старается разгадать смысл сна, обещающего скорую женитьбу, и решает, что сон вещий. Появляется сваха (Лидия Смирнова) с сообщением о подходящей невесте. Собираясь в гости к Ничкиным, Миша мечтает о том, как потратитьприданое. Бальзаминов с маменькой идут пешком через всю Москву. По дороге мать, желая представить сына в выгодном свете, учит его «французским» словам: «променаж» , «гольтепа» , «ассаже» .
В ожидании гостей подруга Устенька (Людмила Гурченко) наставляет Капочку Ничкину (Жанна Прохоренко) быть посмелее с женихом. Но сватовство кончается неудачей — Бальзаминовых выставляет из дому дядя невесты (Николай Крючков), не разрешающий сестре (матери невесты) (Тамара Носова) транжирить капитал «на голодранцев» . После неудачи Бальзаминов пытается приударить за двумя богатыми женщинами сразу. Он становится объектом насмешки молодой и разбитной (Надежда Румянцева) и в конце концов женится на второй — властной купчихе, обладательнице огромного состояния (Нонна Мордюкова)
Жанр комедия Режиссёр Константин Воинов Автор Александр Островский сценария Константин Воинов В главных Георгий Вицин ролях Людмила Шагалова Лидия Смирнова Нонна Мордюкова Оператор Георгий Куприянов Композитор Борис Чайковский Кинокомпания Мосфильм Длительность 85 мин Страна СССР Язык Русский Год 1964
Выд.деят.рос.кино.3..pptx