Введение_в_ислам5.pptx
- Количество слайдов: 15
Введение в ислам Лекция 5 Шариат – мусульманский Закон Ярлыкапов А. А. , г. Москва
Что такое шариат? • Шари’ат (прямой, правильный путь, закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных) – комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нарвственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Что такое шариат? • Шариат – божественное законодательство для мусульманской общины • Шариат – идеальная и универсальная нормативно-догматическая система – Регламентирует религиозную догматику – Нормы отношения человека к Богу – Этику – Социальные отношения
Человеческие действия • Пятеричная система классификации человеческих действий: – Фард и ваджиб – обязательные действия, их совершение вознаграждается, а несовершение – наказывается • Фард ал-айн – личная обязанность, для всех без исключения однозначно вмененная • Фард ал-кифайа – дополнительная (неисполнение может быть извинено обстоятельствами) – Мандуб – рекомендованное действие, за него полагается награда, но несовершение не наказывается – Мубах – дозволенное действие или безразличное действие – Макрух – предосудительное, но не наказуемое действие – Харам – запрещенное и наказуемое действие Безусловная взаимозависимость намерения (ниййа) и действия
Фикх • Фикх (ал-фикх) – «глубокое понимание, знание) – Фикх-юриспруденция – исламская доктрина о правилах поведения мусульман – Фикх-право – исламский комплекс социальных норм • 2 школы – Иракская – школа «сторонников самостоятельного суждения» (асхаб ар-ра’й) – Мединская – школа сторонников предания (асхаб ал-хадис)
Основатели четырех суннитских богословскоправовых толков (мазхабов) • Малик ибн Анас (713 -795) – яркий представитель второй школы, основатель маликитского мазхаба. Автор сборника «Муватта» ( «Чистая тропа» ) – одна из ранних попыток кодификации суннитского правоверия. • Источники для Малика ибн Анаса: Коран и сунна как основные + иджма’ (согласное мнение ученых Медины по каждому вопросу) + ра’й (индивидуальное толкование, если оно не нарушает общественное благо)
Основатели четырех суннитских богословскоправовых толков (мазхабов) • Ну’ман б. Сабит Абу Ханифа (ал-Имам ал- А’зам) (699 -767) – яркий представитель первой школы, основатель ханафитского мазхаба • Для его правовой системы характерно преобладание принципа ра’й и кийас (суждение по аналогии), исправленный по методу истихсана (применяется, когда на основании опыта выясняется, что формально правильное решение по аналогии нецелесообразно или наносит вред)
Основатели четырех суннитских богословскоправовых толков (мазхабов) • Мухаммад б. Идрис аш-Шафи’и (767 -820), основатель шафиитского мазхаба. Для него основными источниками были Коран и сунна, иджма’ принималась не как самостоятельный источник, а лишь как дополнение к Корану и сунне. • Он отрицает такие методы как ра’й и истихсан. • Кийас применяется лишь в крайнем случае, если о казусе нет сведений ни в Коране, ни в сунне, ни в иджме.
Основатели четырех суннитских богословскоправовых толков (мазхабов) • Ахмад б. Ханбал (780 -855) – традиционалист, основатель ханбалитского мазхаба. • Источники права – только Коран и сунна. • Признавал иджма’ только мединских ученых первых трех поколений. Категорический противник бида’. • Допускал ра’й лишь в случае крайней необходимости, когда все остальные методы испробованы и не привели к решению.
Богословско-правовые толки, признанные в качестве «правоверных» • Четыре суннитских толка: – – Ханафитский Шафиитский Маликитский Ханбалитский • Один шиитский толк: – Джафаритский (имамитский), преобладает в Иране • Другие шиитские толки не признаны, и в Мекке не имеют места для своего имама • Все эти толки окончательно оформились после того, как в середине X в. был достигнут молчаливый консенсус о том, что «врата иджтихада» (т. е. разработки новых методов решения богословско-правовых вопросов) закрылись. К этому консенсусу не присоединились шиитские богословы, но мазхабы сложились и у них, новых не появляется несмотря на наличие ученых-муджтахидов • Таклид – необходимость для каждого правоведа (факиха) следовать учению определенного богословско-правового толка (мазхаба)
Иджтихад • Ал-иджтихад (усердствование, большое старание) – деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословскоправового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.
Условия иджтихада • Знание арабского языка со всеми лексическими и грамматическими тонкостями • Знание Корана наизусть, умение его толковать как грамматически, так и по смыслу, знание обстоятельств появления сур и аятов • Знание сунны и комментариев к ней (наизусть надо знать не менее 3 тысяч хадисов) • Знание обстоятельств сложения иджма’ и расхождений по главным вопросам фикха • Владение методикой интерпретации избираемых правовых материалов • Ясное понимание задачи • Здравая оценка полученных выводов • Убежденность в вере и преданность ей
Иерархия муджтахидов Муджтахид мутлак Абсолютно составляет свое личное мнение-иджтихад Установили усул ал-фикх (корни фикха)
Иерархия муджтахидов Муджтахид мазхаба Составляет свое мнение на основании системы, созданной муджтахидом-мутлак Устанавливает фуру’ ал-фикх ( «разветвления» фикха)
Иерархия муджтахидов Муфтий Действует исключительно в рамках конкретного мазхаба Выдает юридические заключения по конкретным вопросам – фатвы (или фетвы)