Скачать презентацию ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ Доктор искусствоведения Профессор кафедры художественного Скачать презентацию ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ Доктор искусствоведения Профессор кафедры художественного

1 лекция.ppt

  • Количество слайдов: 19

ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ Доктор искусствоведения Профессор кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ Доктор искусствоведения Профессор кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А. И. Герцена Елена Константиновна Блинова

Лекция 1 Искусствознание как наука. Цели дисциплины «Введение в искусствознание» . Дисциплинарное поле Лекция 1 Искусствознание как наука. Цели дисциплины «Введение в искусствознание» . Дисциплинарное поле

Раздел 1. Искусствознание как наука. искусствознание | искусствоведение греч. gnosis — Раздел 1. Искусствознание как наука. искусствознание | искусствоведение греч. gnosis — "знание" — область изучения, осмысления искусства Наименование "искусствоведение", несмотря на тождественность смысла, кажется более казенным, отчасти по причине новейших аллюзий слова "ведать". Искусствознание — обобщающее понятие, поэтому его предмет эклектичен.

Раздел 2. Цели дисциплины «Введение в искусствознание» • дать представление об искусствознании как о Раздел 2. Цели дисциплины «Введение в искусствознание» • дать представление об искусствознании как о комплексе знаний об основных этапах развития искусствоведческой мысли; • дать представление об основных путях развития искусствоведческой мысли и искусствознания как науки; • познакомить с основными методологическими принципами искусствознания, историей их становления и характером их изложения; • дать представление о видах искусствоведческой литературы; • дать представление о профессиональной логике; • активизировать аналитическую искусствоведческую деятельность; • сформировать компетенции в области методов и средств искусствоведческой деятельности; • повысить общекультурную компетенцию студентов и усилить педагогический потенциал.

Задачи дисциплины: • подготовить к практике подачи материала не в линейной протяжённости историко-художественных фактов, Задачи дисциплины: • подготовить к практике подачи материала не в линейной протяжённости историко-художественных фактов, а как системы отражения целостного явления, связанного внутри себя множеством значений, фактов художественной жизни (каждый методологический принцип рассматривается в историко-типологическом аспекте от античности до наших дней); • сформировать представления о теоретической, историко-художественной и технологической сферах истории искусств; • дать представление о работе искусствоведа с произведениями искусства – подлинниками и артефактами; • познакомить с закономерностями развития видов и жанров изобразительного искусства; • развить чувство исторической конкретности при интерпретации художественного материала; • познакомить с источниковедческим аспектом искусствознания; • привить навыки работы с памятниками искусствоведческой мысли;

Задачи дисциплины (продолжение): • дать представление о продуктах информационных технологий в области искусствознания (электронных Задачи дисциплины (продолжение): • дать представление о продуктах информационных технологий в области искусствознания (электронных библиотеках, электронных журналах и т. п. ); • дать представление об основных понятиях, закономерностях и методах, связанных с процессами поиска, хранения, обработки и представления информации с ориентацией на решение профессионально ориентированных задач; • мотивировать проектный характер деятельности; • дать представление о системах, продуктах и сервисах ИТ для решения учебных задач в данной предметной области; • помочь овладеть современными коммуникационными технологиями в контексте решения учебных и социально-личностных задач; • способствовать профессиональной ориентации в библиографических источниках; • инициировать самообразовательную деятельность в области искусствознания; • расширить диапазон профессиональных возможностей.

Виды текущей и итоговой аттестации аудиторной и внеаудиторной работы: 1. 2. 3. 4. Конспект Виды текущей и итоговой аттестации аудиторной и внеаудиторной работы: 1. 2. 3. 4. Конспект лекций Выполнение одного из заданий (см. ниже) Реферативный обзор литературы по избранной теме (0, 2 п. л. ) Составление словаря терминов (можно представить в виде аннотаций на полях тетради конспектов) 5. Картотека общих, частных и авторских методов искусствознания (персоналии) 6. Создание дендрографика развития методов и приёмов искусствоведческой мысли (персоналии) 7. Составление рубрицированной базы данных электронных ресурсов по изучаемым аспектам, проблемам и вопросам (представить в электронном и распечатанном виде)

Задания на основе ИТ • Анализ современной литературы по теории и истории искусствознания • Задания на основе ИТ • Анализ современной литературы по теории и истории искусствознания • Презентации просветительских проектов с привлечением мультимедийных средств • Подготовка дизайн-проектов по представлению иллюстрированной истории искусствоведческой мысли • Разработка ролевой игры, имитирующей формы дисциплинарной дискуссии • Разработка фрагмента лекций

Правила оформления страницы печатного текста 1 печатный лист – 1 п. л. (16 стр. Правила оформления страницы печатного текста 1 печатный лист – 1 п. л. (16 стр. ) 1 авторский лист – 1 а. л. (22 стр. ) Поля: слева 3, справа 1, 5, вверху 2, внизу 2 Шрифт Times New Roman 14 кегль Выравнивание – по ширине Среднее значение: 1800 знаков с пробелами на странице Проверить: опция «статистика»

Примерные темы фрагментов лекций 1. Исторические принципы описания, толкования и атрибуции памятников изобразительного искусства Примерные темы фрагментов лекций 1. Исторические принципы описания, толкования и атрибуции памятников изобразительного искусства 2. Исторические типы понятия «стиль» и противоречия на путях развития метода стилистического анализа 3. История западноевропейской искусствоведческой мысли: основные пути развития 4. Искусствознание и археология 5. Становление отечественной школы искусствознания 6. Современное состояние отечественной школы искусствознания 7. Историко-художественный метод в трудах российских искусствоведов 8. История формирования принципов архитектуроведения 9. Биографический метод изучения художественного творчества 10. Методы социального анализа истории искусств

Примерные темы фрагментов лекций 11. Понятие «художественная форма» в искусствознании 12. Понятие «художественный образ» Примерные темы фрагментов лекций 11. Понятие «художественная форма» в искусствознании 12. Понятие «художественный образ» в искусствознании 13. Специфика мифологического и религиозного восприятия искусства и архитектуры 14. Проблемы соотношения эстетического и художественного в искусствознании 15. Проблема «герменевтического кольца» в искусствознании 16. Анализ «репрезентаций значений» в визуальных искусствах 17. Анализ методов перспективных построений в искусствознании 18. Материалы, техники и технологии в изобразительном искусстве и архитектуре и их связь с художественно-образными значениями 19. Историко-психологический метод В. Дильтея 20. Структурно-семантический анализ М. Шапиро 21. Движение от структурализма к постструктурализму в трудах У. Эко 22. Психоанализ и его влияние на неоиконологию 23. Основные проблемы педагогики искусств, в том числе музейной педагогики 24. Основные проблемы современного музейного дела

Рекомендуемая литература: Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М: Изобразительное искусство, Рекомендуемая литература: Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М: Изобразительное искусство, 1985. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие – М: Учебная литература, 1998. Ильина Т. В. Введение в искусствознание. – М. : Издательство: АСТ, 2003. История европейского искусствознания от античности до конца ХУШ века. М. , 1963. История европейского искусствознания первой половины Х 1 Х века. – М. , 1965. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века – начало XX века. – в 2 -х кн. – М. : Наука, 1969.

Раздел 3. Дисциплинарное поле Философия искусства Теория искусства История искусств Интерпретация произведения: описание и Раздел 3. Дисциплинарное поле Философия искусства Теория искусства История искусств Интерпретация произведения: описание и анализ произведения, исследование образных закономерностей Дисциплинарный подход Междисциплинарный подход Метадисциплинарный подход

Дисциплинарный подход Междисциплинарный подход Метадисциплинарный (мультидисциплинарный) подход При анализе образного строя произведений изобразительного искусства Дисциплинарный подход Междисциплинарный подход Метадисциплинарный (мультидисциплинарный) подход При анализе образного строя произведений изобразительного искусства и архитектуры искусствоведение ведущим является дисциплинарный подход. Исследовательские процедуры построены на собственных дисциплинарных законах и на комплексе дисциплинарных методов. Но они должны быть соотнесены с другими гуманитарными и естественнонаучными знаниями. Междисциплинарный подход основан на привлечении принципов и методов других наук: эстетики, теории коммуникации при исследовании условий передачи смыслов, методов литературоведения и музыковедения при исследовании последовательности репрезентаций – типов взаимодействия «текстов» ; психологии, психофизиологии и психофизики при исследовании процессов восприятия; геометрии при изучении передачи пространственных построений на плоскости. Метадисциплинарный подход основан на методах, являющихся общими для ряда наук. Эти методы разработаны в таких науках, как психосемантика, семиотика, статистика и теория построения искусственных интеллектуальных систем.

Искусство На ранних этапах развития искусствознания Что это такое? На современном этапе развития искусствознания Искусство На ранних этапах развития искусствознания Что это такое? На современном этапе развития искусствознания Когда искусство? Современное и несовременное искусство, художество художественная деятельность творчество, в том числе, и детское творчество предмет художественной деятельности самоидентификация познание потребность

Искусство (ст. -слав, искоуси ти от куси ть, праслав. kusiti из готск. kausjan) — Искусство (ст. -слав, искоуси ти от куси ть, праслав. kusiti из готск. kausjan) — опытные знания, навыки и умения; то, что делается мастерски, искусно (от искус — опыт, проба; искушение — испытание) Kunst — искусство Кунсткамера Кунштюк, (Kunststück) (разг. , фам. ) – ловкий прием, фокус, забавная проделка. перйтия (греч. peritia — «опыт, искусность, сведущность» ; лат. homo peritus — «опытный, сведущий человек» ). Отсюда peritechnesis — «особенное искусство, хитроумие» (греч. peri — «вокруг» , techne — «искусство» ) латинский эквивалент: experimentum (проба, опыт, наглядный довод, основанное на опытах доказательство) практика,

Стелман Мансур. «Столкновение» Микеланджело Буонаротти. Сотворение Адама Стелман Мансур. «Столкновение» Микеланджело Буонаротти. Сотворение Адама