Введение в гуманитарные науки Религия 2.pptx.pptx
- Количество слайдов: 28
Введение в гуманитарные науки. Религия.
Космоцентрические религии обычно определяются как восстановление или налаживание связи с Богом, космическим центром, средоточием Вселенной.
Космоцентрические религии Например, христианство, основанное на идее о том, что Адам своим грехопадением порвал связь с Богом, испытывает в лице народившегося от Бога человечества вину перед Творцом и пытается восстановить с Ним духовную близость. Второй Адам Иисус Христос искупил первородный грех, и теперь все христиане, родившиеся к новой жизни через крещение водой и Святым Духом, находятся в духовной связи с Богом. Иисус выводит Адама из ада
Религия как изменяющаяся связь религия во всех ее общих вариантах обычно понимается как изменяющаяся духовная связь (с абсолютным Я, родовым человеком, Богом). При этом в каждой конкретной религии возможно свое понимание этой связи: а) эта связь могла быть изначально непосредственной, но затем оборвалась, и ее восстанавливают; б) эту связь еще предстоит установить вначале опосредованно, а потом, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную; в) эту связь требуется воспроизводить как в разные периоды жизни одного и того же индивида, так и в череде поколений людей; г) в определенную религию будет постепенно вовлекаться все больше людей, и она станет всеохватывающей.
Религия как изменяющаяся связь Религия, как и другие формы общественного и индивидуального сознания, вносит собственный духовный вклад в противоречивый процесс объединения индивидов, малых и больших социальных групп. Она так или иначе способствует восполнению вредных для единства общества последствий разделения труда и классового расслоения, хотя далеко не всегда успешно справляется с этой задачей. Ни одна форма общественного сознания не в силах существовать в культуре вне взаимодействия с другими формами и без опоры на них. Каждая из них лишь отдельная грань духовной и душевной жизни людей. Но это такая грань, утеря которой влечет за собой угасание социальной целостности и жизнеспособности общества.
Основной вопрос религии Религия сопряжена с ответами на вопросы: 1. Существует ли сверхчувственная реальность, которой подчиняется весь видимый порядок вещей, и чего больше в мире открытого нам или сокровенного? 2. Если сверхчувственная реальность имеет объективное существование, то как мы, телесно принадлежащие к чувственно воспринимаемому миру, можем знать о ней? 3. Открывается ли нам сверхчувственный мир в знамениях обычных вещей, воплощается ли в избранном человеке, его поведении и словах или дается нам в форме умопостигаемых, но незримых законов природы и общества?
Основной вопрос религии Философски сформулированная выше триада проблем восходит к основному вопросу религии о взаимосвязи человека и абсолюта. Каждая религия дает абсолюту разные имена: Бог, Центральная Энергия, Сверхчеловек, Родовое Я, абсолютное Я в моем я, Солнце, Огонь и т. д. Категория абсолюта предельно обобщает архетипические представления космоцентрических, социоцентрических и эгоцентрических религий.
Основной вопрос религии Поэтому основной вопрос религии вообще, поставленный в самой абстрактной форме, имеет следующие три взаимосвязанных аспекта: 1) существует ли абсолют? 2) как его можно познать? 3) как к нему практически относиться? Характер конкретной религиозной связи существенно зависит от особенностей решения этого основного вопроса. Из этого же вопроса можно философски вывести все принципиальные варианты религиозной рациональности.
Некоторые определения религии религия - это особое чувство зависимости человека от бесконечного Фридрих Шлейермахер
Некоторые определения религии символика первобытных мифов о природе Макс Мюллер
Некоторые определения религии вера в невидимые духовные существа Эдвард Тайлор
Некоторые определения религии Олицетворение и умилоствливание тех природных сил, перед которыми люди беспомощны Джеймс Фрезер
Некоторые определения религии фантастическое отражение в форме неземных сил таких внешних обстоятельств, которые господствуют над человеком Фридрих Энгельс
Некоторые определения религии чувство священного Дж. Хаксли
Некоторые определения религии универсальный невроз навязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха Зигмунд Фрейд
Некоторые определения религии ритуальная культивация социально принятых ценностей Д. Фишер Вера в судьбу Д. Б. Пратт
Некоторые определения религии Система истин, способная переделать характер признающего ее человека А. Уайтхед
Некоторые определения религии Стремление во что бы то ни стало отстоять всеобщую ценность какого-либо идеала Джон Дьюи
Определение религии Автор каждой из этих дефиниций обобщил факты, интуитивно относимые им к области религиозных явлений. Нет достаточных логических оснований (если не принимать во внимание идеологические соображения) отбрасывать любую из них как ошибочную. Но, вероятно, реальная противоречивая сущность религии не сводится ни к одной из них. Сущность как совокупность внутренних возможностей и отношений исключительно подвижна; любой из ее компонентов может стать решающим на том или ином этапе своего овеществления. Взятые вместе в изменяющихся пропорциях и взаимопереходах, они относятся к определенному порядку сущности религии.
Определение религии Сущность религии было бы неправильно оценивать как нечто противопоказанное человеческому прогрессу или как безусловно полезное. До недавнего времени советский научный атеизм, по крайней мере официально и от лица диалектики, изображал религию как порождение рабского отчуждения, принуждения, страха, невежества, бессилия, пустой фантазии человека, противопоставляя религию культуре, разуму, науке, истине. Ныне богоборцев поубавилось, и в моду вошли прямо противоположные, но не менее экстравагантные по смыслу оценки значимости религии.
Определение религии На некоторых исторических этапах развития человечества в самом деле прослеживаются те враждебные общественному прогрессу черты религии, которые фиксирует и в то же время преувеличивает научный атеизм. Но в целом сущность религии к этим чертам не сводится. Религия, скорее, есть преодоление принудительного социального отчуждения, нежели продукт такого отчуждения. Анализ мировой религиоведческой литературы приводит к выводу, что религиозная духовность (с ее неосознаваемыми, эмоциональными, чувственнообразными, веровательными, рациональными и волевыми моментами) нацелена на сближение верующих, на притяжение единоверцев друг к другу и их священному объекту.
Определение религии В этом смысле она более походит на личную и коллективную любовь. Бог есть любовь не случайно это выражение распространено среди верующих. Л. Фейербах даже пытался рассмотреть в любви безусловное творящее начало: Любовь есть Бог. Правда, религиозная любовь к сакральному объекту прежде всего распространяется на единоверцев (или на абсолют внутри я), но в отношении инакомыслящих она, бывает, оборачивается отталкиванием. В борьбе с иноверцами верующие черпают немало энергии для поддержания своей любви к абсолюту и к своей церкви. Любовь, как известно, амбивалентна и способна переходить в ненависть, когда обожествляемый объект не отвечает взаимностью и не оправдывает возлагаемых на него надежд. Взаимопереходы любви, веры и надежды в отношении священных предметов характеризуют динамику религиозной душевности и духовности.
Интегральное определение религии Возможна ли такая обобщающая формула, которая бы не только теоретически объясняла потребность в многообразии определений религии, но также вскрывала потаенный смысл каждой частной дефиниции в отдельности? Русский философ Владимир Сергеевич Соловьев хорошо обосновал в своих произведениях искомую интегральную формулировку религии.
Интегральное определение религии Владимир Сергеевич Соловьев Религия, говоря вообще и отвлеченно, пишет Соловьев, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего, Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом (Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве//Соч. : В 2 т. Т. 2 М. , 1989. С. 5). Безусловное начало всего существующего философы именуют по-латински absolutus; говоря иными словами, религия это связь человека и мира с абсолютом. Эта формулировка удивительно универсальна, годится для описания всех типов религии космоцентрических, социоцентрических и эгоцентрических.
Категория «Абсолют» Абсолют (от лат. аbsolutus безусловный, неограниченный; absolutum свободный, непривязанный, сам себе создающий место) одна из предельно общих категорий, обозначающих всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Абсолют мыслится как творческое первоначало всего сущего и противоположен всякому обусловленному существованию.
Категория «Абсолют» В философский оборот термин абсолют был введен в конце ХVIII в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби как синоним пантеистически трактуемой Спинозой природы (безличностного Бога). Некоторые исследователи полагают, что термин абсолют был введен в философию в XV в. Н. Кузанским. Благодаря философским системам Шеллинга и Гегеля, этот термин превратился в самостоятельную категорию, которая обобщила такие всеобщие понятия, как единое, апейрон, нус, логос, дао, всё, субстанция, универсальный субстрат, неизмеримое, непознаваемое, бездна бытия, совершенство, максимум и минимум. Близки по смыслу к понятию абсолюта и древние идеи о пратхи, Ци, брахме, пустоте, порядке, морфе.
Смыслы абсолютного Можно выявить по меньшей мере семь религиозных образов абсолюта, распространенных в космоцентрических религиях: 1. Бог как личность (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, теистические традиции в индуизме). 2. Неперсонифицированное трансцендентное Бытие как абсолютный исток всякого существования (Брахман в некоторых течениях индуизма, Дао в китайской традиции, Единый Без Атрибутов у сикхов, Татхагата в махаяне). 3. Абсолют, внутренне присущий каждому человеку (вечный Атман у индуистов, Просвещенный Разум в буддизме, вездесущий Святой Дух в христианстве). 4. Абсолютная Цель (нирвана в буддизме, Параматман, то есть чистая душа, в религии джайнизма). 5. Райский Сонм Богов, достигающих единой цели (ками в шинтоизме, даосские божества, вакан в мифах сиу и духи индейских религий). 6. Абсолют, воздвигнутый на основании откровения родоначальника той или иной религии (Дхармакайя образ вечного космического Будды, предвечный космический Христос на небесном троне). 7. Абсолют как вечный закон (Дхарма или Рита в индуизме, Дао в даосизме, Дхамма в буддизме, Слово. Логос в христианстве, Тора в иудаизме).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!