Введение в гуманитарные науки Идея общества.pptx
- Количество слайдов: 18
Введение в гуманитарные науки ЛЕКТОР: ЛИБАКОВА Н. М. КАНД. ФИЛОС. Н, СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФ. КУЛЬТУРОЛОГИИ
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА Темы обсуждения: - Человеческая природа - сходства и различия между человеческой и физической природами - Соотношение «дикого» и «цивилизованного» Центральный вопрос: Является ли общество естественным состоянием человека?
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА Центральный вопрос: Является ли общество естественным состоянием человека? 1) человек по природе асоциален и поэтому нуждается в общественном порядке. 2) Человек по природе своей социален.
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА Новый контекст рассмотрения социальности человека: рассуждения о человеческой природе и социальных делах сделались более мирскими, более связанными с надеждами на социальный прогресс и политическую свободу, с ценностями этого, а не царства Бога.
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА НЕТ понятия «общество» , нет науки, занимающейся изучением социальности человека. ЕСТЬ дискуссии об обществе, о социальности человека, есть язык для описания данной проблематики, появляются термины для анализа социального мира, в частности, есть описания «хорошего общества» , «торгового общества» .
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА Концептуализация и эмпирическое очерчивание общества как особого объекта, требующего изучения в соответствующих ему терминах. Период от выхода «О духе законов» (De l'esprit des lois) Шарля Монтескьё (1748) до «Правила социологического метода» (Les regles de la methode sociologique) Эмиля Дюркгейма (1895) У французов societe обозначало либо светский monde (мир), либо добровольное объединение людей. У англоязычных авторов: «гражданское общество» и «общество» , подразумевается «хорошее общество» (т. е. образованную элиту, а не народ) НО! Еще НЕТ общего абстрактного понятия общества, объединяющего в себе политическое, экономическое и прочие измерения.
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА Общество становится предметом обсуждения не только теологов, юристов, но философов и литераторов, стремящихся к точности в истолковании человеческих сообществ.
ОГЮСТ КОНТ (19 января 1798 — 5 сентября 1857) — французский философ. Основатель социологии как самостоятельной науки.
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА К концу XIX в. «общество» обозначало единство, к которому люди принадлежали просто по определению (а не по случайности, не в силу их выбора). Решающим для возникновения социологии как дисциплины было формирование общества как особого объекта познания - объекта, требующего понимания в его собственных терминах, не в качестве биологического, правового, политического или теологического сущего. Общество понимается как символическая репрезентация коллективного человеческого существования, как существенная область человеческой практики.
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА Социальное противопоставлялось государственному. Идея индивидуальных интересов, индивидов с их конкретными мотивами, объединяющихся для активности в политической и экономической сферах. Индивиды, действующие в своих собственных интересах - социальные группы, институты и социальная активность, независимая от государства или религии. В Западной Европе категория общества получила свое место где-то между индивидом и государством. Общество как пространство, где примиряются индивидуальные и коллективные интересы.
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА мыслители стремились усилить социальные связи. Их представления об обществе как возможном объекте познания были нормативными, сформулированными в свете надежд относительно общества будущего не было четкой дифференциации литературных, психологических и социальных идей. авторы предлагали читателям модели и жизненные идеалы, чтобы сами читатели формировали свою жизнь в свете того, что было ими прочитано Социальная наука обретает отчетливые очертания только вместе с развитием экспертизы, сбора, статистического анализа и представления данных как средства внесения регулярности и порядка в общественную жизнь.
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА Моральный проект Просвещения - осуществление прогресса посредством науки о человеке - содержал в себе противоречие: Сосуществование социальных законов и свободы и достоинства индивида - и отрицание, и утверждение индивидуальной свободы действия.
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА Иммануил Кант: наука с ее детерминизмом и личная свобода представляют собой два модуса понимания одной и той же единичной реальности, которая сама по себе непознаваема. Романтики XIX века: человеческая свобода и ценность заключены в самой природе. Философы XX в. : проблема отношения между дескрипцией и моральным суждением, т. е. между фактами и ценностями. Каково место человеческого суждения в мире природных законов, когда это суждение претендует на то, что способно направлять природные законы к той или иной цели, скажем, использовать знание об обществе для осуществления реформы или революции?
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА Жизнь вне общества подобна химической сепарации: она отделяет то, что принадлежит обществу, от того, что относится к природе. Рассуждения относительно границы между дикостью и цивилизованностью, о границе между зверем и человеком.
Карл фон Линней (1707 -1778)
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА Классификация Карла Линнея: Ноmо ferus (зверообразный или дикий человек) Ноmо sylvestris (человек деревьев - к таковым он относил сегодняшнего шимпанзе) Ноmо caudatus (человек хвостатый - категория отчасти мифическая, отчасти же созданная для включения в нее всяческих врожденных уродств).
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА История о «диких людях» как подтверждение значимости общества для индивида, а также понимание речи как способности индивидуальной человеческой природы, делающей возможным общество. … «Чтобы понять, чего хочет природа, нам нужно делать зарисовки у колыбели, ибо в детях природа действует с величайшей свободой. . . а потому можно сказать, что они суть зеркала природы» . Использование не европейцев как «зеркала природы» распространенный метод познания самих себя. Не европеец представлял природу, европеец- культуру.
Введение в гуманитарные науки Идея общества.pptx