Скачать презентацию Введение в гносеологию 1 Познаваем ли мир 2 Скачать презентацию Введение в гносеологию 1 Познаваем ли мир 2

ГНОСЕОЛОГИЯ.pptx

  • Количество слайдов: 47

Введение в гносеологию 1. Познаваем ли мир? 2. Как мы познаем? 3. Формы процесса Введение в гносеологию 1. Познаваем ли мир? 2. Как мы познаем? 3. Формы процесса познания. 4. Что такое истина?

 Гносеология (gnosis –знание, logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и Гносеология (gnosis –знание, logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, теория познания как таковая. Познание – духовное освоение действительности, направленное на поиск истины.

 Что такое знание и зачем нужны знания ? Что такое знание и зачем нужны знания ?

 Знания - механизм адаптации к окружающему миру. Знание будет полезным и жизнеспособными только Знания - механизм адаптации к окружающему миру. Знание будет полезным и жизнеспособными только в том случае, когда оно принесет устойчивость в опытный мир, даст возможность делать предсказания, допускать или предотвращать те или иные явления и события. Знания как бы устанавливают контроль над происходящими событиями и помогают субъекту адаптироваться к изменяющимся показателям окружающей среды.

Гносеологический аспект ОВФ Познаваем ли мир? Гностицизм Агностицизм Гносеологический аспект ОВФ Познаваем ли мир? Гностицизм Агностицизм

Агностицизм В 18 веке английский философ Юм считал, что мир непознаваем, поскольку ЧК имеет Агностицизм В 18 веке английский философ Юм считал, что мир непознаваем, поскольку ЧК имеет дело только со своими ощущениями, не может выйти за их границы и поэтому даже не знает точно, существует внешний мир или нет. Давид Юм (1711 — 1776)

Агностицизм Иммануила Канта: Сам ЧК обладает ограниченными познавательными возможностями; Сам окружающий мир непознаваем в Агностицизм Иммануила Канта: Сам ЧК обладает ограниченными познавательными возможностями; Сам окружающий мир непознаваем в принципе: ЧК сможет познавать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе» . Иммануил Кант ( 1724— 1804)

 Антино мия (др. греч. ἀντι- — против и νόμος — закон; противоречие в Антино мия (др. греч. ἀντι- — против и νόμος — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы.

Антиномии Канта Мир конечен — мир бесконечен. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей Антиномии Канта Мир конечен — мир бесконечен. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого. В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность. Существует первопричина мира (Бог) — не существует первопричины мира.

 Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Недостоверное отражение познающим субъектом окружающей Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности, результат познания называется заблуждением. Схема из Канке, С. 199.

 В чем причины заблуждений? В чем причины заблуждений?

Почему люди заблуждаются? Учение Фрэнсиса Бэкона (1561 -1626) об «идолах» : 1. идолы рода Почему люди заблуждаются? Учение Фрэнсиса Бэкона (1561 -1626) об «идолах» : 1. идолы рода – ошибки в познании, обусловенные человеческой прриродой; 2. идолы пещеры – ошибки, обусловленные воспитанием, мировоззрением, привычками человека; 3. идолы площади – ошибки, связанные с употреблением языка; 4. идолы театра – ошибки, обусловленные верой в авторитеты.

 С чего начинается процесс познания? С чего начинается процесс познания?

Виды познания. Чувственное рациональное иррациональное Виды познания. Чувственное рациональное иррациональное

Под чувственным познанием понимают те данные, которые человек получает при помощи органов чувств. Чувственное Под чувственным познанием понимают те данные, которые человек получает при помощи органов чувств. Чувственное познание осуществляет в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов.

Формы чувственного познания Ощущение – это отражение в сознании ЧКа какого -либо свойства воспринимаемого Формы чувственного познания Ощущение – это отражение в сознании ЧКа какого -либо свойства воспринимаемого в данный момент предмета. Восприятие – это отражение в сознании Чка целостного образа предмета непосредственно воспринимаемого в данный момент. Представление – отражение в сознании чка чувственного образа предмета, который в данный момент не воспринимается, но воспринимался ранее. Важнейшую роль в представлении играет память.

Особенности чувственного познания: 1. чувственное познание воспринимает единичные предметы, оно не способно видеть за Особенности чувственного познания: 1. чувственное познание воспринимает единичные предметы, оно не способно видеть за единичным общее, за случайным закономерное; 2. протекает вне языка посредством чувственных образов; 3. не требует специальной активности со стороны человека.

 Философы, которые считают главным в процессе познания чувственное познание называются эмпириками, или сенсуалистами Философы, которые считают главным в процессе познания чувственное познание называются эмпириками, или сенсуалистами (sensus – чувства, ощущения): Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли. Эмпиризм – философ. направление, представители которого считают опыт основой познания. Родоначальник – англ. философ Фрэнсис Бэкон (1561— 1626)

Рациональное мышление. Понятие – это мысль-обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей. Суждение – Рациональное мышление. Понятие – это мысль-обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей. Суждение – это мысль, утверждающая то-либо, либо отрицающая что-либо. Например: Некоторые студенты имеют хорошие оценки по философии; прогульщики не имеют хороших оценок по философии. Умозаключение – это последовательность суждение, в которой последнее суждение выводится из предыдущих. Например: Все люди разумны. Маугли человек. Следовательно. Маугли разумен. Рациональное мышление осуществляется левым полушарием мозга.

 Философы, которые считают главным в процессе познания рациональное познание называются рационалистами: Декарт, Кант, Философы, которые считают главным в процессе познания рациональное познание называются рационалистами: Декарт, Кант, Лебниц. Рационализм – фил. напр. , представители которого считают, что разум – основа познания. Основоположник – Рене Декарт (1596 — 1650)

Особенности рационального познания: 1. отражает реальность в обобщенной форме, видит за единичным общее, за Особенности рационального познания: 1. отражает реальность в обобщенной форме, видит за единичным общее, за случайным закономерное; 2. неразрывно связано с языком, выражается только посредством слов; 3. требует специальных усилий.

 Какова роль интуиции в познании? Какова роль интуиции в познании?

 Иррациональные способы познанию (интуиция, инстинкт, шестое чувство) не подвергались детальному изучению и описанию Иррациональные способы познанию (интуиция, инстинкт, шестое чувство) не подвергались детальному изучению и описанию по двум причинам: 1) очень часто философы считали эти способы недостойными внимания; 2) их очень трудно изучать и описывать. Философы, которые считают главным в процессе познания иррациональное познание называются иррационалистами: Камю, Сартр, Шопенгауэр, Ницше.

 Иррационализм – философское направление, представители которого считают интуицию основой познания. Фридрих Ницше ( Иррационализм – философское направление, представители которого считают интуицию основой познания. Фридрих Ницше ( 1844 — 1900)

 Интуиция — процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы. Интуиция — процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы.

Два подхода к пониманию интуиции: 1) Интуиция — основа познания, она схватывает предмет в Два подхода к пониманию интуиции: 1) Интуиция — основа познания, она схватывает предмет в его сущности и затем человек с помощью логики разрабатывает открытое, дальше, строя на изначальной интуиции развернутое «древо» знаний. 2) Интуиция — как результат долгой внутренней работы ума, в условиях недостатка информации, как «озарение» , на основе накопления внутреннего опыта человека. Такая интуиция носит вспомогательный характер.

 Рене Декарт (родоначальник научного изучения интуиции): интуиция — прямое, непосредственное усмотрение истины, в Рене Декарт (родоначальник научного изучения интуиции): интуиция — прямое, непосредственное усмотрение истины, в отличие от опосредованного рассудочного познания. Полученное интуитивным путем знание сразу предстает как простое, ясное, очевидное, это высший вид интеллектуального познания, когда человек одновременно и мыслит и созерцает.

 Анри Бергсон: интуиция — основной источник всякого знания, самый достоверный путь постижения действительности. Анри Бергсон: интуиция — основной источник всякого знания, самый достоверный путь постижения действительности. Способность видеть целое раньше частей, иметь результат без наличия его логического обоснования. Анри Бергсон ( 1859 — 1941)

 Вывод: в действительности и чувственное, и рациональное, и иррациональное познание неразрывно взаимосвязаны, поэтому Вывод: в действительности и чувственное, и рациональное, и иррациональное познание неразрывно взаимосвязаны, поэтому все названные направления являются односторонним преувеличением той или иной стороны познавательного процесса. Общее направление познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

Формы процесса познания Формы процесса познания

Обыденное познание доставляет элементарные сведения о природе и окружающей действительности, является исходным пластом всякого Обыденное познание доставляет элементарные сведения о природе и окружающей действительности, является исходным пластом всякого познания.

Особенности обыденного познания Включает в себя здравый смысл, приметы, назидания, традиции. Оно хотя и Особенности обыденного познания Включает в себя здравый смысл, приметы, назидания, традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Бесписьменный характер.

Врожденные идеи. понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного Врожденные идеи. понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного постижения. Родоначальником учения о В. И. был Платон. По его мнению, в душе в форме эйдосов заранее содержится то, что становится для нее предметом чувственного опыта, поэтому познание есть ‘припоминание идей’, т. е. обращение к В. И. В рационалистской философии 17— 18 вв. (Декарт, Лейбниц) В. И. стали считать очевидные понятия, к ним относили аксиомы математики, положения логики и т. п. Примеры врожденных идей: отношение причинности, пространство, время. В сенсуалистической философии (Гоббс, Локк) существование В. И. отрицалось, поскольку, по утверждению ее представителей, приобретение и структурирование знания идет в прямом соответствии единственно с чувственным опытом.

 Научное познание имеет специфические познавательные процедуры и операции, способы образования абстракций, понятий, особый Научное познание имеет специфические познавательные процедуры и операции, способы образования абстракций, понятий, особый стиль научного мышления. Все это позволяет связывать теоретический и эмпирический уровни познания.

 Художественное познание — впервые было заявлено как форма познания в немецкой классической философии, Художественное познание — впервые было заявлено как форма познания в немецкой классической философии, и в первую очередь в философии искусства Шеллинга. Искусству доступно то, что не доступно науке — человек, его внутренний мир, чувства, переживания, эмоции. Фридрих фон Шеллинг (1775 — 1854)

 Религиозное познание — основано на вере человека «в мир идеальных ценностей (без которых Религиозное познание — основано на вере человека «в мир идеальных ценностей (без которых просто неясно зачем жить)» (Н. А. Бердяев). Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948)

 Эзотерическое знание может быть научно недоказуемо, или пока не существуют инструменты для его Эзотерическое знание может быть научно недоказуемо, или пока не существуют инструменты для его доказательства

 ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА ? ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА ?

Концепции истины Атрибутивная концепция истины. Самая древняя, ее поддерживают большинство философов. Впервые ее четко Концепции истины Атрибутивная концепция истины. Самая древняя, ее поддерживают большинство философов. Впервые ее четко сформулировал Аристотель: истина есть совпадение знания с предметом, т. е. если знание о некотором предмете или явлении представляет его таким, какой он есть на самом деле вне сознания ч-ка, то такие знания называются истинными. Аристотель (384— 322 до н. э. )

 Серьезно поколебал аристотелевское понимание истины И. Кант, он инициировал поиски философами других пониманий Серьезно поколебал аристотелевское понимание истины И. Кант, он инициировал поиски философами других пониманий истины.

когерентная концепция истины Представители этой концепции считают, что необходимым и достаточным условием истинности является когерентная концепция истины Представители этой концепции считают, что необходимым и достаточным условием истинности является их логическая непротиворечивость. Непротиворечивость - признак истинного знания, но одной непротиворечивости мало, чтобы обозначить знание истинным.

Прагматическая концепция истины истинным является то знание, которое приносит пользу. Прагма – дело, действие. Прагматическая концепция истины истинным является то знание, которое приносит пользу. Прагма – дело, действие.

 Каждое заблуждение заключает в себе зерно истины, и каждая истина может быть зерном Каждое заблуждение заключает в себе зерно истины, и каждая истина может быть зерном заблуждения (Фридрих Рюккерт). Какую особенность процесса познания отражает данное суждение?

 Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности. Относительная истина – истина, которая Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности. Относительная истина – истина, которая не дает полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, крые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться. Механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна.

 Ничего нельзя вполне узнать, ничему нельзя вполне научиться, ни в чем нельзя вполне Ничего нельзя вполне узнать, ничему нельзя вполне научиться, ни в чем нельзя вполне удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка (Анаксагор). Каким философ. термином можно охарактеризовать позицию Анаксагора во взглядах на познание?

 Часть философов отрицает существование истины в любом понимании. Они считают, что существуют только Часть философов отрицает существование истины в любом понимании. Они считают, что существуют только мнения, которые не истинны и не ложны. Такая позиция называется релятивизмом. Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – философ. положение, по которому все в мире относительно и поэтому ни о чем нельзя высказываться определенно и окончательно. Такая позиция называется также скептицизмом.