введение в дизайн_гештальт.ppt
- Количество слайдов: 21
Введение в дизайн. Основы визуальной культуры. Восприятие. ИМЭБ РУДН 2016 г.
ВОСПРИЯТИЕ ЭТО: 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств;
Субъективный образ предмета, явления или процесса, зафиксированный нашим сознанием (перцептивный образ). Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. Перцептивные действия - основные, структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.
С точки зрения эмпирической психологии механизм восприятия таков: раздражение органов чувств воспринимаемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом (В. Вундт). Берлинская школа целостности (гештальтпсихология) предложила рассматривать в качестве первоосновы психических образований не ощущения, а структуру (гештальт).
Согласно теории гештальтпсихологии предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
Термин «гештальт» (нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура). Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Восприятие характеризуется целостностью (целое больше суммы частей). Образ предмета складывается на основе обобщения знаний о его отдельных свойствах и качествах, получаемых в виде различных ощущений.
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии: Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе. Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму. Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое. Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
Восприятие непроизвольное (непреднамеренное)- это восприятие без намерения, без постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности. Восприятие симультанное - развернутое в пространстве, одномоментное, обобщенное, целостное. Например, целостное восприятие лектором всей аудитории при чтении лекции.
Восприятие произвольное (преднамеренное) - связано с постановкой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Произвольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем непроизвольное.
Избирательность (видим то, на что обратили внимание). Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Предметность (объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов). Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности.
Константность (неизменность параметров восприятия при реальном физиологическом изменении). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Константность — приобретенное, а не врожденное свойство.
Структурность (мозг спонтанно организует стимулы). Мы воспринимаем фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Апперцептивность (восприятие с учётом предшествующего опыта). Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
Визуальное восприятие - это восприятие преимущественно в системе зрительного анализатора. Зрительный аппарат наиболее приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы объектов. Зрительное восприятие сопровождается определенными физиологическими механиками, которые позволяют рассматривать объекты более эффективно: это аккомодация и конвенгерция.
Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует аккомодации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Изменение кривизны хрусталика осуществляется специальной ресничной мышцей. Конвергенция - сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объекта.
Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза, а наличие двух воспринимающих устройств (глаз) позволяет нам оценивать расстояния до объектов. Кроме того, зрительный аппарат приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы объектов, для этого наши глаза постоянно находяться в движении. Неподвижный глаз слеп.
Однако сложный механизм восприятия определяет и возможные сбои в процессе. Иллюзии восприятия - искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер, неадекватное искажение предметов объективного мира
Различные иллюзорные эффекты часто присутствуют в искусстве, дизайне и конесно же в рекламе, и есть худождники, которые посвятили исследованию этих эффектов всю свою жизнь. Например: нидерландский художник, гравер - Мориус (Ма уриц) Корне лиус Э шер (нидерл. Maurits Cornelis Escher).
Продолжение следует. . .
введение в дизайн_гештальт.ppt