Скачать презентацию Введение Два типа миссии Запад Скачать презентацию Введение Два типа миссии Запад

1. Введение в РП (продолжение).pptx

  • Количество слайдов: 38

Введение Введение

Два типа миссии Два типа миссии

Запад • труднодоступность • общее поле культуры – европеизм • импульс для образования • Запад • труднодоступность • общее поле культуры – европеизм • импульс для образования • язык античности, способный её транслировать

Восток • традиция доступна, • толчка к образованию не было, • славянский перевод – Восток • традиция доступна, • толчка к образованию не было, • славянский перевод – калька, он не несёт тех аналогий, которые было заложены – «парадокс традиции» (С. Аверинцев) • не было общего поля

Предыстория • Россия ввелась в цивилизацию, который уже было 1000 лет, она подошла к Предыстория • Россия ввелась в цивилизацию, который уже было 1000 лет, она подошла к перекрестку античности, эллинизма и восточной культуры • Греческий язык – язык Гомера и Библии, святых отцов и несвятых философов • Храм – передатчик культурный традиций, ибо Предание сохраняется в богослужении: «Апостол» , Постная и Цветная Триоди, Октоих • Византийское богослужение – догматические истины в форме византийской поэзии • Кирилл и Мефодий создают полноценный литературный язык, способный вместить в себя богатство греческого

Поход Аскольда и Дира (866 г. ) • Упоминается в ВПЛ • Первые варяжские Поход Аскольда и Дира (866 г. ) • Упоминается в ВПЛ • Первые варяжские князья в Киеве, которые отправили походом в Константинополь • Они крестились • В XI в. на месте захоронения Аскольда построена церковь Николая Мирликийского

 • В X веке, в эпоху Олега, совершалось много походов на Византию, и • В X веке, в эпоху Олега, совершалось много походов на Византию, и князь заключал договоры с Византией (907, 911). • Один из таких договоров (правда, он относится уже к эпохе Игоря – 946) сохранился в ПВЛ • Там обозначены были имена греческие и русские, в последних на ряду с именами скандинавского происхождения встречаются христианские имена

 • В 945– 947 гг. – Крещение принимает Ольга, после которой происходит интенсивная • В 945– 947 гг. – Крещение принимает Ольга, после которой происходит интенсивная христианизация Руси • Ольга сделала много для распространения христианства и развития государства • Многие также могли принимать христианство, но сын Святослав остался убеждённым язычником

Встреча христианства и язычества Встреча христианства и язычества

 «Огнём и мечом» • Что значит слово «Kostel» ? • Везде христианство изгонялось «Огнём и мечом» • Что значит слово «Kostel» ? • Везде христианство изгонялось оружием, но такого не было на Руси • Христианство шло «огнём и мечом» , например, в Польше, на территории современной Германии, у саксов, в Чехии, Болгарии и Венгрии польск. kościół, белор. касцёл, чеш. kostel, сил. Kośćůł, словацк. kostol, укр. костел, от лат. castellum «укрепление» )

Прокопий Кесарийский (490/507 — после 565) в «Войне с готами» пишет: «Эти племена, славяне Прокопий Кесарийский (490/507 — после 565) в «Войне с готами» пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. … Они считают, что один только бог, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. … и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» .

980 г. – языческая реформа Владимира • Вероятно, импульсом был Добрыня, дядя князя. • 980 г. – языческая реформа Владимира • Вероятно, импульсом был Добрыня, дядя князя. • Суть реформы: на княжеском дворе появился пантеон, к которому могли приноситься человеческие жертвоприношения: выбрать самое красивое и убить. Убивали по жребию: «великая честь» отдать в жертву своих детей. Вокруг этого он сплотил всю элиту • Языческая реформа кое-что говорит о древнем пантеоне Руси

Крупицы язычества • Перун, бог войны и победы • Через этимологию – Хорес (из Крупицы язычества • Перун, бог войны и победы • Через этимологию – Хорес (из иран. – солнце; осталось до сих пор в слове «хорошо» ) • Сомнительно: Сварог (огонь), Велес (молния, война), Велес (скотоводство), Мокошь (женское), Симаргл (ад) • Но мы абсолютно не представляем о функциях славянских богов или каких-либо ритуалов • Зато мы знаем, что на Руси никогда не было жреческого сословия • У нас существовали «волхвы» (из кельтского языка), которые, скорее, пришли с севера (финское), чем имели славянские корни • Отсюда восстания «волхвов» в северных городах Руси, которые подавлялись как политические мятежи, а не религиозные • У нас были старейшины, хранители закона, но не жрецы Найдено у села Гусятин (ныне Тернопольская область, Украина) в реке Збруч (приток Днестра) в 1848 году. Датируется X в.

 • Жертвоприношения не вызывали ропота до момента, пока жребий не выпал на христианина • Жертвоприношения не вызывали ропота до момента, пока жребий не выпал на христианина Феодора. Он отказался: «идолам, которые сегодня есть, а завтра их не будет; настоящий же Бог, которому поклоняются греки, Ему не нужны такие жертвы; Он Бог жизнь, ваши же боги – боги смерти» • Хроника показывает, что этот момент стал развивать все остальные события. Известно, что над христианами издевались из-за их «слабости» ( «подставь другую щёку» ), но тут он увидел силу • Языческих богов боялись: если их вовремя не подкормишь, то тебе это аукнется, а тут христиане говорят, что эти боги не имеют полномочий, но есть Хозяин мира, за которого умирают Его верные

Выбор веры: ислам • X в. – это пик развития ислама. Он заполонил всю Выбор веры: ислам • X в. – это пик развития ислама. Он заполонил всю территорию вокруг Византии к VII веку, а в XV в. Захватил её • К тому времени столицей ислама был Багдад, его соперником были египетский и испанский ислам • К тому времени ислам был разделен на шиитов и суннитов – это спасало христианский мир • Уровень богатства и науки (математика, астрономия и медицина) был на недостижимом европейцам уровне, которые жили в меленьких деревеньках • Ислам предлагал много: приобщение к великой цивилизации, возможность вести «священную войну» (очень импонирует русским)

Выбор веры: ислам • «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй Выбор веры: ислам • «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету» • «Какова же вера ваша? » • «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. … Если кто беден на этом свете, то и на том, если здесь богат, то и там» , и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно • Владимир же слушал их власть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье и подавно сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть» .

Выбор веры: Рим • «Пришли мы, посланные папой» , и обратились к Владимиру: «Так Выбор веры: Рим • «Пришли мы, посланные папой» , и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: “Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево”» . • «В чем заповедь ваша? » • «Пост по силе; “если кто пьет или ест, то все это во славу Божию”, — как сказал учитель наш Павел» • «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого»

Выбор веры: иудеи • «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый Выбор веры: иудеи • «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля» . • «Что у вас за закон? » • «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу» • «А где земля ваша? » • «В Иерусалиме» • «Точно ли она там? » • «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам» • «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите? »

Выбор веры • Аргументы против других послов • «Зачем же сошел Бог на землю Выбор веры • Аргументы против других послов • «Зачем же сошел Бог на землю и принял такое страдание? » • Разворачивает картину истории спасения в Ветхом Завете, повествует о пришествии Христа, Его Рождестве, Крещении, Страдании, Смерти и Воскресении • Что больше всего удивило Владимира? • «Подожду ещё мало»

 «Иное царство и его искатели в русской народной сказке» «Иное царство и его искатели в русской народной сказке»

Религиозные посольства • «Ходили прежде всего в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, Религиозные посольства • «Ходили прежде всего в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, называемом мечетью. Стоят там без пояса и, сделав поклон, садятся и глядят туда и сюда, как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не хорош закон их • И пришли мы к немцам и видели их службу, но красоты не видели никакой • И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить»

Крещение князя • 987. В Византии начала Гражданская война. Император Василий II (958– 1025) Крещение князя • 987. В Византии начала Гражданская война. Император Василий II (958– 1025) послал лучшего полководца, но он сам себя объявляет императором. Кризис и осада • На фоне этого Владимир идёт на Херсонес из-за Анны и осаждает его больше года. К нему пришла записка на стреле «Подкопай водоём» • Владимир слепнет: он состоялся, как политик, но не как христианин • Владимир крестился, венчался на Анне, а потом послал 5 тыс. своих лучших воинов в Константинополь, которые решили проблему Василия II • Византия получила надёжного друга, Русь получила истинную веру, а народ и дружина встретила царя триумфатором. Это важно, потому что люди увидели: Владимир, приняв греческую веру, не продался им, но становится даже родственником императора • Новый Бог дал безвозмездно в сто раз больше, чем идолы – это важно понять для язычников. После этого разу низвергнули Перуна, оплёвывая и побивая его

 «некое запятье» «некое запятье»

Крещение киевлян • «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, Крещение киевлян • «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом» • «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре» • «Боже великий, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу» . И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры • В Новгороде был инцидент, где пришлось применить и силу, но это была не кровавая религиозная война • Язычество ушло в домашние культы

 • Владимир отменил смертную казнь, но греческое духовенство сказало ему, что «не напрасно • Владимир отменил смертную казнь, но греческое духовенство сказало ему, что «не напрасно он носит меч» : власть должна наказывать тех, кто совершает преступления, поэтому это не убийство, а наказание • Владимир сразу занялся благотворительностью. Однажды он узнал, что хромые не могут прийти на пиры, устраиваемые для всех, и поставил стол на тележку, развозя её по городу, чтобы калеки могли насладиться его дарами. • Он фактически устраивает социальную службу, которой не было в язычестве, потому что там жизнь такого человека – это наказание; помогая калеке, ты можешь прогневать богов. • Владимир меняет законодательство: многие законы из гражданского права переходят в церковное – брачное право, оскорбление, колдовство и медицина, бытовая этика • Владимир так торопился, что хотел сразу отменить закон и перейти в благодатное состояние

Христианство сразу завладело умами: через Истину Христианство сразу завладело умами: через Истину

Христианство сразу завладело умами: через красоту Христианство сразу завладело умами: через красоту

Христианство сразу завладело умами: через книжность Христианство сразу завладело умами: через книжность

Orthodoxia slavia: Кирилл и Мефодий культура переводов Orthodoxia slavia: Кирилл и Мефодий культура переводов

Что переводили? • 20% - Евангелие, разделенное по зачалам • «Палея Толковая» • Богослужебные Что переводили? • 20% - Евангелие, разделенное по зачалам • «Палея Толковая» • Богослужебные книги: Октоих, Минеи, Триоди, Паримейник • Выборочно святые отцы в составе сборников • Толковые Евангелия • Уставные чтения

Книжность • Культура транслируется через книгу • Грамотность – важное условие христианской жизни • Книжность • Культура транслируется через книгу • Грамотность – важное условие христианской жизни • Святые в жития обычно любят читать • Книжник – пчела, собирающая нектар мудрости • Культура Киевской Руси книжная и христианская, это единое поле

 • Богословские трактаты не пишутся и не переводятся целиком • Во всех других • Богословские трактаты не пишутся и не переводятся целиком • Во всех других переводных жанрах есть богословские идеи • Много заимствований, цитирования не было, никто не стремился создать новое, так как это выходило за рамки культуры

Особенности • Богословие развивается в малых жанрах • Компиляции – основной принцип рождения литературы Особенности • Богословие развивается в малых жанрах • Компиляции – основной принцип рождения литературы • Особое место хроник

Тексты: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука. М. 2002. С. 115 – 118; Хёйзинга Тексты: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука. М. 2002. С. 115 – 118; Хёйзинга Йохан. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. СПб. 2010. С. 216 – 226; Пиккио Рикардо. История древнерусской литературы. М. 2002. С. 11 – 17. Вопросы: 1) В чем усматривал основную характерную черту русской богословской науки Н. Н. Глубоковский? 2) С какого времени можно говорить об устойчивом разделении Запада и Востока? 3) что такое Slavia orthodoxia?