Второй этап эволюции.pptx
- Количество слайдов: 18
ВТОРОЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ: ОТ ОСОЗНАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИЗРЕНИЯ ИНВАЛИДОВ К ОСОЗНАНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ; ОТ ПРИЮТОВ ЧЕРЕЗ ОПЫТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПЕРВЫМ СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ. Временные рамки : Европа с ХII по конец XVIII Россия начало XVIII по начало XIX
Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает. Ян Коменский
СОДЕРЖАНИЕ 1. Западная Европа Культура Ренессанса Эпоха Просвещения Вторая половина XVIII века 2. Россия Петровские указы начала XVIII века Начало XIX века 3. Отличительные черты между Европой и Россией
КУЛЬТУРА РЕНЕССАНСА ( ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, ХIV—ХVI ВВ. ) Идеи гуманизма и антропоцентризма проникали в умы европейцев, меняя их представления о человеке и смысле его жизни на земле, и не могли не привести к смене взглядов на статус людей с ограниченными возможностями. Религиозно-идеологическое и социальнополитическое движение привели к возникновению еще одного направления христианства — протестантизма, также, безусловно, внесло свой вклад в этот процесс. Государства, принявшие протестантизм, предложили человечеству новые модели благотворительности.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ На новом витке развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения некоторые лица с отклонениями в развитии добиваются «гражданской реабилитации» — о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить. Правда, по началу опыт успешного индивидуального обучения детей, накопленный в различных регионах континента, не повлек за собой организацию специальных учебных заведений. Только переосмысление в одной из западноевропейских стран — Франции — гражданских прав и статуса людей с сенсорными нарушениями делает возможным появление на свет в Париже первых государственных специальных школ для глухонемых (1770), для слепых детей (1784). Великая Французская революция с ее декларацией прав человека и гражданина (1789) заставила парижан поновому оценить статус инвалидов, умалишенных и слабоумных, а главное, инициировала «революцию в психиатрии» , вождями которой станут П. Ж. Кабанис, Ф. Пинель, Ж. Эскориоль, Ж. Итар. Европейцы наконец-то задумаются и о судьбах умственно отсталых детей, и об ответственности государства и общества за их жизни.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА Реформация изменила взгляд на милосердие. В протестантских странах возникает и крепнет светская благотворительность, патронируемая Государством. Формируются нормы и правила общественной благотворительности, зарождается социальная политика. Урбанизация способствовала оформлению особого статуса горожанина. Во многом благодаря урбанизации наряду с монастырскими появляются светские приюты, убежища, больницы, госпитали, школы. Появление университетов, развитие школьного образования, книгопечатание способствовали развитию Науки, повышению общекультурного уровня западноевропейцев, повышению заинтересованности горожан в обучении собственных детей, осознанию роли образования в жизни человека. Под влиянием идей гуманизма, в контексте приобретения личных свобод отдельными сословиями и группами западноевропейского населения смягчается отношение и к инвалидам. В условиях расцвета светского вольномыслия изменился взгляд влиятельной части общества, монарха на гражданский статус подданных с сенсорными нарушениями, что сделало возможным распространение на них законодательных инициатив в сфере образования. Первые попытки индивидуального обучения глухих детей инициировались родителями, желающими юридически подтвердить их дееспособность. Другой заинтересованной стороной оказались священники-филантропы. Накапливаемый опыт успешного индивидуального обучения также оказал влияние на изменение представлений о возможностях детей с сенсорными нарушениями.
ЭСКИРОЛЬ ЖАН ЭТЬЕНН ДОМИНИК Французский врач, один из основоположников научной психиатрии. В 1800 открыл 1 -ю частную лечебницу для душевнобольных в Париже; с 1811 — в больнице Сальпетриер. Ввел (1817) систематическое преподавание психиатрии на медицинском факультете. Создал учение о мономаниях (т. н. однопредметное, изолированное помешательство, ограниченное "одним пунктом" расстройства психики — интеллектуальная, инстинктивная, аффективная и другие мономании); установил (1817) различие между галлюцинациями и иллюзиями; ввел в психиатрию понятия врожденного и приобретенного слабоумия, ремиссии и др. Разрабатывал принципы освидетельствования душевнобольных, участвовал в подготовке закона (1838), охранявшего права и интересы душевнобольных; способствовал улучшению их содержания в лечебницах; организовал близ Парижа 1 -ю колонию для душевнобольных; активно пропагандировал принципы гуманного обращения с психически больными. Создал школу психиатров.
ФИЛИПП ПАНЕЛЬ Французский врач, основоположник научной психиатрии. Будучи главным врачом в Бисетре (приют и больница для престарелых, инвалидов и душевнобольных близ Парижа), в 1793 добился разрешения на проведение реформы в деле содержания душевнобольных, которые были освобождены от цепей и наручников, для них были установлены больничный режим, врачебные обходы, лечебные и трудовые процедуры и т. п. Научно обоснованные и установленные правила размещения и содержания психических больных вскоре были приняты всеми психиатрами Европы.
Итак, возникновению в западноевропейских странах первых школ для глухих и слепых предшествуют успехи в сфере государственного строительства, укрепления светской власти при одновременном законодательном закреплении личных свобод и прав отдельных сословий и групп населения. Открытию названных школ также предшествуют стойкие достижения в деле организации университетов и школьного обучения. Важной особенностью периода является постепенный последовательный рост числа лиц, вовлеченных в деятельное милосердие и благотворительность.
ПЕТРОВСКИЕ УКАЗЫ НАЧАЛА VIII ВЕКА X В отечественной истории условным рубежом первого и второго периодов стало время выхода петровских указов, запретивших умерщвлять «зазорных» детей, учреждающих богадельни и сиропитательные дома, запретивших нищенствовать и подавать милостыню (начало ХVIII в. ).
НАЧАЛО XIX ВЕКА Первое специальное учебно-воспитательное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806 г. в г. Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в страну Александром 1. Открытие специальных школ в России произошло под влиянием знакомства монарха с западноевропейским опытом и было обусловлено стремлением перенести его на отечественную почву силами приглашенных учителей. Минуя этап накопления опыта индивидуального обучения, Россия в готовом виде заимствует западную модель организации специального обучения — специальную школу.
ВАЛЕНТИН ГАЮИ Родился 13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи — известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения именно эта дата отмечается как День слепых. До XVIII века мир не знал учебных заведений для слепых. Валентин Гаюи впервые продемонстрировал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта.
ШРИФТ ГАЮИ Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефнолинейный шрифт «унциал» . Этот шрифт получил название от латинского слова, означающего равный по длине одной унции. Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению и печатать книги для слепых. Шрифт был передвижной, и это помогало слепым детям делать набор нужного текста. Кроме этого Валентин Гаюи сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Идея создания книг для слепых также принадлежит Валентину Гаюи. Несмотря на огромные материальные затруднения Валентин Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг рельефно-линейным шрифтом — «унциалом» . Это были первые книги для слепых.
Таким образом, церковная благотворительность ослабевает, а становление светской затруднено. Поскольку монаршьи инициативы по организации модельных служб призрения, благотворительных учреждений находят поддержку у весьма незначительного числа даже цивилизованной части населения, исполнителями монаршей воли являются европейски образованные дворяне, обрусевшие или приглашенные иностранцы.
1. Принципиальные различия в условиях и побудительных мотивах организации специальных учреждений в Западной Европе и России
2. В отличие от Западной Европы в России не сложились все необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями
3. В отличии от Европы отечественная наука, медицина, университетское и школьное образование находилось в зачаточном состоянии , что препятствовало возникновению попыток индивидуального обучения лиц с сенсорными нарушениями.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Под редакцией Н. М. НАЗАРОВОЙ Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики http: //www. tonnel. ru/? l=kniga&42 http: //oval. ru/enc/86771. html http: //oval. ru/enc/54306. html
Второй этап эволюции.pptx