1.Презентация Слово о полку Игореве.ppt
- Количество слайдов: 90
Вступление “Слово…” - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей. Д. С. Лихачев
А. Бородин. «Богатырская симфония» .
Собиратель русской древности, назначенный в 1791 году оберпрокурором Святого Синода, граф Алексей Иванович Мусин. Пушкин (в его ведение входили церковные и монастырские книгохранилища)
n «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова» ,
Судьба «Слова о полку Игореве»
Полемика вокруг «Слова…»
Историческая основа «Слова о полку Игореве»
А. Жабский. На половецкие степи. Работа с учебником: чтение статей на стр. 34 -38, ответы на вопросы.
ИТАК Добужинский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве» § «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» , памятник древнерусской литературы кон. 12 в. §В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185. § Частный эпизод русскополовецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.
§ Соединив книжные и фольклорные традиции, неизвестный автор создал уникальное произведение лироэпического жанра; § будучи христианином, он вместе с тем прибегает и к опоэтизированным языческим образам В. Черенга. Автор «Слова о полку Игореве» .
ЖАНР Страница летописи «СЛОВО» , жанр античной, византийской и древнерусской ораторской прозы и письменности (напр. , «Слово о законе и благодати» Иллариона, 11 в. ).
Домашнее задание n n Прочитать вступление и I часть «Слова» Выучить основные даты и имена, связанные с историей «Слова» Составить таблицу по 6 периодам древнерусской литературы По желанию – эссе о себе и литературе
Образы «Слова» . Комментированное чтение «Слова» . Идейный центр – «Золотое слово» Святослава Урок второй
Второй и третий урок
Особенности композиции «Слова о полку Игореве» n n Композиция «Слова о полку Игореве» в высшей степени продуманная и стройная, в ее основе лежит принцип переплетения триад (трехчастное строение), характерный для литературных произведений Киевской Руси: «слов» , посланий и т. п. Внешнюю триаду композиции «Слова…» составляют: зачин, основная часть, концовка.
Основная часть в свою очередь, тоже трехчастна: n n n 1 часть - повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями, 2 часть - центральный фрагмент, посвященный Святославу (сон Святослава, его толкование боярами, «злато слово» Святослава, сливающееся с авторским обращением к князьям), 3 часть - заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач-заклинание Ярославны, вызывающей Игоря с «того света» , бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).
Трёхчастность композиции В. Криворучко. За землю Русскую. n n n Нетрудно заметить, что каждый из моментов основной части также состоит из трех эпизодов. Отдельные сцены «Слова» относительно самостоятельные, искусно сплетены автором в единое целое. Композиционными скрепами между ними служат, в частности, различного рода повторы.
Чтение произведения с комментированием
Вступление. Декларация автором своей поэтической манеры. n n n Задача – «петь по былям нового времени» . Автор подчеркивает красочность, велеречивость, метафоричность поэтической манеры Бояна, восхищается талантом певца. Но признает свое право писать о событиях по-новому, так, как присуще только ему.
Зачин Боян – придворный княжеский певец, живший в середине ХI века. Для его творческой манеры характерно сочетание темы повествования с историческими и мифологическими аналогиями. 1. Какой принцип избирает автор «Слова» , вопреки традициям Бояна? 2. Какой временной диапазон автор предлагает охватить в своем произведении?
ЗАЧИН К. Васильев. Русский витязь. n n Определив временные рамки своего повествования ( «от стараго Владимира до нынешнего Игоря» ), автор рассказывает о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону» . Он как бы «примеряет» к своей теме поэтическую манеру Бояна ( «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая - галици стады бежать къ Дону Великому» или: «Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыеве» ).
Строфы 1 – 2 n n Как характеризует Всеволода его ответ на предложение Игоря о походе? Раскройте смысл развернутой метафоры, в которой князь говорит о своих воинах: «Родились под трубами, Росли под шеломами…»
«Игорь ждёт милого брата Всеволода» Встреча Игоря и Всеволода. Худ. Голиков (Палех) n n В эпизоде раскрывается ценность простых человеческих чувств: любовь братьев, готовность по первому зову прийти на помощь. Звучит хвала военному искусству боевой дружины Всеволода, подчёркивается единство цели князя и простых дружинников.
Строфа 3 n n Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением? Докажите, что в авторской оценке поступка князя звучит и осуждение, и похвала. Почему эта оценка двойственна?
Главная часть Затмение солнца. Рерих. Поход Игоря Святославича. n n Природа – действующее лицо «Слова…» . Затмение не столько необычное явление природы, сколько предостережение Игорю, грозное предзнаменование будущих несчастий. Игорь все же выступает в поход. Двойственное отношение автора к поступку князя: осуждение безрассудства и восхищение мужеством.
Строфы 4 – 5 n Докажите, что природные и мифические силы отзываются на происходящие события. Кто из них сочувствует Игорю, а кто – накликает беду?
«Игорь к Дону воинов ведёт» n Тревожные предзнаменования окружающей природы. n С наибольшей силой проявляется и упрямство, и мужество Игоря. n n n Князь Игорь. Фрагмент картины И. Билибина. Мучительная длительность ночи накануне битвы: «долго ночь меркнет» . Трагическое звучание рефрена: «О Русская земля! Уже ты за холмом!»
Игорь рассеивает передовые отряды половцев Воробьев. Первая битва. n n Лёгкость победы подчёркивается краткостью описания боя. Богатая добыча досталась войску Игоря, но он сам себе взял только боевые знаки врагов.
Князья спят, не подозревая о новой опасности Р. Н. Воробьев. «По Русской земле рыщут половцы» n n Лирический голос автора, его сочувствие русскому войску составляет эмоциональный фон эпизода. Обладая особым «панорамным» видением, автор, в отличие от войска Игоря, знает о приближающейся трагедии, видит, как Гзак и Кончак собирают свои главные силы.
Утро перед битвой n Надвигающаяся гроза сливается с наступлением половцев (экспрессивные эпитеты: «чёрные тучи» , «кровавые зори» , «гром великий» ; динамика изображения, рефрен «О Русская земля! Уже ты за холмом» ). На фоне этой символической картины усиливаются тяжкие предчувствия автора.
Строфы 12 – 13 n Здесь автор дает своеобразную периодизацию истории: 1) времена Трояна – язычество, 2) годы Ярослава – период расцвета русского государства, 3) Олеговы походы – начало разделения и смут.
Описание начала битвы. Образ Всеволода n n n Р. Л. Белоусов. Битва с половцами. Начало битвы описано в былинном стиле. Гиперболизируются богатырская сила и храбрость Всеволода. Князь готов идти до конца, потерять всё, сто имеет во время битвы, он забывает обо всём, думая лишь об исходе сражения.
Лирическое отступление о судьбах Русской земли Н. А. Воробьев. Горе на Русской земле. n n n Мысленно возвращаясь к «старым» временам, автор вспоминает, сколько горя принесли Руси междоусобные войны. Рисуется драматическая картина опустошения Русской земли при Олеге Святославиче. Нынешняя трагедия в сравнении с «теми ратями» видится автору даже более кровавой и губительной для Руси.
Строфы 14 – 15 n Кульминация I части – роковая битва. Обратим внимание на традиционное для фольклора сравнение «бой – пир» .
Рассказ о поражении Игоря В. А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову…» n n Это развёрнутое сравнение битвы с пиром, характерное для народного творчества (смерть – свадьба, половцы – сваты, кровь – вино). Олицетворение в изображении природы подчёркивает всеобщность горя, вызывает жалость и сочувствие к погибшим не только со стороны автора, но и всей Русской земли.
n В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами» . 1880 год. Третьяковская галерея.
Строфы 16 – 20 n n Объясните метафору «Игорь пересел из седла простого в седло кощеево» Кощей – олицетворение смерти. Игорь попал в плен, «умер» для своей земли, своих воинов. Также кощей означает «кочевник» .
Последствия поражения Игоря для всей Русской земли. n n n Поражение Игоря неотделимо от общего состояния Русской земли, раздираемой усобицами. Игорь и Всеволод ослушались Святослава и уничтожили своим неудачным походом победные результаты предыдущего похода объединённых русских сил. Укоряя Игоря, автор и сочувствует ему, описывая гибель храброго Игорева полка, он включает в повествование плач русской женщины в традициях русских народных плачей.
Образ князя Игоря n n «Это сын своей эпохи, «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины» (Д. С. Лихачев) Докажите или опровергните это утверждение текстом.
Эпизод Ипатьевской летописи n «Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с другими князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет грех перед Богом. Либо умрем, либо все вместе жить останемся» .
n n Решено было слезть с коней и с боем пробиваться к Дону. Почему автор «Слова» не упоминает это событие в своем произведении?
Образ князя Игоря Параметр Поведение Игоря 1. Цель похода 1. Личная слава 2. Желание отвоевать черниговские земли (выход к морю) 2. Поведение при солнечном затмении Личное мужество 3. Поведение перед лицом опасности На равных делит судьбу со своими воинами
«Золотое» слово Святослава. Призывы к русским князьям встать на защиту земли русской n n В. Носов. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве» , Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит «золотое слово» . Он осуждает своеволие Игоря и Всеволода. Присоединяя свой голос к голосу Святослава, автор обращается поочерёдно к каждому из русских князей с призывом объединить свои силы и обратить свою мощь против общего врага.
«Золотое слово» n n Почему автор предваряет «З. с. » рассказом о сне? (Прием замедления действия перед решающей минутой повествования, психологическая подготовка к суровой речи) В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? ( «на врага не вовремя напали» )
1. С какой целью призывает Святослав русских князей к объединению? (Постоять «за Русскую землю, за Игоревы раны» ) 2. Почему автор идеализирует киевского князя, исторический облик которого не был так велик? (Автор видит необходимость объединения перед лицом военной опасности под началом Киева – исторической прародины всех русских княжеств)
Р. Л. Белоусов. Золотое слово Святослава.
К каким князьям обращается киевский князь за помощью? n Устами автора «Слова» говорила дружинная Русь, сознававшая силу и негодование по поводу родственных кровопролитий, мечтавшая о сильной державной руке, вспоминавшая Ярослава Мудрого и героические предания былых лет.
Всеволод Большое Гнездо Князь Владимиро -Суздальской земли, обладал многочисленным войском
Галицкий Осмомысл Ярослав n Отец жены князя Игоря – Ярославны. Сидел на золотом престоле (в буквальном смысле). Состоял в отношении с королевскими дворами Западной Европы, с византийскими императорами. Это воплощение силы и могущества.
Значение прозвища Осмомысл n n Думающий за восьмерых Знающий 8 языков Тревожащийся восемью заботами Действующий в 8 политических планах
Всеслав Полоцкий Слыл чародеем. Нападал на Псков, грабил и жег Новгород и Смоленск, был провозглашен горожанами великим князем киевским, тайно бежал в Полоцк
Домашнее задание n n n Прочитать третью часть «Слова» Начать учить наизусть любой фрагмент «Слова» (16 строк) Подготовиться к тесту по теории
Значение образа Ярославны. Образ автора «Слова» . Композиция поэмы и ее художественные особенности Урок третий
Два идейных центра «Слова» n n Монолог Святослава – политическая идея Плач Ярославны – лирическая тема
Святослав Ярославна Государственный Жена воина, ушедшего деятель, пытающийся в поход и не объединить военные подающего о себе силы, сохранить и вестей. Ее страдания и умножить мощь тоска понятны людям русского государства любой эпохи.
Плач Ярославны n n n Плач Ярославны делает повествование проникновенным, лирическим. В плаче переплелись элементы самых разных фольклорных жанров: собственно плач, заклинание, лирическая песня. Обращение Ярославны к языческим силам подчёркивает особую эмоциональную поэтическую связь русичей с языческим прошлым.
Ответьте на вопросы: n n К каким силы природы обращается Ярославна? В чем и почему она упрекает Ветер? Почему она обращается к Днепру? Почему она обращается к Солнцу со словами упрека?
1) Ветер метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, то есть с половецкой стороны. 2) Днепр силен и могуч ( «каменные горы в землях половецких ты пробил» ), был верным союзником Святослава в его походе против половцев. 3) Солнце дарит всем тепло и свет, но его горячие лучи оказались губительными для войска Игоря.
Р. Л. Белоусов. Плач Ярославны.
В. Перов. Плач Ярославны
Бегство Игоря из плена Н. А. Воробьев. Бегство Игоря из плена. n n Повествование о бегстве Игоря из плена выдержано в традициях русских народных сказок ( разговор князя с Донцом, волшебные помощники, волшебные превращения). Вновь силы природы участвуют в судьбе Игоря, помогая ему убежать из плена.
Р. Л. Белоусов. Бегство Игоря из плена.
Возвращение Игоря «Слово о полку Игореве» заканчивается радостно, торжественно и оптимистично. Автор провозглашает славу всем русским князьям, дружине, борющейся с врагами Русской земли. n Игорь прощён, а трагический исход его похода вызывает не пассивную скорбь, а желание не повторять ошибок, губительных для Руси. n В. Носов. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве» .
Концовка Н. А. Воробьев. «Игорь-князь в Русской земле. . » n n Эпилог «Слова» праздничен и торжествен: вернувшийся на Русь Игорь приезжает в Киев, к великому Святославу; «страны рады, гради весели» . Здравицей в честь князя и заканчивается «Слово» .
Р. Л. Белоусов. «Игорь едет, путь на Бердичев держит» .
1. Какова основная идея слова? Идея объединения русских земель вокруг Киева. Даже тема дружбы братьев Игоря и Всеволода подчинена этой идее. Именно братской дружбы не хватало тогдашней Руси. 2. Каким мы представляем себе автора «Слова» ? Он скорее всего был участником описанных событий. Знание забавы русских князей (соколиная охота) говорит о его приближенности к князьям (знатный человек).
1. 2. 3. 4. 5. Автор «Слова» Патриот земли русской Человек, обладающий широкими историческими познаниями и политическим мышлением Поэт, вложивший в свое творение глубоко личное чувство, умеющий ярко, образно, динамично рассказать о событиях, свидетелем и участником которых он был Тонкий психолог, умеющий не только рассказать о героях, но и объяснить их внутренние мотивы Писатель-новатор
Новаторство «Слова» 1. Герои показаны не только в действии, но и в разгар внутренней борьбы. Образ Игоря и Ярославны по-человечески притягательны 2. Сон Святослава – развернутая метафора событий, предвосхитил последующие сны Лермонтова, Достоевского, Лескова… 3. Прорисованы образы героев враждебного лагеря: половецких ханов Гзака и Кончака и бежавшего с Игорем Овлура 4. Название поэмы (посвящено не столько князю, сколько его воинам, это смело)
Композиция «Слова» Элементы композиции Содержание 1. Экспозиция Вступление 2. Завязка Вступление в поход 3. Развитие действия Солнечное затмение Два боя и пленение Игоря Беды на Русской земле 4. Кульминация А) политической линии – «Золотое слово» Святослава Б) лирической линии – плач Ярославны 5. Развязка Бегство Игоря из плена Прославление князей и дружины
Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» План 1. 2. 3. 4. 5. 6. Широкое географическое пространство, охваченное действием «Слова…» Гиперболизация пространства Руси с помощью образов охоты, птичьего полёта. Грандиозный пейзаж; многообразие картин природы. Противопоставление образа Родины образу Половецкой земли. Русская земля – это и русский народ: образы русских князей, дружинников, женские образы, образ автора «Слова…» . Образ Русской земли включает и её прошлое, древние традиции, историю.
Жанр «Слова…» n n Композиция «Слова» необычна для исторической повести. В центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях похода, сколько рассуждения о нем, оценка поступка Игоря, раздумья о причинах «туги» и печали, охватившей всю Русскую землю в настоящем, обращение к событиям прошлого с его победами и несчастьями. М. Добужинский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»
n n В древнерусской литературе, с ее строгой системой жанров, «Слово» оказывается как бы вне жанровой системы. Д. С. Лихачев сопоставляет «Слово» с жанром так называемых «шансон де жест» - «песен о подвигах» , аналогиями ему в таком случае является, например, «Песнь о Роланде» или другие подобные произведения западноевропейского эпоса.
n n М. Добужинский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве» В «Слове» объединены эпическое и книжное начала. «Эпос полон призывов к защите страны. . . пишет Д. С. Лихачев. Характерно его «направление» : призыв идет как бы от народа (отсюда фольклорное начало), но обращен он к феодалам - золотое слово Святослава, и отсюда книжное начало» .
Политические идеи «Слова…» n n n Главная идея «Слова…» - это призыв к объединению русских земель как раз накануне монголо-татарского нашествия» (К. Маркс). Автор – сторонник сильной княжеской власти во имя единства Русской земли. Призыв к объединению звучит в «Слове…» как прямо (в «золотом слове Святослава), так и косвенно ( в картинах разорённой Русской земли, в описании бед русского народа).
Итак Н. А. Воробьев. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве» . n n Любовь к своему прошлому, своей земле, к своим близким, служение Родине, готовность защитить её от врагов – важнейшие жизненные ценности героев «Слова…» . Созидательная основа жизни человека – в центре произведения, посвящённого разрушительным военным событиям; нравственная позиция автора – «древний урок человечности» (С. Аверинцев)
Тестирование
Домашнее задание n Выучить любой фрагмент «Слова» (16 строк)
• • Опубликованное в 1800, «Слово о полку Игореве» оказало влияние на русскую культуру. (переводы В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, Н. А. Заболоцкого и других), изобразительное искусство (В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. А. Фаворский и другие), музыку (опера «Князь Игорь» А. П. Бородина).
§ Какова интонация? Какова лексика переводов?
“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях
n n n n n Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию А. Н. Радищев (в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”), В. А. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А. С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Ф. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Н. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. А. Блока и в произведениях И. А. Бунина. Образами “Слова” населяет свою повесть “Кровавый узел” Б. А. Лавренёв, “Слово” звучит в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других.
Интересно полотно знаменитого художника Николая Рериха «Поход князя Игоря» , ведь оно написано в 1940 г.
Декорации к опере Бородина «Князь Игорь» . Художник Рерих.
Художник И. Глазунов
Художник И. Глазунов