СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА 4.pptx
- Количество слайдов: 130
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА
Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире, Поя целебно мутный мрак веков. Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов, Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Искал алхимик камень мудрецов, Ум утончался в преньях о вампире, Познать Творца пытался богослов, И мысль качала мировые гири… В. Брюсов
ФОРМЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - V-XI ВЕКА q ЗРЕЛОЕ или РОМАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - XIXII ВЕКА q ПОЗДНЕЕ или ГОТИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - XIIXV ВЕКА q ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ИСТОЧНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Ø АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ; Ø ХРИСТИАНСТВО; Ø КУЛЬТУРА ВАРВАРСКИХ НАРОДОВ
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОСНОВА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ - МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ЕВРОПЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВЬ МОНОПОЛИЗИРОВАЛА ОБРАЗОВАНИЕ, ФИЛОСОФИЮ И ВСЕ ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС СРЕДНЕВЕКОВОГО МЫШЛЕНИЯ – ВОПРОС ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЕРЫ И РАЗУМА РЕЛИГИЯ ДЛЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА – ОСНОВА ЕГО ЗНАНИЙ О МИРЕ И О САМОМ СЕБЕ
В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ФОРМИРУЕТСЯ НОВЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ – РЕЛИГИОЗНЫЙ В центре христианства находится личность Иисуса Христа – и человека, и
ОСНОВЫ КАРТИНЫ МИРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ земное существование связано с временным пребыванием души в теле высший мир – небесный: там царит Божья справедливость, которая не может быть достигнута на земле двойственная МЕНТАЛЬНОСТЬ средневекового человека: метания от земного к небесному, от уничижения к надежде, от жизни к страху перед смертью и Страшным судом, от жалости к жестокости СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ БЫТИЯ: земля в понимании крестьянина = его продолжение, поэтому и измеряется числом шагов или временем труда, в неё вложенного; дети = маленькие взрослые; узаконенность юношеского разгула; вступление во взрослую жизнь - отказ от различных вольностей.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА О МИРЕ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Античность Средневековье 1. Всеобщая гармония мира 1. Несовершенство мира 2. Особая роль космоса 2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа 3. Приветствуется человеческий разум и познание мира 3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом 4. Поиск справедливости 4. Вера и верность - основные качества человека 5. Возможность стать подобным богам 5. Страх перед Судом и божьей карой К у л ь т у р н а я т о ч к а з р е н и я
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА О МИРЕ o Средневековые картины мира доблестью считалось удивительным мыслей сочетают образом древних повторение в себе представления о единстве авторитетов, а высказывание и новых раздвоенности идей осуждалось; мира, созданного o плагиат ине управляемого подвергался единым Богом, -но расколотого преследованию оригинальность на Небеса и принята Человек той могла быть Землю. за ересь; эпохи настойчиво и порой o истину в суде старались мучительно ищет посредством в здешних обнаружить вещах поединкасимволы, сторон либоаллегории испытания потустороннего, железом чудесного, или но раскаленным истинно реального. Поэтому в кипятком; литературе и oв бедности видели искусстве состояние фантазия преобладала над более угодное богу, нежели наблюдением, общее как одни богатство, в то время – над частным, обогатиться, другие вечное – над старались временным. Средневековье добровольно отказывались от стремилось имущества перенести всего своего божественный, универсальный порядок на Землю.
Важнейшей чертой средневековой культуры был ТЕОЦЕНТРИЗМ, господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология. ПРИОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 1 – Бог – центр мироздания; 2 – Религия; 3 – Мораль; 4 – Искусство; 5 – Политика; 6 – Право; 7 – Наука. Распятие. Мозаика. XIIIв. Собор Сан-Марко. Венеция
ПРИЧИНЫ РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА РОСТ ГОРОДОВ, ТОРГОВЛИ, ДЕЛОВЫХ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА ЕВРОПЕЙЦЕВ ВО ВРЕМЯ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ ЗНАКОМСТВО ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ С КУЛЬТУРОЙ ВОСТОКА, В ЧАСТНОСТИ С АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ
ТИПЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ШКОЛ • ПРИХОДСКИЕ (при церковном приходе), в которых из мирян священники готовили себе смену; • МОНАСТЫРСКИЕ, где учили мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи. В них также проводилась подготовка низшего духовного персонала; • СОБОРНЫЕ или КАФЕДРАЛЬНЫЕ школы открывались при епископских резиденциях. Во всех школах дети 7— 15 лет обучались основам грамоты и пению, существовала жесткая дисциплина.
ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА В монастырских и соборных школах преподавали грамматику, риторику и диалектику (знания и умения для ведения диспутов на религиозные темы). В более крупных учебных заведениях такого типа школ также преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью (вооружение учащихся умениями вычислять время наступления христианских праздников, строить церкви), музыка (пение псалмов и молитв).
ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА Все предметы, изучавшиеся в монастырских и соборных школах, известны были под названием «СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ» . ГРАММАТИКА РИТОРИКА ДИАЛЕКТИКА АРИФМЕТИКА ГЕОМЕТРИЯ АСТРОНОМИЯ МУЗЫКА НИЗШИЕ ВЫСШИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА В XII—XIII вв. стали возникать учебные заведения СВЕТСКОГО ТИПА, сочетающие общее образование со специальным: например, медицинская школа в Салерно, юридическая школа в Болонье и Падуе (Италия). Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов способствовали возникновению в XIII—XIV вв. нового типа – ЦЕХОВЫХ И ГИЛЬДЕЙСКИХ. Они создавались для торговцев и ремесленников. Цеховые школы давали детям ремесленников начальное образование; они содержались за счет средств цехов, обеспечивали общеобразовательную подготовку, а обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями и были платными, в них учились дети состоятельных родителей; сыновья ремесленников не допускались. В цеховых и гильдейских школах образование имело практическую направленность, что выражалось в повышении роли в них математики и дисциплин естественнонаучного цикла. Основой обучения в этих школах являлся родной язык. Дисциплина была также суровой: учитель мог прибегнуть к физическому наказанию.
ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям существовала в эпоху средневековья светская по характеру РЫЦАРСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ и ВОСПИТАНИЯ. Ее основу составляли «семь рыцарских добродетелей» , которые только внешне, по названию, соответствовали «семи свободным искусствам» средневековых школ. По существу же своим содержанием (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть па музыкальных инструментах) «семь рыцарских добродетелей» отражали специфические особенности положения и нравов представителей этого социального слоя средневекового общества.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕВРАЩЕНИЕ КАФЕДРАЛЬНЫХ (ЦЕРКОВНЫХ) ШКОЛ ВО ВСЕОБЩИЕ ШКОЛЫ, А ПОЗЖЕ В УНИВЕРСИТЕТЫ v к. 12 -13 вв. – ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ В БОЛОНЬЕ, ПАРИЖЕ, ОКСФОРДЕ v к. 15 в. – В ЕВРОПЕ СУЩЕСТВОВАЛО ОКОЛО 60 УНИВЕРСИТЕТОВ v
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары — студенты, от слова Schola — школа).
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТ СТУДЕНТОВ v – СООБЩЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБЛАДАЛ ЮРИДИЧЕСКОЙ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ АВТОНОМИЕЙ, КОТОРАЯ ДАРОВАЛАСЬ ЕМУ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТОМ ГОСУДАРЯ ИЛИ ПАПЫ РИМСКОГО v ФАКУЛЬТЕТЫ УНИВЕРСИТЕТА v – СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МЛАДШИЙ ФАКУЛЬТЕТ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТУДЕНТОВ) – ФАКУЛЬТЕТ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ v ВНУТРИ ДЛЯ ВСЕХ ВЫСШИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ – ЮРИДИЧЕС-КИЙ, БОГОСЛОВСКИЙ, МЕДИЦИНСКИЙ v v ЗЕМЛЯЧЕСТВА, НАЦИИ – ОБЪЕДИНЕНИЯ СТУДЕНТОВ v УНИВЕРСИТЕТ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СХОЛАСТИКИ
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СХОЛАСТИКА – ЭТО ЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ, СТРЕМЯЩЕЕСЯ ПОЗНАТЬ БОГА И МИР ПРИ ПОМОЩИ ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ. МЫСЛИТЕЛИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ СЧИТАЛИ, ЧТО ВЕРА И РАЗУМ НЕСОВМЕСТИМЫ. БОГА НЕВОЗМОЖНО ПОНЯТЬ УМОМ – В НЕГО НАДО ВЕРИТЬ. НО УЧЕНЫЕ XI-XIII ВЕКОВ УЖЕ НЕ ХОТЕЛИ СЛЕПО ВЕРИТЬ. ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ИСТИНЫ НУЖНО БЫЛО РАССУЖДАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ СВОИ ВЫВОДЫ И ЛОГИЧЕСКИ ОПРОВЕРГАТЬ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВНИКА. СХОЛАСТИКА – ЭТО РЕАЛИЗАЦИЯ ПОПЫТКИ : ПРИМИРИТЬ РАЗУМ И ВЕРУ СОЗДАТЬ ЦЕЛОСТНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ БЫТИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ИХ ОТНОШЕНИИ К ВЫСШЕМУ РАЗУМУ В РЕЗУЛЬТАТЕ БЫЛА РАЗРАБОТАНА ФИЛОСОФСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ, РАСКРЫТЫ ЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЫШЛЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ, ЧТО ПРИВЕЛО ПОЗЖЕ К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕНЕССАНСА
ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ - СХОЛАСТЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ВЕРА, РАЗУМ, ОПЫТ… ПЬЕР АБЕЛЯР (1079— 1142) — знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Он считал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. Даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.
ФОМА АКВИНСКИЙ философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, «князь философов» , член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал положение о двух путях постижения истины: через откровение и путем научного исследования. Ученый обретал свободу исследования лишь с условием не покушаться на догматы религии. «Собака — зверь. Зверь опасен для человека. Таким образом, собака опасна» .
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
РОДЖЕР БЕКОН (1214 -1294) «Удивительный доктор» — английский философ и естествоиспытатель. Преподавал в университете в Оксфорде. Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами, и схоластике призывал к опытному изучению природы, к разработке оптики, механики ( «практической геометрии» ), астрономии. Целью всех наук считал увеличение власти человека над природой. Свои работы считал подготовительными к фадеева в. н. задуманной им обширной энциклопедии наук. 04. 02. 201 8 30
НИКОЛАЙ ОРЕМ, или НИКОЛАЙ ОРЕЗМСКИЙ (1330 - 1382) католический богослов, епископ, один из наиболее известных французских философов и учёных XIV в. ; его научные труды повлияли на Николая Кузанского, Коперника, Галилея и Декарта; новой для своего времени была идея Орема о том, что движение планет определено не Богом, сотворившим Землю, а равновесием природных сил. фадеева в. н. 04. 02. 201 8 31
НИКОЛАЙ ОРЕМ, или НИКОЛАЙ ОРЕЗМСКИЙ (1330 - 1382) ФИЗИКА: в «Книге о небе и мире» обсуждается вопрос о возможности объяснения суточного вращения небесной сферы вращением Земли вокруг оси. МАТЕМАТИКА: в трактате «Вычисление пропорций» он впервые использовал степени с дробными показателями и фактически вплотную подошёл к идее логарифмов. ЭКОНОМИКА: в трактате «О происхождении, сущности и обращении денег» выдвинул идею о том, что право чеканить деньги принадлежит не суверену, а народу. Тем самым он противостоит растущей тенденции европейских правителей решать свои финансовые проблемы за счёт инфляции. МУЗЫКА: им впервые была предложена схема деления октавы на 12 равных тонов — равномерно темперированная музыкальная шкала.
ДЖОРДАНО БРУНО (1548 – 1600) итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: Ø о том, что звёзды — это далёкие солнца, Ø о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, Ø о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу.
ДЖОРДАНО БРУНО Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение. В 1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Период после падения Римской империи и до X в. иногда называют ТЁМНЫМИ ВЕКАМИ. Тем самым подчёркивают и скудость письменных свидетельств о той эпохе, и определённый регресс в культуре. И всё же именно тогда были изобретены либо существенным образом усовершенствованы и прочно вошли в обиход привычные нам МЫШЕЛОВКА, ОЧКИ, БУМАГА, ПОРОХ, СТАЛЬ, КОНСКАЯ ПОДКОВА, СБРУЯ и СТРЕМЕНА, ШЁЛК, МЫЛО, ВЕТРЯНАЯ И ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦЫ, ТЯЖЁЛЫЙ ПЛУГ, ВИННЫЙ ПРЕСС, КОЛЁСНОЕ ВЕРЕТЕНО и др. Возникают новые материалы и технологии в строительстве. Разрабатываются новые типы гражданской архитектуры: крытый рынок, биржа, склады, больницы и т. д. История многих изобретений почти полностью сокрыта от нас в глубине времён. Неизвестны не только имена изобретателей, но и то, в какой стране, в каком веке произошло то или иное открытие.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в 10 в. распространению подковы ширится использование лошади в сельском хозяйстве появляется тяжелый колесный плуг для глубокой вспашки происходит замена волов на лошадей изобретение лошадиной упряжки, что позволило увеличить тяговую силу в 4 раза начинается производство пороха развивается огнестрельное оружие, что изменило принципы ведения боевых действий разрабатываются и внедряются различные механические устройства (например часовое дело). осваиваются и используются энергетические ресурсы фадеева в. н. 04. 02. 201 8 36
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Изобретение, открытие Область применения Значение изобретения, открытия НИЖНЕБОЙНЫЙ ВОДЯНОЙ ДВИГАТЕЛЬ Горное дело, ремесло, обработка зерна, металла, производство бумаги Облегчение труда людей, увеличение производительности труда. ДОМЕННАЯ ПЕЧЬ Металлургия Улучшение качества и увеличение количества произведенного металла. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ Повсеместно, в быту Более точное определение времени. ЗЕРКАЛО Повсеместно, в быту Украшение помещения, возможность увидеть себя.
ВОДЯНЫЕ ДВИГАТЕЛИ фадеева в. н. В этот период стали активно применять в самых разных областях промышленности ВОДЯНЫЕ ДВИГАТЕЛИ — в производстве сукна и пороха, для дробления руды, откачки воды из шахт и приведения в действие кузнечных мехов. Появились сложные передаточные механизмы, с помощью которых от одного двигателя работали две машины и более. Мельницы стали основным типом двигателя в ремесленном и мануфактурном производстве, и так было до тех пор, пока не создали универсальный паровой двигатель. В руках человека впервые в истории сосредотачивается такая сила: мощность водяных мельниц 04. 02. 201 38 8 достигает 40 – 60 лошадиных сил.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ВРЕМЯ СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ ПЕСОЧНЫЕ часы ВОДЯНЫЕ часы
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Изобретение, открытие ОЧКИ Область применения Значение изобретения, открытия Повсеместно, в быту Исправление зрения. дефектов ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ Военное дело Создание наемного войска КОМПАС, АСТРОЛЯБИЯ, КАРАВЕЛЛА Мореплавание Возможность выхода в открытое море, определение местонахождения корабля, развитие торговли. КНИГОПЕЧАТАНИЕ Образование, культура Быстрое распространение и сохранение накопленных знаний, развитие просвещения и литературы
ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (1397 (1400) — 1468) — НЕМЕЦКИЙ ЮВЕЛИР И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ КНИГОПЕЧАТАНИЯ фадеева в. н. 04. 02. 201 8 41
ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ Библия Гутенберга. В сер. 1440 -х гг. создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру.
УРОВНИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦИАЛЬНАЯ, СВЯЗАННАЯ С ЦЕРКОВЬЮ (ТЕОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ЛИТЕРАТУРА И ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ СВЕТСКАЯ (РЫЦАРСКАЯ, ГОРОДСКАЯ) НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ ü АНТИЦЕРКОВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ, ü НОВЫЕ ГЕРОИ САТИРИЧЕСКОГО ЭПОСА И БАСЕН, ü ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В городе, прежде всего, делала быстрые успехи СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах в ХII-ХIII веках начали появляться так называемые ФАБЛИО, в которых содержались остроумные нападки на феодалов. Много сатирических моментов, направленных против феодалов, содержали и итальянские городские повести — НОВЕЛЛЫ. Особой фривольностью отличалась лирика ВАГАНТОВ (бродячие певцы). ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ: ü ЖИТИЯ СВЯТЫХ üХРОНИКИ üЭПИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ
ОСОБЕННОСТЬ РЫЦАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ВАЖНОСТЬ ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ: v РИТУАЛ, АТРИБУТИКА, СИМВОЛИКА ЦВЕТА, ПРЕДМЕТОВ, ЭТИКЕТ; v ПЫШНОСТЬ РЫЦАРСКИХ ТУРНИРОВ ЧЕСТЬ, ВЕРНОСТЬ, ХРАБРОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО – ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАСТОЯЩЕГО РЫЦАРЯ v v РЫЦАРСКИЙ РОМАН ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ, ТРУВЕРОВ, МИННЕЗИНГЕРОВ v v КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ РЫЦАРСКОГО КУЛЬТ ПРЕКРАСНОЙ КУРТУАЗНОСТЬ ПОКЛОНЕНИЯ ДАМЕ = v РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА
ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ СОХРАНЕНИЕ ПЕРЕЖИТКОВ ЯЗЫЧЕСТВА, ДРЕВНИХ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТОВ o. ПЕРЕДАЧА ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ ПРЕДАНИЙ И СКАЗОК ДРЕВНИХ ВРЕМЁН, ПЕСЕН И ТАНЦЕВ, ТРАДИЦИЙ БЫТА, ПОВЕДЕНИЯ, СУЕВЕРИЙ o Крестьянская культура средних веков была представлена главным образом в виде фольклора. Некоторые исследователи называют ее «смеховой» или карнавальной
АГИОГРАФИЯ - ЦЕРКОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОПИСЫВАЮЩАЯ ЖИТИЯ СВЯТЫХ КАНОНЫ АГИОГРАФИИ v. КЛАССИЧЕСКИЙ НАБОР ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, ПОСТОЯННЫЕ ФОРМУЛЫ ВОСХВАЛЕНИЯ. НЕСОКРУШИМЫЙ ТВЕРДЫЙ ДУХ ГЕРОЯ (МУЧЕНИК, МИССИОНЕР, БОРЕЦ ЗА ХРИСТИАНСКУЮ ВЕРУ); v ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: v МОТИВ ЧУДА, ОТВЕЧАЮЩИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ О СВЯТОСТИ, ЧТО ПРИВЕЛО К ПОЯВЛЕНИЮ «ЛЕГЕНД» : О СВ. ФРАНЦИСКЕ АССИЗСКОМ, «ЗОЛОТАЯ ЛЕГЕНДА» ЯКОВА ВОРАГИНСКОГО; v ЖАНР ВИДЕНИЙ (ВЫСШИЙ СМЫСЛ ОТКРЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО ОТКРОВЕНИЕМ – ВИДЕНИЕМ), КОТОРЫЙ ОТРАЗИЛСЯ ОСОБЕННО В ПОЗДДНЕЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: «РОМАН О РОЗЕ» , «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
КЛЕРИКАЛЬНАЯ ЛИРИКА Берет начало в творчестве ВАГАНТОВ, песни которых были адресованы духовной элите средневекового общества – образованной его части, умеющей ценить поэтическое творчество; песни писали на латыни. Авторы – бродячие клирики, главным образом, недоучившиеся студенты, не нашедшие себе места в церковной иерархии. Ваганты – образованные люди, лично независимые, как бы выпавшие из социальной структуры средневекового общества, материально необеспеченные. Лирика вагантов опиралась на античные и христианские традиции. Поэтическое наследие вагантов: стихи о чувственной любви, кабаках и вине, о грехах монахов и священников, пародии на литургические тексты, льстивых и даже нахальные просительные стихи, религиозные песнопения, дидактические и аллегорические поэмы.
ВАГАНТЫ (от лат. vagantes — бродячие) § ГУГОН «ПРИМАС (СТАРЕЙШИНА) ОРЛЕАНСКИЙ» § АРХИПИИТ § ВАЛЬТЕР ШАТИЛЬОНСКИЙ К к. XIII в. поэзия вагантов сошла на нет из-за репрессий церкви и конкуренции со стороны провансальских трубадуров, французских труверов, немецких фадеева в. н. миннезингеров. 04. 02. 201 8 50
Героический эпос средневековья: «Песнь о Роланде» , «Песнь о Сиде» , «Песнь о Нибелунгах» . Поэзия становится «королевой европейской словесности» : творчество трубадуров, культ «прекрасной дамы» , учёная латинская поэзия, поэзия вагантов, городская литература. СВЕТСКАЯ РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПОЭЗИЯ
РЫЦАРСКИЙ РОМАН ГЕРОЙ стремится к славе, совершает чудесные подвиги: сражается с драконами и колдунами. Сюжет нередко содержит реальные сведения по истории и географии. АВТОР = чаще всего клирик незнатного рода, горожанин или бедный рыцарь. КРЕТЬЕН де ТРУА Артурианский цикл о полумифическом герое Артуре и его 12 рыцарях, которые боролись с англами, саксами и ютами. Легенда о святом Граале = чаше причастия, в которой была собрана кровь Христа. Сказание о любви Тристана и Изольды (из ирландских сказаний). В романе широко представлена сложная символика и аллегории, хотя реалистический элемент тоже присутствует. Первые романы появились во Франции.
ТРУВЕРЫ (фр. Trouvères находить, изображать, сочинять): в широком смысле слова: средневековые французские поэты конца XI — начала XIV в. , слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы); ТРУВЕРЫ иногда являлись лишь авторами произведений, исполнявшихся другими лицами, но очень часто они были жонглёрами или менестрелями, то есть сочинителями и исполнителями одновременно.
Памятник миннезингеру, скульптор — Лоре Фридрих-Гронау, 1965 год МИННЕЗИНГЕРЫ- «певцы любви» , немецкие и австрийские средневековые поэты-музыканты, преимущественно из рыцарского сословия.
ТРУБАДУРЫ средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто МЕНЕСТРЕЛЯМИ
ЛИРИЧЕСКАЯ РЫЦАРСКАЯ ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ Возникла в ПРОВАНСЕ в XI в. , достигнув наивысшего расцвета в последующие два столетия. Это первая светская лирика Средневековья, которая ознаменовала конец господства церковной поэзии. Тематика: рыцарская доблесть, куртуазная любовь. Впервые произведения зазвучали не на латыни, а на народном языке и стали отражать взгляды мирян.
ЛИРИЧЕСКАЯ РЫЦАРСКАЯ ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ Самый известный куртуазный поэт БЕРНАРД де ВЕНТАДОРН Известные трубадуры: БЕРТРАН де БОРН, ПЕЙРЕ ВИДАЛЬ, ГИЛЬОМ де КАБЕСТАНЬ, ГИЛЬОМ IX, герцог АКВИТАНСКИЙ, граф ПУАТЬЕ. Самая известная женщина – сочинительница – герцогиня АКВИТАНСКАЯ АЛЬЕНОРА.
ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПОЯВЛЕНИЕМ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ ОБЩЕСТВА – ГОРОЖАН, ЦЕХОВЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ, КУПЦОВ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ МИР ИНАЧЕ, ЧЕМ КРЕСТЬЯНЕ, ТАК КАК БЫЛИ НЕЗАВИСИМЫ ОТ ЛЮБОЙ ИНОЙ ВЛАСТИ, КРОМЕ МАГИСТРАТА, - ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НОСИТ ВОЛЬНОЛЮБИВЫЙ, АНТИЦЕРКОВНЫЙ ХАРАКТЕР: ПАРОДИИ НА ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ЦЕРКОВНОГО КУЛЬТА И ВЕРОУЧЕНИЯ = «ЛИТУРГИЯ ПЬЯНИЦ» , ВЫСМЕИВАНИЕ РЫЦАРСКОЙ ГЕРОИКИ КОМИЧЕСКИЙ ДВОЙНИК РОЛАНДА, СОЗДАНИЕ ПАРОДИЙНЫХ ЭПОСОВ = «РОМАН О ЛИСЕ» ЖИВОТНЫХ (О ХИТРОВАТОМ ЛИСЕ РЕНАНЕ, ГЛУПОМ ВОЛКЕ ИЗЕНГРИНЕ И ПРОСТОВАТОМ ЛЬВЕ НОБЛЕ), ФАБЛИО ( от фр. «побасенка» ) – КОРОТКИЕ ЗАБАВНЫЕ ИСТОРИИ В СТИХАХ, КОМИЧЕСКИЕ БЫТОВЫЕ РАССКАЗЫ. = ПОВЛЯЕТСЯ
МУЗЫКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ОРГАН ФЛЕЙТА ВОЛЫНКА ШЕН
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА Во время пасхальных и рождественских праздников под сводами собора разыгрывались своеобразные театральные представления, положившие начало жанру так называемой литургической, или духовной драмы. При исполнении хоралов было принято включать диалоги, из которых затем сложились набольшие сценки, перемежающиеся с пением солистов и хора. «Благовещение» Ян ван Эйк. Картина передает впечатление От литургической драмы Missa Aurea
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА: от рождения до распятия Христа. Показывалась в церкви во время праздничных литургий, это был строгий, возвышенный стиль, действие сопровождал хор, текст был латинским.
ПОЛУЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА выделяется из мессы и выходит на паперть и в церковный сад. Разросшемуся действию становится тесно в церкви. Активно подключаются ветхозаветные тексты, апокрифы и жития. Сюжет выходит за рамки высокого жанра, и тогда появляются дьявол и черти, которых играют обычные актеры, и даже жонглеры. Жонглер (фр. jongleur — шутник, забавник). странствующий комедиант и музыкант эпохи раннего Средневековья во Франции. Жонглеры выступали как рассказчики, певцы, музыканты, фокусники, исполнители импровизированных сценок, выражая вольнолюбивый дух народа. С XI в. жонглеры, становившиеся профессиональными исполнителями, сосредоточивались в городах;
МИСТЕРИЯ Это основной театральный образ Средневековья. Мистерия — самая поздняя, но и самая полная форма выражения средневековой театральности. Мистерия вбирает в себя все жанры: литургическую драму, бытовую драму, фарс и соти, миракль и моралите. Наибольшей популярностью пользовались мистерии, посвященные Страстям Господним, а с XV века добавились и исторические сюжеты. Обычно разыгрывались на городских площадях. К середине XVI века мистерии были запрещены почти во всех странах Западной Европы. ВОЗВЕДЕНИЕ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ. СЦЕНА ИЗ МИСТЕРИИ
МИСТЕРИЯ Действие начиналось с пролога, который читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело.
МИРАКЛЬ В XIII веке возникают новые виды религиозных массовых представлений, связанные с чудесами, так называемые миракли. Миракли часто привязывались к определенному месту и культу местного святого. Французские миракли сохранились в большом количестве, потому что Франция осталась страной католической, а католическая церковь приветствовала подобные представления, и они игрались на протяжении многих веков. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРАКЛЯ В ХРАМЕ.
МОРАЛИТЕ Моралите соединение народной театральной традиции и христианской морали. Народные истоки жанра — аллегорическое олицетворение борьбы Лета с Зимой. В моралите принцип олицетворения применяется к христианским добродетелям и грехам. На груди у героев таблички с надписями, в руках атрибуты: Надежда — якорь; Возмездие — меч; Правосудие — весы; Вера — Библия; Совесть — зеркало; Обжорство — баранья нога; Пьянство — бутыль. Актеры поясняют происходящее. КОЛЕСО ФОРТУНЫ – ТИПИЧНЫЙ ЭПИЗОД МОРАЛИТЕ
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ФАРС Фарс берет свое начало в представлениях гистрионов и в комедийных элементах духовных представлений. Но свое наименование получает только после запрещения мистерии в XVI в. Основные исполнители фарса - участники Дурацких корпораций. В фарсе появляются конкретные человеческие характеры, правда, грубо, гротескно очерченные. В основу фарсовых сюжетов кладутся бытовые истории. Здесь высмеивают солдат-мародеров, монахов торговцев индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Фарс очень динамичен — в нем все время прыгают, бегают, дерутся, танцуют, смеются и ругаются. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФАРСА
АКТЕРЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТЕАТРА Гистрион (от лат. histrio — актёр, трагик), вагант — странствующий актёр Средневековья. Был одновременно поэтом, рассказчиком, певцом, лицедеем, музыкантоминструменталистом, танцовщиком, дрессировщиком зверей, циркачом. В Германии это шпильман (от нем. spielmann — играющий человек), во Франции —жонглер, в Англии —менестрель, в Италии и Испании — голиард, гальярд.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА § ВРЕМЯ СОБОРОВ ОСОБЕННОСТЬ: УСТРЕМЛЁННОСТЬ ХРАМА К НЕБУ И ПРОЧНОСТЬ ЕГО ОСНОВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ § § СОБОР «КАМЕННАЯ БИБИЛИЯ» (СКЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ) § ГОСПОДСТВО РОМАНСКОГО ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЕЙ И § ЗАМКИ – КРЕПОСТИ, СОБОРЫ - КРЕПОСТИ
ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – НАСЛЕДНИКИ РИМСКИХ ПОСТРОЕК Центрические в плане Прямоугольные в плане МАВЗОЛЕИ, РОМАНСКИЕ И БАЗИЛИКИ КАПЕЛЛЫ ГОТИЧЕСКИЕ ХРАМЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Крестово-купольные храмы Восточной Европы
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в. ), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА
МАВЗОЛЕИ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Сооружения круглые или восьмиугольные в плане Мавзолей Теодориха, императора остготов, Равенна 453 -526 г. арх. Франк Одо из Меца
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Романские храмы выглядели массивно, прочно и надежно. Строгие, тяжелые наружные формы придавали романскому храму суровый и простой вид. Капелла Карла Великого
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Аббатство Мария Лаах, Германия
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Бамбергский собор Собор в Вормсе
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Собор в Шпейере Собор в Майнце
ГОТИКА — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектуных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный» . Но готика охватывает практически все произведения изобразительно-го искусства данного периода: скульптуру, живопись, книж-ную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА Собор Парижской Богоматери
СОБОР НОТРДАМ 5 4 3 1 - портал 2 - карниз 3 - окно 4 - аркада 5 - башни 2 1
СОБОР НОРТ-ДАМ (ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ) Один из выдающихся памятников средневековой архитектуры, относящихся к шедеврам ранней французской готики. Крестообразная в плане базилика делится внутри на 5 продольных нефов, а на фасаде собора имеется, соответственно, 5 порталов. « Вряд ли в истории архитектуры найдётся страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала, за ними – зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам… Высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа» . В. Гюго
КЕЛЬНСКИЙ СОБОР. Германия. Это крупнейший из готических соборов: его длина 14 м. , а высота – 153 м. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Собор в Милане
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЙМСКИЙ СОБОР – архитектурный памятник зрелой французской готики в г. Реймс. Выделяется гармоничностью композиции, богатейшим скульптурным убранством. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), 1163 - начало XIV в.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Собор св. Вита. Прага
СРЕДНЕВЕКОВАЯ СКУЛЬПТУРА
ОСОБЕННОСТИ СКУЛЬПТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла (аспидов) украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из камня "БИБЛИЮ БЕДНЫХ» .
СРЕДНЕВЕКОВАЯ СКУЛЬПТУРА Рельефы, выполнялись на библейские сюжеты
«Успение Богородицы» . Собор. Страсбург.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ СКУЛЬПТУРА Апостол Петр. Рельеф портала церкви св. Петра в Муассаке. Св. Иосиф. Скульптура главного портала собора в Реймсе
СРЕДНЕВЕКОВАЯ СКУЛЬПТУРА Собор Нотр-Дам
СРЕДНЕВЕКОВАЯ СКУЛЬПТУРА Химеры. Скульптуры фасада собора Парижской Богоматери.
«Осёл читает проповедь волкам» . Скульптура капители. Собор в Парме. К. Слютер. Пророки Даниил и Исайя. Фрагмент «Колодца Моисея» .
Х. Мульчер. Богоматерь с младенцем. Х. Мульчер. Христос-страстотерпец. 1437. Фрагмент. Приходская 1429. Статуя главного портала. церковь. Собор в Ульме.
ГЛАВНЫЕ ФОРМЫ ЖИВОПИСИ: МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ХРАМОВАЯ ЖИВОПИСЬ МОЗАИКА И ФРЕСКА, ИКОНОПИСЬ, КНИЖНЫЕ МИНИАТЮРЫ МОЗАИКА - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. МОЗАИКА В САН АПОЛЛИНАРИЙ НУОВО, РАВЕННА
МОЗАИКИ БАЗИЛИКИ САНТАПОЛЛИНАРЕ ИН КЛАССЕ В РАВЕННЕ
МОНРЕАЛЬСКИЙ СОБОР 12 век
Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции
ФРЕСКА «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах» . Папа Григорий I (590 -604 гг. )
ФРЕСКА Фрески эпохи правления династии Каролингов
РОЖДЕСТВО СВТ. НИКОЛАЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ СЕРБСКАЯ ФРЕСКА.
ФРЕСКИ ИЗ КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА В БАРСЕЛОНЕ, КАТАЛОНИЯ, ИСПАНИЯ
ИКОНОПИСЬ Икона VI в. из церкви Санта Мария Нова , Рим Из собрания Музея средневекового искусства в г. Корча, Республика
ИКОНОПИСЬ Из собрания Музея средневекового искусства в г. Корча, Республика Албания
ВИТРАЖ живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использова-лись синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.
Богородица. Фрагмент витража. 1150. Собор Нотр-Дам. Шартр.
Легенда о Сент-Дени. Витраж. Собор Сент-Этьенна. Бурж.
ВИТРАЖИ
ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ВИТРАЖАХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ
Если в XI веке витраж просто использовался как окно для освещения, то уже в XIII веке он считается предметом украшения внутренней части здания.
РОЗА - КРУГЛОЕ ОКНО В ГОТИЧЕСКИХ ПОСТРОЙКАХ
ИСКУССТВО КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ Искусство книжной миниатюры зародилось в эпоху раннего Средневековья. Украшению книг уделялось огромное внимание. Сами книги помещались в драгоценные оклады, а их страницы расписывались причудливыми узорами, в которые вплеталась характерная для варваров языческая «звериная» и новая христианская символика.
ИСКУССТВО КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ Искусство миниатюры книжной иллюстрации необычайного расцвета достигло еще в эпоху Каролингов. Слово миниатюра происходит от латинского названия киновари - красной краски (лат. minium), которой было принято выделять начало текста. Художникиминиатюристы часто переезжали с места на место, потому школ миниатюры не сложилось, а существовали центры при монастырях.
В к. VIII в. под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. Именно здесь в 781789 гг. по заказу Карла Великого мастер Годескальк выполнил особое Евангелие, где увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 г. и крещение его сына Пипина папой Адрианом I. На пурпурном фоне пергамена мастер четко вывел золотые и серебряные буквы, которые символизируют красоту небес и вечной жизни.
Самой же богатой каролингской рукописью стала знаменитая Утрехтская Псалтирь (IX в. ), названная по месту ее хранения (университет нидерландского города Утрехта). В ней 165 миниатюр, каждая из которых соответствует определенному псалму. На рубеже ХII-ХIII вв. в одном из баварских монастырей была создана и знаменитая Carminа Burana. Сборник был полон миниатюрами, которые окружал орнамент из деревьев и трав разнообразными зверями и птицами.
Переписывали книги (Библию и другие книги священного содержания) в монастырях монахи. Их писали на пергаменте - особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах.
ПЕРЕПИСЬ КНИГ В МОНАСТЫРЕ
ПЕРГАМЕНТ– специально ПЕРГАМЕНТ обработанная телячья шкура
КНИЖНЫЕ МИНИАТЮРЫ Братья Лимбург. «Св. Иоанн на Патмосе» . Страница из «Роскошного часослова Герцога Беррийского» . 1411 -1416. Музей Конде. Шантийи.
К. Виц. «Чудесный улов» . Створка алтаря Св. Петра. 1444. Музей искусства и истории.
РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА
ТУРНИР – СОСТЯЗАНИЕ В СИЛЕ И ЛОВКОСТИ
РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА: ЗАМКИ
РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА: ЗАМКИ
РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА: ЗАМКИ
РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА: ЗАМКИ
РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА: ЗАМКИ
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА 4.pptx