Скачать презентацию ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ВСЦ англ World Council of Скачать презентацию ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ВСЦ англ World Council of

ВСЦ (Соловьев Д.А.).ppt

  • Количество слайдов: 17

ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ [ВСЦ; англ. World Council of Churches], крупнейшая международная христианская организация, основанная ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ [ВСЦ; англ. World Council of Churches], крупнейшая международная христианская организация, основанная в 1948 г. в Амстердаме (Нидерланды)

История ВСЦ был сформирован на базе межхристианского движений «Вера и церковное устройство» и «Жизнь История ВСЦ был сформирован на базе межхристианского движений «Вера и церковное устройство» и «Жизнь и деятельность» . Определенную роль в его создании сыграл и Всемирный альянс для содействия международной дружбе через Церкви. Движение «Вера и церковное устройство» появилось в 1910 г. по инициативе Епископальной Церкви в США. По предложению еп. Ч. Брента специальная комиссия, состоявшая из представителей этой церкви, рассматривала богословские вопросы, имеющие первостепенное значение для объединения различных христианских конфессий. Эта идея была поддержана методистом Дж. Моттом, основателем Всемирной студенческой христианской федерации, и Р. Гардинером. В подготовительной встрече конференции движения «Вера и церковное устройство» , состоявшейся в 1920 г. в Женеве (Швейцария), приняли участие представители 80 Церквей. На 1 -й международной конференции движения в 1927 г. в Лозанне (Швейцария) 400 представителей от православной, протестантской и свободных Церквей обсуждали проблему сходства и различий христианских Церквей. В задачу движения «Жизнь и деятельность» , возникшего после окончания первой мировой войны, входило дать христианскую оценку экономическому, социальному и нравственному состоянию мирового сообщества в послевоенное время и создать условия для предотвращения возможности новой мировой войны. Основатель движения, глава Церкви Швеции архиепископ Н. Сёдерблом, предложил создать международный экуменический совет, для этого на конференцию были приглашены представители от православной и католической Церквей.

Первая конференция с расширенным составом, получившая название «Жизнь и деятельность» , состоялась в 1925 Первая конференция с расширенным составом, получившая название «Жизнь и деятельность» , состоялась в 1925 г. в Стокгольме (Швеция) под девизом: «Доктрина - разделяет, служение - объединяет» . В 1934 г. началась подготовка к очередной конференции «Жизни и деятельности» под рук. Архиепископа Йоркского У. Темпла и Дж. Олдема, основателя Международного миссионерского совета. В июле 1937 г. , накануне конференций движений «Вера и церковное устройство» в Оксфорде (Великобритания) и «Жизнь и деятельность» в Эдинбурге (Великобритания), их представители встретились в Лондоне и приняли решение объединиться во всемирную межхристианскую ассамблею. Представитель США С. Мак-Кри Каверт предложил дать ассамблее название - ВСЦ. Каждое движение направило по 7 представителей в Утрехт (Нидерланды), и в мае 1938 г. был создан Комитет ВСЦ. Председателем комитета был избран Архиепископ Темпл. Комитет занимался разработкой устава и структуры ВСЦ, направил приглашения 196 христианским Церквам. В начале 1939 г. Временный комитет принял решение провести 1 -ю Ассамблею в августе 1941 г. , но этому помешало начало второй мировой войны. С 1940 по 1946 г. комитет продолжал свою деятельность в США, Великобритании и Швейцарии. После окончания войны Временный комитет собирался в 1946 г. в Женеве и в 1947 г. в Бак. Хилсе (шт. Пенсильвания, США). К началу 1948 г. 90 Церквей официально сообщили о решении присоединиться к ВСЦ. В авг. 1948 г. в 1 -й Ассамблее в Амстердаме приняли участие представители 147 Церквей (351 делегат) из 44 стран. На ассамблее были представлены все конфессиональные семьи, за исключением Римскокатолической Церкви.

Оксфордская конференция движения «Жизнь и деятельность» Оксфордская конференция движения «Жизнь и деятельность»

Тема ассамблеи: «Человеческий беспорядок и замысел Божий» . Итогом работы ассамблеи стало принятие устава, Тема ассамблеи: «Человеческий беспорядок и замысел Божий» . Итогом работы ассамблеи стало принятие устава, который впоследствии неоднократно пересматривался, а также были определены условия для вступления во ВСЦ, названы приоритетные направления в деятельности Совета. Обсуждались возможности установления и поддержания связей с др. экуменическими организациями. Декларацию «О природе Совета» решено было выработать позднее. На ассамблее подчеркивалось, что одна из основных задач для Церквей в ХХ в. - это миссионерская и евангелизаторская деятельность. Возникла острая дискуссия между представителями 2 политических систем. В защиту социалистической идеи выступил реформатский богослов Й. Громадка (Чехословакия), против был Дж. Ф. Даллес (буд. гос. секретарь США), представлявший Пресвитерианскую церковь в США, призвавший к уничтожению социализма во всех его формах. В истории ВСЦ эту дискуссию рассматривают как свидетельство того, что никакие политические расхождения не могут служить препятствием для существования содружества христиан, т. к. главное - это добиться согласия в том, что необходимо защищать свободу, и особенно религ. свободу, человека от любых форм тирании и империализма. Ответом на сложившиеся политические реалии стала экуменическая концепция т. н. ответственного общества как альтернативы капитализму и коммунизму. На 2 -й Ассамблее ВСЦ, проходившей в 1954 г. в Эванстоне (Иллинойс, США), присутствовали 502 делегата от 161 Церкви. Тема: «Христос - надежда мира» (Christ - the Hope of the World). На ассамблее велись богословские дискуссии о понимании «христианской надежды» . Европ.

Церкви подходили к проблеме с эсхатологической точки зрения, североамериканцы настаивали на возможности практического решения Церкви подходили к проблеме с эсхатологической точки зрения, североамериканцы настаивали на возможности практического решения «здесь и сейчас» . Были подтверждены призывы 1 -й Ассамблеи защищать религиозную свободу, бороться против расовой дискриминации. Особое внимание было уделено миссионерской работе мирян, которые-должны быть своеобразными «мостами» между миром и Церковью. Тема 3 -й Ассамблеи ВСЦ, состоявшейся в 1961 г. в Нью-Дели (Индия), - «Иисус Христос - свет мира» . В ее работе принимали участие 577 делегатов от 197 Церквей. ВСЦ принял в свои ряды экуменическую организацию Международный миссионерский совет. Совет стал подразделением ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация» . Был изменен «Базис» ВСЦ. Членами ВСЦ стали правосл. Церкви из Вост. Европы: РПЦ, Болгарская Православная Церковь, Польская Православная Церковь, Румынская Православная Церковь. На ассамблее обсуждалась также проблема отношения христианства к другим религиям и возможность диалога с ними, была принята резолюция против антисемитизма. ВСЦ стал больше внимания уделять помощи голодающим, беженцам, жертвам стихийных бедствий и т. д. независимо от их религиозной принадлежности. 4 -я Ассамблея состоялась в 1968 г. в Уппсале (Швеция). На ассамблее присутствовали 704 делегата от 253 Церквей. Тема: «Се, творю все новое» (Behold, I Make All Things New). Перед ассамблеей совместная комиссия представителей Римско-католической Церкви и ВСЦ выработала документ «Кафоличность и апостоличность» .

Кафоличность толковалась как выражение истины и милосердия Христа и Св. Духа, причем полное ее Кафоличность толковалась как выражение истины и милосердия Христа и Св. Духа, причем полное ее осуществление возможно только с пришествием Христа во славе, т. е. кафоличность в экуменическом понимании приобрела и эсхатологическое измерение. На основе этого документа был составлен доклад «Святой Дух и кафоличность Церкви» для обсуждения на ассамблее в Уппсале. В этом докладе кафоличность определялась как качество, через к-рое Церкви выражают полноту и целостность жизни во Христе. Ассамблея отметила, что в деле примирения и консолидации светские институты бывают более эффективны, чем церковные, поэтому Церкви должны приобрести «новую открытость миру» с его «стремлениями, достижениями, неуемностью и отчаянием» . Прозвучал призыв усилить миссионерскую деятельность и расширять диалог с миром. На ассамблее было заявлено о возможности вступления Римскокатолической Церкви во ВСЦ, что так и не состоялось. После обсуждения вопроса о молитвенном служении ассамблея призвала Церкви-участницы изучать молитвенные практики друга. Было принято неск. новых программ и созданы соответствующие комитеты и комиссии: по борьбе с расизмом, по диалогу с представителями др. религий, по «справедливости и служению» , медицинская. В 1971 г. к ВСЦ присоединился Всемирный совет христианского образования (World Council of Christian Education), который получил статус департамента по образованию. 5 -я Ассамблея состоялась в 1975 г. в Найроби (Кения) и собрала 676 делегатов от 285 Церквей. Тема: «Иисус Христос освобождает и объединяет» . Было декларировано, что вера в Триединого Бога и обращение ко Христу тесно связаны с выполнением социально-политических обязательств и активным участием в изменениях экономических и социальных структур на благо человечеству. Ассамблея обратилась с просьбой к Церквам-членам ВСЦ присылать отзывы на документ «Крещение, Евхаристия, служение» , подготовленный комиссией «Вера и церковное устройство» . Работа ассамблеи была направлена на обсуждение принципов создания справедливого, объединенного и устойчивого общества.

6 -я Ассамблея ВСЦ проходила в 1983 г. в Ванкувере (Канада) при участии 847 6 -я Ассамблея ВСЦ проходила в 1983 г. в Ванкувере (Канада) при участии 847 делегатов от 301 Церкви. Тема: «Иисус Христос - жизнь мира» . Среди приоритетных направлений работы ВСЦ ассамблея назвала включение Церквей-членов ВСЦ в процесс признания ответственности за справедливость, мир и целостность творения в мировом сообществе. На ассамблее была проведена т. н. Лимская литургия, составленная М. Тюрианом для пленарного заседания комиссии «Вера и церковное устройство» в Лиме (Перу, 1982), на к-ром был принят окончательный вариант документа «Крещение, Евхаристия, служение» . Этот документ явился попыткой согласовать учения о таинствах разных христианских Церквей. Утверждалось, что Церкви, собираясь вместе в рамках ВСЦ, обогащают традиции друга, что рассматривалось как «экуменическое действие Святого Духа» , направленное на создание новой «экуменической традиции» . Лимская литургия содержала богослужебные элементы, заимствованные из различных христианских традиций, и должна была стать наглядным выражением идей принятого на ассамблее документа «Крещение, Евхаристия, служение» . 7 -я Ассамблея состоялась в 1991 г. в Канберре (Австралия). В ней приняли участие 842 делегата от 317 Церквей. Тема: «Приди, Святой Дух, - обнови все творение» (Come, Holy Spirit, - Renew the whole Creation) была впервые сформулирована как молитвенный призыв ко Св. Духу. Организаторы ассамблеи надеялись, что пневматологический аспект откроет новые перспективы в богословской дискуссии и во взаимном изучении молитвенного опыта. Однако война в Персидском зал. , начавшаяся за 3 недели до открытия ассамблеи, спровоцировала дискуссии о допустимости ведения т. н. справедливых войн. В ходе ассамблеи стало ясно, что экуменическое движение за годы существования так и не достигло единства своих членов по отношению к таким вопросам, как Евхаристия, Священство и природа Церкви. Ассамблея выразила поддержку коренному населению Австралии и обратилась к правительству страны с просьбой вернуть аборигенам отобранные земли

24 июля – 10 августа – VI генеральная ассамблея ВСЦ в Ванкувере, Канада. Работал 24 июля – 10 августа – VI генеральная ассамблея ВСЦ в Ванкувере, Канада. Работал в секции «Шаги к единству»

24 июля – 10 августа – VI генеральная ассамблея ВСЦ в Ванкувере, Канада. 24 июля – 10 августа – VI генеральная ассамблея ВСЦ в Ванкувере, Канада.

VIIIГенеральная ассамблея ВСЦ состоялась с 3 по 14 декабря 1999 г. в Хараре (Зимбабве). VIIIГенеральная ассамблея ВСЦ состоялась с 3 по 14 декабря 1999 г. в Хараре (Зимбабве). По решению ассамблеи, программы ВСЦ по религиозному образованию отныне должны уделять главное внимание работе с православными Церквами. В ходе ассамблеи генеральный секретарь ВСЦ сообщил о подготовке "всеобщего Христианского собора", организованного по принципу Вселенских Соборов, который будет призван "разрешить вопросы, из-за которых церковь разделена". В ходе одного из семинаров была высказана рекомендация о введении в курс богословских учебных заведений всех конфессий предмета, изучающего содомию и вопросы сексуальной ориентации. Результатом активного давления сторонников полигамии на ВСЦ стало решение его руководства принять в свой состав Небесную церковь Христа. В области межрелигиозных отношений руководство ВСЦ должно в будущем направлять церкви в сторону большего "понимания религиозного плюрализма", "дать возможность ВСЦ установить связи с другими религиозными сообществами и иметь представительство в религиозных и межрелигиозных организациях всего мира". Ассамблея обсудила и приняла большой итоговый пакет документов, посвященный проблемам глобальной политики. В вопросе мирового государственного долга ВСЦ выступил с предложением полного прощения долга с одновременным введением жесткого контроля над всеми государствами-должниками. ВСЦ призвал мировое сообщество выработать процедуру решения этой проблемы посредством консультаций со всеми церквами и межконфессиональными организациями, т. е. к включению церквей и межконфессиональных организаций в систему принятия решений на общемировом уровне в структурах Международного валютного фонда и Всемирного банка. На ассамблее было принято решение о создании Специальной комиссии Всемирного Совета Церквей и представителей Православных Церквей для разработки новых структурных форм ВСЦ, которые были бы приемлемы для православных и отражали их экклезиологическое самосознание. IX Генеральная ассамблея ВСЦ проходит с 13 по 23 февраля 2006 г. в Порту-Алегри, Бразилия. Одна из задач, над которыми работают участники Ассамблеи, – выбор нового состава Центрального комитета ВСЦ.

7 -20 февраля – VII генеральная ассамблея ВСЦ в Канберре, Австралия. 7 -20 февраля – VII генеральная ассамблея ВСЦ в Канберре, Австралия.

Новый Центральный комитет Всемирного совета церквей В первом ряду справа — митр. Геннадий Сассимский. Новый Центральный комитет Всемирного совета церквей В первом ряду справа — митр. Геннадий Сассимский. (Константинопольский Патриархат).

6 ноября, X ассамблея Всемирного совета церквей в Пусане выбрала новый Центральный комитет Всемирного 6 ноября, X ассамблея Всемирного совета церквей в Пусане выбрала новый Центральный комитет Всемирного совета церквей, исполнительного органа ВСЦ, а также восемь новых президентов. Одним из новых президентов стал Патриарх Антиохийский Иоанн X. Согласно уставу ВСЦ, президенты обязаны пропагандировать экуменизм в своих регионах. В новый ЦК входят 150 членов, причем ВСЦ подробно подсчитал его процентный состав: женщин 39%, мужчин 61%, молодежь 13%, малые народности 5%, инвалиды 2%. 68% ЦК составляют священнослужители, 32% — миряне. От Русской Православной Церкви в ЦК вошли о. Филарет (Булеков), о. Михаил Гундяев, о. Димитрий Сизоненко, о. Александр Васютин и Маргарита Нелюбова. От других Поместных Церквей: митр. Элпидофор Дурсийский (Константинопольский Патриархат), митр. Геннадий Сассимский (Константинопольский Патриархат), митр. Серафим (Александрийский Патриархат), о. Иаков Халил (Антиохийский Патриархат), еп. Ириней Австралийский и Новозеландский (Сербский Патриархат), митр. Нифонт Тырговиштский (Румынская Церковь), о. Михаил Тита (Румынская Церковь), митр. Василий Констанцский (Кипрская Церковь), еп. Гавриил Диавлейский (Элладская Церковь), еп. Николай (Гика) (Албанская Церковь), о. Артур Алексеюк (Польская Церковь), еп. Александр Толедский (Американская автокефальная церковь). Финская церковь, Церковь Чешских земель и Словакии представлены мирянами. Таким образом, Православная Церковь весьма внушительно представлена в крупнейшей экуменической организации планеты: 26 членами из 150. Порадоваться по этому поводу не получается, поскольку таким образом Православные Поместные Церкви будут нести ответственность за действия и решения ВСЦ до следующей Ассамблеи в 2020 г. В работе ВСЦ не участвуют Иерусалимская, Грузинская и Болгарская Церкви.

Цели и задачи ВСЦ В ст. 1 Устава ВСЦ дается определение «Базиса» - общей Цели и задачи ВСЦ В ст. 1 Устава ВСЦ дается определение «Базиса» - общей богословской основы для Церквей-членов. Первый «Базис» был разработан в Утрехте (1938) и принят на ассамблее в Амстердаме (1948). В нем говорилось, что ВСЦ - содружество Церквей, которые принимают Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Однако не все Церкви-члены были согласны с такой формулировкой, поскольку полагали, что основа для сотрудничества должна иметь ярко выраженный тринитарный характер, а также содержать упоминание о Священном Писании. Новый «Базис» был принят на 3 -й ассамблее в 1961 г. в Нью-Дели и определил ВСЦ как «содружество Церквей, исповедующих Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем согласно Священному Писанию и стремящихся вместе исполнить общее призвание во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа» . На ассамблее в Амстердаме было заявлено также, что ВСЦ не «всемирная Церковь» , к-рая стоит над всеми др. Церквами, а инструмент для достижения христианского единства и осуществления сотрудничества в вопросах, требующих совместных действий. В 1950 г. в Торонто (Канада) ЦК ВСЦ была принята декларация «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» (т. н. Торонтская декларация), в к-рой говорилось, что ВСЦ не является и не должен стать сверхцерковью, а также не может брать за основу деятельности лишь одну концепцию Церкви. ВСЦ стремился показать, что среди его членов есть место для любой Церкви, чья экклезиология не противоречит его «Базису» . Членство во ВСЦ не означает, что каждая церковь должна признавать в др. Церквах, входящих в Совет, «наличие элементов» истинной Церкви. Членство во ВСЦ также не означает принятия единой для всех Церквей доктрины о сущности христианского единства. Хотя Торонтская декларация до сих пор остается одним из основополагающих документов ВСЦ, многие ее положения постепенно морально устаревали, что привело к созданию новой декларации «К общему пониманию и видению ВСЦ» (Towards Common Understanding and Vision of the WСC), представленной в 1998 г. на ассамблее в Хараре. В ней признается, что Церкви-члены ВСЦ не могут утверждать, что они достигли консенсуса в «общем понимании и видении ВСЦ. Главное, что ВСЦ - это содружество Церквей, а не организация или какой-либо церковный институт» .

СТРУКТУРА ВСЦ Высшим руководящим органом ВСЦ является ассамблея, к-рая собирается 1 раз в 7 СТРУКТУРА ВСЦ Высшим руководящим органом ВСЦ является ассамблея, к-рая собирается 1 раз в 7 лет. Ее участниками являются представители всех членов ВСЦ, делегированные церквами и религиозными организациями, обладающие правом голоса. Ассамблея избирает 8 президентов ВСЦ, которые составляют Президиум ВСЦ, и 150 (максимум) членов ЦК (пропорционально численности, конфессиональной принадлежности и географическому положению Церквей). Центральный комитет избирает Генерального секретаря ВСЦ, который является главой исполнительного комитета и руководителем всех административных сотрудников ВСЦ.

Ассамблея 1948 г. создала 12 основных отделов (36 сотрудников), которые находились под контролем генерального Ассамблея 1948 г. создала 12 основных отделов (36 сотрудников), которые находились под контролем генерального секретариата. В 1956 г. на ассамблее в Эванстоне деятельность ВСЦ была распределена между 4 большими подразделениями, каждое из которых имело свои отделы: изучения (Studies) - «Вера и церковное устройство» , «Церковь и общество» , «Евангелизация и миссионерские изучения» ; экуменические действия (Ecumenical Actions) - молодежь, миряне, «Женщины и мужчины в Церкви и обществе» , Боссе экуменический ин-т; межцерковная помощь, беженцы и международные дела (Interchurch Aid, Refugees and International Affairs); информация (Information). Ассамблея в Уппсале (1968) приняла решение изменить структуру «для упрощения и лучшей координации работы» . В 1972 г. во ВСЦ было преобразовано 3 отдела: «Вера и свидетельство» (Faith and Witness); «Справедливость и служение» (Justice and Service) и «Образование и обновление» (Education and Renewal). Каждый отдел работал по специальным программам. Целью такой реорганизации было преодоление разрыва между теорией и практикой. Каждая из единиц имела подъединицы со специальными программами. После ассамблеи в Хараре (1998) деятельность ВСЦ разделена на 4 основных направления, подразделяющиеся на несколько групп (teams): связи (Церковь и экуменические связи, межрелигиозные связи и диалог, международные связи, религ. связи и разделение ресурсов); проблемы и темы (образование и экуменическое формирование, вера и устройство, справедливость, мир и творение, миссия и евангелизация); коммуникации (общедоступная информация, публикации и документы); финансы, службы и администрация.