2_Pervobytnoe_ob-vo_nasledie.ppt
- Количество слайдов: 52
Всемирное культурное наследие Наследие эпохи первобытного общества
Памятники Всемирного культурного наследия, связанные в первобытной эпохой • Стоянка синантропа, Китай, 1987 г. (критерии III, VI) • Петроглифы в Валь-Камонике, Италия, 1979 г. (критерии iii, vi) • Мегалитические сооружения Стоунхендж и Эйвбери, Англия, 1986 г. (критерии i, iii) • Пещера Ляско, Франция, 1979 г. (критерии i, iii) • Пещера Альтамира, Испания, 1985 г. (критерии i, iii) • Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп, расположены на территории нескольких стран: Швейцария, Франция, Италия, Австрия и Словения, 2011 г. (критерии ii, iv).
Периодизация истории первобытного общества • Палеолит (каменный век): -Нижний (древний) - 1. 5 - 1 млн лет. до н. э. -Средний - 100 - 40 тыс. лет до н. э. -Верхний - 40 - 12 тыс. лет до н. э. • Мезолит (средний каменный век) - 12 - 6 тыс. лет до н. э. • Неолит (новый каменный век) - 7 - 4 тыс. лет до н. э. • Энеолит - 5 - 3 тыс. лет до н. э. • Бронзовый век - 3 - 1 тыс. лет • Железный век - 1 тыс. лет до н. э.
Синантроп • Синантроп ( «китайский или пекинский человек» ) - форма (вид или подвид) рода Homo, близкая к питекантропу, однако более поздняя и развитая. • Был обнаружен в Китае, (провинция Шаньдунь), отсюда и название • Жил около 600 - 400 тыс. лет назад, в период оледенения. • Стоянка синантропа включена в Список ЮНЕСКО в 1987 г. (критерии III, VI)
История находки • Первый череп синантропа был обнаружен в гротах Чжоукоудяня близ Пекина • Время находки 1923 г. • Раскопки проводили немецкие археологи при финансировании Рокфеллера • В ходе которых было найдены останки 40 особей, около 100 тыс. каменных орудий. • Весь обнаруженный материал исчез во время Второй мировой войны при пересылке в США. • Сейчас в музее синантропа представлен только 1 череп • Примерный возраст синантропа из Чжоукоудяня — 770 тыс. лет (± 80 тыс. лет)
Пещера Чжоукоудянь и реконструкция образа синантропа
Зарождение первобытного искусства • Зарождение относят к позднему палеолиту ок. 33 тыс. лет до н. э. • Отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников • Тесно связано с первобытными мифологическими воззрениями, • Основано на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тотемизме (культе животного - прародителя рода); было элементом магических обрядов.
• Характерной чертой палеолитического искусства является яркий, стихийный реализм • Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 -18 -е тыс. до н. э. ). • Распространение - Сибири до Западной Европы
Последовательность появления жанров первобытного искусства • • • Примитивные жилища из костей; каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда; общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; • искусство орнамента.
Основные виды первобытного искусства • Наскальная живопись • Первобытная мегалитическая архитектура • Первобытная скульптура
Основные типы мегалитических построек • Дольмены • Менгиры • Кромлехи
Дольмены • Обычно представляют собой составленные из каменных плит четырехугольные сооружения, к которым присоединятся иногда длинные или короткие галереи. • Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и предметов (керамика, украшения, топоры). • Могут являться как отдельно стоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций. • Распространены в Западной Европе, на юге России, северо-востоке Кавказа, в северной Африке, Иране и Индии.
Менгиры • Представляют собой вертикально врытый в землю каменный столб. • Высота варьируется от 0, 80 до 20 метров. • Их функции не вполне ясны • Ученые полагают, что они не являлись надгробиями, а, возможно, были разновидностью святилищ • Наиболее известна аллея менгиров у Карнака в Бретани, во Франции, состоящая из 3000 камней
Кромлехи • Так называют ансамбли менгиров, стоящих обычно кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами, лежащими сверху • Иногда встречаются менгиры, собранные в прямоугольник
Стоунхэндж • Каменное мегалитическое сооружение типа кромлех • Включает 82 мегалита весом по 5 т. , диаметр – 90 м. • Расположен в Англии, в 130 км от Лондона, в графстве Уилтшир • Был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. вместе с Эйвбери (критерии i, iii) • Время создания около 3020 -2910 гг. до н. э.
Эйвбери • археологический комплекс, относящийся к эпохам позднего неолита и ранней бронзы • Культовый объект, состоящий из мегалитических гробниц и святилищ. • Находится в графстве Уилтшир (ок. 130 км от Лондона)
• Время создания с 2100 по 1650 гг. до н. э. • Состоит из огромного кромлеха площадью в 11, 5 га диаметром более 350 м • Окружён рвом и валом • Включает ок. 100 каменных столбов, каждый весом до 50 тонн. • Имел 3 входа
Кромлех в Эйвбери
Петроглифы • Рисунки, надписи и другие изображения, высеченные на камне
Петроглифы Валь - Камоники • Долина Валь-Камоника расположена в южноальпийских регионах провинции Ломбардия между провинициями Брешия и Бергамо (Италия). • Здесь находится крупнейшее собрание петроглифов в Европе — всего около 300 тысяч. • Наиболее ранние рисунки относятся к периоду от верхнего палеолита (6000 г. до н. э. ) • В конце 1950 -х гг. сообщение о петроглифах опубликовал археолог Эммануэль Анати, проводивший здесь раскопки.
• Петроглифы Валь-Камоники украшают стены пещер и отдельные песчаниковые глыбы на протяжении нескольких десятков километров • Это наиболее богатая коллекция петроглифов в мире • Общее число обнаруженных здесь петроглифов достигает 170 тысяч • Самые древние из здешних петроглифов были высечены, по-видимому, 8000 лет назад. • Самые «молодые» петроглифы выполнены в римский период, I в. н. э. • Изображают преимущественно сцены охоты
Наскальная живопись • Первые наскальные рисунки относятся к эпохе палеолита • Расположены преимущественно в пещерах. • Использовались краски из органических красителей (растения, кровь), древесный уголь, минералы • Как правило, рисунки выполнялись с учётом объёма, перспективы, цвета скальной поверхности • Вся первобытная живопись создавалась в соответствии с культами. • Основные сюжеты – сцены охоты, изображение животных, человека • Преобладающие цвета – черный, красный, коричневый, желтый • В конце бронзового и начале железного века появляется так называемый «звериный стиль»
Пещера Ляско – «сикстинская капелла наскального искусства» • Расположена в департаменте Дордонь на юге Франции, в долине р. Везер (Аквитания, Ю-В Франции) • Стены пещеры покрывают живописные и гравированные рисунки • Точная датировка затруднена, ориентировочно XVIII —XV тыс. до н. э. • Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками • С 1948 г. открыта для туристских посещений • Внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 г. (критерии i, iii)
• Длина пещеры ок. 250 м при средней высоте в 30 м. • С 1970 -х годов началось создание репродукции части пещеры. • Она была открыта для широкой публики в 1983 г. (Ляско II). • Пещера состоит из нескольких залов: «ротонда» , «зал быков» , «кошачий лаз» , «апсида» , «колодец» и др. • Изображение бизонов, быков, зубров, лошадей, хищных животных, оленей, есть изображения человека • Использована полихромная техника живописи (минеральные краски)
Охрана пещеры Ляско • Пещера была случайно обнаружена 12 сентября 1940 года четырьмя подростками, сообщившими о своей находке учителю • В 1948 г. пещера открыта для посещения туристов • В 1955 г. были замечены первые признаки повреждения изображений • В 1957 г. в Ласко установили первую систему для восстановления атмосферы и стабилизации температуры и влажности
• 1960 г. из-за избытка углекислого газа, высокой температуры и искусственного освещения появились повреждения ( «зеленая болезнь» ) • В 1963 г. Андре Мальро, министр по делам культуры Франции, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики. • С 1965 по 1967 гг. процесс восстановления прежних климатических условий в пещере • в 1983 г. для посещения была открыта пещера Ласко II с копиями рисунков.
• В 2002 г. министерство культуры Франции создало «Международный исследовательский комитет по пещере Ласко» , который должен следить за сохранностью пещеры. • Реставрация пещеры частично финансировался государством (Франция) и департаментом Дордонь.
План пещеры Ляско
Изображение быков из пещеры Ляско
Изображение человека и быка из пещеры Ляско
Изображение лошади из пещеры Ляско
Пещера Альтамира – «столица пещерной живописи» • Пещера в Кантабрийских горах (Испания), где найдены образцы наскальной живописи эпохи позднего палеолита (эпоха Мадлен, XV-X тыс. до н. э. ) • Обнаружена в 1868 г. • Первые исследования провел испанский археолог Марселино де Саутуола в 1875 г. • Включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 г. (критерии i, iii)
• Пещера Альтамира тянется под землёй почти на 380 м • Основные изображения расположены в «главном зале» недалеко от входа • Изображения быков, лошадей, кабанов, оленей, горных козлов и бизонов • Росписи исполнены яркими минеральными красками (охра, марганец и др. ), которые смешивались с водой или животным жиром и были нанесены на естественные неровности стен • Высокая степень достоверности изображенных животных
Охрана пещеры Альтамира • В 1977 г. пещера была закрыта на реставрацию из-за угрозы разрушения рисунков • В 1982 г. пещера вновь открыта для посещения, но был ограничен вход (до ~20 чел. в день). • В 2002 году, после обнаружения плесени на рисунках в главном зале, пещера была закрыта для посещений. • В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, рядом с пещерой, были открыты копии панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры (Альтамира II). • Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии.
Бизон из пещеры Альтамира
Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп • Возраст построек - V — I тыс. до н. э. • Расположены на территории нескольких стран: Швейцария (в 15 кантонах), Франция, Италия, Австрия и Словения. • Время существования с 5000 до 500 гг. до н. э. • Особенность расположения - большинство жилищ в настоящее время скрыты под водой, некоторые расположены на берегах озер и рек, в болотистых местностях. • Всего во время раскопок было найдено 56 построек, относящихся к 30 различным культурам эпохи неолита, бронзового и начала железного века • В 2011 г. 111 доисторических свайных поселений в окрестностях Альп были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (критерии ii, iv).
Первобытная скульптура • Рельефы • Круглая скульптура • Наиболее распространенный тип скульптуры – изображение женщины, так называемые «палеолитические венеры» • Основной материал – камень, реже – кость • Характерная черта палеолитического искусства — его наивный реализм
Венера из Виллендорфа (Австрия, верхний палеолит)
Леопарды, наскальный рельеф из Феццане (Ливия), неолит
Костенки – наследие первобытного искусства в России • Костенки – село в Воронежской обл. • 1696 г. – донесение Петру I о находке большого количества костей под Воронежем • 1717 г. Петр I «повелел в Костенску и в других городах и уездах губернии… приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных» . • 1979 г. – в Костенках открыт музей • 1991 г. Костенковский музей получил статус «музей-заповедник»
• На территории Костенок обнаружено около 80 первобытных стоянок • Возраст – от 50 до 15 тыс. лет тому назад • Жилища из костей мамонта, многочисленные произведения искусства (росписи), женские статуэтки ( «палеолитические венеры» ), утварь, орудия, украшения, оружие.
Изображение животных из Костенок
Обитеталь Костенок и костенковская «венера»
«Венера» из Костенок
Музей в Костенках
Мамонт. Костенки
2_Pervobytnoe_ob-vo_nasledie.ppt