Скачать презентацию Возрождение — историческая эпоха между средневековьем и Новым Скачать презентацию Возрождение — историческая эпоха между средневековьем и Новым

2012_1 курс_Возрождение с проторен.ppt

  • Количество слайдов: 87

Возрождение - историческая эпоха между средневековьем и Новым временем, наступившая в XV – XVII Возрождение - историческая эпоха между средневековьем и Новым временем, наступившая в XV – XVII веках в странах центральной и западной Европы. Термин «Возрождение» , Ренессанс (фр. Renaissanse, итал. Rinascimento) возник в среде флорентийских поэтов, художников, знатоков древности. Ренессансом называли постепенные изменения в духовной жизни Западной Европы. Его впервые употребил известный живописец и архитектор, историк искусства эпохи Возрождения в своем знаменитом труде «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (первое изд. 1550 г. XVI в. ) Джорджо Вазари (1512 – 1574 гг. ).

В эпоху Просвещения – Вольтер, Деламбер, Кондорсе видели в Возрождении начало себя и своей В эпоху Просвещения – Вольтер, Деламбер, Кондорсе видели в Возрождении начало себя и своей культуры и такой взгляд как на источник и исток западноевропейской культуры. Переход к культуре Нового времени включает в себя два великих движения – ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЮ одно – – светское, другое - религиозное.

Хронологические рамки Возрождения Проторенессанс или Предвозраждение XIII – в. (двухсотые годы дученто и XIV Хронологические рамки Возрождения Проторенессанс или Предвозраждение XIII – в. (двухсотые годы дученто и XIV вв. ) (трехсотые годы – треченто). Раннее Возрождение XV вв. (кватроченто). – Высокое Возрождение с конца. XV в. по – XVI в. (чинквиченто) (20 -40 - е гг. ). . Позднее Возрождение с 30 -х г. XVI в. – Кризис возрожденческих идей совпадает с развитием и расцветом Северного Возрождения (Реформации) в Германии, на севере Франции, в Нидерландах и в Англии.

Родина РЕНЕССАНСА – Флоренция. 1293 г. – принята первая республиканская Конституция, разделение властей и Родина РЕНЕССАНСА – Флоренция. 1293 г. – принята первая республиканская Конституция, разделение властей и т. п. , Флоренция – торговый и промышленный; цеховая организация общества – не только ремесленников, но и врачей, аптекарей, юристов, нотариусов – то есть лиц интеллектуального труда. Флорентийские банкиры – одни из самых богатых. Великие географические открытия. Развитие естественных наук повлияли на формирование научного мировоззрения. Произошло изменение предметного мира: изобретение часов, стекла, зеркала; применение водяных и ветряных мельниц; рождение огнестрельного оружия.

Основные признаки культуры Возрождения Переход от теоцентической картины (где средоточие всего Бог) на антропоцентрическую Основные признаки культуры Возрождения Переход от теоцентической картины (где средоточие всего Бог) на антропоцентрическую (где средоточие всего - человек). Возрожденческая модель мира восходит к античности. Центральным событием мира является человек – творец.

Характеристика культуры Возрождения ¯ Возвращение к жизни классической древности, признание античности высшей культурной ценностью; Характеристика культуры Возрождения ¯ Возвращение к жизни классической древности, признание античности высшей культурной ценностью; в ней нашли опору гуманисты в своем стремлении построить светскую антропологическую культуру; ¯ Так называемое «открытие мира и человека» , что предполагает СЕКУЛЯРИЗАЦИЮ КУЛЬТУРЫ, (лат. saecuiaris – мирской, светский) – процесс вытеснения религиозной культуры мира научно-рациональной;

¯ Ориентация на чувственно-реальную картину мирав которой на первый , план выдвигается человек. & ¯ Ориентация на чувственно-реальную картину мирав которой на первый , план выдвигается человек. & Художник – мастер, демиург - творец уподоблял себя Богу. ¯ Основные черты культуры Возрождения: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ГУМАНИЗМ ИНДИВИДУАЛИЗМ

ГУМАНИЗМ ВОЗРОЖДЕНИЯ это сфера гуманитарной науки (Studia humanitatis – гуманитарные науки). Впервые в этот ГУМАНИЗМ ВОЗРОЖДЕНИЯ это сфера гуманитарной науки (Studia humanitatis – гуманитарные науки). Впервые в этот период вводится деление наук на естественнонаучные и гуманитарные. &Гуманизм Возрождения выдвинул на первый план человека его природную красоту и духовное , самоутверждение в мире. &Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек» , человек-созидатель, энциклопедист. Разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом &Для Возрождения характерен культ красоты , прежде всего красоты человека.

 Первой личностью эпохи Возрождения считается Данте. Алигьери(1265 – 1321). Он является пограничной фигурой Первой личностью эпохи Возрождения считается Данте. Алигьери(1265 – 1321). Он является пограничной фигурой старой – средневековой и новой – возрожденческой культурой. Основателем ренессансного гуманизма считают Франческо Петрарку (1304 – 1374). Его перу принадлежат философские трактаты, биография «Письмо к потомкам» , но главное – любовная лирика, так называемый «новый сладостный стиль» : «На жизнь мадонны Лауры» , «На смерть мадонны Лауры» .

Возрождение выдвигает новые идеи во всех областях. Леон Батист Альберти –математик, философ – проповедовал Возрождение выдвигает новые идеи во всех областях. Леон Батист Альберти –математик, философ – проповедовал право человека на счастье, активную деятельность, пишет « 10 книг о зодчестве» . Лоренцо. Валла-итальянский гуманист. Приверженец философии и этики Эпикура, которую противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков.

Пико Делла Мирондола– в речи «О достоинстве человека» говорит о праве человека на счастье, Пико Делла Мирондола– в речи «О достоинстве человека» говорит о праве человека на счастье, достоинстве личности, считает, что время - следует посвящать труду и активной деятельности К. Салютатипишет в трактате «О фатуме, фортуне и случае» (1396 -1399), что доблесть сильнее фортуны.

Леонардо да Винчи (1452 -1519) – художник, механик, сторонник проверки всего опытным путем. Опыт Леонардо да Винчи (1452 -1519) – художник, механик, сторонник проверки всего опытным путем. Опыт – для него основа любого естественнонаучного исследования. Никколо. Маккиавелли(14691527) – Его труд «Государь» – в качестве образца – Чазаре Борджиа. Государь не должен «отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо» .

Эразм Ротердамский (1469 -1536) «Похвала глупости» , 1509. Человек – мера состояния мира. Эразм Эразм Ротердамский (1469 -1536) «Похвала глупости» , 1509. Человек – мера состояния мира. Эразм видит добродетели в свободе и ясности духа, в миролюбии, воздержании, здравом смысле, образованности, простоте. Николай Коперник (1473 -1543)польский ученый, астроном и мыслитель – в 1542 г. восстановил в своем труде «О вращении небесных сфер» совершенно забытую идею гелиоцентризма.

Нострадамус – Мишель Нотр Дам (1503 -1566), врач и предсказатель. Иоганн Гуттенберг 1440 – Нострадамус – Мишель Нотр Дам (1503 -1566), врач и предсказатель. Иоганн Гуттенберг 1440 – изобрел печатный станок.

Появляются социальные утопии Томас Мор «Утопия» ; Томмазо Кампанелла «Город Солнца. Большинство выдающихся деятелей Появляются социальные утопии Томас Мор «Утопия» ; Томмазо Кампанелла «Город Солнца. Большинство выдающихся деятелей Возрождения были одаренными во многих областях науки и искусства. Титанами. Энциклопедистами.

Ð Характерные черты культуры Возрождения: Ð Универсализм титанизм, стремление к полноте бытия, – приводил Ð Характерные черты культуры Возрождения: Ð Универсализм титанизм, стремление к полноте бытия, – приводил к гедонизму, выдвигая на первый план – удовольствие, наслаждение земным бытием. Получил распространение нигилизм и аморализм и авантюризм. Ð Возрождение – элитарная культура. Гуманисты презрительно относились к «толпе» , черни. . . С одной стороны заботились о народе, национальном языке и т. п. , с дугой стороны – народ для них - толпа. Ð Превозносился материально-телесный аспект культуры. Ð Возрожденческий индивидуализм отразился на всех слоях тогдашней культуры и, в частности, эстетика Ренессанса навсегда осталась в глаза культурного европейского общества как ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКАЯ

Проторенессанс или Предвозрождение 12 -14 вв – Данте. Алигьери(1265 – 1321). В 1292 г. Проторенессанс или Предвозрождение 12 -14 вв – Данте. Алигьери(1265 – 1321). В 1292 г. он пишет повесть «Новая жизнь» , где описывает свою любовь к Беатриче. Его основной труд – «Божественная комедия» (132 Джотто(1266 – 1337 художник )-

Раннее Возрождение Черты Раннего Возрождения Ð Изменились средства художественной выразительности, среди них главными стали Раннее Возрождение Черты Раннего Возрождения Ð Изменились средства художественной выразительности, среди них главными стали линейная перспектива и реалистическая трактовка человеческого тела. Франческо Петрарка, Боккаччо, (литература), Донателло, Вероккьо, Боттичелли (живопись, скульптура).

Появляются теоретические произведения в музыке, живописи. Л. Б. Альберти – написал «Десять книг о Появляются теоретические произведения в музыке, живописи. Л. Б. Альберти – написал «Десять книг о зодчестве» , используя работы римского теоретика архитектуры Витрувия. А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» .

Франческа Петрарка (1304 – 1374) Его перу принадлежат философские трактаты, биография «Письмо к потомкам» Франческа Петрарка (1304 – 1374) Его перу принадлежат философские трактаты, биография «Письмо к потомкам» , но главное – любовная лирика, так называемый «новый сладостный стиль» : «На жизнь мадонны Лауры» , «На смерть мадонны Лауры» . Джованни Боккаччо (1313 – 1375) «Декамерон » «десятидневник» .

Донателло (1386 -1466) скульптора – «Давид» Мазаччо (1401 -1428) фрески. – Первым применил в Донателло (1386 -1466) скульптора – «Давид» Мазаччо (1401 -1428) фрески. – Первым применил в живописи законы перспективы открытые Ф. Брунеллески.

Филиппо. Брунеллески (1377 -1446) архитектор – обращение к античному ордерному зодчеству, закон перспективы, один Филиппо. Брунеллески (1377 -1446) архитектор – обращение к античному ордерному зодчеству, закон перспективы, один из создателей стиля барокко. Сандро Боттичелли (1447 – 1510) «Весна» , «Рождение Венеры» .

Высокое Возрождение. Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Джордано Бруно, Никколо Макиавелли, Леонардо да Винчи, Высокое Возрождение. Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Джордано Бруно, Никколо Макиавелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти Меценатство. Леонардо да Винчи (1452 – 1519 – ) «Мона Лиза» (Джоконда» ), «Мадонна Литта» , «Мадонна Бенуа» , «Святой Иероним» , «Дама с горностаем» . Его триумф - фреска «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта-Мария делла Грацие. Трактаты о законах перспективы и пропорций «Трактат о живописи» (1498) .

Рафаэль Санти (1483 – 1520) фрески в Ватиканском дворце «Афинская школа» , «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти (1483 – 1520) фрески в Ватиканском дворце «Афинская школа» , «Сикстинская мадонна» .

Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) фрески в Сикстинской капелле «Страшный суд» , скульптура: «Давид» Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) фрески в Сикстинской капелле «Страшный суд» , скульптура: «Давид» , «Гробница Медичи» , «Пьета» , «Скрючившийся мальчик» . Микеланджело свойственны титаническая героика, трагедийность и величавость.

Позднее Возрождение c 30 х годов XVI в. Эпоха великих живописцев и скульпторов. Идеи Позднее Возрождение c 30 х годов XVI в. Эпоха великих живописцев и скульпторов. Идеи Возрождения получают распространение Венеция и Рим. Тициан (1480 – 1576) – “Святой Себастьян”, “Кающаяся Магдалина”, “Даная”, “Портрет Карла V Габсбурга» . Веронезе (1528 – 1588) – «Тайная вечеря» . Джорджоне Тинторетто (1518 – 1594), (1476 – 1510) Венеция «Чудо святого «Юдифь» , Марка» «Спящая Венера» .

Корреджо (1494 -1534), «Поклонение пастухов» , «Юпитер и Ио» . Бенвенуто Челлини У Тициана Корреджо (1494 -1534), «Поклонение пастухов» , «Юпитер и Ио» . Бенвенуто Челлини У Тициана в Венеции учился Эль Греко – грек с острова Крит-(15411614)

Северное Возрождение. Реформация. Германия и Швейцария. Альбрехт Дюрер (14711528) немецкий художник, гравер и рисовальщик; Северное Возрождение. Реформация. Германия и Швейцария. Альбрехт Дюрер (14711528) немецкий художник, гравер и рисовальщик; «Тайная вечеря» , цикл гравюр «Апокалипсис» …, «Автопортрет» Лукас Кронах Старший (1472 -1553) художник «Бегство в Египет» .

Нидерланды Иероним. Босх (ок. 1450 -1516 ) «Сад наслаждений» , «Воз сена» , «Семь Нидерланды Иероним. Босх (ок. 1450 -1516 ) «Сад наслаждений» , «Воз сена» , «Семь смертных грехов» . Питер Брейгель Старший (1525 -1569) «Крестьянская свадьба» , «Охотники на снегу» , «Возвращение стада» , «Битва Масленицы и Поста» , «Избиение младенцев в Вифлееме» , иллюстрации к народным пословицам и поговоркам и др.

Эразм Роттердамский (1496 -1536) – писатель, гуманист, автор «Похвалы глупости» Эразм Роттердамский (1496 -1536) – писатель, гуманист, автор «Похвалы глупости»

Англия. Томас Мор (1478 -1535) «Утопия» , Джозеф Чосер (ок. 1340 -1400) – «Кентерберийские Англия. Томас Мор (1478 -1535) «Утопия» , Джозеф Чосер (ок. 1340 -1400) – «Кентерберийские рассказы» . Вильям Шекспир (1564 -1616 ) трагедии «Гамлет» , «Отелло» , «Кроль Лир» , «Ромео и Джульетта» , комедии «Укрощение строптивой» , «Двенадцатая ночь»

Испания Мигель де Сервантес (1547 -1616 – испанский ) гуманист и писатель «Хитроумный идальго Испания Мигель де Сервантес (1547 -1616 – испанский ) гуманист и писатель «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» . Лопе де Вега(15621635)– «Сабака на сене» , «Овечий источник» - всего более 1500 литературных произведений.

Эль Греко (1541 -1614)– живописец. Диего. Веласкес(15991660), живописец «Фрейлины» , «Портрет папы Иннокентия X» Эль Греко (1541 -1614)– живописец. Диего. Веласкес(15991660), живописец «Фрейлины» , «Портрет папы Иннокентия X» , «Венера с зеркалом» .

Франция Франсуа Рабле (ок. 1494 -1553) французский писательсатирик. «Гаргантюа и Пантагрюэль» . Пьер Ронсар Франция Франсуа Рабле (ок. 1494 -1553) французский писательсатирик. «Гаргантюа и Пантагрюэль» . Пьер Ронсар (1524 -1585) поэт. Мишель де Монтень (1533 -1592) «Опыты» , положившие начало новому европейскому жанру – эссеистике (от фр. Essai - опыт).

Ренессанс дал миру выдающихся деятелей искусства и общественной мысли, новый взгляд на мир. Период Ренессанс дал миру выдающихся деятелей искусства и общественной мысли, новый взгляд на мир. Период противоречий и контрастов, свойственных любой новой эпохе. . Возрождение – переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья.

РЕФОРМАЦИЯ Реформация (от лат. reformatio - преобразование) - широкое общественное движение в Западной и РЕФОРМАЦИЯ Реформация (от лат. reformatio - преобразование) - широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе 16 в. ; носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Началась в Германии с выступления М. Лютера. Идеологи реформации выдвинули тезисы, фактически отрицающие необходимость католической церкви, ее иерархии, а также духовенства вообще; единственным источником религиозной истины провозгласили Священное писание, отвергнув католическое Священное предание; требовали "дешевой церкви" и отрицали права церкви на земельные богатства; отрицали непорочное зачатие девы Марии, святых, ангелов, поклонения иконам, мощам и др. реформация положила начало протестантизму.

Протестантизм лат. Protestatio - заявление) - одно из (от трех основных направлений христианства (наряду Протестантизм лат. Protestatio - заявление) - одно из (от трех основных направлений христианства (наряду с католицизмом и православием. Наиболее важные положения: человек спасается только верой, (идея личного религиозного переживания, а не выполнение обряда). она (вера) обретается только через милость Божию и не зависит ни от каких «заслуг» человека, ибо не люди, а лишь Бог знает истинную цену «добрых дел» ; (против индульгенций) только Священное писание, слово Божие, является авторитетом в делах веры

Протестантизм в искусстве v Строгий аскетический характер богослужения сделал излишними усилия художников и архитекторов Протестантизм в искусстве v Строгий аскетический характер богослужения сделал излишними усилия художников и архитекторов по украшению храмов. Протестантские ценности и образ жизни, сосредоточенные на труде и молитве, исключали нарядность, декоративность, фантастическую приподнятость. Согласно протестантизму художественная образность, эмоции, вызываемые искусством - греховны. Во время правления пуритан (в Швейцарии, в Англии) "развратительные зрелища", особенно театр, подвергались гонениям и запретам. v Некоторым исключением являлась музыка. Лютеранское богослужение допускало звучание органа и других инструментов, сопровождавших пение.

Назад ┘ Назад ┘

Цикл фресок капеллы Арена в Падуе (капелла. Скровеньи ) 1304 -1306 Падуя. Капелла Скровеньиалл Цикл фресок капеллы Арена в Падуе (капелла. Скровеньи ) 1304 -1306 Падуя. Капелла Скровеньиалл Арена Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Полиптихдля Санта Мария дель Кармине в Пизе Назад 1426 Неаполь. Национальная галерея Каподимонте Предыдущая Полиптихдля Санта Мария дель Кармине в Пизе Назад 1426 Неаполь. Национальная галерея Каподимонте Предыдущая стр. ┘

Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция) 1424 -1425 Флоренция. Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция) 1424 -1425 Флоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла. Бранкаччи Предыдущая стр. Назад ┘

Сцены из жизни Петра. Чудостатире Фрагмент о. Предыдущая стр. Назад ┘ Сцены из жизни Петра. Чудостатире Фрагмент о. Предыдущая стр. Назад ┘

Изгнание из рая. Фрагмент. Предыдущая стр. Назад ┘ Изгнание из рая. Фрагмент. Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. 1546 Назад ┘ Предыдущая стр. 1546 Назад ┘

Предыдущая стр. ок. 1514 Назад ┘ Предыдущая стр. ок. 1514 Назад ┘

Предыдущая стр. 1555 Назад ┘ Предыдущая стр. 1555 Назад ┘

Предыдущая стр. ок. 1510 Назад ┘ Предыдущая стр. ок. 1510 Назад ┘

Предыдущая стр. 1570 Назад ┘ Санк Петербург Государственный Эрмитаж Предыдущая стр. 1570 Назад ┘ Санк Петербург Государственный Эрмитаж

Предыдущая стр. 1554 Мадрид. Прадо Назад ┘ Предыдущая стр. 1554 Мадрид. Прадо Назад ┘

1530 Назад ┘ Флоренция Палаццо Пити Палатинская Предыдущая стр. 1530 Назад ┘ Флоренция Палаццо Пити Палатинская Предыдущая стр.

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. ок. 1585 Назад ┘ Предыдущая стр. ок. 1585 Назад ┘

Предыдущая стр. 1580 Назад ┘ Предыдущая стр. 1580 Назад ┘

Предыдущая стр. 1559 -1560 Назад ┘ Предыдущая стр. 1559 -1560 Назад ┘

Предыдущая стр. 1578 Музей Метрополитен, Нью-Йорк Назад ┘ Предыдущая стр. 1578 Музей Метрополитен, Нью-Йорк Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. 1583 -1587 Скуола ди Сан-Рокко Венеция , Назад ┘ Предыдущая стр. 1583 -1587 Скуола ди Сан-Рокко Венеция , Назад ┘

Предыдущая стр. 1570 Назад ┘ Предыдущая стр. 1570 Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. 1494 Назад ┘ Предыдущая стр. 1494 Назад ┘

Предыдущая стр. 1513 Назад ┘ Предыдущая стр. 1513 Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. 475 -1480 Мадрид. Прадо Назад ┘ Предыдущая стр. 475 -1480 Мадрид. Прадо Назад ┘

Предыдущая стр. 1475 -1480 Сен-Жермен-ан-Лэ Городской музей. Назад ┘ Предыдущая стр. 1475 -1480 Сен-Жермен-ан-Лэ Городской музей. Назад ┘

Предыдущая стр. 1475 -1480 Мадрид. Прадо Назад ┘ Предыдущая стр. 1475 -1480 Мадрид. Прадо Назад ┘

Предыдущая стр. 1500 Мадрид. Прадо Назад ┘ Предыдущая стр. 1500 Мадрид. Прадо Назад ┘

Предыдущая стр. 1490 -1500 Нидерланды Назад ┘ Предыдущая стр. 1490 -1500 Нидерланды Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. 1610 Музей Метрополитен, Нью-Йорк Назад ┘ Предыдущая стр. 1610 Музей Метрополитен, Нью-Йорк Назад ┘

Предыдущая стр. 1577 -1579 Назад ┘ Предыдущая стр. 1577 -1579 Назад ┘

Предыдущая стр. 1575 Назад ┘ Предыдущая стр. 1575 Назад ┘

Предыдущая стр. ОК. 1567 Назад ┘ Предыдущая стр. ОК. 1567 Назад ┘

Предыдущая стр. Назад ┘ Предыдущая стр. Назад ┘

Предыдущая стр. ок. 1648 Назад ┘ Предыдущая стр. ок. 1648 Назад ┘

Предыдущая стр. 1629 Назад ┘ Предыдущая стр. 1629 Назад ┘

Предыдущая стр. 1618 Назад ┘ Предыдущая стр. 1618 Назад ┘

Предыдущая стр. 1620 Назад ┘ Предыдущая стр. 1620 Назад ┘