Renaissance.ppt
- Количество слайдов: 155
ВОЗРОЖДЕНИЕ (фр. Renaissance) переходный этап от Средневековья к Новому времени (XIV – XVI вв. )
Условия формирования культуры Возрождения: v Развитие капиталистических отношений (мануфактуры, банки, международная торговля, буржуазия и наёмные рабочие) v Рост городов, их политическая независимость и соперничество v Великие географические открытия v Развитие науки v Возвращение произведений античного искусства (раскопки, переводы) и интерес к древним восточным и античным учениям v Возрождение итальянской национальной идеи Римского государства и римского духа
Наука, техника, географические открытия: XIII в. Распространение очков. Механические часы. 1320. Пороховые пушки. 1347. Университет в Праге. 1350 -е. Развитие доменных печей. 1364. Университет в Кракове. 1365. Университет в Вене. 1389. Бумажная фабрика в Нюрнберге. 1400 -1410. Индустрия хлопка. 1431. Открытие Азорских островов. 1440 -1467. Н. Кузанский: учение о совпадении противоположностей, максимуме и минимуме ( «всё во всём» ). 1445. Открытие островов Зеленого Мыса. 1492 -1504. Экспедиция Х. Колумба.
Наука, техника, географические открытия: 1498. Васко да Гама по пути в Индию огибает мыс Доброй Надежды. 1510. Хенлейн: часы с пружинным приводом. 1513. Кабрал открывает Тихий океан. 1519 -1521. Ф. Магеллан: первое кругосветное плавание. 1540. Бирингуччо: «О пиротехнике» . Ретик: первое изложение коперниканской системы. 1543. Н. Коперник: «Об обращениях небесных сфер» (гелиоцентризм). 1546. Г. Агрикола: «Геология и минералогия» . Дж. Фракасторо: способы передачи инфекции. 1580. Дж. Делла Порта: «О физиогномике» . 1582 -1585. Дж. Бруно: «О причине, начале и едином» , «О бесконечности вселенной и мирах» , «О безмерном» и др. 1582. Реформа календаря (папа Григорий XIII). 1588. Т. Браге: полная гелио-геоцентрическая система мира. 1580. Г. Галилей: «О движении» . 1596. И. Кеплер: «Космографическая тайна» .
НАТУРФИЛОСОФЫ И УЧЕНЫЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Николай Коперник 1473 -1543 Джордано Бруно 1548 -1600 Николай Кузанский 1401 -1464
НАТУРФИЛОСОФЫ И УЧЕНЫЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Иоганн Кеплер 1571 -1630 ученый Тихо Браге 1546 -1601 ученый Галилео Галилей 1564 -1642 основоположник современной науки
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Никколо Макиавелли, 1469 -1527 Томас Мор, 1478 -1535 Жан Боден, 1529 -1596 Гуго Гроций, 1583 -1645 Томазо Кампанелла, 1568 -1639
Венеция Флоренция Венеция Соперничество городов привело к их развитию во всех сферах культуры. Сложилась концепция идеального города. Города приобрели свой неповторимый облик и славу.
Рим Пиза Флоренция Сиена
Значение термина «Возрождение» v XIV в. – восстановление классической «золотой изящной латыни» (гуманисты); v XIV в. – новый период в истории культуры в сравнении с предшествующими «темными веками Средневековья» (Франческо Петрарка); v XV- XVI вв. – «возвращение блеска древностям» , «воскрешение древнего мира» (гуманисты) и «возрождение античности» (Джорджо Вазари) v XVIII-XIX вв. – «возрождение человека» , «эпоха гуманизма» (просветители).
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ИТАЛЬЯНСКОГО И СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ v Гуманизм v Секуляризация (обмирщение) v Возрождение древних (в первую очередь античных) идей v Синтез античности и христианства v Синтез культур (искусства, философии, религии и науки) v Эстетизм – «чрезвычайный вкус к искусствам» Дж. Вазари «Портрет Лоренцо Медичи»
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИЗМА (лат. humanus – «человеческий» ) : v. Природа – божественна (пантеизм), она есть носительница гармонического разумного начала, а Человек – её самое совершенное проявление v Человек есть Личность – самоценная, свободная, универсальная и творчески активная, не зависимая от сословной иерархии v. Любовь и Благо - основы человеческих отношений
ИТАЛИЯ – РОДИНА ВОЗРОЖДЕНИЯ Выгодное географическое положение делает Италию посредницей в торговле между Востоком и Европой, сосредоточивает в руках итальянских купцов огромные капиталы. Купцы превращаются в банкиров. Быстро растет благосостояние городов, развивается культура. Именно итальянские города, основанные еще в Античности, сохранили много памятников античной культуры: здания, статуи и пр.
СТАНОВЛЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА XIV в. - появление «studia humanitas» - наук, «изучающих человеческое» , в отличие от «studia divina» - «изучения божественного» . Те, кто занимается «изучением человеческого» , получают название гуманистов (поэзия, риторика, этика, история, философия). XV в. – появление группы мыслителей, занимающихся теоретической и практической деятельностью, способствовавшей «развитию человеческого духа и возвышению человека» . XVI в. – развитие прогрессивного движения среди интеллигенции и распространение гуманистических идей в педагогике, морали, науке, астрологии, религии, эстетике.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКИХ ГУМАНИСТОВ Ø создание греческих школ и кафедр для изучения греческого языка и наследия Ø переводы с греческого и восточных языков древнего наследия с комментариями Ø создание библиотек Ø коллекционирование античных древностей и создание музеев Ø создание философских, этических, эстетических и религиозных произведений на тему «Человека» Ø преподавательская деятельность Ø создание художественных школ, в которых преподавались философия (для развития гуманистических идей) и науки – геометрия, механика, оптика, анатомия (для развития реалистических приемов в искусстве)
ИТАЛЬЯНСКИЕ ГУМАНИСТЫ Франческо Петрарка (1304 – 1374) Колюччо Салютати (1331 – 1406) Лонардо Бруни (1370 – 1444) Поджо Браччолини (1380 – 1459) Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472) Лоренцо Валла (1407 – 1457) Марсилио Фичино (1433 – 1499) Пико делла Мирандола (1463 – 1494) Франческо Патрици (1529 – 1597) Пьетро Помпонацци (1462 – 1525)
Лоренцо Валла Леон Баттиста Альберти Франческо Петрарка Пико делла Мирандола Данте Алигьери Пьетро Помпонацци
П. делла Мирандола «Речь о достоинстве человека» : «Тогда согласился бог с тем, что человек – творение неопределённого образа, и, поставив его в центр мира, сказал: «Не даём мы тебе, Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению» .
СПЕЦИФИКА ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ: I. Интерес к земной природе человека II. Идеализация человека III. Введение реалистических приёмов IV. Элитарность V. Универсализм личности Тициан «Адам и Ева»
Джорджоне «Сельский концерт» Ок. 1508 -1510
Тициан «Обольстительные женщины» Рафаэль «Портрет Маргариты Лути» 1518
II. ИДЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА, его обожèние: возвышение до уровня Бога Итальянские мастера стремятся выявить в человеке самые лучшие, возвышенные качества – ум, любовь, доброту, достоинство, волю. Рафаэль «Портрет Балдасаре Кастильоне»
Эти качества облагораживают внешний облик человека Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком»
Всё частное, конкретное возводится к обобщенным, идеальным формам и типам: Рафаэль «Донна Велата» Леонардо да Винчи «Джоконда»
Образ Мадонны с Младенцем наиболее точно передает христианский (возвышенный) и земной идеал любви Боттичелли «Мадонна на троне» Рафаэль «Мадонна дель Грандука»
Фра Бартоломео «Мадонна с младенцем» Андреа Мантенья «Мария со спящим младенцем»
Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем» Андреа Соларио «Мадонна с зеленой подушкой»
Леонардо да Винчи Бернардино Луини «Мадонна с Младенцем. Фрагмент» «Мадонна Литта»
Микеланджело «Мадонна Питти» Антонио Корреджо «Поклонение пастухов. Фрагмент Мадонна»
Калокагатия – гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека Леонардо да Винчи «Эскиз головы Христа»
III. Введение реалистических приёмов в искусстве: àобъем, «материализация» образов àлинейная и воздушная перспектива àантропометрия àфизиогномика àреальные цвета àвведение пейзажа и «земных» деталей Андреа Мантенья «Мария с младенцем»
àЛинейная перспектива: изображение трёхмерного предмета на плоскости с помощью геометрического метода центральной проекции (из выбранной точки пространства мысленно проводятся лучи ко всем точкам предмета). Мазаччо «Троица»
Метод линейной перспективы позволяет создать иллюзию пространственной глубины, фотографичности изображения. Джорджоне «Поклонение волхвов»
Воздушная перспектива – метод передачи удаления предметов путем смягчения очертаний, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета, вызванных воздействием воздушной среды на предметы Леонардо да Винчи «Бахус»
Рафаэль «Мадонна с короной» Джованни Беллини «Св. Иероним, читающий на природе»
Витрувианский человек Леонардо да Винчи àАнтропометрия: применение научных методов измерения человеческого тела в искусстве Микеланджело Буонарроти «Всемирный потоп» . Фреска Сикстинской капеллы
àФизиогномика – искусство выражения характера и мыслей человека в чертах лица и формах тела Мазаччо «Чудо со статиром» Леонардо да Винчи «Красавица с повязкой»
Карло Кривелли «Мария Магдалина» и «Св. Иоанн Креститель» Антонелло да Мессина «Се человек» Фра Анджелико «Снятие с креста» Андреа Мантенья «Мария»
àРеалистичный колорит: Тициан «Не прикасайся ко мне!» 1520 Пьеро ди Козимо «Портреты Джулиано и Франческо Гамберти да Сангалло» 1485
àВведение пейзажа и «земных» деталей: Якопо Бассано «Лето»
IV. Элитарность (фр. «elite» – лучший, отборный): искусство для элиты философичность символичность и аллегоричность сосредоточенность в городах (городских соборах, дворцах, виллах, музеях)
Микеланджело Гробницы Джулиано и Лоренцо Медичи во Флоренции
Паоло Учелло «Портрет молодого человека» Доменико Гирландайо «Портрет Джованны Торнабуони» Пизанелло «Портрет принцессы из дома Эсте»
Философичность произведений: требуют интеллектуальной подготовки Рафаэль «Парнас» Микеланджело «Сон человеческой жизни» Ок. 1533
Рафаэль Санти «Афинская школа» : фреска «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце 15081509
ТОЛКОВАНИЕ: Интерьер античного храма, заполненный античными философами и учеными – представителями «семи свободных искусств» . На переднем плане слева – представители Грамматики, Арифметики и Музыки (Пифагор, Архимед, задумавшийся Гераклит-Микеланджело). Справа – представители Геометрии и Астрономии (Эвклид, Птолемей и Зороастр). Это первый уровень знания, необходимый, чтобы приступить к философии: ступенью выше собрались представители Риторики и Диалектики. В центре композиции, над всеми остальными философами, глава Академии Платон (Леонардо) и глава Лицея Аристотель. Воздетым перстом Платон, величественный старец, указывает на небо – направление космологической мысли, восходящей от видимого мира к его идеальному первоначалу. Молодой Аристотель энергичным жестом простирает руку к земле – материальному началу. Каждый говорит: «Вот где истина!» И всегда найдутся ленивые циники, чтобы высмеять человеческое усилие, подобно Диогену, который нагло развалился у ног двух великих мыслителей, на лестнице, ведущей к храму мудрости.
Символичность: каждая деталь картины полна скрытого смысла Венера изображает Сладострастие Умеренность переливает жидкость из одного кувшина в другой Андреа Мантенья «Триумф Добродетели» Многие пороки в человеко-зверином облике Вооруженная копьем Минерва прогоняет пороки из сада Добродетели Уныние, влекомое Леностью, изображено без рук – намек на его неспособность что-либо производить Гибрид человека и обезьяны представляет Ненависть, Обман и Коварство Фигура с короной Невежество
Использование аллегорий – конкретных образов, олицетворяющих отвлеченные понятия Сандро Боттичелли «Венера и Марс» : Любовь побеждает Войну
Тициан Вечеллио «Аллегория времени, управляемого разумом»
V. Универсализм и титанизм (лат. «universalis» – всеобщий и греч. «titanis» грандиозный, невозможный для обычного человека): v философская идея о совпадении минимума (человека) и максимума (Вселенной) (Н. Кузанский) v выражение идеи о всеобщей гармонии Природы, Бога и Человека, ее грандиозного масштаба v разносторонность личности Творца Микеланджело «Сотворени е Адама»
Многообразие талантов Личности: Леонардо да Винчи – ученый и конструктор
Хронология итальянского Возрождения 1. Проторенессанс: XIII в. (дученто) и XIV в. (треченто) 2. Раннее Возрождение: нач. XV в. – 80 -е гг. XV в. (кватроченто) 3. Высокое Возрождение: 80 -е гг. XV в. – сер. XVI в. (чинквиченто) 4. Позднее Возрождение: конец XVI в. (новоченто)
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОТОРЕНЕССАНСА СКУЛЬПТУРА АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ ЛИТЕРАТУРА Никколо Пизано Арнольфо ди Камбио Джотто ди Бондоне Джованни Пизано Никколо Пизано Дуччо ди Буонинсенья Данте Алигьери Арнольфо ди Камбио Пьетро и Амброджо Лоренцетти Симоне Мартини Пьетро Каваллини
Никколо Пизано Баптистерий в Пизе
Палаццо Веккьо Флоренция Арнольфо ди Камбио Собор Санта-Мария дель Фьоре Флоренция
Дуччо ди Буонинсенья (1260 – 1318) «Маэста» . Алтарь сиенского кафедрального собора. Сцена: Мария с младенцем на престоле, ангелами, святыми и фигурами апостолов в Аркадии. 1308 -1311
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАННЕГО РЕНЕССАНСА АРХИТЕКТУРА: Филарете Леон Батиста Альберти Филиппо Брунеллески Микелоццо ди Бартоломмео Бенедетто да Майяно Ломбардо Палаццо Вендрамин Колерджи
Схема типичного дворца эпохи Возрождения: ØЧеткое деление на этажи с подчеркнутыми горизонталями карнизов, создающими ощущение равновесия. Первый этаж отделан грубым рустом, а верхние – более гладкими, хорошо подогнанными другу к другу плитами. ØСтены второго и третьего этажей украшены парными окнами. Узкие высокие окна, объединенные арочной дугой, украшены медальонами. ØВерх здания обрамляет сильно выступающий карниз с консолями, явно указывающий на подражание античной классике. Л. Б. Альберти Палаццо Ручеллаи во Флоренции
Купол Брунеллески
Леон Батиста Альберти Церковь Сант-Андреа в Мантуе 1472 -1494 Никколо Пизано Восточный фасад Кафедрального собора в Пизе
ЖИВОПИСЬ: v Мазаччо v Паоло Учелло v Доменико Гирландайо v Андреа делла Вероккьо v Пьеро делла Франческа ( «Воины» 1443) v Филиппо Липпи v Фра Беато Анджелико v Перуджино v Пинтуриккьо v Андреа Мантенья v Сандро Боттичелли
С. Боттичелли «Весна»
Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов. Деталь» Фра Анджелико «Скорбящая Мария»
«Изгнание из рая» Томмазо Мазаччо «Поклонение волхвов»
ЛИТЕРАТУРА: v. Франческо Петрарка (и Лаура) v. Джованни Боккаччо «Декамерон»
СКУЛЬПТУРА: v. Донателло v. Бенвенутто Челлини v. Лоренцо Гиберти ( «Врата рая» )
Работы Донателло
Скульптура приобретает самостоятельное значение (портрет, памятник) Андреа дель Верроккьо «Лоренцо Великолепный» Донателло «Конный памятник кондотьеру Гаттамелате»
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Рафаэль Санти Микеланджело Буонарроти Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» и «Мадонна с младенцем и Св. Анной»
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Рафаэль «Св. Катерина» Рафаэль «Мадонна Каупера»
Микеланджело Буонаротти Сикстинская капелла
Фрагменты потолка Сикстинской капеллы
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ СКУЛЬПТУРА Микеланджело Буонарроти АРХИТЕКТУРА Микеланджело Буонарроти Антонио да Сангалло Донато Браманте Андреа Палладио
Микеланджело «Давид» Микеланджело «Пьета»
Донато Браманте Церковь Санта Мария делла Грацие Часовня Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро
Сан Джованни дель Фиорентини. Рим Санта Мария Лорето. Рим Антонио да Сангало
Собор Св. Петра в Риме Купол Микеланджело
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЖИВОПИСЬ Тициан Вечеллио Паоло Веронезе Якопо Тинторетто «Кающаяся Магдалина»
Тициан «Наказание Марсия» 1570
Якопо Тинторетто «Рождение Млечного пути» Конец 1570 -х гг.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ маньеристы: Якопо Понтормо Джулио Романо Пармиджанино Джованни Баттиста Россо Доменико Беккафуми «Мадонна с длинной шеей»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАНЬЕРИЗМА Маньеризм (от итал. maniera – манера, прием, художественный почерк) – течение в европейском искусстве 16 века, отразившее кризис гуманистического ренессансного мировоззрения в виде поиска новых, часто экстравагантных форм выражения смятенного, раздвоенного, иногда иррационального воспринятого мира.
Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром» Фьорентино. Россо «Моисей спасает дочерей Иофора»
Ирреальные портреты, Джузеппе Арчимбольдо составленные из декоративных элементов
Позднее Возрождение в Италии с его противоречиями и поисками новых форм в искусстве подготовило переход к эпохе барокко Федерико Бароччи «Эней, Анхиз и Асканий покидают Трою» 1596
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XV - XVI вв. ) Германия Нидерланды Франция Швейцария Англия Испания Рогир ван дер Вейден «Поклонение волхвов»
ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Ø Ø Ø Ø Опосредованная связь с античной культурой Значительное влияние средневековой готики. Готика преобладает над античностью. Связь культуры с идеями Реформации и Крестьянского движения Религиозный гуманизм Формирования буржуазной культуры Преобладание национальных особенностей в художественной культуре Народный характер духовной культуры. Связь с фольклорными традициями
ВЛИЯНИЕ ГОТИКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Религиозная тематика искусства, использование Библейских сюжетов Питер Брейгель «Вавилонская башня»
ВЛИЯНИЕ ГОТИКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Цель искусства – дать непосредственное мистическое созерцание предметов веры в чувственных формах. Донаторы созерцают Мадонну, словно являющуюся им во плоти, так что у зрителя не остается сомнений в подлинности этого чуда: Ян ван Эйк «Мадонна канцлера Ролена»
ВЛИЯНИЕ ГОТИКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Особое внимание к теме греховности, порочности, слабости человека Иероним Босх «Корабль дураков»
И. Босх Столешница с изображением семи смертных грехов
ВЛИЯНИЕ ГОТИКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Тема воздаяния, Страшного Суда как предупреждение человеку Иероним Босх «Ад»
ВЛИЯНИЕ ГОТИКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Одухотворенность и возвышенность образов Альбрехт Дюрер homo» «Ecce
ВЛИЯНИЕ ГОТИКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ v. Нервозность, напряженность изображений (изломанный ритм поз, жестов, складок одежд, S-образный силуэт) П. Брейгель «Слепцы»
ВЛИЯНИЕ ГОТИКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Нарушение законов перспективы, пропорций, масштабов, когда это необходимо для структурирования пространства Ханс Мемлинг «Страсти Христовы»
ВЛИЯНИЕ ГОТИКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Гротеск, преувеличение, заострение как художественные приемы для выделения наиболее значимых черт образа И. Босх «Несение креста»
ВЛИЯНИЕ ГОТИКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Влияние придворнорыцарской позднеготической культуры Альбрехт Дюрер «Рыцарь, Смерть и Дьявол»
ВЛИЯНИЕ ГОТИКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Детализация, описательность, перенагруженность композиции Иероним Босх «Сады земных наслаждений»
Питер Брейгель Старший «Путь на Голгофу»
СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ С ИДЕЯМИ РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio – преобразование) XVI в. В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ: ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЕ АНТИФЕОДАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ выражает интересы и идеологию буржуазии + РЕЛИГИОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ за обновление и очищение католической Церкви
МАРТИН ЛЮТЕР (1483 – 1546) 31 октября 1517 г. вывесил для обсуждения на воротах Виттенбергской церкви « 95 тезисов против индульгенций» .
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат. indulgentia – снисходительность, милость) – грамота об «отпущении грехов» , выдаваемая от имени Папы Римского католической Церковью верующим за какие-либо заслуги перед Церковью (паломничество, имущественное пожертвование, деньги) благодаря «избыточной святости» своих деятелей. Покупая индульгенцию, человек ОСВОБОЖДАЕТ СЕБЯ ОТ ВНУТРЕННЕГО ПОКАЯНИЯ!
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМАЦИИ XVI ВЕКА БЮРГЕРСКО- НАРОДНОЕ: КОРОЛЕВСКО- БУРЖУАЗНОЕ: Мартин Лютер, КНЯЖЕСКОЕ Жан Кальвин анабаптисты Томас Мюнцер (перекрещенцы) Ульрих Цвингли
РЕФОРМАТОРЫ ВЫСТУПАЛИ ПРОТИВ: v экономического и политического влияния католической Церкви; v индульгенций; v посредничества Церкви в общении человека с Богом; v монашества; v большинства таинств и обрядов католической Церкви; v дороговизны обрядов; v инквизиции; v продажности и безнравственности многих католических деятелей.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМАЦИИ 1. Появление ПРОТЕСТАНТИЗМА – третьего направления внутри христианства. 2. Более глубокое усвоение народом христианской веры (благодаря переводам Библии, проповедям). 3. Утверждение буржуазной идеологии и морали. 4. Ускоренный социально-экономический прогресс в странах, пошедших по пути Реформации.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМАЦИИ 5. Заложены основы гражданского общества (благодаря независимости церковных общин от государства). 6. Развитие науки. 7. Ограничение развития церковного искусства. 8. Отражение новых идей в светском искусстве. 9. Контрреформация 16 – 17 вв.
Ограничение развития церковного искусства Протестантизм переносит внимание верующего с культа и обрядности на проповедь и личную веру, тем самым отвергая значение художественной образности. Во время иконоборческих бунтов 1566 и 1578 годов кальвинисты особенно рьяно уничтожали статуи святых: натуралистическая телесность ярко раскрашенных, чуть ли не живых «истуканов» приводила ненавистников «римского идолопоклонства» в неистовую ярость.
ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestantis – возражающий, несогласный) – общее название различных христианских вероучений и сект, возникших в результате Реформации 16 в. и в последствии, а именно:
НАПРАВЛЕНИЯ И СЕКТЫ ПРОТЕСТАНТИЗМА § англиканская церковь (наибольшее сходство с католицизмом) – ок. 70 млн. § лютеранство (от «Лютера» ) – ок. 75 млн. § кальвинизм (от «Кальвина» ) – ок. 45 млн. § меннонизм (от «Менно Симонса» - основателя) – ок. 500 тыс. § баптизм (от греч. «погружаю в воду, крещу» ) – ок. 75 млн. § методизм – ок. 30 млн.
НАПРАВЛЕНИЯ И СЕКТЫ ПРОТЕСТАНТИЗМА § «Армия спасения» - ок. 2 млн. § квакеры (от англ. «трясуны» ) – ок. 200 тыс. § «пятидесятники» - ок. 50 млн. § мормоны (от «пророка Мормония» ) – ок. 3 млн. § адвентисты (от лат. «пришествие» ) – ок. 5 млн. § «Свидетели Иеговы» - ок. 4 млн.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОТЕСТАНТИЗМА: § § § § избранность к Спасению в раю учение о спасении «личной верой в искупительную жертву Христа» «всеобщее священство» упрощение культа, отказ от многих обрядов и таинств основа культа – чтение Библии и проповедь проповедник выбирается или нанимается общиной трудовая этика Методистская церковь в Екатеринбурге
ТРУДОВАЯ ЭТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА КАК ОСНОВА БУРЖУАЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ v единственный способ стать угодным Богу – выполнение человеком своего профессионального призвания, т. е. физический и духовный мирской труд v стремление к успеху v рационализм – точное знание своих целей и сознательное их достижение v методическое регламентирование всего жизненного уклада v систематический самоконтроль
ТРУДОВАЯ ЭТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА КАК ОСНОВА БУРЖУАЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ vсамообладание и сдержанность vсмирение, но не пасование перед сложностями vаскеза как отрицание чувственного наслаждения жизнью vдобрые дела на благо других vбережливость vнабожность
Ян Госсарт «Портрет канцлера Жана Карондле» Рогир ван дер Вейден «Портрет Филиппа де Круа» Жан Эй «Мария Магдалина и заказчица картины» Реформационное движение сформировало РЕЛИГИОЗНЫЙ ГУМАНИЗМ: акцент на благочестие как основное качество человека
ФОРМИРОВАНИЕ БУРЖУАЗНОЙ КУЛЬТУРЫ: размышления о месте человека в мире, ограниченном его практическим жизненным горизонтом Питер Брейгель Младший «Зимние развлечения»
НАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ, СВЯЗЬ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец» «Страна лентяев»
Питер Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста»
Лимбурги «Роскошный часослов герцога Беррийского»
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: НИДЕРЛАНДЫ В начале XV века в Нидерландах рождается национальная художественная школа со свойственным ей чувством единства человека и природы. Гертген тот Синт Янс «Иоанн Креститель в пустыне»
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: НИДЕРЛАНДЫ Иероним Босх Питер Брейгель Старший Робер Кампен Ян ван Эйк Рогир ван дер Вейден Петрус Кристус Ханс Мемлинг Гертген тот Синт Янс Герард Давид Квентин Массейс Иоахим Патинир Ян Госсарт Лукас ван Лейден и др. «Сорока на виселице»
Питер Брейгель Старший «Охотники на снегу»
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: НИДЕРЛАНДЫ Голландские живописцы первыми стали изображать пространство не как часть мироздания, но как среду человеческого обитания, принадлежащую персонажам картин. Среда – это часть пространства, выкроенная по мерке конкретного человека. Петрус Кристус «Св. Элигий»
Нидерландские художники стремятся воплотить в своей живописи домашний уют во всех его деталях и мелочах (даже в религиозных сценах). Рогир ван дер Вейден «Благовещение»
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: НИДЕРЛАНДЫ Для нидерландской живописи характерна созерцательная сосредоточенность, не требующая напряжения при восприятии картины. Рогир ван дер Вейден «Смерть Св. Иоанна Крестителя» . Алтарь св. Иоанна Крестителя
Переход в Нидерландах около 1420 года к масляной живописи позволил изображать действительность во всех ее нюансах, достоверно, «физически ощутимо» Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
Изобретение голландских художников – портреты, представляющие модель не на абстрактном фоне, а в помещении, иногда с кусочком пейзажа за окном. Рогир ван дер Вейден «Портрет мужчины, читающего письмо» Петрус Кристус «Портрет Эдварда Гримстона» Петрус Кристус «Портрет девочки»
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ГЕРМАНИЯ М. Грюневальд «Распятие, деталь» В искусстве Германии XV-XVI вв. проявились отголоски готики Стефан Лохнер «Страшный суд»
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ГЕРМАНИЯ Писатели-мистики XIII-XIV вв. также дали богатый материал художникам последующих столетий. Матеус Грюневальд «Искушение Св. Антония»
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ГЕРМАНИЯ Ядром немецкого национального характера становятся усердие и чувство семейной, корпоративной, сословной и государственной зависимости, воспринимавшейся как добродетель, что и отражается в формирующейся буржуазной культуре. Ханс Хольбейн Младший «Купец Георг Гиз»
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ГЕРМАНИЯ v Лукас Мозер v Конрад Виц v Ганс Мульчер v Стефан Лохнер v Мартин Шонгауэр v Альбрехт Дюрер v Лукас Кранах Старший v Альбрехт Альтдорфер v Матеус Грюневальд (или Матис Готхардт) v Ханс Хольбейн Младший «Распятие» . Деталь
Альбрехт Дюрер «Христос среди книжников» «Автопортрет»
«Юдифь с головой Олоферна» Лукас Кранах Старший (1472 -1553) «Венера и купидон»
Ханс Хольбейн Младший (1497 -1543) «Анна Клевская» «Бонифациус Амербах» «Генрих VIII» «Астроном Николас Кратцер»
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ГЕРМАНИЯ В конце XIV в. в Германии была изобретена ксилография (тиражируемая гравюра на дереве), что сделало религиозные образы доступными каждому в любой момент. Это соответствовало протестантской идеологии о необходимости личного прочтения Библии каждым верующим. Гравюры Альбрехта Дюрера
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ФРАНЦИЯ К 1447 г. англичане были изгнаны из Франции. Патриотический подъем, охвативший страну во времена Жанны д’Арк, повлиял на расцвет культуры. В архитектуре – это эпоха дворцового строительства.
Замок Кло-Люсе, в котором провел последние годы своей жизни Леонардо да Винчи при дворе Франциска I.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ФРАНЦИЯ Скульптура занимает более важную роль, чем живопись: церковная и дворцовая скульптура, надгробия, фонтаны, статуэтки. Скульптуры Жана Гужона
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ФРАНЦИЯ Во французском искусстве хорошо чувствуются рамки художественного этикета (условного языка), отражающего этикет поведения: чувства выражаются в позе, движении, мимике, ритме речи. Неизвестный художник школы Фонтенбло
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ФРАНЦИЯ Широкое распространение во Франции получила книжная миниатюра:
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ФРАНЦУЗСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ v Франсуа Рабле (писатель) v братья Лимбурги v Жан Фуке v Жан Клуэ v Франсуа Клуэ v Жан Эй v Жан Гужон (скульптор) v Жермен Пилон (скульптор) Жан Клуэ короля Франциска I» «Портрет
«Этьен Шевалье и Св. Стефан» Жан Фуке (1420 -1481) «Строительство готического собора» Миниатюра с изображением Карла V
Скульптуры Жермена Пилона
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ИСПАНИЯ Испания в XV-XVI вв. развивалась под флагом Реконкисты (отвоевания Пиренейского п-ва у мусульман) и борьбы за христианскую веру. Поэтому искусство служило прежде всего именно этим целям.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ИСПАНИЯ Главным видом искусства становится ретабло – алтарный образ, развившийся из складня, ставившегося на жертвенный стол во время службы в походных условиях.
Для ретабло часто характерны сцены борьбы с врагами христианства ( «искусство в доспехах» ). Педро Берругете Жауме Уге
В испанском искусстве с XII по XVI век развивается стиль мудèхар - соединение мавританских приемов и форм с романскими, готическими и ренессансными приемами и формами. Ретабло кафедрального собора в Севилье Дворец Кока в Севилье
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ИСПАНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Мигель де Сервантес (писатель) Лопе де Вега (писатель) Бартоломе Бермехо Педро Берругете Алонсо Санчес Коэльо Жауме Уге Бернардо Марторель Луис де Моралес Эль Греко «Автопортрет»
Эль Греко «Моление о чаше» Эль Греко «Апостолы»
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: АНГЛИЯ Англия слыла островом философов и поэтов: v Томас Мор (гуманист, писатель) v Томас Уайет (поэт) v Филипп Сидней (поэт) v Лестер Эдмунд Спенсер (поэт) v Вильям Шекспир Художник Ханс Хольбейн
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: АНГЛИЯ Волей Генриха VIII, осуществившего в 1530 х годах реформу Церкви, Англия превратилась в страну без церковного искусства. Зато особое развитие получила портретная миниатюра. Николас Хиллиард «Портрет Елизаветы I»
Работы Николаса Хиллиарда
ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ v Социально-экономический переворот, выразившийся в формировании рыночных отношений v Гуманизация мировоззрения в противовес схоластике v Секуляризация культуры, проявившаяся в - развитии натурфилософии и естественных наук; - обновлении и небывалом взлете искусства; - развитии светского образования; - культе свободы разума и деятельности человека. v Реабилитация достижений античной культуры. v Многие достижения культуры Возрождения легли в фундамент современной Западной цивилизации.