Архитектура и скульптура Флоренции в эпоху Возрождения.pptx
- Количество слайдов: 119
Возрождение Архитектура, скульптура и живопись Флоренции
Возрождение – обращение к идеалам античности. Столица Возрождения – Флоренция. В разгар Высокого Возрождения центр переместился в Рим. В эпоху Возрождения главным видом искусства стала живопись, а скульптура стала самостоятельным видом искусства
Периодизация Возрождения: 1. Проторенессанс | Дученто-треченто (вторая половина XIII – XIV вв. ); 2. Раннее Возрождение | Кватроченто (XV вв. ); 3. Высокое Возрождение | Чинквеченто (конец XV – первые десятилетия XVI вв. ); 4. Позднее Возрождение | Чинквеченто (последние две трети XVI вв. ).
Истоки Возрождения Экономический рост Италии: появление мануфактур, объединение ремесленников в цеха; Расцвет городов-государств: Флоренция, Сиена, Пиза, затем – Падуя, Феррара, Генуя, Милан, во 2 п. 15 в – Венеция, в в 16 в. - Рим; Обращение к античным идеалам и принципам; Гуманизм-течение общественной мысли, зародившееся в 14 в. в Италии. Высшая ценность - Человек и его благо; Искусство – всеобщая потребность; Главная тема искусства - гармонически развитый, прекрасный человек, обладающий неограниченными духовными и творческими способностями; На первое место выходит личность художника; Критика и переосмысление христианства.
Проторенессанс
Особенности искусства Проторенессанс – переходный период. Влияние на искусство традиций Средневековья. III. Появление черт реалистического искусства. Основная задача искусства – дать представление об устройстве мира земного и небесного. IV. Проникновение в искусство светских, жизнерадостных мотивов (использование ярких разноцветных красок, житейских сцен). V. Открытие перспективы. Тщательное изучение натуры, пропорций человеческого тела. VI. Формирование национальных, местных школ живописи, скульптуры (Флорентийской, Миланской, Сиенской, Пизанской). VII. Господствующее место в живописи – настенная роспись – фреска. VIII. Инкрустационный стиль в архитектуре. I. II.
Проторенессанс - XII – XIV века, существовал только в Тоскане и Риме. Представители: 1. Архитекторы: Арнольфо ди Камбио; 2. Скульпторы: Николо и Джованни Пизано; 3. Живописцы: Чимабуэ, Пьетро Каваллини, Джотто ди Бондоне, Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, братья Лоренцетти.
Архитектура и скульптура Проторенессанса
Арнольфо ди Камбио (около 1245 г. – 1310 г. ) Характерные черты: 1. 2. 3. 4. 5. Добивался монументальной пластики образов; Преобладание драматических элементов в работах; В области архитектуры - типичный представитель итальянской готики; Яркий представитель светского зодчества; Работал в жанре погребальной скульптуры.
Церковь Санта – Кроче. План.
Церковь Санта-Кроче. 1294— 1385 гг.
Центральный неф церкви Санта-Кроче.
Интерьер. Церковь Санта-Кроче.
Палаццо Веккьо. 1299 - 1314 гг.
Памятник кардиналу Аннибальди. Обитель Сан-Джованни Латерано, Рим. 1276 г.
Памятник кардиналу Аннибальди. Деталь. Обитель Сан-Джованни Латерано, Рим. 1276 г.
Никколо Пизано (1219 - 1278/1282 гг. ) Характерные черты: 1. 2. 3. 4. 5. Отказ от византийской традиции в пользу возрождения пластики античного стиля; Праотец школы итальянской скульптуры; Стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события ; Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов; Устаревшие символы и образы.
Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г.
Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. 1260 г.
Поклонение волхвов. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260 г.
Фонте Маджоре в Перудже. Пизано Никколо. Пизано Джованни, Арнольфо ди Камбио. 1278 г.
Джованни Пизано (ок. 1245/1250 — 1320 гг. ) Характерные черты: Большая свобода и непринужденность, динамика - страстная эмоциональная напряженность и духовная сила; 2. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма; 3. Скульптуре присущи резкие повороты, угловатые очертания; 4. Сложные многофигурные рельефы охвачены порывистым движением. 1.
Кафедра церкви Сант. Андреа в Пистойе. 1297— 1301 гг.
Фрагмент из рельефа Избиение младенцев.
Фрагмент кафедры.
Фрагмент кафедры.
Фрагмент кафедры.
Фасад кафедрального собора в Сиене. 1284— 1299 гг.
Живопись Проторенессанса
Флорентийская школа живописи
Чимабуэ (Ченни ди Пепо) (1240 – 1302 гг. ) Характерные черты: 1. Последний итальянский художник, работавший в византийской 2. 3. 4. манере; Праотец нового итальянского стиля живописи; Создание жесткой, структурной формы и ясной, логически выверенной композиции; Мастер торжественной алтарной картины и иконы.
Святой Иоанн. Деталь мозаики. Собор в Пизе. 1301 -02 гг.
Поцелуй Иуды. Фреска в церкви Сан-Франческо. 1277 -1280 гг.
Мадонна Ручеллаи. 1285 г.
Маэста (Мадонна на троне). Церковь Санта Тринита (Св. Троицы). XIII в.
Маэста. Деталь.
Пьетро Каваллини (12401250 – 1330 гг. ) Характерные черты: 1. Первым из мастеров Проторенессанса отошел от канонов так 2. 3. 4. 5. называемого средневекового итало-византийского искусства; Придал изображениям объёмность и материальную осязаемость; Использование светотеневой моделировки и тонких цветовых градаций; Придал своим религиозным образам более земной, осязательный характер; Использование мозаичной техники.
Цикл мозаик с сценами из Жизни Марии. Cцена: Благовещение. Церковь Санта Мария в Трастеверде, Рим. 1291 г.
Рождество Христово. Деталь. Рождество Богородицы. Деталь. Церковь Санта Мария в Трастевере. Рим. 1291 г.
Страшный Суд. Деталь. Церквовь Санта-Чечилия-ин. Трастевере. 1293 г.
Распятие. Церковь Сан Доменико Маджоре. Неаполь, 1310 -е.
Джотто ди Бондоне (12661267 – 1337 гг. ) 1. 2. 3. 4. 5. 6. Характерные черты: Подлинный основатель итальянской школы живописи; Разработал приёмы моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона; Ввёл в живопись изображение интерьера; Чувство пространства, композиционное мастерство искусное смещение оптической перспективы; Создание пластической, округлой человеческой фигуры; Яркий свет и тщательная проработка деталей.
Поцелуй Иуды. Капелла Скровеньи в Падуе. 1303 -1305 гг.
Поцелуй Иуды. Фрагмент. Капелла Скровеньи в Падуе. 1303 -1305 гг.
Оплакивание Христа. Капелла дель Арена, Падуя. 1303 -1306 гг.
Мадонна с Младенцем и ангелами. (Мадонна Оньисанти) Галерея Уффици. 1306 -1310 гг.
Мадонна с младенцем и двумя ангелами. Сан-Джорджо-алла-Коста, Флоренция. 1295 - 1300 гг.
Сиенская школа живописи
Дуччо ди Буонинсенья (1255 – 1320 гг. ) 1. 2. 3. 4. Характерные черты: Основоположник сиенской школы живописи; Первым художник эпохи проторенессанса, сумевшим не порывая с канонами прошлого, создать удивительную смесь нового и старого; Стремление обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи; Мягкая поэтичность, лиризм, эмоциональная выразительность линейного ритма, тонкая декоративность.
Маэста (Величие). Лицевая часть. Музей Дель Опера Дель Дуомо, Сиена. 1308 - 1311 гг.
Маэста (Величие). Задняя часть. Музей Дель Опера Дель Дуомо, Сиена. 1308 - 1311 гг.
Мадонна Креволе. Сиена, Музей Собора. 1282 -1284 гг.
Витраж. Собор, Сиена. 1288 г.
Симоне Мартини (1284 – 1344 гг. ) 1. 2. 3. 4. Характерные черты: Сохранение традиций поздней готики; Обращение к конному портрету; Возвышенно-отрешенная духовность; Тщательное воспроизведение ландшафтов, элементов городской атмосферы: крыш, окон, арок, интерьеров.
Конный портрет Гвидориччо да Фольяно. Палаццо Пубблико, Сиена. 1328 -30 гг.
Конный портрет Гвидориччо да Фольяно. Деталь. 1328 -30 гг.
Маэста (Величание Мадонны). Сиена, палаццо Пубблико. 1315 г.
Благовещение с двумя святыми. Галерея Уффици, Флоренция. 1333 г.
Петро Лоренцети (ок. 1280 – ок. 1348 гг. ) 1. 2. 3. 4. Характерные черты: Внимание к бытовым деталям; Колоритные городские виды; Усиление экспрессии; Разнообразие костюмов эпохи.
Мадонна с младенцем и Святыми Иоанном Евангелистом, Донатом, Матфеем и Иоанном Крестителем. Триптих для церкви Пьеве ди Санта Мария, г. Ареццо. 1320 г.
Распятие Иисуса Христа. Страстной цикл в Нижней церкви, г. Ассизи. Ок. 1342 г.
Рождество Марии. Домский собор, г. Сиена. 1342 г.
Амброджо Лоренцетти (ок. 1290 – 1348 гг. ) 1. 2. 3. Характерные черты: Мастерское изображение пространства; Точка равновесия между передачей объёма и красотой линии; Образы становятся менее символическими и всё более человечными, а их жесты более естественными.
«Мадонна с младенцем» Сан Кашано Валь ди Пеза. 1319 г.
«Аллегория доброго правления» Деталь. Палаццо Пубблико, г. Сиена 1337 -1339 гг.
Плоды доброго правления. Палаццо Пубблико, г. Сиена 1337 -1339 гг.
Плоды дурного правления. Правая треть фрески. Палаццо Пубблико, г. Сиена 1337 -1339 гг.
Благовещенье. Пинакотека, г. Сиена. 1344 г.
Итог Для архитектуры характерны уравновешенность и спокойствие; Для скульптуры характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства; Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм.
Раннее Возрождение
Раннее Возрождение Период Раннего Возрождения охватывает в Италии время с 1420 по 1500 года. Представители: 1. Архитекторы: Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Микелоццо ди Барталоммео; 2. Скульпторы: Донателло, Лоренцо Гиберти, Кверча, Лукка делла Робиа; 3. Живописцы: Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччело, Беноццо Гоццоли, Фра Филиппо Липпи, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья, Сандро Боттичелли.
Архитектура Раннего Возрождения
Филиппо Брунеллески (1377— 1446) 1. 2. 3. 4. Характерные черты: Основоположник архитектуры итальянского Ренессанса; Положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера; Один из создателей научной теории перспективы (постройки возводятся на основе математических расчётов); Ясная логика композиционного решения и визуальная гармония.
Собор Сантал Мария дель Фьоре. Флоренция. 1296— 1470 гг.
Собор Сантал Мария дель Фьоре. Продольный разрез. Кампанила Баптистерий Вход Купол
Собор Сантал Мария дель Фьоре. Продольный разрез; купол и его детали.
Оспедале дельи Инноченти (Воспитательный дом). Флоренция. XV вв.
Оспедале дельи Инноченти План.
Оспедале дельи Инноченти (Воспитательный дом). Флорентийский младенец. Оспедале дельи Инноченти (Воспитательный дом). Лоджия.
Капелла Пацци Флоренция. XV вв.
Капелла Пацци. Проект.
Капелла Пацци. План.
Капелла Пацци. Интерьер.
Церковь Санто-Спирито. Флоренция. 1436 -1446 гг.
Церковь Санто-Спирито. План.
Церковь Санто-Спирито. Модель.
Леон Баттиста Альберти (1404— 1472 гг. ) 1. 2. 3. 4. Характерные черты: Развивал античные мотивы в архитектуре; Постоянные новаторские искания подготовили почву для сложения и расцвета монументального стиля Высокого Возрождения; Последовательное и широкое применение античной ордерной системы; Стремление к обобщению и укрупнению объемнопространственной структуры зданий и подчеркнутой монументализации их облика.
Палаццо Ручеллаи. Флоренция. 1446 - 1451 гг.
Палаццо Ручеллаи.
Фрагмент фасада.
Лоджия Ручеллаи.
Фасад церкви Санта-Мария. Новелла. Флоренция. 1470 г.
Темпио Малатестиано. Римини. XIII век - 1503 годы
Скульптура Раннего Возрождения
Донателло (Донато ди Никколо ди Бетти Барди) (1386 – 1466 гг. ) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Характерные черты: Образы обладают яркой индивидуальностью, богатым, духовным внутренним миром; Все образы основаны на тщательном изучении натуры; Один из первых мастеров эпохи Возрождения сумел показать устойчивую постановку фигур, передать цельность, массу, тяжесть тела; Возродил исполнение обнаженного тела; Положил начало Возрождения скульптурного портрета; Впервые отлил бронзовый памятник; Решил задачу свободно стоящей фигуры или группы людей; Первый, кто использовал в своих работах теорию линейной перспективы.
Статуя Святого Марка. Церковь Ор Сан Микеле. 1411 -1413 г.
Статуя Святого Георгия. 1416 г.
Рельеф в основании статуи. Изображение сцены сражения Святого Георгия с драконом.
Мраморный рельеф «Мадонна Пацци» . ок. 1422 г.
Кантория флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. 1433 -1439 гг.
Кантория. Вид с боку.
Давид. 1430 г.
Амур-Атис. 1430 -е г.
Конная статуя кондотьеру Эразмо де Нарни (Гаттамелата). Падуя, 1444 г.
Скульптурная группа «Юдифь и Олоферн» . ок. 1455 -1457 гг.
Статуя «Мария Магдалина» . 1454 -1457 гг.
Якопо делла Кверча (1374 – 1438 гг. ) Характерные черты: 1. Неправильные пропорции человеческого тела и сухость контуров работ; 2. Черты перехода от готической к ренессансной стилистике; 3. Художественный язык предельно лаконичен, число действующих лиц сведено к минимуму, пейзаж едва намечен.
Гробница Иларии дель Каретто в соборе в Лукке. 1406 г.
Крестильная купель. Баптистерий, Сиена. 1406 г.
Фонте Гайя. Сиенна. 1414 -1419 г.
Лукка делла Роббиа (1399 или 1400— 1482 гг. ) Характерные черты: Стал первым скульптором, кто применил майолику для фигурных композиций; 2. Изобрёл белую эмаль, содержащую олово и придающую особый блеск покрытым ею рельефам; 3. Решительно порвал с наследием поздней готики, доминировавшим тогда в скульптуре; 4. Статичные и торжественные фигуры с идеальной прорисовкой, правильные линейные композиции, выдержанные в двух цветах – белом и голубом. 1.
Кантория. Музей Собора, Флоренция. 1431 -1438 гг.
Надгробие епископа Беноццо Федериги. Санта Тринита, Флоренция. 1453 г.
Грамматика. Музей Собора, Флоренция. 1437 г. Философия. Музей Собора, Флоренция. 1437 г.
Распятие. Санта Мария, Импрунета. 1465 г.
Тондо Женский портрет. Национальный музей Bargello, Флоренция. 1465 г.
Сезонные работы: Июнь. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 1450 г. Сезонные работы: Январь. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 1450 г.