ВОЗРОЖДЕНИЕ.ppt
- Количество слайдов: 39
ВОЗРОЖДЕНИЕ 1304 -1616
Термин «Возрождение» появился в Италии, в среде художников и мыслителей, принадлежавших к кружку флорентийского правителя и мецената Лоренцо Медичи Великолепного
Кружок Лоренцо Медичи Марсилио Фичино – философ, теолог и ученый, основатель и глава флорентийской Платоновской академии
Анджело Полициано – поэт, гуманист и драматург, придворный поэт и друг Лоренцо Медичи, воспитатель его сыновей
Джованни Пико делла Мирандола – мыслитель эпохи Возрождения
Художники, работавшие на семейство Медичи Вероккьо — художник, скульптор, архитектор, гравер и ювелир; автор надгробной плиты Козимо Медичи (1465).
Микеланджело — скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель; с 1490 до 1492 гг. жил при дворе Лоренцо Медичи, обучался в школе искусств; оформил фасад семейной церкви Медичи Сан-Лоренцо во Флоренции
Боттичелли —живописец, работал для семейства Медичи; картины «Поклонение волхвов» , «Паллада и кентавр» , «Весна» были созданаы по заказу Лоренцо Медичи
Бенвенуто Челлини — скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант ; с 1545 по 1553 гг. находился на службе у герцога Козимо I Медичи, герцога Тосканского.
Аньоло Бронзино — придворный портретист Козимо I Медичи, герцога Тосканского. Фра Беато Анджелико — Алтарь Сан Марко для монастыря Св. Марка
Рафаэль — живописец, график и архитектор; спроектировал по заказу кардинала Джулио Медичи виллу Медичи и виллу Мадама; написал портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.
Тициан — выдающийся мастер венецианской школы живописи; написал портрет Иполлито Медичи.
ГУМАНИСТЫ в УЗКОМ смысле слова в ШИРОКОМ смысле слова • “гуманистические штудии”: • изучение всей полноты человеческой природы, как изучение грамматики, противоположности риторики, истории, морали и животного мира; философии на основе греко • восприятие древности как римской образованности; подспорья для достижения • восприятие древности как основной цели самоцели, глубокое • утверждение прав и свобод погружение в античную человеческой личности культуру, пренебрежение родным языком ученые, филологи, философы, писатели, художники, люди историки искусства
Значение термина «Возрождение» в УЗКОМ смысле слова в ШИРОКОМ смысле слова • возрождение традиций античного искусства, • стремление вернуться к античному идеалу человека на материале своей современности, на материале близкой и знакомой культуры, • возрождение и бурный рост всех сторон жизни европейского общества – экономики, торговли, мореплавания, образования, культуры. Основа этого роста: • города • сформировавшийся новый тип личности – свободный, самодостаточный человек.
«Человек – мера всех вещей» (Протагор) • в центре новой картины мира – личность, человек; • признание за человеком права своими силами утверждать свое «я» в мире; • безграничность человеческих возможностей: «Человек – смертный бог» (Гераклит)
ГУМАНИЗМ Система взглядов, основу которой составляет: • признание ценности человека как личности; • признание права человека на свободу, всестороннее развитие и проявление своих способностей; • любовь к человеку, уважение его достоинств; • стремление понять и изучить человека
Особенности ренессансного гуманизма • восприятие человека как части природы; • требование общественной активности личности; • необходимость гармонии между человеком и обществом. Педагогическая триада Возрождения • классическое образование, • физическое развитие, • гражданское воспитание
ПЕДАГОГИКА Средневековье Возрождение • светский характер • характер образования; определяется догмами богословия; • взгляд на человека как на • вера в исконную доброту существо греховное; человека; • цель воспитания состоит в подавлении «дурных» предоставлении каждому наклонностей; возможности развиваться духовно и физически; • ориентация на • догматический и сознательное усвоение схоластический характер знаний преподавания
ИДЕАЛ «УНИВЕРСАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА» (HOMO UNIVERSALE) обладает основными познаниями во всех областях культуры титанизм • универсальность и удивительная продуктивность деятелей Ренессанса; • сочетание множества различных интересов; • открытия и великие достижения в разных сферах деятельности.
Леонардо да Винчи (1452 -1519) Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Профессионально занимался - анатомией, - зоологией, - ботаникой, - архитектурой, - фортификацией, - военной инженерией. Ставил физические и химические опыты
ПЕРИОДИЗАЦИЯ Италия • XIII-XIV вв. – Треченто • XV в. – Кватроченто • XVI в. – Чинквеченто остальная Европа • XIV – начало XV вв. – Предвозрождение • С середины XV в. – Раннее Возрождение • С середины XVI в. – Зрелое и Позднее Возрождение
Предвозрождение • распад средневековой культурной зоны; • формирование национального самосознания; • литературная жизнь связана с городскими коммунами; • ослабление духовной диктатуры церкви.
Раннее Возрождение • определяющие события: • падение Византии (1453) • окончание Столетней войны (1453) • изобретение книгопечатания (1450 году); • общеевропейский авторитет итальянской культуры; • светский характер культуры; • новая гуманистическая идеология; • пересмотр религиозных догм; • социальные потрясения;
ЛИТЕРАТУРА • формируется новая система жанров: • усовершенствованные средневековые (сонет) • возрожденные античные (ода, элегия) • оригинальные (роман, новелла, эссе, мемуары, трагедия, комедия); • закладываются базовые черты национальных литератур; • усиливается личностное начало; • тенденция к историзму, воспроизведение недавней национальной истории.
Ренессансный реализм • рассмотрение человека в пространственной и временной связи с изменяющимся миром; • смелое, одухотворенное, красочное воплощение полнокровных положительных образов; • реабилитация чувственного начала; • воссоздание гармонии духовно и чувственно прекрасного; • изображение гармонического человека и гармонического общества.
Зрелое и Позднее Возрождение • кризис гуманистической культуры, феодальнокатолическая реакция, экономический и политический упадок; • волна Контрреформации; • процесс рефеодализации: • Германия – раздробленность, курфюршества • Испания – оплот католицизма и феодализма • Франция – период религиозных войн, за которыми стоят соперницающие феодальные группировки; 1572 – Варфоломеевская ночь;
ЛИТЕРАТУРА • тенденция к синтезу, подведению итогов; • осознание своей эпохи как завершающей важный исторический этап; • развитие маньеризма – течения в искусстве Ренессанса, которое акцентирует внимание на индивидуально-творческой манере, самовыражении художника, формальном поиске, приеме и т. п.
Раннее Возрождение Позднее Возрождение • оптимистическая идеология личности, освобождающейся от пут средневекового мира; • пронизано светлыми тонами надежды • преобладание пессимистических настроений; • сопряжено с трагизмом, мотивами скепсиса, неверия в возможности реализации светлых идеалов свободы
Венера Медичи (Медицейская) (римская копия середина 1 в. ) Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1482 -1486 гг. )
Три хариты. Античная скульптура (3 век до н. э. ) Рафаэль «Три грации» (1505 г. )
Аполлон Бельведерский (ок. 330— 320 гг. до н. э. ) римская мраморная копия Микеланджело «Давид» (1501 -1504 гг. )
Аполлон Ликейский(ок. 330 г. до н. э. ) Микеланджело «Умирающий раб» (1513 -1516 гг. ) римская мраморная копия
Диана Версальская (I или II в. до н. э. ) Диана-охотница, первая школа Фонтенбло (1550 -60 гг. )
Приматиччо «Диана де Пуатье в костюме охотницы» (1504 -1570 гг. ) Амбруаз Дюбуа «Портрет Габриэль д`Эстре в костюме Дианы-охотницы» (XVI век)
Сен-Планкар, церковь Сен Жан ле Винь. Деталь фрески: грехопадение (ок. 1140 г. ) Тициан Вечеллио «Грехопадение» (ок. 1570 г. )
(н «Пьета» , неизвестный мастер (начало XIV в. , дерево) Микеланджело «Пьета» (1498 -1501 гг. )
«Сошествие во ад» Апокалипсис Беатуса (975 г. Испания, Жирона) Традиционные принципы средневекового космогонического изображения (концентричность, секторность, ярусность) Микеланджело «Страшный Суд» (1537 -41 гг. ) Космический масштаб, динамичность (овальный водоворот нагих мускулистых тел), трагизм
Губерт и Ян ван Эйк «Адам и Ева» (ок. 1390 -1441) Альбрехт Дюрер «Адам и Ева» (1507)
Аполлон Бельведерский и Венера Медицейская Альбрехт Дюрер «Адам и Ева» (1504)