Возникновение ислама.pptx
- Количество слайдов: 10
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД
ИСЛАМ • ИСЛА М (АРАБ. « —ﺍﻹﺳﻼﻡ ПОКОРНОСТЬ» , «ПРЕДАНИЕ СЕБЯ БОГУ]» ) — САМАЯ МОЛОДАЯ [ И ВТОРАЯ ПО ЧИСЛЕННОСТИ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ ПОСЛЕ ХРИСТИАНСТВА МИРОВАЯ МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ АВРААМИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ. ЧИСЛО ПРИВЕРЖЕНЦЕВ — ОКОЛО 1, 5 МЛРД ЧЕЛОВЕК, ПРОЖИВАЮЩИХ В БОЛЕЕ ЧЕМ 120 СТРАНАХ МИРА. В 28 СТРАНАХ ИСЛАМ ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ ОФИЦИАЛЬНОЙ РЕЛИГИЕЙ. БОЛЬШИНСТВО МУСУЛЬМАН (85 90 %) СОСТАВЛЯЮТ СУННИТЫ, ОСТАЛЬНЫЕ — ШИИТЫ, ИБАДИТЫ. ОСНОВАТЕЛЬ ИСЛАМА — УХАММЕД (УМ. В 632 М ГОДУ). СВЯЩЕННАЯ КНИГА — ОРАН. ВТОРОЙ ВАЖ НЕЙ ШИЙ ИСТОЧНИК К ИСЛАМСКОГО ВЕ РОУ ЧЕ НИЯ И ПРА ВА — СУННА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОВОКУПНОСТЬ ПРЕДАНИЙ (ХАДИС) ОБ ИЗ РЕ ЧЕ НИ ЯХ И ДЕЯНИ ЯХ ПРО РО КА УХАММЕДА. ЯЗЫК М БОГОСЛУЖЕНИЯ — АРАБСКИЙ. ПРИВЕРЖЕНЦЕВ ИСЛАМА НАЗЫВАЮТ МУСУЛЬМАНАМИ.
ПРОРОК МУХАММЕД В 570 ГОДУ В МЕККЕ В РОДУ ХАШИМ ПЛЕМЕНИ КУРАЙШ РОДИЛСЯ МУХАММАД. КОГДА ЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ 6 ЛЕТ, ОН, ОСТАВШИСЬ КРУГЛЫМ СИРОТОЙ, СТАЛ ЖИТЬ СНАЧАЛА В ДОМЕ СВОЕГО ДЕДА, ПОСЛЕ СМЕРТИ КОТОРОГО МАЛЬЧИКА ПРИЮТИЛ ДЯДЯ. КОГДА МУХАММАД ВЫРОС, ОН СТАЛ ЗАНИМАТЬСЯ ТОРГОВЛЕЙ. В 600 ГОДУ КУРАЙШИТЫ РЕШИЛИ РЕСТАВРИРОВАТЬ ОБЩЕАРАБСКУЮ СВЯТЫНЮ КААБУ. МУХАММАД ПРИНЯЛ В ЭТОМ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ. ДЯДЯ МУХАММАДА АБИ ТАЛИБ СТАЛ ГЛАВОЙ РОДА, И, ИЗ-ЗА СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ РАСХОДОВ (НЕОБХОДИМО БЫЛО КОРМИТЬ ПАЛОМНИКОВ В МЕККУ), ИСПЫТЫВАЛ СЕРЬЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ, И УХАММАД ВЗЯЛ НА ВОСПИТАНИЕ ЕГО МЛАДШЕГО СЫНААЛИ. М ОКОЛО 610 ГОДА МУХАММАД ПРОИЗНЕС ПЕРВЫЕ АЯТЫ (СТИХИ) КОРАНА. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ ПРОРОК НАЧАЛ СВОЮ ПРОПОВЕДЬ. ОН ПРИЗВАЛ ЕДИНОПЛЕМЕННИКОВ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ МНОГОБОЖИЯ И ПЕРЕЙТИ (ВЕРНУТЬСЯ) К МОНОТЕИЗМУ, К ВЕРЕ ИБРАХИМА (АВРААМА) И МУСЫ (МОИСЕЯ), И ИСЫ (ИИСУСА), ЧИТАТЬ МОЛИТВЫ, РАЗДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ НУЖДАЮЩИМСЯ И ПОСТИТЬСЯ, КОРМИТЬ СИРОТ, БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМИ, НЕ ОБВЕШИВАТЬ ПРИ ТОРГОВЫХ СДЕЛКАХ. ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ИСКОННАЯ ВЕРА АРАБОВ МОНОТЕИЗМ, ВЕРА В ЕДИНОГО БОГА, ТА, ЧТО БЫЛА У ПРАРОДИТЕЛЯ АДАМА, У НОЯ И ДРУГИХ. МУХАММАД ГОВОРИЛ, ЧТО БОГ ПОСЫЛАЛ ПРОРОКОВ ЛЮДЯМ, ЧТОБЫ НАСТАВИТЬ ИХ НА ИСТИННЫЙ ПУТЬ. НЕТ НАРОДА, К КОТОРОМУ НЕ БЫЛ ПОСЛАН ОТ БОГА ПРОРОК. ОН ГОВОРИЛ О ВЕРЕ (ПО-АРАБСКИ ИМАН - ВЕРА, БЕЗОПАСНОСТЬ) И НЕВЕРИИ (ПО-АРАБСКИ КУФР - СОКРЫТИЕ (ОТ СЕБЯ МИЛОСТИ БОГА), ЕБЛАГОДАРНОСТЬ), ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ, РАЕ И АДЕ, ДОБРЕ И ЗЛЕ. Н ПЕРВОЕ ВРЕМЯ, ПРОПОВЕДЬ НЕ НАШЛА ОТКЛИКА В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ, НОВУЮ ВЕРУ- ИСЛАМ (ОТ АРАБСКОГО КОРНЯ, КОТОРЫЙ ОЗНАЧАЕТ МИР, СМИРЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА ЧЕГО-ЛИБО) ПРИНЯЛИ ЛИШЬ САМ МУХАММАД, ЖЕНА ЕГО ХАДИДЖА И ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ АЛИ БЕН АБИ ТАЛИБ (КОТОРОМУ БЫЛО ТОГДА 9 ЛЕТ), ПОСЛЕ К НИМ ПРИСОЕДИНИЛСЯ БОГАТЫЙ КУПЕЦ АБУ БАКР, И ЕЩЕ ОКОЛО 40 ЛЮДЕЙ, СТАВШИЕ БЛИЖАЙШИМИ СПОДВИЖНИКАМИ ПРОРОКА. СРЕДИ ПЕРВЫХ МУСУЛЬМАН БЫЛИ КАК БЕДНЫЕ, ТАК И БОГАТЫЕ ЛЮДИ, В ОСНОВНОМ ВСЕ ОНИ БЫЛИ МОЛОДЫ. ОДНАКО, В ТЕЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ КОЛИЧЕСТВО МУСУЛЬМАН РОСЛО, ЧТО ВЫЗВАЛО НЕДОВОЛЬСТВО МЕККАНСКОЙ ЗНАТИ, КОТОРАЯ НАЧАЛА ПРИТЕСНЕНИЯ МУСУЛЬМАН. В РЕЗУЛЬТАТЕ, В 621 ГОДУ МУХАММАД СОВЕРШАЕТ ХИДЖРУ (ХИДЖРА ПО-АРАБСКИ ОЗНАЧАЕТ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С РАЗРЫВОМ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА С ТЕМ ОБЩЕСТВОМ, КОТОРОЕ ОН ПОКИДАЕТ) В БОГАТЫЙ ОАЗИС ЙАСРИБ (КОТОРЫЙ ПОСЛЕ ЭТОГО СТАЛ НАЗЫВАТЬСЯ МАДИНАТ УН-НАБИ, Т. Е. ГОРОД ПРОРОКА). ЕГО ЖИТЕЛИ СТРАДАЛИ ОТ МЕЖДОУСОБИЦ И НАДЕЯЛИСЬ НА СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД МУХАММАДА. МУСУЛЬМАНЕ, ПЕРЕСЕЛИВШИЕСЯ В МЕДИНУ, ОСТАЛИСЬ ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗ СРЕДСТВ К СУЩЕСТВОВАНИЮ, ТАК КАК ИХ ИМУЩЕСТВО В МЕККЕ БЫЛО ЗАХВАЧЕНО, И ЖИЛИ БЛАГОДАРЯ ПОМОЩИ МЕДИНСКИХ МУСУЛЬМАН АНСАРОВ (ПОМОЩНИКОВ). ВСКОРЕ МУХАММАДУ УДАЛОСЬ ПРЕКРАТИТЬ КОНФЛИКТЫ В МЕДИНЕ, И С 623 ГОДА НАЧАЛИСЬ ВОЙНЫ ПРОТИВ МЕККАНЦЕВ, КОТОРЫЕ ПРОДОЛЖАЛИ ПРИТЕСНЕНИЯ МУСУЛЬМАН, ОСТАВШИХСЯ В МЕККЕ. В 624 Г МУСУЛЬМАНЕ РАЗГРОМИЛИ МЕККАНСКИЕ ВОЙСКА ПРИ БАДРЕ, ХОТЯ МЕККАНЦЕВ БЫЛО В 3 РАЗА БОЛЬШЕ. В ПЛЕН ПОПАЛО ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО МЕККАНЦЕВ. В КАЧЕСТВЕ ВЫКУПА Б 3 . В. В ПРОРОК ПОТРЕБОВАЛ У ПЛЕННИКОВ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ МУСУЛЬМАН ГРАМОТЕ. ПРАВДА, В 625 ГОДУ МЕККАНЦАМ УДАЛОСЬ ВЗЯТЬ РЕВАНШ ПРИ УХУДЕ, НО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОЕЙ ПОБЕДОЙ ОНИ НЕ СМОГЛИ. ЧЕРЕЗ ГОД ОГРОМНОЕ ВОЙСКО МЕККАНЦЕВ ПОДОШЛО К МЕДИНЕ, ЧТОБЫ НАВСЕГДА ПОКОНЧИТЬ С ИСЛАМОМ. МУСУЛЬМАН БЫЛО В 4 РАЗА МЕНЬШЕ, НО БЛАГОДАРЯ РАЗУМНОМУ РАСПОЛОЖЕНИЮ АРМИИ МУСУЛЬМАН И ФОРТИФИКАЦИОННЫМ СООРУЖЕНИЯМ, МЕККАНЦЫ НЕ ДОБИЛИСЬ УСПЕХА И УШЛИ ВОСВОЯСИ. В 630 ГОДУ МУХАММАД ЗАНЯЛ МЕККУ. К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РАВИИ БЫЛА ПОД КОНТРОЛЕМ МУСУЛЬМАН. А А СОГЛАСНО ПРЕДАНИЮ, МУХАММАД ПОСЛАЛ ПИСЬМА ПРАВИТЕЛЯМ ЕГИПТА, ЭФИОПИИ, ИРАНА И ВИЗАНТИИ, С ПРИЗЫВОМ ПРИНЯТЬ ИСЛАМ. ВСЕ ПРАВИТЕЛИ ПРИНЯЛИ ПОСЛОВ БОЛЕЕ МЕНЕЕ ПОЧТИТЕЛЬНО, А ИРАНСКИЙ ЦАРЬ ХОСРОВ ПАРВИЗ В ГНЕВЕ РАСТОПТАЛ ЭТО ПИСЬМО, А ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ПОСЛЕ ЭТОГО УМЕР. К 632 ГОДУ ИСЛАМ ПРИНЯЛИ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ АРАБСКИЕ ПЛЕМЕНА.
АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ
ПРИЧИНЫ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ ПОБУДИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНОЙ ЭТИХ ВОЙН, ПО-ВИДИМОМУ, СНАЧАЛА БЫЛИ • ОБЪЕДИНЕНИЕ АРАБСКИХ ПЛЕМЕН +ДЕМОГРФИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПЛЕМЕН ; ЮГА • БОРЬБА ЗА ПАСТБИЩА; • СТРЕМЛЕНИЕ ОБЪЕДИНИТЬ И ПОДЧИНИТЬ ЕДИНЕ И МЕККЕ ВСЕ АРАБСКИЕ ПЛЕМЕНА ПОЛУОСТРОВА М , • ЖЕЛАНИЕ ОБЕСПЕЧИТЬ СЕБЕ СВОБОДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ТОРГОВЫМИ ПУТЯМИ В СОСЕДНИЕ ГОСУДАРСТВА. • ОСЛАБЛЕНИЕ ВИЗАНТИИ И ИРАНА • БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В АРАВИИ ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, АРАБЫ ХИДЖАЗА, УСТРЕМИВШИСЬ НА СЕВЕР, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБРАТИЛИСЬ К МЕСТАМ, ГДЕ В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ОБИТАЛИ ДВА ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯ РОДСТВЕННЫХ ИМ АРАБСКИХ ПЛЕМЕН, ИМЕВШИЕ ХАРАКТЕР ПОЛУВОЕННЫХ РАННЕФЕОДАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ. ОДНО, ВОЗГЛАВЛЯЕМОЕ ГАССАНИДАМИ, НАХОДИЛОСЬ У СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ АРАВИИ, И, КАК ПРАВИЛО, СЛУЖИЛО ВИЗАНТИИ, ДРУГОЕ, ВО ГЛАВЕ С ЛАХМИДАМИ, ЗАНИМАЛО СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЕ ОБЛАСТИ, ГРАНИЧИВШИЕ С ИРАНОМ, И ЯВЛЯЛОСЬ ЕГО ВАССАЛОМ. И ТЕ И ДРУГИЕ ПЛЕМЕНА УГНЕТАЛИСЬ ИНОЗЕМЦАМИ, И МЕЖДУ НИМИ, ТАК ЖЕ КАК И МЕЖДУ ИХ "СЮЗЕРЕНАМИ", ШЛА НЕПРЕРЫВНАЯ БОРЬБА. ВМЕСТЕ С ТЕМ ГАССАНИДЫ И ЛАХМИДЫ НЕ ПОРЫВАЛИ СВЯЗЕЙ С ПЛЕМЕНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРАВИИ. НАЗВАНИЯ ГЛАВНЕЙШИХ РОДОВ И ПЛЕМЕН МЕСОПОТАМИИ, СЕВЕРНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРАВИИ ВСТРЕЧАЮТСЯ И НА ЮГЕ ПОЛУОСТРОВА, ЧТО ПРИ НАЛИЧИИ И ДРУГИХ ДАННЫХ ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕДПОЛАГАТЬ ИХ ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ. ЦЕНТРОМ ПЛЕМЕН, ВОЗГЛАВЛЯВШИХСЯ ЛАХМИДАМИ, БЫЛ ГОРОД ХИРА (ИЛИ ХИРТА), РАСПОЛОЖЕННЫЙ НЕВДАЛЕКЕ ОТ РАЗВАЛИН ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА. ИХ РЕЛИГИЯ БЫЛА ПОЛИТЕИСТИЧНА, И ЕЩЕ В 40 -Х ГОДАХ VI ВЕКА ОНИ СОВЕРШАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ БОГИНЕ АЛЬ-УЗЗЕ (КУЛЬТ ЕЕ СУЩЕСТВОВАЛ И В МЕККЕ). ОДНАКО В ТОМ ЖЕ VI ВЕКЕ СРЕДИ ЛАХМИДОВ НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ХРИСТИАНСТВО, И ИХ ЦАРЬ НУМАН III, НЕСМОТРЯ НА ВАССАЛЬНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИРАНА, ОФИЦИАЛЬНО ПРИНЯЛ НЕСТОРИАНСТВО.
ПЕРВОЕ ВТОРЖЕНИЕ • ИЗНАЧАЛЬНО НАЧАЛОСЬ ЗАВОЕВАНИЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. ВИЗАНТИЯ ПОТЕРЯЛА ЛЕВАНТ, А ИМПЕРИЯ САСАНИДОВ — МЕСОПОТАМИЮ. ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ВИЗАНТИЕЙ ВЫЛИЛОСЬ В МНОГОВЕКОВЫЕ АРАБО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ВОЙНЫ. • В 633— 652 ГОДАХ АРАБЫ РАЗГРОМИЛИ И ПОКОРИЛИ САСАНИДСКИЙ ИРАН. • В 641— 642 ГОДАХ ПРОИЗОШЛО АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ГИПТА ВОЕНАЧАЛЬНИКОМ АМРОМ ИБН АЛЬ- СОМ. Е А • ПЕРВОЕ ВТОРЖЕНИЕ В СЕВЕРНУЮ АФРИКУ БЫЛО НАЧАТО В 647 Г. ВЫЙДЯ ИЗ МЕДИНЫ, 20 000 АРАБОВ СОЕДИНИЛИСЬ В МЕМФИСЕ (ЕГИПЕТ) С ЕЩЁ 20 000 ВОИНОВ. КОМАНДОВАЛ АРАБАМИ ШЕЙХ АБДУЛЛАХ ИБН СААД. КАРФАГЕНСКИЙ ЭКЗАРХ ГРИГОРИЙ ОБЪЯВИЛ НЕЗАВИСИМОСТЬ СВОЕГО ЭКЗАРХАТА ОТ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ОН СОБРАЛ ВОЙСКА И ВСТУПИЛ В БОЙ С МУСУЛЬМАНАМИ. НО БЫЛ РАЗБИТ В СРАЖЕНИИ ПРИ СУФЕТУЛЕ (ГОРОД В 220 КМ К ЮГУ ОТ КАРФАГЕНА). ПОСЛЕ ГИБЕЛИ ГРИГОРИЯ КАРФАГЕН ПЛАТИЛ ДАНЬ АРАБАМ. КАМПАНИЯ ПРОДЛИЛАСЬ ЕЩЁ ПЯТНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, НО В 648 Г. ВОЙСКА AБДУЛЛАХА ВОЗВРАТИЛИСЬ В ЕГИПЕТ. К 661 Г. АРАБЫ ЗАХВАТЫВАЮТ ВСЕ ЗАКАВКАЗЬЕ, А ТАКЖЕ ЕРБЕНТ. Д • ВСЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ БЫЛИ СКОРО ПРЕРВАНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНОЙ МЕЖДУ КОНКУРИРУЮЩИМИ АРАБСКИМИ ФРАКЦИЯМИ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НАЧАЛАСЬ С УБИЙСТВА ХАЛИФА УСМАНА В 656 Г. ОН БЫЛ ЗАМЕНЕН АЛИ ИБН АБУ ТАЛИБОМ, КОТОРЫЙ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ БЫЛ УБИТ В 661 Г. ЗА ЭТО ВРЕМЯ ИЗ СОСТАВА ХАЛИФАТА ПРИ ПОМОЩИ ВИЗАНТИИ И ХАЗАРИИ ВЫШЛИ МНОГИЕ СТРАНЫЗАКАВКАЗЬЯ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОСТОЧНОЙ АРМЕНИИ. В
ВТОРОЕ ВТОРЖЕНИЕ • ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ АРАБЫ ПРОДОЛЖИЛИ ЗАВОЕВАНИЯ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ. В 665 Г. НАЧАЛОСЬ НОВОЕ ВОЕННОЕ ВТОРЖЕНИЕ В АФРИКАНСКИЙ ЭКЗАРХАТ. В 689 Г. НОВАЯ СЕВЕРОАФРИКАНСКАЯ ВОЕННАЯ КАМПАНИЯ БЫЛА ЗАКОНЧЕНА. АРМИЯ ВИЗАНТИЙСКИХ ГРЕКОВ (30 000 СОЛДАТ) БЫЛА ПОБЕЖДЕНА В ПРОЦЕССЕ ЭТОЙ КАМПАНИИ. К 40 000 МУСУЛЬМАН, НАЧАВШИХ ЭТУ ВОЙНУ, ВСКОРЕ ПРИБЫЛИ ЕЩЁ 10 000 АРАБОВ ВО ГЛАВЕ С АРАБСКИМ ГЕНЕРАЛОМ УКБОЙ ИБН НАФИ. ВЫЙДЯ ИЗ ДАМАСКА, АРМИЯ ПРОШЛА ПОЧТИ ВСЮ СЕВЕРНУЮ АФРИКУ. В 670 Г. ЗАХВАЧЕННЫЙ АРАБАМИ ГОРОД КАЙРУАН БЫЛ ПЕРЕСТРОЕН, СТАЛ СИЛЬНОЙ КРЕПОСТЬЮ И ОСНОВОЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. ЭТОТ ГОРОД СТАЛ СТОЛИЦЕЙ ИСЛАМСКОЙ ОБЛАСТИ ИФРИКИИ (АРАБСКОЕ НАЗВАНИЕ ТУНИСА). ГОРОД-КРЕПОСТЬ ПРИКРЫВАЛ ПРИБРЕЖНЫЕ РАЙОНЫ ТОГО, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СЕГОДНЯ ЗАПАДНОЙ ЛИВИЕЙ, ТУНИСОМ, И ВОСТОЧНЫМ АЛЖИРОМ. ПОСЛЕ ОБУСТРОЙСТВА КАЙРУАНА АРАБЫ СНОВА ПРОДОЛЖИЛИ ЗАВОЕВАНИЕ МАГРИБА (ТАК НАЗЫВАЛИ АРАБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНУЮ АФРИКУ). В ПРОЦЕССЕ ЗАВОЕВАНИЯ МАГРИБА УКБА ИБН НАФИ ЗАХВАТИЛ ПРИБРЕЖНЫЙ ГОРОД БУДЖИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД ТАНЖЕР. ОБА ГОРОДА КОГДА-ТО ВХОДИЛИ В СОСТАВ РИМСКОЙ МАВРЕТАНИИ. • НО УКБА НЕ СМОГ ДОЛГО УДЕРЖИВАТЬ ЗАВОЕВАННЫЕ ЗЕМЛИ. В ТЫЛУ ЕГО АРМИИ ВСПЫХНУЛО ВОССТАНИЕ БЕРБЕРОВ. ВСКОРЕ ЕГО ОТОЗВАЛИ НАЗАД ВМЕСТЕ С ЕГО ВОЙСКОМ НА ПОДАВЛЕНИЕ ЭТОГО ВОССТАНИЯ. В ОДНОМ ИЗ СРАЖЕНИЙ ПРОТИВ ГРЕКО-АФРИКАНСКИХ МЯТЕЖНИКОВ УКБА ИБН НАФИ ПОГИБ. НА ЕГО МЕСТО ПРИШЁЛ НОВЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ ЗУХЕЙР, НО ОН ТАКЖЕ ПОГИБ В БОРЬБЕ С МЯТЕЖНИКАМИ. КОНСТАНТИНОПОЛЬ К ТОМУ ВРЕМЕНИ УЖЕ УСПЕЛ ПОСЛАТЬ В ФРИКУ БОЛЬШОЕ ВОЙСКО. А • ТЕМ ВРЕМЕНЕМ НОВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ВСПЫХНУЛА В АРАВИИ И СИРИИ. ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ АРАБОВ СНОВА БЫЛИ ПРИОСТАНОВЛЕНЫ.
ТРЕТЬЕ ВТОРЖЕНИЕ В АЗИИ АРАБЫ СМОГЛИ ВЕРНУТЬ УТРАЧЕННЫЕ СТРАНЫ ЗАКАВКАЗЬЯ. В 687 Г. АРАБЫ ВЗЯЛИ КАРТЛИ, КАХЕТИ И ЭРЕТИ — РИ КНЯЖЕСТВА ВОСТОЧНОЙ Т ГРУЗИИ, НО КАХЕТИ И ЭРЕТИ НАХОДИЛИСЬ НА ВЫГОДНОМ МЕСТОПОЛОЖЕНИИ, ПОЭТОМУ АРАБЫ НЕ СМОГЛИ ЗАКРЕПИТЬСЯ ТАМ. 10 ЛЕТ СПУСТЯ, В 697 Г. АРАБЫ ДВИНУЛИСЬ УЖЕ НА ЗАПАД ГРУЗИИ. НАМЕСТНИК ЭГРИСИ — РУПНЕЙШЕГО В ЗАПАДНОЙ ГРУЗИИ ГОСУДАРСТВА, ЗАВИСИМОГО ОТ ВИЗАНТИИ — К ПРИГЛАСИЛ АРАБОВ ЗАНЯТЬ ГАРНИЗОНЫ И ИЗГНАТЬ ГРЕКОВ. ОДНАКО В ЗАПАДНОЙ ГРУЗИИ ОТНОСИТЕЛЬНО НАДОЛГО АРАБЫ ЗАКРЕПИЛИСЬ ЛИШЬ В ЭГРИСИ (ЭТО ОБУСЛАВЛИВАЛОСЬ РОДНЫМ ТРОПИЧЕСКИМ ДЛЯ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ КЛИМАТОМ И СИЛЬНЫМИ ГАРНИЗОНАМИ И КРЕПОСТЯМИ, А ТАКЖЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ СТРАНЫ В ЗАПАДНОЙ ГРУЗИИ): БАСГИЯ И АПСИЛИЯ (КРОМЕ ЮЖНОЙ, ПРИНАДЛЕЖАВШЕЙ ЭГРИСИ) ОСВОБОДИЛИСЬ УЖЕ В 711 ГОДУ. ЧАНЕТИ, А НА КОТОРУЮ АРАБЫ ТОЖЕ ПОСЯГАЛИ, ОСТАЛАСЬ В СФЕРЕ ВЛИЯНИЯ ВИЗАНТИИ. НО ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, К 700 ГОДУ АРАБЫ ЗАХВАТИЛИ ВСЕ ЗАКАВКАЗЬЕ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОРНОЙ ИСИМИНИИ И ЛАНИИ, КОТОРАЯ БЫЛА НА СТОРОНЕ ВИЗАНТИЙСКО — ХАЗАРСКОГО АЛЬЯНСА. М А НОВОЕ ЗАВОЕВАНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ НАЧАЛОСЬ С ПОВТОРНОГО ВЗЯТИЯ АРАБАМИ ГОРОДОВ ИФРИКИИ. НО ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БЫСТРО ПЕРЕБРОСИЛА ВОЙСКА ИЗ КОНСТАНТИНОПОЛЯ. ВИЗАНТИЙЦАМ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ СОЛДАТЫ ИЗ СИЦИЛИИ И СИЛЬНЫЙ КОНТИНГЕНТ ВЕСТГОТОВ ИЗ РИМСКОЙ ИСПАНИИ. ЭТО К ВЫНУДИЛО АРАБСКУЮ АРМИЮ ОТСТУПИТЬ К КАЙРУАНУ. СЛЕДУЮЩЕЙ ВЕСНОЙ АРАБЫ ПРЕДПРИНЯЛИ НОВЫЕ НАСТУПЛЕНИЯ МОРСКИМ И СУХОПУТНЫМ ПУТЁМ. ВСКОРЕ ОНИ РАЗБИЛИ ВИЗАНТИЙЦЕВ И ИХ СОЮЗНИКОВ В БИТВЕ ПРИ КАРФАГЕНЕ. В 698 Г. АРАБЫ ВОШЛИ В КАРФАГЕН. ЕГО КАМНИ ПОСЛУЖИЛИ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА ТУНИСА. РУГОЙ БОЙ ВЕЛСЯ ОКОЛО УТИКИ, АРАБЫ СНОВА ПОБЕДИЛИ, ЫНУДИВ ВИЗАНТИЙЦЕВ ОСТАВИТЬ СЕВЕРНУЮ АФРИКУ. Д И В ПЯТЬ ЛЕТ ПРОШЛИ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ХАСАН ИБН АЛЬ-НУМАН, НОВЫЙ ГЕНЕРАЛ МУСУЛЬМАН, ПОЛУЧИЛ НОВЫЕ ВОЙСКА ИЗ ХАЛИФАТА. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ЛЮДИ, В ЕЩЁ НЕ ЗАХВАЧЕННЫХ ГОРОДАХ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ, СТАЛИ ГНЕВАТЬСЯ НА БЕРБЕРСКОЕ ГОСПОДСТВО. АКИМ ОБРАЗОМ, ХАСАНА ПРИВЕТСТВОВАЛИ ПО ЕГО Т ВОЗВРАЩЕНИЮ. В 709 Г. АРАБЫ ЗАХВАТИЛИ ПОЧТИ ВСЮ СЕВЕРНУЮ АФРИКУ И ПОДЕЛИЛИ ЕЁ НА ТРИ ОБЛАСТИ: ГИПЕТ С ЕГО ГУБЕРНАТОРОМ В АЛЬЕ ФУСТАТЕ, МАГРИБ (СОВРЕМЕННЫЕ АРОККО И МАВРИТАНИЯ) С ГУБЕРНАТОРОМ ВФЕСЕ И ИФРИКИЯ С ЕЁ ГУБЕРНАТОРОММУСОЙ ИБН НУСАЙРОМ. М МУСА ИБН НУСАЙР БЫЛ ГЕНЕРАЛОМ. ОН БЫЛ НАЗНАЧЕН ГУБЕРНАТОРОМ ИФРИКИИ И НЁС ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДАВЛЕНИЕ ВОЗОБНОВЛЕННОГО БЕРБЕРСКОГО ВОССТАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА В ЗАВОЕВАННЫХ ЗЕМЛЯХ. МУСА И ЕГО ДВА СЫНА ИМЕЛИ 300 000 ПЛЕННИКОВ. ПОЧТИ ВСЕ ПЛЕННИКИ БЫЛИ ПРОДАНЫ В РАБСТВО И ДОХОДЫ ОТ ИХ ПРОДАЖИ ПОСТУПИЛИ В ОБЩЕСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО. ЕЩЁ 30 000 ПЛЕННИКОВ БЫЛИ ПРИНУЖДЕНЫ НЕСТИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ. MУСА ТАКЖЕ ИМЕЛ ДЕЛО С ПОСТОЯННЫМИ НАБЕГАМИ ВИЗАНТИЙСКОГО ЛОТА. ЛЯ БОРЬБЫ С НИМ МУСА ПОСТРОИЛ СОБСТВЕННЫЙ ФЛОТ. Ф Д ПРОДВИГАЯСЬ ВГЛУБЬ МАГРИБА, ЕГО СИЛЫ ВЗЯЛИТАНЖЕР В 709 Г.
ИТОГИ + • ПОЛУЧЕНИЕ ОГРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ • НАСЕЛЕНИЕ 70 80 МЛН ЧЕЛОВЕК • НОВЫЕ ГОРОДА • СТРОИТЕЛЬСТВО БИБЛИОТЕК, ШКОЛ, МЕЧЕТЕЙ • ПОДОРВАЛО ЕДИНСТВО АРАБОВ • УСИЛИЛИСЬ МЕСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ • РОСТ ВНУТРИУСОБНЫХ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ЮЖНЫМИ И СЕВЕРНЫМИ АРАБАМИ • РОСТ НЕДОВОЛЬСТВА СРЕДИ ЗАВОЕВАННЫХ
Возникновение ислама.pptx