Скачать презентацию Возникновение и развитие философии Древнего мира средневековья и Скачать презентацию Возникновение и развитие философии Древнего мира средневековья и

лекция 2 философия.pptx

  • Количество слайдов: 34

Возникновение и развитие философии Древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения Возникновение и развитие философии Древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения

План лекции: 1. Философия Древнего мира: 1. 1 Философия Древней Индии 1. 2. Философия План лекции: 1. Философия Древнего мира: 1. 1 Философия Древней Индии 1. 2. Философия Древнего Китая 1. 3 Древнегреческая философия 2. Средневековая философия 3. Философия эпохи Возрождения

Возникновение философии Спорное и условное понятие Возникновение философии Спорное и условное понятие "восточная философия", объединяющее самобытные философские традиции многочисленных народов Востока, обязано своим происхождением тому противостоянию, которое явилось результатом материального и научно-технического прогресса стран Европы и их колониальной экспансии. Политическое и экономическое доминирование на протяжении нескольких столетий закрепило в общественном сознании европейцев системно-полюсное деление человечества на "передовой" Запад и "отсталый" Восток. Этому способствовал и недостаток знаний "чужой" культуры, затруднявший понимание незападных представлений, категорий, а отсюда и всего незападного мировосприятия как такового. В результате европейцы склонны были утверждать, что "философия начинается с греков", восточные же народы в лучшем случае располагали отдельными философемами, а в целом они не смогли подняться выше мифологии и религии. Даже в тех случаях, когда так называемая восточная философия и признавалась "первой по времени", ее включение в изложение мировой истории философии считалось тем не менее неуместным (Гегель). Середина I тысячелетия до н. э. - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в двух очагах цивилизации - в Индии и Китае - практически одновременно с Грецией возникает философия. Пути формирования систематизированного философского знания соответствовали здесь своеобразию культурно-исторической среды этих стран.

Философия Древней Индии Появление философских традиций Древней Индии относят ко II – началу I Философия Древней Индии Появление философских традиций Древней Индии относят ко II – началу I тысячелетия до н. э. В первых священных книгах Индии – Ведах, что в переводе с санскрита означает «знание» , наряду с религиозными представлениями излагались и философские. Веды имеют четыре части: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарведа. Конец ведического периода представлен Упанишадами, в которых формируются начальные элементы философского сознания: это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма). Отличительной чертой индийской философской мысли является весьма малая выраженность индивидуального творческого начала: сведения о древнеиндийских философах почти полностью отсутствуют.

Существующие философские школы классифицируются как ортодоксальные и неортодоксальные по отношению их к Ведам. Ортодоксальные Существующие философские школы классифицируются как ортодоксальные и неортодоксальные по отношению их к Ведам. Ортодоксальные – признающие авторитет Вед Неортодоксальные – не признающие авторитет Вед

Ортодоксальные: Ньяя Вайшешика Санкхья Йога Миманса Веданта Ортодоксальные: Ньяя Вайшешика Санкхья Йога Миманса Веданта

Неортодоксальные: Буддизм Джайнизм Чарвака ( Локаята) Неортодоксальные: Буддизм Джайнизм Чарвака ( Локаята)

Буддизм − религиозно-философское учение, распространившиеся в Индии (после V в. н. э. ), Китае, Буддизм − религиозно-философское учение, распространившиеся в Индии (после V в. н. э. ), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в н. э. ), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 -483 гг. до н. э. ), родившийся в княжеской семье в Северной Индии.

 Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» − путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать. Четыре благородные истины, открытые Буддой: земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д. ; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, − отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Этапы «Восьмеричного Пути Освобождения» , предлагаемого буддистской философией каждому человеку, целью которого является Нирвана Этапы «Восьмеричного Пути Освобождения» , предлагаемого буддистской философией каждому человеку, целью которого является Нирвана – Великое Освобождение. 1) Правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни. 2) Правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь. 3) Правильная речь – слова человека, его речь воздействует на его душу, характер. 4) Правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, не причинять другим зла. 5) Правильный образ жизни – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке. 6) Правильное умение – усердие и трудолюбие. 7) Правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь. 8) Правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

Пять заповедей − ориентиров буддизма: Не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ; Не убий; Не Пять заповедей − ориентиров буддизма: Не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ; Не убий; Не лги; Будь целомудрен; Не укради.

Философия Древнего Китая Этапы исторического развития философии в Китае: • VII в до н. Философия Древнего Китая Этапы исторического развития философии в Китае: • VII в до н. э. – III в н. э. − зарождение и становление национальных философских школ; • III – XIX вв. н. э. − проникновение в Китай из Индии буддизма и его распространение • XX–XXI вв. н. э. – преодоление замкнутости китайского общества, распространение в Китае идей европейской и мировой философии.

Черты китайского мировидения: • Китай – центр всего мира; • история представляет собой циклический Черты китайского мировидения: • Китай – центр всего мира; • история представляет собой циклический процесс; • присутствует чувство ответственности перед небом; • боязнь перемен, консерватизм; • коллективизм; • беспомощность человека перед природой; • одушевление умерших; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов

Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается обьяснить основы построения и осуществления окружающего Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается обьяснить основы построения и осуществления окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (старый Учитель), живший в VI−V вв. до н. э. Главные источники – философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин» , совместно именуемые «Даодэцзин» .

Основные идеи даосизма • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного Основные идеи даосизма • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ( «все происходит из земли и уходит в землю» ), • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние ( «у – вэй» ); • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; • познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» − первоначалом, послушании императору и близости к нему; • путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей; • необходимо уступать другу.

Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551− 447 гг. до н. э. , главным источником учения – произведение Лунь Юй «Беседы и суждения» .

Принципы учения Конфуция: жить в обществе и для общества; • уступать другу; • слушаться Принципы учения Конфуция: жить в обществе и для общества; • уступать другу; • слушаться старших по возрасту и по званию; • починяться императору; • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; • быть человечным. •

Древнегреческая философия: -человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы. -материальной основой расцвета Древнегреческая философия: -человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы. -материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); -стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); -на поздних этапах – смешение космоцентризма и антропоцентризма, в основе которого были проблемы человека; -политеизм ; -древнегреческие боги были частью природы и близки людям.

Доклассический этап: VII – V вв. до н. э. – доклассический (досократовский или натурфилософский). Доклассический этап: VII – V вв. до н. э. – доклассический (досократовский или натурфилософский). На этом этапе появляется потребность в новом типе знания, вызванная существенным изменением общественных отношений. Появляется новый тип мыслителей – софисты , которые обращают внимание на проблематику политической жизни гражданина греческого полиса; Основными проблемами, характерными для отдельных представителей и философских школ этого периода были: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего, а методом философствования – декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

 Гераклит из Эфеса – крупный древнегречекий философматериалист, основатель философского направления. Первоначально принадлежал к Гераклит из Эфеса – крупный древнегречекий философматериалист, основатель философского направления. Первоначально принадлежал к логической школе. Основные взгляды: • первоначалом всего сущего считал огонь; • вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключей закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении; • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; • признавал относительность окружающего мира; • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; • выступал за материальность человеческой и мировой души; • был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; • движущей силой всех процессов считал борьбу: «Война (борьба) есть отец всему и мать всему» .

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии. Основные положения учения Демокрита: • весь материальный Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии. Основные положения учения Демокрита: • весь материальный мир состоит из атомов; • атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с «крючками» и т. д. ); • между атомами существует пространство; • атомы находятся в вечном движении; • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Первая философская школа Первая школа – Милетская. Существовала в Древней Греции в VI в Первая философская школа Первая школа – Милетская. Существовала в Древней Греции в VI в до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милена (крупного торговоремесленного полиса в Малой Азии). Представители милетской школы – Фалес , Анаксимандр , Анаксимен выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков» ); искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Элейская школа: Представители элейской философской школы существовали в VI − V вв. до н. Элейская школа: Представители элейской философской школы существовали в VI − V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Основные взгляды представителей элейской школы изучали проблемы познания; жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса» ) и высшее духовное идеалистическое; • были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Наиболее известные философы данной школы − Парменид , Зенон Элейский , Ксенофан.

Второй этап греческой филсофии Классический (сократический) период (середина V – конец IV вв. до Второй этап греческой филсофии Классический (сократический) период (середина V – конец IV вв. до н. э. ) – время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). Основные направления классического периода: • философско-просветительная деятельность софистов; • философия Сократа ; • зарождение «сократических школ» ; • философия Платона ; • философия Аристотеля.

Постклассический период ( конец IV до н. э. - V в. н. э. ) Постклассический период ( конец IV до н. э. - V в. н. э. ) – период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками. Основные направления в философии этого периода: • распространение антиобщественной философии киников; • зарождение стоического направления философии; • деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, Киренской школы (киренаиков) и др. ; • философия Эпикура; • близость философии и государственных институтов (Сенека – воспитатель Нерона); • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни. Наиболее известные философы: Эпикур , Сенека , Марк Аврелий , Тит Лукреций Кар.

Средневековая философия: Средневековая философия делится на 2 этапа: патристика , схоластика. Особенности средневековой философии: Средневековая философия: Средневековая философия делится на 2 этапа: патристика , схоластика. Особенности средневековой философии: - начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г. ) и началом Возрождения); - отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

Наиболее яркие представители средневековой философии: Тертуллиан Карфагенский, Августин Блаженный, Северин Боэций, Альберт Великий, Фома Наиболее яркие представители средневековой философии: Тертуллиан Карфагенский, Августин Блаженный, Северин Боэций, Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам.

Основные черты средневековой философии: • теоцентризм ; • креационизм ; • господство догматов ; Основные черты средневековой философии: • теоцентризм ; • креационизм ; • господство догматов ; • выделение человека из природы и объявление его творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); • провозглашение принципа свободы воли человека в рамках божественного предопределения; • выдвижение идеи о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; • спор об универсалиях.

В средневековой схоластике выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм. Номинализм − направление В средневековой схоластике выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм. Номинализм − направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» − определяемые материальные вещи. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Реализм − направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях» , воплощением которых являются реальные вещи).

Основные черты философии эпохи Возрождения: • гуманизм (XIV – XV вв. ). Представители: Данте Основные черты философии эпохи Возрождения: • гуманизм (XIV – XV вв. ). Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др. ). В центр внимания ставили человека, воспевали его достоинство, величие и могущество, иронизировали над догматами Церкви; • неоплатонизм (сер. XV – XVI вв. ), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма; • натурфилософия (XVI − нач. XVII вв. ). Представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др. Пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформация (XVI – XVII вв. ). Представители: – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, реформация (XVI – XVII вв. ). Представители: – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др. Стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между верующими и Церковью; • политическая направленность (XV – XVII вв. , Николло Макиавелли ) представлена изучением проблемы управления государством, поведение правителей; • утопизм (XV − XVII вв. ). Представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. Искали идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнивании, тотальном регулировании со стороны государственной власти. • пантеизм. •

Литература: Августин Аврелий. Исповедь. Симферополь, 1998. Аристофан «Облака» // Аристофан. Комедии в 2 -х Литература: Августин Аврелий. Исповедь. Симферополь, 1998. Аристофан «Облака» // Аристофан. Комедии в 2 -х Т. М. : Искусство, 1983. Т. 1. Батищев Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М. : Наука, 1987. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М. : Наука, 1989. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. : Наука, 1978. Боннар Андре. Греческая цивилизация, в З томах. М. : Иск-во, 1992. , т 2. Боэций С. «Утешение философией» и др. трактаты. М. , 1990.

Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М. : Прогресс, 1986. т. 1. Васильева Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М. : Прогресс, 1986. т. 1. Васильева Т. В. Афинская школа философии. М. : Наука, 1985. 157 с. Гегель Г. В. Лекции по философии истории, пер. А. М. Водена, Санкт-Петербург: Наука, 1993. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М. : Искусство, 1984. Гуревич Р. В. Откровение как жанр в средневековой немецкой литературе // Человек. - 2000. - № 5.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М. : Мысль, 1986. Кессиди Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М. : Мысль, 1986. Кессиди Ф. К проблеме греческого чуда // Культурология под ред. Г. В. Драча. Приложение. Ростов-на-Дону: изд. Феникс, 1999. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М. : Искусство, 1969. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М. : Искусство, 1969. Лосев А. Ф. , Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, ЖЗЛ. М. : Молодая Гвардия. 1993. - 384 с. Платон. Апология Сократа //Сочинения в З-х томах. М. : Изд-во «Мысль» , 1968, т. 1. Рабинович В. Л. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке. М. : Политиздат, 1991. Рабинович В. Л. Исповедь книгочея, который учил буквы, а укреплял дух. М. : Книга, 1991.