Начало Руси, славяне.ppt
- Количество слайдов: 65
Возникновение Древнерусского государства. Норманисты и антинорманисты.
История возникновения славян
Происхождение славян Славяне, как считает Большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев — от реки Одерна западе до Карпатских гор на востоке.
Теории происхождения славян Миграционная Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по Восточной Европе. Мнения о прародине славян: Дунайская, Прибалтийская, скифо-сарматская, азиатская, среднеевропейская, североевропейская (арктическая). Автохтонная (местная) Славяне исконно проживали на территории Восточной Европы. В связи с этим в истории славян выделяют периоды: 1) протославянский (III т. до н. э. – I т. до н. э. ); 2) праславянский (конец I в. до н. э. – VII в. ); 3) собственно славянский (VIII–IX вв. ).
Народы, населявшие территорию будущей Руси славянские племена: • поляне, древляне, ильменские словене, олочане, дреговичи, северяне, бужане (волыняне), радимичи, вятичи, уличи, тиверцы; неславянские племена: • чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, емь, литва, летьгола, зимигола, корсь, нарова, ливы, ятвяги.
Расселение древних славян В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориальнополитический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.
Племена Места расселения Кривичи Верховья р. Волги, Днепра, Западной Двины Вятичи Бассейн р. Оки Ильменские славяне Вокруг озера Ильмень и по р. Волхов Радимичи По р. Сожи Древляне По р. Припяти Дреговичи Между р. Припятью и Березиной Поляне По западному берегу р. Днепр Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-европейской равнины Северяне По среднему течению р. Днепр и по р. Десна
Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства.
Восточные источники предполагают существование накануне образования государства трех крупных объединений славянских племен: 1) 2) 3) Куявия – на территории Киева; Славия – на территории Новгорода; Артания – (Рязань или Чернигов).
Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности.
Теории возникновения древнерусского государства 1. Религиозно- историческая теория изучает движение человека к Богу. Точкой отсчета Российского государства является Киевская Русь, ее крещение.
2. Локально- историческая теория изучает единство человека и территории. На территории России такой цивилизацией является Евразия. На территории междуречья Днепра и Волги, существовавшей во времени I т. н. э. , было много государственных объединений с этнически “смешанным” составом населения.
Наследие евразийцев отразилось в творчестве историка и этнолога Л. Н. Гумилева (1912— 1992), написавшего большое количество работ, посвященных истории древних народов. Особое внимание он уделял проблеме межэтнических контактов.
3. Всемирно-историческая теория. Историки теории главным двигателем перемещений народов считают “потребность в больших пространствах земли, необходимых при тогдашнем примитивном ведении хозяйства”. В материалистическом направлении выделяются такие причины, как разложение первобытнообщинного строя и появление частной собственности, формирование крупных племенных союзов.
Норманнская (Либеральное направление) Государство создано варягами-норманнами. Термин «Русь» – варяжского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор. Антинорманнская (Либеральное Государство создано славянами. Термин «Русь» славянского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор. направление) Умеренно-норманнская (Материалистическое направление) Норманнская (Технологическое направление) Признает наличие многочисленных варяговнорманнов в Восточной Европе, но отрицает их роль в создании государственности. Государство – продукт длительного эволюционного развития и не может быть привнесено «извне» . Оно является орудием политического господства одного класса над другими. Термин «Русь» – норманнского происхождения, но ставший этнонимом собирательного характера Изобретение нового типа военного корабля, «дракара» , обусловило военную экспансию норманнов в Европе и, в частности, завоевание норманнами Восточноевропейской равнины. Благодаря своему военному превосходству, норманны-варяги подчинили славян и в процессе социального синтеза стали военным сословием нового государства – Киевской Руси.
Норманская теория Призвание варягов. В. М. Васнецов
Норманнская теория возникновения древнерусского государства Норманнская теория – это направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов, скандинавов) основателями первого государства восточных славян - Киевская Русь.
Родоначальниками этой теории выступали Иоганн Готфрид Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый Герардт Фридрих Миллер. Чуть позже эту теорию развил Шлёцер.
Немецкие ученые использовали сообщения летописи "Повесть временных лет" для изложения своей теории. Русский летописец начала XII в. включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. В 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский престол. И три брата откликнулись на призыв славян.
Рюрик из Дании • В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его . По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский из династии Скьёльдунгов, брат изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.
Эйрик из Швеции Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. • В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге)1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой» Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.
Аргументы норманистов • Древнерусские летописи «И сказали себе словене: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. » Более поздние летописи заменяют термин варяги псевдоэтнонимом «немцы» , объединяющем германские и скандинавские народы.
Аргументы норманистов Письменные свидетельства современников • Западноевропейские и византийские авторы IX—X веков идентифицируют Русь как шведов, норманнов или франков. • Важнейший аргумент норманской теории - сочинение византийского императора Константина VII «Об управлении империей» (949 г. ), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: росском и славянском, и толкование названий на греческом.
Таблица названий порогов:
Археологические свидетельства – В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола, возможно позднее ставшее символическим трезубцем — гербом Рюриковичей. Похожее изображение сокола отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939— 941 гг. ).
Археологические свидетельства • При археологических исследованиях Рюриковом городище обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, обнаружены предметы скандинавского типа. • Это свидетельствует о присутствии выходцев из Скандинавии в Новгородских землях во времена зарождения русской
Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: пришедшие варяги есть скандинавы и они практически создали государство, что местному населению было не под силу варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.
П. П. Смирнов • Крупным норманистским сочинением, появившимся в нашей историографии в 20 -е годы, была книга П. П. Смирнова "Волжский путь и древние руссы" Павел Петрович Смирнов (9 сентября (21 сентября) 1882, Симбирск — 2 апреля 1947, Москва) — российский историк. Лауреат Сталинской премии (1943).
Антинорманнская теория.
Антинорманская теория • • Согласно антинорманской теории, представления прежних историков о дикости тогдашних руссов являются и впрямь дикими по своему несоответствию с действительностью. Уже во 2 -й половине IX века в Восточной Европе существовало два больших славянских государства — Новгородское (Русью еще не называвшееся) и Киевское (носившее имя Руси). Эти государства имели своих князей, свои династии, свою собственную, довольно высокую культуру и широкие связи в Европе.
Антинорманская теория • “Варяги”, явившиеся на Русь, были по национальности славянами и приглашены в Новгород потому, что мужская линия древней славянской новгородской династии угасла. Призывали своих — славян, а не чужих — германцев. Никакой существенной роли в создании государственности, культуры и т. д. Древней Руси германцы не сыграли. И государственность, и культура были свои, созданные еще веками до этого своими руками.
Противники норманнской теории (антинорманнисты) признают, что в основе легенды, описанной в летописи, лежит исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика. Заслуга Рюрика заключается в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси – Рюриковичей, а не оказал заметного влияния на развитие социально - экономических и политических процессов у славян.
Ломоносов положил начало полемике между норманнистами и антинорманнистами. Полемика обозначилась по ряду вопросов: 1) Являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь? 2) Термин “русь” является словом скандинавского или иного происхождения?
Критика Ломоносова • По мнению Ломоносова, не слабость и не неспособность россов к государственному управлению, как это упорно старались утверждать сторонники норманской теории, а классовые противоречия, которые были подавлены силой варяжской дружины, явились причиной призвания варягов.
Оппозиция против норманнизма • • До шестидесятых годов XIX века школа норманистов могла считаться безусловно господствующею, так как против нее было высказано лишь немного возражений. За это время наиболее выдающимися представителями норманнизма явились Карамзин, Круг, Погодин, Куник, Шафарик и Миклошич. • Однако, с 1859 г. оппозиция против норманнизма поднялась с новой, небывалой до того силой. Н. М. Карамзин М. П. Погодин
Помимо Ломоносова опровержение норманнской теории высказывают и другие российские историки, в том числе и С. М. Соловьев: «Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; те же, которые оставались в Руси навсегда быстро сливались с туземцами. Таким образом, при начале русского общества не может быть и речи о господстве норманнов»
Д. И. Иловайский • антинорманистом XIX века был Д. И. Иловайский. Летописный рассказ о призвании варягов считался им легендарным, и на основании этого отвергалась всё связанное с Рюриком. Д. И. Иловайский яв лялся сторонником южного происхождения руси. Отстаивал изначальное славянство болгар, большую роль славян в Великом Переселении Народов и важную роль славян в союзе гунов.
По мнению Д. И. Иловайского, норманизм держался на следующих основаниях: 1. Известие русской летописи (то есть рассказ о призвании варягов). 2. Путь из Варяг в Греки, описанный в той же летописи, и связанные с ним имена Днепровских порогов, приведенные Константином Багрянородным. 3. Имена князей и дружины, в особенности по договорам Олега и Игоря 4. Известия византийских писателей о Варягах и Руси. 5. Финское название Шведов Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном. 6. Известие Бертинских летописей о трех русских послах и известие Лиутпранда о Руссах-Норманнах. 7. Известия арабских писателей. 8. Скандинавские саги. 9. Позднейшие связи русских князей с Скандинавами.
Путь из Варяг в Греки • Путь из Варяг в Греки, описанный в той же летописи, и связанные с ним имена Днепровских порогов, приведенные Константином Багрянородным. • Старания норманистов объяснять русские названия исключительно скандинавскими языками сопровождаются всевозможными натяжками. Мы думаем, что с меньшими натяжками можно объяснять их языками славянскими, но и то собственно некоторые из них, потому что другие, вследствие утраты слова из народного употребления, или потери своего смысла, или по крайнему искажению, пока не поддаются объяснениям (Есупи, Айфар и Леанти)
Имена князей и дружины, в особенности по договорам Олега и Игоря • остаются пока никем не опровергнутые мои доводы о том, что имена наших первых исторически известных князей, то есть Олега и Игоря, несомненно туземные. Это имена почти исключительно русские. … И наоборот, наиболее употребительные исторические имена скандинавских князей, каковы Гаральд, Эймунд, Олаф и т. п. , совсем не встречаются у наших князей. …
Известия византийских писателей о Варягах и Руси • Из анализа источников Иловайский вывел, что Русь, по мнению византийцев, туземный народ, а не пришлый. Имя же варягов возникает у них значительно позже времён «призвания»
Финское название Шведов Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном • Надобно прежде объяснить самое слово Руотси. • Это слово нисколько не указывает на тождество Шведов с нашею Русью. Филологически никем не доказано, чтобы слова Руотси и Рось были тождество, а не созвучие. Что касается до предполагаемой связи шведской провинции Рослагена или Родслагена и общества Rodhsin (гребцов) с нашею Русью, от нее добросовестно отказа. лись уже сами представители норманистов (после монографии г. Гедеонова)
Известия арабских писателей. • Итак, перебирая все известия Арабов, окажется, что в них нет ни одной черты, которую можно бы отнести по преимуществу к Скандинавам. Но вот что можно вывести из них как положительный факт: уже во второй половине IX и в первой X века Арабы знали Русь как многочисленный, сильный народ, имевший соседями Булгар, Хазар и Печенегов, торговавший на Волге и в Византии. Нигде нет и малейшего намека на то, чтобы Русь они считали не туземным, а пришлым народом
Скандинавские саги • Замечательно, что скандинавские саги, столь много рассказывающие о народах Норманнов, совершенно молчат об их плавании по Днепру и его порогам. … В русских летописях и в скандинавских сагах нашлось несколько сходных преданий. Например, о смерти Олега от своего коня, о взятии Коростена Ольгой при помощи воробьев и голубей, и пр. И вот еще доказательство скандинавского происхождения! Интересно при этом незамеченное норманистами обстоятельство, что русские саги по-видимому древнее исландских! … Сходные мифические мотивы можно встречать и постоянно встречаются не только у родственных народов, но также у народов весьма отдаленных друг от друга. Между тем у нас есть целые ученые трактаты, толкующие о заимствовании русскими песен, сказок и пр. то с востока, то с запада. Остается только предположить, что и весь Русский народ откуда-нибудь заимствован!
Позднейшие связи русских князей с Скандинавами • Одним словом, мы видим иногда довольно деятельные сношения. Но что же из этого? Следует ли отсюда, будто Руссы пришли из Скандинавии? Нисколько. Подобные связи и сношения мы находим и с другими народами, как то: с Греками, Поляками, Немцами, Половцами и т. д.
Наибольшей остроты дискуссия достигла в середине XIX века, когда в защиту норманнской теории выступили датский историк, профессор Копенгагенского университета Вильгельм Томсен и русский историк, академик А. Куник. В ученой среде установилось представление о произошедшей в результате опубликования работы Томсена победе норманнистической концепции истории Древней Руси.
Основные положения норманнской теории, ведущую роль скандинавов в создании Древнерусского государства признавало подавляющее большинство советских ученых, в частности М. Н. Покровский и И. А. Рожков. По мнению Рожкова на Руси "государство образовалось путем завоеваний, сделанных Рюриком и особенно Олегом". М. Н. Покровский
Вместе с тем ряд историков XIX века стояли на позициях воинствующего антинорманнизма. В частности, Гедеонов в своем двухтомном труде “Варяги и Русь” (1876 г. ) подверг критике взгляды норманнистов и привел ряд доказательств местного происхождения термина “русь”.
Книга крупнейшего ученого А. А. Шахматова посвящена проблемам происхождения славянства. Его труды по истории летописания сыграли важную роль в критике норманнизма и подорвали одну из основ норманнской теории. На основании его анализа летописи, им установлен поздний и недостоверный характер рассказа о призвании варяжских князей. Но вместе с тем он, как и подавляющее большинство, русских ученых того времени, стоял на норманнистских позициях.
Заключение: Споры норманнистов и антинорманнистов оказались довольно плодотворными. Они заставили оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр. В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства, как результат иноземной инициативы.