Игра в пространстве урока.pptx
- Количество слайдов: 16
ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УРОКА Андреев Александр Николаевич, ст. преподаватель кафедры эстетического образования и культурологии МИОО
Игра (в общепринятом представлении) есть нечто несерьезное, позволяющее отвлечься от деятельности. В противовес этому существует множество подходов, где игра рассматривается именно как одна из высших форм произвольной деятельности.
По мнению А. А. Вербицкого, профессора МГГУ им. Шолохова , задача современного образования, состоит: • в переносе акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность учащегося. Отсюда необходимость научить его учиться (активно проявлять себя в познавательной деятельности, т. е. быть субъектом учения); • в переходе к новым способам межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель-ученик» , «ученик-ученик» . Условия диалога, взаимопонимания, открытости и доверия «раскрепощают» личность обучаемого, стимулируют и поддерживают его познавательную активность, способствуют наиболее полному выражению личностных свойств и качеств; • в обеспечении таких психолого-педагогических условий, форм учебной деятельности, которые способствовали бы формированию профессиональных знаний, умений, навыков, общих и профессиональных способностей, социальных качеств личности, приобретению опыта творческой деятельности.
Классическая парадигма Новая парадигма 1. Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к обеспечение условий самоопределения и жизни и труду самореализации личности в любом возрасте 2. Человек - простая система 3. Знания – из прошлого ( «школа памяти» ) 2. Человек – очень сложная система 3. Знания – из будущего ( «школа мышления» ) 4. Образование - передача ученику 4. Образование - созидание человеком известных образцов знаний, умений, образа мира в себе самом посредством навыков ( «образцевание» ) активного полагания себя в мир интеллектуальной, предметной, социальной и духовной культуры 5. Ученик, студент – объект 5. Ученик, педагогического воздействия, обучаемый познавательной обучающийся студент – субъект деятельности, 6. Субъект – объектные, монологические 6. Субъект – субъектные, диалогические отношения педагога и обучаемого отношения педагога и обучающегося 7. «Ответная» , репродуктивная, 7. Активная, инициативная, творческая деятельность обучаемого деятельность обучающегося
Место театральной (игровой) педагогики в структуре современных педагогических подходов Системно-деятельностный подход: Усвоение содержания образования и развитие ученика в процессе его собственной активной деятельности. Педагогика искусства : Усвоение содержания образования и развитие ученика в процессе художественнотворческой деятельности. Театральная (игровая)педагогика: Усвоение содержания образования и развитие ученика в процессе физической художественно-творческий деятельности. Деятельностный подход Педагогика искусства Театральная педагогика
Особенность способа познания в театральной (игровой) педагогике Общая педагогика Педагогика искусства Театральная (игровая) педагогика Научный способ познания (интеллект) Целостно-образный способ познания (чувства и эмоции) Кинестетический способ познания (тело и ощущения) На уроке математики На олимпиаде по МХК На занятии актёрскому мастерству
Очевидно, что игра (как любая личностноориентированная деятельность) в идеале должна задействовать все три сферы: • Интеллектуальную; • Эмоционально-образную • Телесную
На олимпиаде по МХК
Авторы ведущих театрально-педагогических методик в системе образования Ершова Александра Петровна, к. п. н. Автор «Социо-игрового стиля» преподавания Клубков Сергей Вячеславович (1953 -2005), к. и. Автор методики «Режиссура и педагогика корня» Сухов Фёдор Владимирович, Автор методики «Образовательный 3 D-театр»
Признаки игры: 1. В игре есть цель и есть азарт; 2. В игре есть победившие и не победившие; 3. Есть правила, их соблюдение обязательно для всех; 4. Есть свобода, ограничиваемая только правилами; 5. Есть право не участвовать в игре.
Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием "иного бытия", нежели "обыденная жизнь". Й. Хейзинга
Принципы организации занятия, характерные для театральной (игровой) педагогики • Построение занятия по законам художественно-педагогической драматургии и режиссуры урока: завязка (индуктор) – кульминация (разрыв) – развязка (новое знание). • Организация пространства и динамики урока как смены оправданных для каждого вида деятельности мизансцен. • Организация коллективной поисковотворческой работы в малых группах. • Включение учеников в личностное, целенаправленное, целесообразное, активное, продуктивное действие. • Предложение действовать «в логике другого» - создание ролевой установки. • Включение «Магического Если бы» сочинение интересных и стимулирующих творческую активность предлагаемых обстоятельств.
Литература 1. Берлянд И. Е. "Игра как феномен сознания". Кемерово, Алеф, 1992 2. Вербицкий А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании. М. 2012 3. Йохан Хейзинга "Homo ludens". М. , Прогресс, 1992 4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. , 1979 5. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов (в общем и дополнительном образовании) Косинец Е. И. , Климова Т. А. , Никитина А. Б. , http: //mioo. seminfo. ru/mod/resource/view. php? id=18568
Игра в пространстве урока.pptx